Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Договор строительного подряда в праве Республики Узбекистан, России и Англии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы договора строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 9

1.1. Понятие и сущность договора строительного подряда в теории Республики Узбекистан, России и Англии 9

1.2. Дефиниции договора строительного подряда в законодательстве Республики Узбекистан, России и Англии 17

Глава 2. Практические аспекты функционирования института договора строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 24

2.1. Порядок заключения, исполнения и расторжения договора строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 24

2.2. Ответственность по договору строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 31

Глава 3. Проблемы института строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии и возможные пути их решения 42

3.1. Проблемные аспекты института строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 42

3.2. Перспективны развития института строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии 58

3.3. Перспективы развития договоров строительного подряда на основании условий FIDIC…………………………………………………………………… 67

Заключение 73

Список использованных источников и литературы 82

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы заключается в том, что уровень правовых проблем договора строительного подряда остаётся на высоком уровне из-за недостаточной научной проработанности. Наличие данных проблем не даёт эффективно регулировать подрядные отношения в сфере строительства и стороны вынуждены решать свои противоречия в судах.

Анализ судебной практики по спорам, которые возникают в связи с исполнением договора строительного подряда, позволил сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее отношения в договоре строительного подряда несовершенно. Строительные споры насчитывают довольно значительную часть дел, которые рассматриваются российскими судами. По большей части, большинство судебных конфликтов связано с несогласованностью существенных условий договора и признанием его незаключённым. Думается, что происходит это в связи со сложностью договора строительного подряда, включающего множество ключевых условий, которые должны быть урегулированы в договорном порядке.

Строительство — это сложный и многоуровневый технический и правовой процесс, включающий в себя отношения самого разного плана. Возведение любого объекта капитального или некапитального строительства в большинстве случаев регламентируется соответствующими договорами подряда.

В настоящее время существует проблема закрепления предмета договора строительного подряда, поскольку нет устоявшейся судебной практики по данному вопросу.

Одной из стран для исследования в настоящей работе была выбрана Англия. Данный выбор обусловлен тем, что английское право достаточно подробно регулирует, что понимается под строительным контрактом, закрепляет особенности формирования и заключения строительного контракта, существенные условия и существенные элементы строительного контракта, являющиеся необходимыми для заключения действительного строительного контракта.

Гипотеза исследования. Образование и развитие инфраструктуры вызвало социально-культурную потребность появления и существования договора строительного подряда. Без всякого сомнения, в настоящее время любое общество не может существовать без зданий и сооружений различных видов и назначения. К тому же, уже имеющиеся объекты требуют постоянного поддержания в хорошем состоянии, а при необходимости — ремонта или реконструкции. Подобным организационно-правовым инструментом решения подобных задач является договор строительного подряда. Однако в правовом регулировании строительства зданий и сооружений всё ещё остаются проблемы, которые возникают в ходе реализации договоров строительного подряда.

Сегодня в результате претворения в жизнь государственных программ строительная отрасль выходит на новый уровень своего развития и занимает особое положение в народном хозяйстве любой страны.

Все это свидетельствует о том, что повышается роль и значение договора подряда как основного правового инструментария, призванного регулировать отношения между различными хозяйствующими субъектами. Более того, на практике остро стоят насущные проблемы, связанные с укреплением договорной дисциплины, правильным составлением текстов договоров в данной сфере общественных отношений.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы происхождения и становления института строительного подряда в российском праве исследовались в трудах С. С. Алексеева, М.И. Барышева, Ю.Г. Басина, B.C. Белых, И.М. Дидковского, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова. Труды указанных ученых цивилистов актуальны и составляют теоретическую базу данного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере заключения и исполнения договора строительного подряда.

Предмет исследования – нормы права России, Англии и Республики Узбекистан, регулирующие особенности договора строительного подряда.

Целью исследования является сравнительный анализ особенностей договора строительного подряда в праве Республики Узбекистан, России и Англии. Также целью является выявление необходимости специального регулирования договора строительного подряда на законодательном уровне в Республике Узбекистан, выявление рисков отказа от данного специального регулирования и определение путей минимизации таких рисков.

Задачи исследования:

— раскрыть понятие и сущность договора строительного подряда в теории Республики Узбекистан, России и Англии;

— рассмотреть дефиниции договора строительного подряда в законодательстве Республики Узбекистан, России и Англии;

— проанализировать порядок заключения, исполнения и расторжения договора строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии;

— исследовать ответственность по договору строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии;

— выявить проблемные аспекты института строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии;

— определить перспективны развития института строительного подряда в Республике Узбекистан, России и Англии.

Методология исследования. В ходе написания данной работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения. Также применялись исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Теоретическая основа исследования. В работе были использованы труды таких авторов, как Р.Р. Абдурахманов, П.А. Барабачков, О.А. Беляева, Ю.Ф. Беспалов, А.А. Бросалина, В.В. Витрянский, В.С. Гербутов, О.Г. Ершов, М.И. Жарский, В.В. Жукавин и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. На сегодняшний день договор строительного подряда играет ключевую роль в контексте правового регулирования отношений в сфере капитального строительства в России. Однако действующее законодательство построено таким образом, что возникают прямые противоречия между Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Градостроительным кодексом Российской Федерации и подзаконными актами.

Согласно ГК РФ, подрядчик осуществляет работы в соответствии с технической документацией. Однако, исходя из практики арбитражных судов, ее отсутствие не является поводом для признания договора незаключенным. Не соглашаясь с этой позицией, считаем наличие технической документации обязательной для реализации договора. Это связано с тем, что именно она в полной мере и в достаточном объеме определяет предмет договора.

Предлагается внести изменения в статью 743 ГК РФ, путем добавления нового пункта следующего содержания:

«В случае, если сторона, принявшая на себя обязательство по предоставлению технической документации, не исполнила это обязательство, то договор признается незаключенным. Другая сторона вправе требовать возмещения понесенных убытков».

Сдача-приемка объекта как результата строительных работ – это комплекс действий, реализуя которые подрядчик показывает заказчику итог своей деятельности, демонстрирует факт того, что поставленные контрагентом задачи выполнены, возложенные на него договором обязательства исполнены в полной мере.

Пункт 4 статьи 753 ГК РФ регламентирует ситуации, когда одна сторона отказывается подписывать акт приемки или сдачи результата работ.

Предлагается внести изменения в норму, регулирующую односторонний акт сдачи или приемки результата работ, для дополнительной защиты прав стороны, подписавшей акт в одностороннем порядке. А именно, дополнить п.4 ст. 753 ГК РФ абзацем следующего содержания:

«Сторона, отказавшаяся от подписания акта сдачи или приемки результата работ, обязана в течение 10 календарных дней отправить другой стороне мотивированное возражение от подписания акта. При отсутствии такого возражения, односторонне подписанный акт признается действительным».

2. Как отмечается в научной литературе Республики Узбекистан, толкование договора является одним из сложных процессов в гражданском праве. Его сложность ещё объясняется тем фактом, что при толковании договора применяются зачастую коллизионные нормы, гармонизировать которые бывает зачастую трудно в силу того, что они могут быть применимы в одном и том же случае одновременно. При этом узбекские суды, при толковании законодательства и применении его в соответствии с указаниями вышестоящих судов часто совершают ошибки, связанные с некорректным разграничением юридических терминов и понятий. И дело не только в понимании неустойки и убытков, но и действительности договора, который зависит от воли сторон, которые выражаются в подписании самого договора.

3. Заключение договоров строительного подряда может происходить как в порядке взаимодействия будущих субъектов договора, путем переговоров об его условиях, объемах работ, последующим подписанием, так и вследствие проведения торгов, связанных со строительным подрядом. Основными критериями, которыми руководствуется заказчик при выборе подрядчика, являются надежность, качество и стоимость работ. По российскому праву договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Указанное требование было принято и в общем праве Англии, которое также говорит о необходимости дополнительного свидетельства заключения сторонами договора. При этом согласно законодательству Республики Узбекистан, подрядчик обязан за свой счет произвести страхование предусмотренного договором объекта или комплекса работ, если иной порядок и условия не определены сторонами в договоре.

4. В настоящее время в отечественной юридической литературе в качестве альтернативных способов разрешения споров (примирительных процедур) в основном рассматриваются посредничество и мировое соглашение. Вместе с тем в мировой практике (например, в Англии) появилось достаточно большое количество альтернативных способов разрешения споров, среди которых можно выделить и такую процедуру, как независимое разрешение спора.

5. Основные проблемы в строительной отрасли Республики Узбекистан – незаконное строительство, недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров, коррупция, устаревшая законодательная база и отжившие нормативно-технические документы, технологическая отсталость, плохой менеджмент. Системные проблемы и недостатки сдерживают развитие отрасли. Кроме того, многие застройщики используют в своей деятельности «серые схемы», например, экономят на стройматериалах и привлекают неквалифицированных работников, что в конечном итоге сказывается на качестве проекта.

Для устранения многих проблем важно, чтобы для строительных компаний приоритетными направлениями деятельности стало совершенствование управления, учет требований рынка, использование качественных технологий и материалов. В свою очередь, правительству необходимо усилить контроль качества возводимых в республике объектов и объявить серьезную борьбу с коррупцией.

6. Думается, что важным пунктом необходимо было бы добавить усовершенствование законодательной базы по договорам строительного подряда, с учетом международного опыта, в соответствии контрактов ФИДИК. Правовое урегулирование обозначенных вопросов будет способствовать скорейшему развитию строительного сектора в Республике Узбекистан.

Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

В данной работе нами были рассмотрены вопросы, касающиеся сути договора строительного подряда. Подробно были разобраны его особенности, касающиеся сторон договора, их прав и обязанностей, существенных условий договора. Изучение некоторых важных элементов договора, способных вызвать разногласия у субъектов договора строительного подряда, подкреплялось примерами из практики арбитражных судов. Главным образом, в ходе работы изучались нормативно-правовые акты российского законодательства, в первую очередь ГК РФ, а также труды российских цивилистов.

Современный договор строительного подряда является результатом исторического и социально-правового развития России. Он обеспечивает интересы в области строительства как частных лиц, так и публичных. Грамотно составленный договор строительного подряда в результате удовлетворяет интересы заказчика путем создания и использования построенного объекта недвижимости, которые будет являться частью рыночной инфраструктуры.

Сложности возникают в реализации правоотношений в рамках государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это связано с тем, что согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчик имеет право устанавливать требования к подрядчику. Помимо этого, данным законом предусмотрены обязательные требования, к которым относятся: непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и др. (ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Важно отметить, что заказчик имеет право отразить волю, выражающую требование личного исполнения обязательства со стороны подрядчика, в конкурсной (аукционной) документации. По нашему мнению, устанавливая такие критерии, способствующие привлечению в качестве исполнителей по договору только тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые обладают «правовой безупречностью», государство создает дополнительную гарантию исполнения контрактов без нарушения обязательств со стороны должника.

Несмотря на имеющиеся требования к подрядчикам, никаких критериев допуска к выполнению работ субподрядчика ни в законе, ни в подзаконных актах не предусмотрено. В связи с этим заказчик в лице государства нередко включается в контракт условие о запрете привлечения субподрядчиков либо о привлечении субподрядчиков только после предварительного согласования с государственным заказчиком.

В то же время, Федеральная антимонопольная служба выразила позицию, в соответствии с которой данный порядок нарушает положения ч.6 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающей запрет на установление иных требований к участникам конкурса кроме перечисленных в указанной статье. Ранее данные положения были закреплены в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утрат. силу).

Ключевым вопросом в соотношении данной позиции с положениями Федерального закона № 44-ФЗ РФ будет выступать то, что условия, выступающие ограничителем для участия в конкурсе на выполнения работ относятся к способу и порядку исполнения договора подряда, что в свою очередь не является критерием позволяющим ущемить равные экономические права субъектов, реализующих свои услуги на определенном рынке. Антимонопольное законодательство в первую очередь направлено на защиту от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, однако, в данном случае ограничения не распространяются непосредственно на производственную мощность и другие ресурсы юридических лиц или же индивидуальных предпринимателей.

В данном случае можно согласиться с мнением, что привлечение субподрядчиков является предметом регулирования договорных правоотношений, но не отношений по размещению государственного заказа. В подтверждение указанной позиции можно привести в качестве аргументации положения из Постановления ФАС Московского округа от 31.05.2012 по делу N А40-66935/11-145-563 «Как верно указано судами, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о размещении заказов не содержат положений, исключающих применение пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов…».

В частности, до принятия данного постановления имели место и иные позиции судебных органов, в рамках которых инстанции соглашались с позицией Федеральной антимонопольной службы. Следует заметить, что мы видим, какие особенности вносится в регулирование субподрядных отношений, когда в лице заказчика выступает государство. В связи с этим, нельзя оставлять без должного внимания процедуру привлечения субподрядчика в таких правоотношениях. Ведь в данном случае работы, предусмотренные по государственному контракту частично или же, полностью выполняются третьими лицами, не участвующими в конкурсе.

Куличев Р.Б. считает, что в таком случае нарушается основная цель антимонопольной процедуры, так как по правилам конкурса выигрывает организация, наилучшим образом соответствующая его условиям, а фактически выполнением работ будет заниматься иная организация.

Ещё одним важным аспектом в данных правоотношениях является тот факт, что если подрядчик в нарушение условий договора привлек к выполнению работ субподрядчика без согласования с заказчиком, то это не является основанием для уклонения последнего от оплаты принятых им работ, а рассматривается как нарушение со стороны подрядчика своих обязательств по договору перед заказчиком. Вышеописанные позиции дают основание для очевидного вывода, что в рамках реализации субподрядных отношений, когда участниками договоров являются равные субъекты, право на привлечение подрядчиком третьих лиц не вызывает сложностей.

Однако, когда в качестве заказчика выступает государство, что сопровождается применением в установлении первичной связи между заказчиком и генеральным подрядчиком, специального законодательства (Федерального закона № 44-ФЗ), а именно проведения конкурса на исполнителя запрашиваемых работ, возникает ряд вопросов.

Также было отмечено, что необходимо проводить более детализированную антикоррупционную экспертизу положений гражданского законодательства, которая будет регламентировать порядок привлечения субподрядчиков в рамках исполнения государственного контракта на выполнение определенных работ (подряда). Видится важным исключить возможность совершения противоправный деяний.

В настоящее время в отечественной юридической литературе в качестве альтернативных способов разрешения споров (примирительных процедур) в основном рассматриваются посредничество и мировое соглашение. Вместе с тем в мировой практике появилось достаточно большое количество альтернативных способов разрешения споров, среди которых можно выделить и такую процедуру, как независимое разрешение спора.

В Англии, согласно подразделу (1) раздела 108 части II HGCRA сторона строительного контракта вправе направить любой спор, возникший из контракта, для рассмотрения в порядке, именуемом adjudication. Данный способ разрешения спора представляет собой способ доарбитражного (досудебного) разрешения спора, поскольку стороны вправе согласовать в контракте возможность разрешения спора в порядке третейского (by arbitration) или судебного разбирательства (by legal proceedings).

Как отмечается в научной литературе Республики Узбекистан, толкование договора строительного подряда является одним из сложных процессов в гражданском праве. Его сложность ещё объясняется тем фактом, что при толковании договора применяются зачастую коллизионные нормы, гармонизировать которые бывает зачастую трудно в силу того, что они могут быть применимы в одном и том же случае одновременно.

Законодательство даёт довольно общее определение концепции толкования договора, хотя и гибкое. Во-первых, суд должен принимать буквальное значение условия договора, а в случае неясности применяется метод сопоставления с другими условиями и смысла договора в целом. Во-вторых, при невозможности определения буквального значения, закон позволяет выяснить действительную общую волю сторон, в котором и учитываются цели договора. И последнее, закон также позволяет принимать во внимание, все соответствующие обстоятельства, включая «предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон».

При таком определении, вроде бы не должно существовать никаких осложнений в толковании договора. Однако, такие осложнения возникают и продолжают возникать в договорах строительного подряда. Договор строительного подряда осложнён тем, что в нём не имеет место простого товарообмена или аренды, а строительство. Строительный подряд часто включает в себя или дополняется договором субподряда, а также целым рядом документов, в которые входят сметы, калькуляции затрат, всякие схемы и чертежи, и прочее. Эти документы тоже в силу договора строительного подряда должны учитываться при толковании договора.

Узбекские суды, при толковании законодательства и применении его в соответствии с указаниями вышестоящих судов часто совершают ошибки, связанные с некорректным разграничением юридических терминов и понятий. И дело не только в понимании неустойки и убытков, но и действительности договора, который зависит от воли сторон, которые выражаются в подписании самого договора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. На сегодняшний день договор строительного подряда играет ключевую роль в контексте правового регулирования отношений в сфере капитального строительства в России. Однако действующее законодательство построено таким образом, что возникают прямые противоречия между Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Градостроительным кодексом Российской Федерации и подзаконными актами.

Согласно ГК РФ, подрядчик осуществляет работы в соответствии с технической документацией. Однако, исходя из практики арбитражных судов, ее отсутствие не является поводом для признания договора незаключенным. Не соглашаясь с этой позицией, считаем наличие технической документации обязательной для реализации договора. Это связано с тем, что именно она в полной мере и в достаточном объеме определяет предмет договора.

Предлагается внести изменения в статью 743 ГК РФ, путем добавления нового пункта следующего содержания:

«В случае, если сторона, принявшая на себя обязательство по предоставлению технической документации, не исполнила это обязательство, то договор признается незаключенным. Другая сторона вправе требовать возмещения понесенных убытков».

Сдача-приемка объекта как результата строительных работ – это комплекс действий, реализуя которые подрядчик показывает заказчику итог своей деятельности, демонстрирует факт того, что поставленные контрагентом задачи выполнены, возложенные на него договором обязательства исполнены в полной мере.

Пункт 4 статьи 753 ГК РФ регламентирует ситуации, когда одна сторона отказывается подписывать акт приемки или сдачи результата работ.

Предлагается внести изменения в норму, регулирующую односторонний акт сдачи или приемки результата работ, для дополнительной защиты прав стороны, подписавшей акт в одностороннем порядке. А именно, дополнить п.4 ст. 753 ГК РФ абзацем следующего содержания:

«Сторона, отказавшаяся от подписания акта сдачи или приемки результата работ, обязана в течение 10 календарных дней отправить другой стороне мотивированное возражение от подписания акта. При отсутствии такого возражения, односторонне подписанный акт признается действительным».

2. Как отмечается в научной литературе Республики Узбекистан, толкование договора является одним из сложных процессов в гражданском праве. Его сложность ещё объясняется тем фактом, что при толковании договора применяются зачастую коллизионные нормы, гармонизировать которые бывает зачастую трудно в силу того, что они могут быть применимы в одном и том же случае одновременно. При этом узбекские суды, при толковании законодательства и применении его в соответствии с указаниями вышестоящих судов часто совершают ошибки, связанные с некорректным разграничением юридических терминов и понятий. И дело не только в понимании неустойки и убытков, но и действительности договора, который зависит от воли сторон, которые выражаются в подписании самого договора.

3. Заключение договоров строительного подряда может происходить как в порядке взаимодействия будущих субъектов договора, путем переговоров об его условиях, объемах работ, последующим подписанием, так и вследствие проведения торгов, связанных со строительным подрядом. Основными критериями, которыми руководствуется заказчик при выборе подрядчика, являются надежность, качество и стоимость работ. По российскому праву договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Указанное требование было принято и в общем праве Англии, которое также говорит о необходимости дополнительного свидетельства заключения сторонами договора. При этом согласно законодательству Республики Узбекистан, подрядчик обязан за свой счет произвести страхование предусмотренного договором объекта или комплекса работ, если иной порядок и условия не определены сторонами в договоре.

4. В настоящее время в отечественной юридической литературе в качестве альтернативных способов разрешения споров (примирительных процедур) в основном рассматриваются посредничество и мировое соглашение. Вместе с тем в мировой практике (например, в Англии) появилось достаточно большое количество альтернативных способов разрешения споров, среди которых можно выделить и такую процедуру, как независимое разрешение спора.

5. Основные проблемы в строительной отрасли Республики Узбекистан – незаконное строительство, недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров, коррупция, устаревшая законодательная база и отжившие нормативно-технические документы, технологическая отсталость, плохой менеджмент. Системные проблемы и недостатки сдерживают развитие отрасли. Кроме того, многие застройщики используют в своей деятельности «серые схемы», например, экономят на стройматериалах и привлекают неквалифицированных работников, что в конечном итоге сказывается на качестве проекта.

Для устранения многих проблем важно, чтобы для строительных компаний приоритетными направлениями деятельности стало совершенствование управления, учет требований рынка, использование качественных технологий и материалов. В свою очередь, правительству необходимо усилить контроль качества возводимых в республике объектов и объявить серьезную борьбу с коррупцией.

6. Думается, что важным пунктом необходимо было бы добавить усовершенствование законодательной базы по договорам строительного подряда, с учетом международного опыта, в соответствии контрактов ФИДИК. Правовое урегулирование обозначенных вопросов будет способствовать скорейшему развитию строительного сектора в Республике Узбекистан.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН, РОССИИ И АНГЛИИ

1.1. Понятие и сущность договора строительного подряда в теории Республики Узбекистан, России и Англии

Правовые отношения, связанные с подрядом как специальным объектом правового регулирования, в России дореволюционного периода развития не получили . Изменения в нормативно-правовом регулировании договоров, связанных со строительством, стали происходить уже после революции.

Все договоры строительного подряда были полностью подконтрольны государству. Необходимо было передавать информацию о каждом договоре подряда, предметом которого является строительство и сопутствующие ему работы, в финансовые органы. Это было сделано для контролирования сферы строительства, ведь революция была направлена против частного рынка, а договоры подряда относились к нему. Вследствие этого отсутствовали частные заказчики.

24 ноября 1920 года Совет труда и обороны Р.С.Ф.С.Р. издал Постановление, которое изменяло предыдущие постановления СНК и СТО. Произошел переход от подрядного способа производства к хозяйственному. Заготовительные, восстановительные, строительные работы должны были производиться хозяйственным способом соответствующими хозяйственными органами Советской власти. В итоге единственным заказчиком в сфере строительства оказалось государство . Это постановление отменило все действующие договоры, заключенные на выполнение подрядных работ. Исключением являлась лишь одна возможность, заключающая в обращении подрядчика к Совету народных комиссаров. В случае одобрения СНК, подрядные работы можно было продолжать, но лишь на тот срок, который будет одобрен .

Спустя почти год, Владимир Ульянов, пребывая в качестве председателя СНК, подписал Декрет СНК РСФСР от 4 октября 1921 г. «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами» .

В тот же год СНК РСФСР подготовило, приняло, так же за подписью Владимира Ульянова, и опубликовало Декрет от 28 февраля 1921 г. «Об едином строительном плане Республики» . В результате, государством в сфере строительства на каждый год подготавливался план, в соответствии с которым осуществлялось все капитальное строительство. Вторым пунктом декрета предполагалось создание нового государственного органа — Центральной комиссией общегосударственного плана строительства (ЦКГПС). В полномочия этого нового органа входило принятие от главный комитетов и наркоматов их строительных планов. В случае соответствия этих планов задачам государства и, следовательно, одобрения со стороны ЦКГПС, предложения наркоматов и главков вносились в строительный план Республики на год. Декрет регулировал и ситуации, когда требовалось провести срочные строительные работы, которые не были включены в ежегодный единый план. Для этого ЦКГПС рассматривалось конкретное дело, требующее осуществления строительства. В случае, если комиссия одобрит его внесение в государственный план, то издавалось соответствующее постановление СНК.

В октябре 1922 года ВЦИК РСФСР принял Гражданский кодекс . В результате чего статьи, регулирующие подрядные договоры, законодатель обособил в самостоятельную главу. В источниках, являющихся современниками той советской власти, говорилось, что предметом договоров подряда являлся результат физического и умственного труда подрядчика, а не процесс его деятельности. Причиной такого уточнения была формулировка статьи кодекса, определяющая договор подряда как выполнение подрядчиком оплачиваемой заказчиком определенной работы .

Статьи главы VII в полной мере и подробно регулировали правовые отношения, складывающиеся в результате договоров, оформляющих подрядные работы. В то же время некоторые типы подрядных договоров не были регламентированы и упорядочены самим Гражданским кодексом .

Например, правоотношения, возникающие в рамках работ по капитальному строительству, были урегулированы не самим кодексом, а отдельными нормативно-правовыми актами, изданными советско-российскими государственными органами .

ГК, принятый в 1922 году, не предусматривал различные типы договоров на осуществление подрядных работ. Несмотря на это обстоятельство, на практике у субъектов была возможность на заключение и исполнение договора строительного подряда. Для этого стороны должны были использовать в договоре положения, которые регламентировали статьи главы VII. В статьях юристов, изучавших договор историю договора подряда, отмечается, что только спустя десять лет после принятия Гражданского кодекса, появились предпосылки для того, чтобы выделить подряды на строительные работы в отдельные категории. В тридцатых годах двадцатого века государство увеличило объем денежных средств, выделяемых на развитие народного хозяйства. В связи с изменениями в технологиях и появлением нововведений, появилась необходимость в введении новых технических рекомендаций, которые должны были регулироваться новыми статьями, проектами и сметами .

ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР 11 февраля 1936 г. издали постановление, согласно которому вновь появился подрядный способ ведения строительства, появились строительный тресты. Хозяйственный метод оказался не так хорош, ведь требовался стремительный рост индустрии строительства .

Впоследствии финансирование строительства, исходя из постановления Совета Министров СССР от 8 октября 1965 г., осуществлялось Стройбанком СССР .

Гражданский кодекс, который был принят в 1964 г. установил, что подряд и подряд на капитальное строительство являются самостоятельными договорами. Эти договоры отличались субъективным составом, предметом и содержанием. Сторонами в договоре подряда могли быть любые субъекты, имеющие возможность участвовать в экономическом обороте. В свою очередь, в договоре подряда на капитальное строительство сторонами выступали только социалистические организации . Виды работ, составляющих предмет договора подряда, были намного шире, чем у подряда на капитальное строительство. Содержание этих договоров отличалось степенью риска сторон. Вследствие этого договор строительного подряда впервые предстал как самостоятельный вид договора.

На протяжении XX века происходила кодификация и формирование основ правового регулирования договора строительного подряда. Выделение подрядного способа ведения строительных работ позволило улучшить темпы роста строительства благодаря росту количества заключенных договоров.

На сегодняшний день договор строительного подряда играет ключевую роль в контексте правового регулирования отношений в сфере капитального строительства в России. Однако действующее законодательство построено таким образом, что возникают прямые противоречия между Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Градостроительным кодексом Российской Федерации и подзаконными актами.

Формирование договора строительного подряда в качестве самостоятельного института в российском праве имеет прошло длительный и сложный исторический путь развития. Понадобилось достаточно времени для становления договорных отношений в сфере строительства до того, как они приобрели соответствующую правовую основу.

Многие западноевропейские страны при формировании гражданского законодательства взяли за основу некоторые положения римской правовой доктрины, а Россия разработала намного позже нормы о договоре строительного подряда. Одной из причин было отставание в экономическом развитии и применение хозяйственного способа строительства. Также в России наблюдается достаточно самостоятельное развитие гражданского законодательства, которое независимо от рецепции римского частного права, т.к. в России долгое время сохранялось феодальное хозяйство, которое определяло складывающиеся экономические отношения. Важнейший шаг в развитии российского гражданского законодательства, включая и законодательство о договорах строительного подряда, произошел в период становления капитализма, т.к. необходим был рост производственных мощностей, предполагающий создание материальной базы, в основе которой были здания и сооружения. Главная задача по созданию такой базы могла быть выполненной только после привлечения квалифицированных специалистов, включая и в сфере строительства. Именно с привлечением специалистов в сфере строительства активно начинают развиваться экономические отношения, потребовавшие адекватной юридической формы в виде разработки норм о договорах .

Договор подряда является одним из самых распространённых гражданско-правовых договоров, что считаем, определяется обширной сферой его деятельности и урегулированием множества видов отношений. Для начала рассмотрим общие нормы правового регулирования и основные положения, определяющие договор подряда. Договор строительного подряда представляет собой специальное соглашение между двумя сторонами, в рамках которого одна сторона обязуется провести определенные работы по возведению объекта, а другая сторона, контролируя проведение таких работ, должна оплатить их.

М.Р. Шамшатдинов и И.В. Закржевская отмечают: «при согласовании предмета договора подряда необходимо всегда учитывать, что само наличие и характер результата работы являются критериями, отличающими договор подряда от иных видов договоров, например от внешне схожего с подрядом договора возмездного оказания услуг» . С данным положением мы в полной мере согласны, из чего считаем необходимым определить отграничение данного договора от иных. Так как верное определение какой договор необходимо заключить определяет соответствующее дальнейшее нормативное регулирование .

В Англии строительным контрактом является соглашение с лицом, заключенное: (а) в связи с выполнением строительных работ; (b) организацией выполнения строительных работ, иными лицами как на основании договора субподряда, так и на основании иных договоров; (с) с обеспечением выполнения строительных работ силами собственных или привлеченных трудовых ресурсов (работников).

Кроме того, к строительным контрактам относятся контракты, которые содержат соглашение о: (а) выполнении проектных работ (архитектура и дизайн), работ по обследованию; (b) консультировании в области строительства, инженерии, внутреннего и внешнего оформления или ландшафтного дизайна, осуществляемых в рамках выполнения строительных работ.

По праву Республики Узбекистан по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иную строительную работу, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работы, принять ее и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором строительного подряда, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока. Собственником незавершенного строительства до его сдачи заказчику и оплаты им является подрядчик.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы