Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Экономика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Экономические аспекты медицинского страхования в России и экономические показатели эффективности территориальной программы омс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития
медицинского страхования в России. 6

1.1. История обязательного медицинского
страхования в России. 6

1.2. Особенности обязательного медицинского
страхования в России. 12

1.3. Подходы к оценке эффективности обязательного
медицинского страхования  18

Глава 2. Оценка экономических показателей
эффективности обязательного медицинского страхования в России. 22

2.1. Анализ показателей состояния обязательного медицинского
страхования в России. 22

2.2. Оценка эффективности обязательного
медицинского страхования и территориальной программы ОМС в России. 30

2.3. Проблемы развития обязательного медицинского
страхования в России. 38

Глава 3. Повышение эффективности медицинского
страхования и территориальной программы ОМС в России. 42

3.1. Предложения по развитию обязательного
медицинского страхования в России  42

3.2. Перспективы развития обязательного
медицинского страхования в России  62

Заключение. 70

Список использованной литературы.. 73

Приложения. 77

  

Введение:

 

Актуальность работы.
Система здравоохранения в любом
государстве правительства работает хорошо только в контексте адекватных
ресурсов. При этом уровень жизни населения одновременно определяется реальными
финансовыми ограничениями системы здравоохранения и экономическими
возможностями государства. Например, система медицинского страхования хорошо
работает в нестабильной финансовой среде.

В ряде стран, которые
отказались от строгих правил государственного страхования и известны своими
обязательствами по свободной торговле из-за высокой конкуренции, созданы
условия для повышения качества, отказа экономически неэффективные методы и
участники рынка и появление новых технологий и продуктов.

Одним из ключевых
компонентов качества и качества жизни граждан государства является развитие
системы охраны здоровья, которая также способствует обеспечению производства и
качества человеческих ресурсов за счет важную роль в развитии экономики
образования, правительство и правительство в целом. В настоящее время
недостатки финансовой поддержки в области общественного здравоохранения
считаются одними из самых неотложных и нестабильных с точки зрения
правительства. Очень важной частью экономического и социального развития
является охрана здоровья населения. Государственные расходы на улучшение
сектора здравоохранения имеют первостепенное значение для общества, а не только
для экономики. Кроме того, именно эффективность сектора здравоохранения,
который защищает и восстанавливает здоровье человека, способствовала повышению
производительности и сокращению заболеваемости, а также увеличению
работоспособности населения.

В тех случаях, когда
возникает недостаток финансовой поддержки, важными составляющими системы
здравоохранения являются предоставление качественных услуг, а также причина для
соблюдения и сохранения стоимости использования имеющихся финансовых ресурсов. В
целом финансовый успех играет очень важную роль в секторе здравоохранения.
Также важным моментом является его анализ, который необходим для повышения
эффективности работы учреждения и, что немаловажно, для отчетности перед
вышестоящими государственными органами.

В настоящее время
распространенной проблемой медицинских учреждений является очень низкая
стоимость финансовой поддержки. Это включает в себя старую мебель, плохое
состояние помещений в медицинских учреждениях и в некоторых случаях небрежный
уход за пациентами.

Степень разработанности
темы представлена трудами таких авторов, как А.И. Вялковой, М.П. Куркиной, П.Н. Аленина, С.А.
Алыпкашевой, О.А. Воропиновой, А.Х. Гудова и др.

Цель работы – повышение эффективности медицинского
страхования и территориальной программы ОМС в России.

Задачи:

— рассмотреть историю
обязательного медицинского страхования в России;

— описать особенности
обязательного медицинского страхования в России;

— показать подходы к
оценке эффективности обязательного медицинского страхования;

— провести анализ
показателей состояния обязательного медицинского страхования в России;

— проанализировать эффективность
обязательного медицинского страхования и территориальной программы ОМС в России
и проблемы развития обязательного медицинского страхования в России;

— представить предложения
по развитию обязательного медицинского страхования в России;

— представить перспективы
развития обязательного медицинского страхования в России.

Объект исследования –
обязательное медицинское страхование
в России.

Предмет исследования –
оценка экономических
показателей эффективности обязательного медицинского страхования в России.

Методы исследования –
анализ, обобщение полученной информации.

Теоретической основой
исследования послужили научные работы, монографии.

Нормативной основой
исследования послужили законодательные акты.

Эмпирической основой
работы послужили статистические данные.

Научная новизна
исследования заключается в разработке предложений по развитию обязательного медицинского страхования
в России.

Теоретическая значимость
работы заключается в исследовании экономических показателей эффективности
обязательного медицинского страхования в России.

Прикладная ценность
работы заключается в применении полученных результатов в исследовании экономических
показателей эффективности обязательного медицинского страхования в России.

Структура работы состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Медицинское
страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране
здоровья.

Важнейшим
нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование,
является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее —
Закон).

Закон
устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского
страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного
медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования
медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели
финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное
медицинское страхование является составной частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные
возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за
счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,
соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основная
схема работы страхования здоровья в обязательном порядке является базовой,
соответственно, распространена на территории всей страны. Однако, в зависимости
от региона, потребности в тех или иных услугах имеют большие различия. В связи
с этим, на ее основе разработаны территориальные программы обязательного
медицинского страхования, которые полностью соответствуют единым нормам и
финансируются за счет средств, полученных от субъектов России. Средства,
направленные в бюджетные фонды территориальных программ, – это разница между
нормами финобеспечения программы ОМС на базовой и территориальной основах, но
при этом учитывается количество оформивших страховой полис лиц, проживающих на
территории того или иного субъекта РФ. Объемы помощи включают данные
застрахованных граждан за пределами субъекта.

В
2021 — 2023 гг. расходы ФОМС превысят его доходы. В 2021 г. дефицит бюджета
составит 11,57 млрд. руб., в 2022 г. — 1,46 млрд. руб. Ожидается, что в 2023 г.
дефицит бюджета будет сведен к минимуму. Бюджет ФОМС на 2021 год и на плановый
период 2022 и 2023 годов будет сбалансирован за счет переходящих остатков.
Однако, начиная с 2024 года, этот источник погашения дефицита будет практически
исчерпан.

Общий
объем доходов на 2021 год планируется в сумме 2 533,8 млрд рублей, на 2022 год
— 2 656,5 млрд рублей, на 2023 год — 2 798,8 млрд рублей. Основным источником
формирования доходной части бюджета являются страховые взносы на ОМС. На их
долю приходится более 80% всех доходов бюджета ФОМС. Дополнительным значимым
источником дохода

Федерального
фонда ОМС являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Доля
средств бюджета ФОМС, которая пошла на субвенции, передаваемые в субъекты
Российской Федерации, составила в 2017 году всего 88,6 %, в 2018 году — 93,8 %
от общей величины расходов бюджета ФОМС, а в 2019 и 2020 годах –94%. В целом,
наблюдалась положительная тенденция. В структуре же расходов бюджета ФОМС 2021
года на долю субвенций приходится около 89,4%. В бюджете ФОМС предусмотрена
субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации в размере: на
2021 год — 2 276,8 млрд рублей, на 2022 год — 2 384,4 млрд рублей, на 2023 год
— 2 519,0 млрд рублей. Для сравнения: в бюджете ФОМС предыдущего года были
предусмотрены субвенции территориальным фондам ОМС на 2020 год в сумме 2 225,4
млрд рублей, на 2021 год — 2 359,0 млрд рублей, на 2022 год — 2 487,2 млрд
рублей.

Федеральные медицинские организации
традиционно выполняют специфические функции, связанные с оказанием медицинской
помощи в наиболее сложных случаях, проведением научных исследований,
клинической апробацией и т.д. Поэтому, даже после внедрения в Российской
Федерации системы обязательного медицинского страхования, они продолжали
финансироваться за счет средств федерального бюджета. «Погружение» федеральных
медицинских организаций в систему ОМС происходило достаточно медленно. Процесс
активизировался в 2013 году с началом очередного этапа перехода к
одноканальному финансированию, когда в состав тарифа кроме пяти основных
(зарплата, начисления, медикаменты, продуты питания, мягкий инвентарь) вошли
большинство оставшихся статей (за исключением капитального строительства,
ремонта и приобретения оборудования стоимостью свыше 100 тыс.руб.).

Развитие информационных технологий,
цифровизация всех сфер общества создают новые возможности для развития системы
ОМС. Система ОМС является одной из сфер здравоохранения, где наиболее развиты
информационные системы. Это вызвано насущной необходимостью ведения обширных
баз данных застрахованных лиц, медицинских организаций, страховых медицинских
организаций, экспертов и т.д., а также обработкой большого количества
выставляемых счетов и т.д. О том, что система обязательного медицинского
страхования в России нуждается в реформировании и цифровизации, министр
здравоохранения России Михаил Мурашко говорил еще 13.05.2020 на пленарном
заседании Государственной Думы. По его мнению, система ОМС должна
трансформироваться за счёт более глубокого внедрения информационных технологий,
что позволит ясно видеть систему расчетов и персонификацию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
развития медицинского
страхования в России 1.1. История
обязательного медицинского страхования в России Летопись
обязательного медицинского страхования в современной России насчитывает
четверть века, но корни его зарождения уходят глубоко в историю. Зачатки
страховой медицины как форма социальной защиты интересов населения в охране
здоровья в России появились еще в конце XVIII – начале XIX веков, когда на
первых в стране капиталистических предприятиях возникли кассы взаимопомощи [11].

Впервые
обязательное медицинское страхование было введено в Пруссии в 1845 году для лиц
определенных профессий. В 1883 году закон о медицинском страховании был
принят на всей территории Германии. При Бисмарке система социального
страхования для рабочих получила дальнейшее развитие. В конце XIX — начале
XX веков системы социального медицинского страхования возникли во многих
европейских странах.

В
России во второй половине XIX века получила развитие система страхования
ремесленников, основой которой были больничные кассы, однако сравнительно
широкое развитие эти кассы получили после революции 1905 года [18].

В
1912 году III Государственная Дума приняла закон об обеспечении рабочих на
случай болезни, который охватывал около 20% наемных работников. На предприятиях
с числом работников свыше 200 учреждались больничные кассы, мелкие предприятия
могли создавать общие больничные кассы. Они управлялись собранием, куда
входили представители рабочих и предпринимателей, 2/3 голосов на собрании
принадлежало наемным работникам [6].

Собрание
избирало Правление кассы, в которое входили представители работодателя и
представители наемных работников, причем последние имели большинство.
Страховые взносы, размер которых устанавливало собрание, делились между
работниками и работодателями. Взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей.

Основной
задачей больничных касс была выплата пособий в случае болезни, увечья,
родов и смерти. Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях и
внезапных заболеваниях участникам больничных касс должны были, в соответствии
законом, обеспечиваться за счет предпринимателя, стационарная помощь и
родовспоможение — на общих для населения основаниях. Однако на практике этот
вид помощи часто финансировал предприниматель [13].

Страхование
было индивидуальным, помощь членам семей не оказывалась. Но кассы имели право
организовывать для них лечебницы.

В
соответствии с законом больничные кассы подчинялись губернским страховым
присутствиям, которые возглавляли губернаторы или градоначальники и
состояли из 15 человек (из них 2 — рабочих). Страховые присутствия
подчинялись Российскому страховому совету численностью 21 человек, из
которых 5 были рабочими.

С
приходом советской власти были сделаны попытки развить страховую медицину. В
период НЭП в начале 20-х годов XX века были определены страховые взносы по ряду
видов социального страхования. В 1922 году для негосударственных предприятий
размер взноса на медицинское страхование составлял от 5,5 до 7% по отношению к
оплате труда. Страховые взносы передавались непосредственно в распоряжение
органов здравоохранения, и обязательное медицинское страхование было реальным
дополнительным источником финансирования медицины при сохранении
государственного финансирования как основного [5].

Однако
в 1929 году страховая медицина была ликвидирована. После окончания периода НЭП
финансирование учреждений здравоохранения осуществлялось за счет
государственного бюджета. Вместо страховой медицины была утверждена единая —
«всеобщая и бесплатная». Сохранились лишь отдельные элементы медицинского
страхования: за счет страховых средств частично финансировались
санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и здоровительной
работы на промышленных предприятиях.

Но
с 60-х годов система стала буксовать: давал о себе знать остаточный принцип
финансирования охраны здоровья. В начале 90-х ситуация переросла в критическую:
денег из бюджета катастрофически не хватало, и никто не мог ответить, сколько
их нужно и почему врачи получают одинаковую зарплату за неодинаковую работу.
Тогда в России вспомнили о медицинском страховании. Бюджетная модель
здравоохранения уступила место бюджетно-страховой медицине [14].

Создание
системы обязательного медицинского страхования в современной России совпало с
началом глобального реформирования политических и экономических институтов
государства, формирования рыночной экономики. Концептуальные основы
обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и его
организационная модель были сформулированы в принятом в 1991 году Законе «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Вместе
с тем, оставались нерешенными такие основные вопросы, как организация
финансовых потоков, управление реализацией закона и государственный контроль в
системе. Необходимо было создание страховой инфраструктуры с обязательным
формированием в ней активных элементов, которые бы организовывали
взаимодействие субъектов системы и создавали условия для ее развития.

Такими
активными элементами стали государственные внебюджетные фонды обязательного
медицинского страхования. Для регламентации их деятельности в 1993 году был
принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском
страховании граждан в РСФСР», после принятия которого Закон о медицинском
страховании стал действующим и именно 1993 год считается годом начала развития
системы обязательного медицинского страхования в России [25].

В мире государственное
управление охраной здоровья является одним из приоритетных направлений
государственной политики, ведь забота о жизни и здоровье являются базовыми для
любой страны. От здоровья населения зависит качество рабочей силы, ее
производительность и эффективность производства.

Государственное
управление системой здравоохранения в соответствии с требованиями Конституции
России, Основ законодательства об охране здоровья и других законов России. Также
можно отметить многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты, положения о
соответствующих органах исполнительной власти и местного самоуправления,
медицинские учреждения и должностные лица утверждены указами Президента России,
постановлениями Правительства и приказами Министерства здравоохранения России.

«Право на охрану
здоровья – это обеспечение нужного жизненного уровня. Кроме этого, это право
предполагает также наличие безопасной для здоровья и жизни человека окружающей
природы. Защита здоровья граждан основывается на ряде принципов, основанных на
законодательстве Российской Федерации об охране здоровья, в том числе:
признание здоровья приоритетным направлением общественной практики. и
правительство; защищать свободы и права граждан и отдельных лиц в сфере
здравоохранения, безопасности и связанных с ними службах государства; общий
доступ к медицинскому обслуживанию и другим медицинским услугам; адаптироваться
к целям и условиям экономического, социального и культурного развития нашего
общества, научной, технической, материальной и финансовой безопасности;
перераспределение государственного управления, развитие и автономия работников
здравоохранения посредством контрактов и юридических услуг и многое другое [21].

Система охраны
здоровья может быть системой конкретных действий, направленных на развитие и
поддержание основных физических и психических функций, лучшего социального
события и человеческой активности, а также на долгосрочную перспективу.

Реализация
государственного управления в здравоохранении ложится  органы местного самоуправления и на органы
исполнительной власти.

Непосредственную
охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические,
лечебно-профилактические, физкультурно-профилактические, курортно-санаторные,
научно-медицинские, аптечные  и другие
учреждения здравоохранения. К этим учреждениям относятся: специализированные диспансеры, больницы,
поликлиники, санитарно-эпидемиологические центры, родильные дома,
медико-санитарные части учреждений и организаций, станции скорой медицинской
помощи  и другие.

Основной составляющей
практической медицины являются больницы. По отраслевой принадлежности можно
выделить больницы, которые входят в систему Минздрава России и ведомственные
больницы; по территориальному признаку — межрайонные,  районные, областные больницы,  городские.

Учреждения
здравоохранения создаются предприятиями, частными лицами при наличии
необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов, а
также учреждениями и организациями различных форм собственности.
Законодательством России определяются условия и порядок создания таких
заведений, их государственная регистрация и аккредитация, порядок
лицензирования медицинской и фармацевтической практики [19].

Свою деятельность
осуществляют на основании устава, утвержденного уполномоченным им органом или
собственником.

Государственные органы
освобождают от должности руководителей учреждений здравоохранения или назначают
на должность.  Однако независимо от
юридического статуса этих учреждений руководство ими может осуществлять лицо,
отвечающее квалификационным требованиям установленных государством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы