Магистерский диплом (ВКР) на тему Экологическое направление в культуре 21 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Эко пространство: трансформация в современном мире 8
1.1. Подходы к определению экопространства 8
1.2. Основные характеристики экопространства 24
1.3. Зона экологического комфорта 31
Глава 2. «Эко-тренд» в оформлении современных культурных и общественных пространств 43
2.1. Эко-стиль в дизайне интерьера 43
2.2. Эко-тренды: региональная специфика и потенциал 55
2.3. Анализ особенностей эко-трендов в Томской области 72
2.4. Рекомендации по оформлению экопространств 89
Заключение 111
Список литературы 113
Введение:
Актуальность темы исследования. Экология представляет собой важнейшую часть благополучия жизни общества. В настоящий момент требуется пересмотр концепции отношений диады «человек-природа». В конце ХХ века внимание к диаде «человек-природа», а также к культуре взаимодействия внутри этой диады существенно усилилось. Причиной та-кого повышения стало понимание того, что регулирование процессов воз-действия человеческой деятельности на окружающую среду, поможет че-ловечеству избежать экологической катастрофы, касающейся всего челове-чества.
Происходящее уже сейчас ухудшение экологической обстановки в глобальных и локальных масштабах неизбежно требует гармонического воссоединения человека и природы, которое возможно только через по-вышение экологической культуры общества.
Современное общество все больше осознает важность сохранения природы и бережного отношения к окружающей среде. Экологическая культура становится неотъемлемой частью нашей жизни, а экотренды – одним из проявлений этой культуры.
Экотренды – это модные тенденции, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду. Они затрагивают раз-личные области жизни: от питания до одежды и технологий. Например, многие люди переходят на растительное питание или выбирают продукты с минимальным количеством упаковки. Также все больше людей отказыва-ется от автомобилей в пользу велосипедов и общественного транспорта.
Один из факторов, способствующих распространению экотрендов – это повышение экологической культуры общества. Люди становятся более информированными о проблемах окружающей среды и осознают свою от-ветственность за ее сохранение. Большинство людей хочет жить в здоро-вой и чистой среде, поэтому они готовы приложить усилия для ее сохра-нения.
В свою очередь, экотренды также влияют на развитие экологической культуры. Они помогают людям осознать, что мелкие изменения в повсе-дневной жизни могут иметь большое значение для окружающей среды. Кроме того, экотренды иногда становятся привлекательными модными трендами, которые привлекают внимание и интерес к проблемам окружа-ющей среды.
Однако следует отметить, что не все экотренды являются полезными для окружающей среды. Некоторые из них носят скорее характер «зеле-ной» рекламы и не приносят реальной пользы. Поэтому важно относиться к экотрендам критически и выбирать только те, которые действительно способствуют сохранению природы.
В целом можно сказать, что экологическая культура и экотренды взаимосвязаны друг с другом. Экотренды – это проявление экологической культуры в повседневной жизни, а экологическая культура – это осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде. Поэтому раз-витие обоих является важным направлением для создания устойчивого бу-дущего.
Тренд на экологичность затрагивает все сферы жизни: люди начина-ют сортировать мусор и задумываться о разумном потреблении, а бизнес — внедрять инструменты экологического производства.
Таким образом, актуальным считается изучение эко-трендов в оформлении современных культурных и общественных пространств Том-ской области.
Степень научной разработанности проблемы. Термин «экологиче-ская культура» впервые употребляется в 1980 г. Д. С. Лихачевым. Автор акцентирует внимание на сохранении культурной среды человека как главной задаче экологии культуры, отмечая важность взаимосвязи соци-альной экологии и экологии культуры.
В отечественной и зарубежной социально-гуманитарной науке пред-ставлен вполне достаточный объем исследовательской литературы, кото-рая посвящена данной проблематике. Изначально направление социаль-ной экологии прослеживается в идеях О. Конта. Английские ученые Д. Милль и Г. Спенсер занимались их развитием в дальнейшем. Но вплоть до 20-ых годов 20-ого столетия в термин «социальная экология» вкладыва-лось другое значение – так назывался раздел биоэкологии.
B ином контексте термин «социальная экология» впервые был упо-треблен в работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. американскими исследователями, представителями Чикагской школы со-циальных психологов – Р. Парком и Е. Берджесом. B России к концу 70-ых годов ХХ века социально-экологическими аспектами занимались такие ученые, как Э. В. Гирусoв, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина.
B российской науке вопросы, связанные с осмыслением проблем со-циальной экологии, считаются прерогативой философской мысли. Эколо-гия культуры – достаточно новый аспект дисциплины культурология и ее содержание до настоящего времени рассматривалось как интуитивное, не нуждающееся в специальном анализе. Одновременно достаточно много литературы, затрагивающей вопросы экологии культуры. Экологическая культура – наука об отношении культуры общества с окружающей средой (В. П. Гайденко, И. О. Назаров, Т. М. Дридзе и др.).
В рамках социальной экологии (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс и др.) представлена теория, что противоречия между человеком и природой закладываются в мировоззренческих уста-новках. 1 Важной представляется наследие В.И. Вернадского, в частности его идея об универсальном эволюционизме.
Согласно идее ученого, все эволюционные процессы рассматривают-ся как целостный процесс самоорганизации всего сущего и подчиняются общим фундаментальным закономерностям. Термином «ноосфера», вве-денным В.И. Вернадским, обозначен будущий этап развития биосферы. На данном этапе, по мнению исследователя, станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда «Коллек-тивный
Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой».
Интерес также представляет и определение, сформулированное О. Н. Яницким: «В общем виде под экологической культурой я понимаю цен-ностное отношение некоторого социального субъекта (индивид, группа, сообщество) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобаль-ной». И далее: «Процесс формирования экологической культуры аналоги-чен процессу самоидентификации, выяснения кто я и откуда я, в каких со-циальных сетях я вырос и существую». Данное утверждение российского ученого подразумевает, что экологическая культура это не изолированный от общества элемент. Она возникает и существует только в обществе.
Таким образом, экологическую культуру стоит понимать в качестве целостного социального феномена человеческого бытия, как определенную социоприродную целостность в системе общественной жизни.
Объектом данного исследования является экологическая культура, предметом – эко-тренды при оформлении эко-пространств в Томской об-ласти.
Цель исследования – на основании проведенного анализа эко-трендов разработать рекомендации по оформлению эко-пространств в Томской области.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— изучить подходы к определению экопространства;
— исследовать основные характеристики экопространства;
— рассмотреть зоны экологического комфорта;
— раскрыть особенности эко-стиля в дизайне интерьера;
— рассмотреть региональную специфику и потенциал эко-трендов;
— провести анализ особенностей эко-трендов в Томской области;
— разработать рекомендации по оформлению экопространств.
В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза: с появлением в последнее время ряда признаков экологического кризиса в обществе возникают принципиально новые тенденции в социально-экологическом развитии человечества. Сохранение природных условий для нормальной жизни заставляет больше внимания уделять изучению проблемы устойчивости среды обитания, включающей в себя новые кон-цепции строительной и архитектурной экологии. Исследование вопросов формирования экоустойчивого пространства обитания в связи с изменени-ями, происходящими в обществе, пути оптимизации ее проектирования и организации в соответствии с принципами использования энергосберега-ющих технологий, позволит выявить современные тенденции и перспекти-вы устойчивого развития архитектуры в контексте новой теории потребле-ния и адаптации.
Новизна настоящего исследования заключается в изучении и выяв-лении особенностей экопространств на уровне регионов, и конкретно, на примере Томской области.
При проведении исследования были использованы такие методы как: общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общепра-вовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектиче-ский метод.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть применены для оформления экопространств Томской области.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. Которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком литера-туры.
Заключение:
Подводя итог по проделанной работе, стоит отметить, что общим признаком приведенного нами анализа экологического аспекта культуры является присутствие человека, и его деятельности как смыслообразующе-го начала.
Представленные функциональные составляющие экологической культуры допускают обозревать ее как интегративное личностное каче-ство, персональную вариацию функционирования индивида в социальной экoкультурной системе, способ его гармоничного, популяризованного развития вследствие совокупности социальных качеств. Этот процесс дела-ет экологическую культуру системной, целостной и ценностно-направленной, способной к самоуправлению и саморегуляции и, след-ственно, функционально обеспечивающей высокую эффективность соци-ально значимой экологической деятельности всех субъектов социума.
Главный индикатор уровня экологической культуры – то, насколько человек или социальные группы способны реализовать данный деятель-ностный идеал практически, осуществить его в конкретных социальных условиях.
Времена социальных потрясений и революций неблагоприятныe для формирования и развития экологической культуры. В прошлом веке ути-литарная идеология преобладала над принципами созидательности и при-родосохранности. При этом главным инструментом по формированию и существованию рефлексирующих индивидов является наличие в обществе социальной структуры, которая воспроизводит и распространяет по всем каналам социальной коммуникации (государство, образование, наука, СМИ, бизнес) охранительный принцип отношения человека к природе.
Экологическая культура России изменилась качественно за прошлый век.
Сегодня природу и «культуру места» стараются защитить нацио-нальные и глобальные общественные организации, а также государствен-ные институты. Экологическая культура людей проявляет себя в поступ-ках, действиях, суждениях, ассоциациях при взаимодействии человека с природой.
Вследствие глобализации и информатизации общественной жизни это взаимодействие ведет к пассивной созерцательной позиции. Именно поэтому актуально изучение трансформации экологической культуры личности как необходимого критерия экологического благополучия лич-ности, ее здоровья. Иные требования к качеству личности человека, его со-знанию, мышлению, деятельности, способностям, компетентностям и обя-занностям предъявляет эпоха глобализации.
Обобщая теоретическую и экспериментальную части исследования, были сделаны следующие выводы:
Экологическая культура рассматривается как отношения обществен-ного развития к природным ценностям: духовно-интеллектуальные и нравственные аспекты. Экологическая проблема переходит в социокуль-турную область.
В последние десятилетия одним из индикаторов проявления экологи-ческой культуры стало участие во всевозможных экологических акциях, движениях, вступление в экоорганизации и также повседневные действия людей, отражающие отношение человека к окружающей среде и заботу о ней.
Несмотря на современный экологический потенциал культуры, от-сутствует конкретная стратегия экологического образования в учреждени-ях, которая постепенно прививала бы молодежи знания о природе и о правилах взаимодействия с ней, а также экологическое сознание и цен-ностное отношение к окружающей нас среде в городских условиях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Эко пространство: трансформация в современном мире
1.1. Подходы к определению экопространства
На современном этапе развития феномен окружающей человека сре-ды оказывается чрезвычайно востребованным — более чем когда-либо ра-нее.
Сегодня, как никогда внимание общественности приковано к гло-бальным экологическим проблемам – глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, опустынивание территорий – все эти проблемы активно освещаются в средствах массовой информа-ции, что привлекает внимание общественности, активизирует волонтерские движение, создание различных благотворительных фондов, что дает воз-можность каждому человеку стать причастным к спасению планеты в це-лом.
Из разнообразных подходов, концепций, научных или же учебных программ изучения культуры отдельные концепты выходят на передний план, пользуются приоритетом в определенные временные периоды. Соот-ветствующий конвенционализм наблюдается и в плане выбора доминант среди многочисленных дефиниций культуры.
Представляется, что в настоящее время особое внимание получил так называемый экологический, средовой подход, в котором сама культура рассматривается как окружающая человека среда, а человеческая деятель-ность — как ее формирование.
Актуализации данного тренда способствовали крайний динамизм и скорость происходящих изменений, разрывы социума, влекущие за собой утрату хорошо знакомого, традиционного мира. Возникают социальные формы и явления, не имевшие аналогов в прошлом, как не имеет их сего-дня мировая экономика, привязанная к электронным деньгам, существую-щим в виде цифр на экранах компьютеров. К этому ряду относятся теле-коммуникации и Интернет, глобализация и виртуалистика .
Потеря стабильности, переход от линейного к ризомному типу раз-вития сопровождается накоплением непредвиденных последствий, форми-рующих «общество риска», причем «риски, как и богатства, распределя-ются по классовой схеме, только в обратном порядке: богатства сосредо-тачиваются в верхних слоях, риски в низших».
Лавинообразная трансформация традиционных доминант, опреде-лявших образ жизни и социальные практики нашего современника, плане-тарный характер воздействия человека на окружающую среду становится настолько фатальным, что на первый план с неизбежностью выдвигается вопрос экологической перспективы, обеспечивающей необходимый баланс между природой и человеком — тот баланс, который может служить сохра-нению жизни.
Глобальная проблема современности — защита окружающей среды, природы, приобретает особое значение в контексте гуманитарного дис-курса . Экологический вектор побуждает оценивать человеческую дея-тельность, исходя не просто из критериев эффективности, но из этической и эстетической значимости ее результатов, способствующих органической целостности жизненной сферы.
Природа — явление сложное и многоплановое. В своем исходном ка-честве она принадлежит космическому универсуму как онтологическая данность, присутствует как материнское лоно, как матрица, необходимая для генерирования культурных форм. Являясь главным условием челове-ческого бытия, она воздействует на характер цивилизационных процессов, превращается в важный компонент социокультурного комплекса.
Природа неизменно входит в картину мира: это происходит как на бытовом, повседневном, так и на аксиологически выделенном, мифологи-зированном или ритуализованном уровне. Семантическое поле этого пер-воначально эмотивно нейтрального феномена нагружается социальными, этическими, эстетическими, религиозными коннотациями.
Экологическое направление концентрируется на исследовании взаи-мосвязей человека и природы, их культурологического аспекта, на идеях гармоничного соединения природы, человека и техники, на поиске обще-человеческих этических и эстетических ценностей. Его актуализация связа-на с утверждением постнеклассической парадигмы, в которой объектом изучения современной науки становится не природа сама по себе, а взаи-моотношение человека с природой. Современная наука, по словам В. Гей-зенберга, «уже не занимает позиции наблюдателя природы, она осознает себя как частный вид взаимодействия человека с природой» .
Человеческие практики всегда исторически и культурно обусловле-ны, и окружающая среда является как необходимым условием, так и их результатом, воплощением истории и культуры. Среда обитания человека — это не только природа, но и культура, также нуждающаяся в защите.
Понятие экологии культуры утвердил более 30 лет назад академик Д.С. Лихачев, зафиксировав, что в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная — «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им са-мим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».
На рубеже XX-XXI вв. феномен «человеческой среды» как сферы ис-следовательского интереса обретает чрезвычайно широкий спектр смыс-ловых коннотаций. Это может быть природная среда, «окультуренная» в той или иной степени, а также урбанизированная, технизированная, мате-риально-предметная, бытовая среда.
Среду можно интерпретировать в темпоральном и региональном ас-пектах, изучать в синхронной и диахронной проекции, а также представ-лять как социокультурный дискурс — как историческую, национальную, конфессиональную, сословную, профессиональную, глобальную или ло-кальную общность.
Для человека XXI в. искусственная среда служит «естественной» сре-дой обитания, составляя постоянный фон его повседневной жизнедеятель-ности. Окружающий мир предстает как его собственное творение, и пото-му в известной степени утрачивается оппозиция искусственного и есте-ственного, внешнего по отношению к субъекту — наступает так называемый «конец природы» (Э. Гидденс), что можно трактовать как факт, что окру-жающий мир человека перестает быть для него чем-то внешним и все больше превращается в творение самого человека .
Данный феномен исчезает в своей традиционно-классической онтоло-гии «природы» как девственной среды. В реалиях современного глобаль-ного мира осталось чрезвычайно мало уголков «дикой природы» — при-родной среды в естественном состоянии, нетронутой человеком, где она воспроизводится, поддерживая саморегуляцию за счет внутренних про-цессов.
Эти территории доступны геолого-разведочным, географическим, иным научным экспедициям, туристам-экстремалам, работникам заповед-ников и заказников. Остальная же часть человечества имеет дело с приро-дой, представленной в виде «культурного ландшафта» (О. Шлютер), в ко-тором соединены природные и культурные объекты, т. е. географических зон, формируемых за счет «проекции», оставленной деятельностью чело-века в природном ландшафте.
С другой стороны природно-антропогенного горизонта — «техниза-ция» западной культуры. Она приобретает характер доминирующего процесса, создающего «новую природу» — рукотворную окружающую среду, так называемую техносферу. В ней техника, соединенная с наукой, осознается как единственная и фундаментальная основа цивилизации. Ма-шинная цивилизация жестко ограничивает индивида, лишая его жизнеори-ентационного существования древности, при котором «идеальный» чело-век, взаимодействуя с окружающей средой, максимально использовал свои потенции.
Техника становится его судьбой и человек превращается в один из видов производственного сырья, в «постав», используя терминологию М. Хайдеггера.
Д. С. Лихачев в своей известной статье обращается к городской сре-де, к архитектуре. Рассматривая правила и нормы русского градострои-тельного искусства, он обращает внимание на необходимость сохранения этих памятников истории, отмечая большую воспитательную роль куль-турного наследия.
Действительно, накапливая исторический нарратив, генерируя куль-турные практики, урбанизированная среда может рефлектироваться в ка-честве феномена культуры, имеющего как эмпирический, так и глубокий философский смысл .
Основные характеристики городской среды как лона, которое рож-дает разнообразные культурные формы, ее курьтуртрегерская роль хо-рошо известны еще с античности. Кроме того, она наделена смыслами, яв-ляется специфическим пространственным текстом, выполняет идейную, идеологическую функцию.
Одной из важнейших социальных функций города как организован-ного пространства является необходимость гармонизации общественного организма, для чего требуется создание комфортной среды обитания, в том числе формирование публичных пространств. Важен также эстетиче-ский аспект: эстетизация окружающей человека среды означает ее гумани-зацию.
Коммуникативным пространством становятся открытые городские пространства, там, где встречаются знакомые и незнакомые друг с другом жители данных мест, случайные прохожие, туристы.
Эта территория позволяет людям найти точки соприкосновения, не-кий «общий язык тротуара» (Дж. Джейкобс). Фактически эти пространства выполняют функцию наблюдательной площадки, на которой люди могут видеть друг друга, знакомится с поведенческими паттернами, получать опыт общения.
В плане социализации это особенно ценно для молодых людей, для которых публичные пространства служат полигоном в отработке комму-никационных навыков, своеобразной школой социализации. Информаци-онный эффект публичности универсален, люди в городе могут многое узнать об окружающих, «просто глядя друг на друга» (Л. Лофланд) .
В современных условиях феномен гармоничного и комфортного го-родского пространства оказывается чрезвычайно востребованным, более, чем полвека назад.
Урбанистическая среда содержит ценностно-ориентированный смысл, важный для современного общества — и потому город должен быть не каменными джунглями, но «форумом, где возможно общение и едине-ние с другими людьми», местом разнообразных интересов». Подобная по-становка вопроса связана с концепцией «права на город», как простран-ства, принадлежащего проживающим здесь людям, сформулированной А. Лефевром .
Истоки экологического подхода к проектированию можно просле-дить в истории человечества в архитектурных сооружениях, предметах быта и декоративно-прикладного искусства. Вся предметно-пространственная среда, созданная и создаваемая людьми, выступает своеобразной материализацией социально-политических, идейных и куль-турно-эстетических взглядов, экономических и технологических возмож-ностей общества. Образ, декор, конструкция, функция пространства и предметов, его наполняющих, отражают мировоззрение общества и уро-вень развития технологий.
В доиндустриальный период, начиная с древнейших времен, люди жили в гармонии с природой. Это было обусловлено меньшей властью над природой, пониманием своей беззащитности и зависимости от природных явлений и циклов.
Активное воздействие современной цивилизации на окружающую среду обеспечивается техническим прогрессом. Постоянное расширение потребностей цивилизации сопровождается сокращением возможностей удовлетворить их.
Экологический кризис вызвал реакцию как в проектной, так и в научной сферах в форме концептуальных, проблемных, «протестных», ре-волюционных проектов, и экономических, технологических, социологиче-ских, философско-этических научных исследований.
Экологический подход к проектированию и технологиям производ-ства возник, с одной стороны, как интуитивная неосознанная потребность потребителей, с другой – как осознанная задача для проектировщиков и ученых.
Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся во второй половине XX века – это попытка гармонизации отношений «че-ловек – природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию.
Смысл экологического подхода в дизайне – создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на экологиче-скую среду посредством использования альтернативных ресурсов и энер-гии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства.
Понятие «экологический дизайн» продолжает формироваться в со-временной науке. По мнению А.В. Уварова: «Экологический дизайн – вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и простран-ственном творчестве .
Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды. Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в резуль-тате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире. Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его со-циальные, культурные и психологические потребности в их связи с эколо-гической проблематикой.