Магистерский диплом (ВКР) на тему Дизайн — мышление -основа формирования жизненных задач у студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.. 2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 3
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.. 4
ВВЕДЕНИЕ. 5
I
Педагогические основы развития дизайн-мышления у студентов. 10
1.1 Сущность дизайн-мышления студентов. 10
1.2 Психолого-педагогические особенности молодежи. 24
1.3 Дизайн-мышление – новый формат жизненных задач
молодежи. 33
Глава 2 Тенденции развития дизайн-мышления
студентов как основа формирования жизненных задач. 44
2.1. Подготовка и
проведение исследования. 44
2.2. Анализ
результатов исследования. 53
2.3. Эффективность проведенной работы по развитию
дизайн-мышления. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ. 94
Введение:
Актуальность
исследования. Среди выпускников
высших учебных заведений в Казахстане в 2017 году уровень трудоустройства
составлял 66 %, к 2019 году данный показатель приблизился к отметке 85
процентов. Другая сторона трудоустройства молодежи – безработица также имела
место в жизни молодежи от 15 до 29 лет, так по сравнению с общим уровнем
безработицы (4,8) в 2019 году уровень молодежной безработицы составил 3,7 %,
что на 1% ниже, чем это было в 2015 году.
Увеличение уровня трудоустройства и уменьшение
безработицы демонстрирует в целом реальную картину социальной и экономической
состоятельности молодежи. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса создала
массу проблем, которые обрели
международный масштаб, так по данным
Международной организации труда
каждый пятый молодой человек в мире остался без работы и занятость молодого
населения сократилась до 23 %. 13,6 процента молодых людей в мире не имеют
работу, не обучаются и не проходят профессиональную подготовку и как следствие
молодежь в возрасте 15-24 лет вынуждены выполнять низкооплачиваемую работу, что
влияет на их социальную уязвимость.
В Казахстане также наблюдаются проблемы с
трудоустройством и в социальных сетях все чаще появляются посты на тему, что
выпускники вузов из-за пандемии не смогли пройти преддипломную и
производственную/педагогическую практику, которые являются положительным опытом вхождения в профессию. Кроме того, в
период карантина, который как раз пришелся на получение диплома в он-лайн
режиме, трудоустройство выпускников стало трудной задачей, поскольку многие
учреждения, предприятия, малый и средний бизнес несут немалые убытки и не в
состоянии создавать дополнительные рабочие места.
Международная организация труда отмечает, что молодежь
входит в категорию населения, которая больше всего пострадает от кризиса. Число зарегистрированных безработных выросло
в восемь раз, число трудоустроенных безработных в 11 раз, динамика
государственных мер поддержки для безработных постоянно растет, при этом
количество вакансий для молодых
специалистов падает. В энциклопедическом словаре по социологии
указывается, что молодежь — это социальная общность, отличающаяся возрастными характеристиками,
находящиеся в стадии становления, формирования ценностной системы, выбора
профессионального и жизненного пути и не имеющую реального положения на
социальной лестнице [Бабосов
Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009, с. 96].
Исследователь
К.Мангейм считает, что …быть молодым означает стоять на краю общества, быть во
многих отношениях аутсайдером [Манхейм. К. Диагноз нашего времени. М., 1994]. Положение молодежи в системе общественных
отношений определяется тем, что они – уже не дети, но и во взрослую жизнь еще
не вступили. Такая социальная дисгармония ведет к общественной маргинальности,
сопровождаемая противоречиями
возрастного становления молодых людей, измеряемая следующими показателями: формальный статус, завершение
профессионального образования, начало трудовой деятельности, создание семьи,
приобретение собственной недвижимости и реальный статус [Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос.
Ульяновск, 2004].
Изменение
общественного строя влияет на положение молодежи в обществе, стала закрепляться
роль авангарда, когда молодые люди становятся
активными, мобильными и динамичными, обладающими социально-психологическими
качествами, такими как, неиссякаемая жизненная сила, огромный энергетический
потенциал и запас интеллектуальных и физических сил.
Искусство, как форма общественного сознания, представляет собой
художественно — образное отражение жизни. Родившись из потребностей жизни, оно
призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим
запросам человечества. Современная действительность предъявляет высокие
требования к уровню интеллектуальной и творческой развитости человека, к
технической и культурной образованности и соответственно к уровню
подготовленности молодёжи к профессиональной деятельности.
Развитие технократической
цивилизации, практикуемых в ней методов воспитания и образования привело к
тому, что в работе головного мозга доминирует левое полушарие, которое
обеспечивает формально-логическое (понятийное) мышление и речь. Правое
полушарие, отвечающее за непосредственное чувственное восприятие мира,
ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество и интуицию, у
большинства людей находится в угнетенном состоянии.
Этим объясняется столь малое
число людей с ярко выраженными талантами. Дисбалансом активностей полушарий
объясняется и растущая дегуманизация нашей цивилизации, о чем свидетельствует
глобальный экологический кризис, военная конфронтация между государствами,
насилие и жестокость, царящие в быту, поскольку жизненными принципами
«левополушарного» человека являются: «цель оправдывает средства».
Гармонизировать работу головного мозга, повысив активность правого полушария,
возможно с помощью различных методик развивающих образное мышление.
Для нашего времени характерна
изменчивость, сложность, хаотичность жизненных явлений, что определяет
необходимость воспитывать в современном человеке такие качества личности, как
умение обобщать (это ускоряет процессы поиска оптимальных путей в решение проблемных
ситуаций); умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в
другую. Всё это требует хорошо развитого образного мышления — важного
психического процесса, определяющего творческий потенциал человека. Именно в
молодости происходит важный этап процесса инкультурации личности — усвоения
индивидом культурных ценностей той общности, к которой он принадлежит с
рождения, оценка и выбор им особо значимых культурных норм, порождающих
основные жизненные ориентиры, формирующих будущие вкусы, интересы и идеалы.
В зависимости от
характера культурной среды, в которую попадает личность, может возникнуть
конфликт или согласие личностных убеждений с проявлениями преобладающей
культуры.
Проблема
дизайн-мышления носит фундаментальный характер, потому что они затрагивают
общую проблему развития личности.
Решение
жизненных задач в студенческой среде опирается на создание у обучающихся
успешной учебной и научной деятельности, с целью достижения образовательного
статуса, доступности знаний, возможности самореализации посредством
образования, становление социальных идентичностей.
Как
видим, решение жизненных задач у студенческой молодежи зависит от ряда
объективных факторов:
—
расширение свобод выбора в образовательной среде;
—
реалии свободного рынка;
-повышенные
требования к профессиональным компетенциям специалистов;
— способность быстро осваивать новые знания и
профессиональные требования.
Все
вышесказанное явилось целью выбора темы нашего диссертационного исследования «Развитие дизайн —
мышления у студентов старших курсов как инструмент решения жизненных задач».
Целью диссертационного исследования является теоретическое
и практическое рассмотрение дизайн-мышления как инструмента решения жизненных
задач у студентов.
В соответствии с целью исследования нами выдвинуты
следующие задачи:
1) Охарактеризовать сущность и характеристика
дизайн-мышления студентов;
2) Рассмотреть психолого-педагогические особенности
молодежи;
3) Определить особенности развития дизайн-мышления как
инструмента решения жизненных задач;
4) Выделить особую роль преподавателя в развитии
дизайн-мышления.
Объект исследования: решение жизненных задач
студентов.
Предмет
исследования: рассмотрение дизайн-мышления как инструмента решения
жизненных задач у студентов. Методы
исследования: теоретические:
— анализ психологической, педагогической и
методической литературы по исследуемой
проблеме;
— изучение и обобщение педагогического опыта
преподавателей, моделирование;
— эмпирические: наблюдение, экспертные оценки, беседа,
анкетирование, тестирование, математические методы анализа результатов;
— метод распространения анкет: с помощью ресурса
интернет, по ссылке. Метод анализа социологической информации: элементарный
статистический анализ. Информация, полученная в ходе исследования,
обрабатывалась вручную с её дальнейшей переработкой в программе Microsoft
Office Word 2016;
— методы
исследования: Шкала психологического благополучия К. Рифф (Версия Шевеленковой
— Фесенко).
Методологическая основа
исследования. В рамках
диссертационной работы мы выделяем несколько направлений исследования вопросов,
рассматриваемых темой диссертации. Во-первых, студенчество как сообщество, его профессиональной ориентированности,
трудоустройства нашли отражение в трудах ученых Е.С. Баразгова, В.А. Житенев,
Е.Н. Заборова, Г.Е. Зборовский, Г..Б. Кораблева, Н.Б. Костина, В.Т. Лисовский,
А.В. Меренков, Т. Петрова, В.Г. Попов,
Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкин, Ф.Э. Шереги, И.В. Шапко и др.
Во-вторых,
значительный вклад в разработку различных аспектов занятости студентов был
отмечены в работах Г.Балян, Ю.Р.Вишневского, Е.В. Вознесенской, В.И. Герчикова,
Ю. Коменикова, Д.Л. Константиновского, Т.В. Лисовского, П.Ф. Лисс, А.В.
Меренкова, Л.Я. Рубиной, И.В. Холодняк, Г.А.Чередниченко, Р. Чернова, В.Т.
Шапко, Е.В.Щепкиной и др.
В-третьих,
изучению феноменов жизненных задач,
жизненного мира и жизненного пути были посвящены работы ученых Запада
(П. Бергер, Э. Берн, Э.Гофман, Т. Лукман, В. Франкл, Э. Фромм и т.д.),
советских и российских социологов и психологов (К.А.Абульханова-Славская,
Е.С.Балабанова, Е.С. Баразгова, Е.И. Головаха, Е.Н.Данилова, Г.Е. Зборовский,
Г.А.Иванченко, Д.Л. Константиновский, А.А.Кроник, Л.Н. Коган, В.С. Магун,
Н.Ф.Наумова, Ю.М. и Т.Е. Резники, Л.Я.Рубина,
М.Н. Руткевич, Л.В. Сохань, М.Х.Титма, Ф.Н. Филипов, Г.А.Чередниченко, В.Н.
Шубкин, В.А. Ядов,и многие другие).
Исследованию особенностей психического развития
личности юношеского возраста посвящены работы российских (П.П. Блонский, Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И.
Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд,
Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов.
Анализ данных исследований показывает, что проблема
мышления входит в круг научных интересов значительного числа исследователей
(Д.В.Вилькеев, М.М.Кашапов, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, А.А.Орлов, Е.К.Осипова,
Л.Ф.Спирин, Г.С.Сухобская и др.). Среди казахстанских ученых исследовавших
процесс мышления можно отметить труды А. А.Бейсембаевой, М.А. Зарифовой, А. Кулсаировой, М.А. Туганбековой и др.
Научная
новизна диссертационного исследования
заключается в следующем:
рассмотрены теоретико-методологические основы решения
жизненных задач студенческой молодежи;
определены условия развития дизайн-мышления как
инструмента решения жизненных задач у студентов;
разработана в экспериментальном режиме практическая
база применение дизайн-мышления для решения жизненных задач;
выработаны рекомендации к применению инструментов
дизайн-мышления.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование
дизайн-мышления будет способствовать решению жизненных задач у студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
Несмотря на то, что основной задачей
является профессиональная подготовка студентов, творческая составляющая в этом
процессе необходима. Подобное развитие позволяет добиться следующих
результатов:
· совершенствуются
аналитические способности, улучшаются логические процессы;
· создается основа
для поиска новых решений старых задач;
· расширяется
кругозор;
· уменьшается риск
профессионального выгорания за счет использования разных подходов к решению
поставленных задач;
· создается более
комфортная обстановка в процессе обучения;
· предоставляется
возможность удовлетворять потребности разного уровня;
· снимается психологическая напряженность и
улучшается климат в учебном коллективе студентов.
Практическая
значимость исследования определяется
степенью использования разработанного
материала исследования могут использовать студенты и преподаватели при
подготовке к занятиям. Публикации: 1) 2) 3)
Заключение:
слово ассоциируется с объектом или конечным
результатом. Но дизайн может быть процессом создания лучшего будущего в целом.
Об этом в 1969 г.
впервые написал американский ученый Герберт Саймон в книге «Наука об
искусственном». Термин вошел в машиностроение и архитектуру, стал развиваться.
Концепцию дизайн-мышления в 1980
г. обобщил профессор архитектуры Брайан Лоусон в работе
«Как мыслят дизайнеры». Преподаватели Стэнфордского университета внедрили
методику в образование. В 1980-х и 90-х гг. Рольф Фаст преподавал
дизайн-мышление как метод креативных поступков.
Дизайн-мышление (Design Thinking) в настоящее время
рассматривается как методика, сформированная в ответ на изменения в
экономическом устройстве и переоценкой ценностей, в основе которой лежит особый
образ мышления, умение находить креативные решения в новых или достаточно
типичных ситуациях, а также командные действия людей в правильно организованном
пространстве для создания инноваций. Особенно актуальна
данная методика в разработке новых предпринимательских и инновационных
проектов, поскольку позволяет выйти за рамки стандартного мышления, когда
необходимо разработать новый продукт, услугу или технологию.
Проведя
исследование, мы пришли к следующим выводам:
Именно в среде креативной
молодежи была наиболее полно осмыслена идея самоорганизации и самоуправления,
именно любительство явилось той социальной лабораторией, где зародилось
неформальное движение молодежи – многообразные общественные субкультурные и инициативные
группы, объединения, целью которых является – построение гражданского общества.
Поясним, что развитие
субкультур, сам факт их наличия, возможен только в социально-мобильном обществе
со сложившимися демократическими традициями в культуре:
свободное творческое развитие личности и равноправие интересов и потребностей
личности независимо от социальной принадлежности .
Ко всему вышесказанному необходимо
добавить и другие принципы организации работы по
дизайн-мышлению студентов:
— организационный
подход характеризуется ориентацией на многообразие форм работы, проектов,
которые рассматриваются и принимаются центральными и местными органами
преимущественно на конкурсной основе, с последующим выделением необходимых
средств, контролем за их использованием и результативностью;
— поэтапный
подход предусматривает разделение работы условно на два основных этапа.
Первый преимущественно связан
глубоким изучением ситуации, сложившейся вокруг объекта избранной технологии –
определенной группы молодежи или отдельной личности (клиента).
На этом этапе определяются наиболее
значимые проблемы, требующие срочного решения.
Завершающий этап – составление
совместно с клиентом плана решения проблем.
Подведя итог вышеизложенному, можно сказать, что
методика дизайн-мышления позволяет сделать работу над проектом в команде
наиболее эффективной, поскольку это системный подход в разработке решения
проблемы, сочетающий в себе работу в команде, творческий подход, креативность
мышления, активную коммуникацию, открытость, дизайн, визуализацию.
Все это способствует формированию у студентов ценных
навыков коммуникации, предприимчивости, ораторского мастерства, получаемых в
процессе решения реальных задач, поступивших из внешней среды. В результате
чего студенты приобретают практические умения, навыки и опыт, которые будут
востребованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности и в
формировании жизненной позиции.
Фрагмент текста работы:
I Педагогические основы развития дизайн-мышления у студентов 1.1 Сущность дизайн-мышления студентов Накопление человеком определенного жизненного опыта в
условиях изменяющегося мира обретает свое представление в целях,
представлениях, идеалах личности, определяет формирование ценностных
ориентаций. В последние годы в связи с общественно-экономическими изменениями в
стране произошла модификация ведущих ценностных ориентаций в обществе.
Снижается уровень жизни и благополучия людей во многих регионах, а трудности
социокультурной и психологической адаптации человека стали еще более острыми.
В 1969 Гирберт Саймой, в своей книге
«Науки об искусственном» впервые формулирует идею дизайн-мышления. Позже эту
идею стали развивать в Стэнфордском институте дизайна. Определение
дизайн-мышления характеризуют по-разному, в основном, под ним понимают многократный
процесс, в ходе которого происходит переосмысление проблемы, ведущее к поиску
неочевидного альтернативного решения. Важно отметить, что дизайн-мышления – это
методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и
потребности пользователя.
В своей основе
дизайн-мышления базируется на принципе антропоцентризма (человек —
есть цель всех совершающихся вокруг него событий). Иными словами, базовым принципом
дизайн-мышления является интеграция потребности людей и возможностей технологий
для достижения успеха и удовлетворения потребностей человека, главная идея
которого состоим в том, чтобы выйти за рамки сложившихся стереотипов и
шаблонных методов решения задачи [Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов-на-Дону:
Феникс, 2010. — 318 с].
Рассмотрим работу дизайн-мышления
немного подробнее.
Процесс решения поставленной задачи
состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей,
протопит, тест.
1. Эмпатия — это уникальная особенность, заключающаяся в умении
переживать опыт других людей, понимании того, что их волнует в настоящий момент
времени. Эмпатия – одно из главных качеств дизайн-мышления, т.к. именно она
позволяет абстрагироваться от своих субъективных предположений и убеждений,
давая возможность увидеть проблемную ситуацию глазами пользователя.
2. Фокусировка — это этап систематизации полученной с
помощью эмпатии информации. Основная цель фокусировки состоит в том, чтобы
сформулировать основной вопрос, на решение которого будет затрачен основной
ресурс по решению задачи, на что и направлен следующий процесс.
3. Генерация идей — это тот самый момент, когда наступает время «мыслить
вне шаблонов».
В процессе генерации идей важно
отступить от привычного нам критического мышления. Критика идей может полностью
остановить процесс зарождения новый идеи решения поставленной задачи. Самое
важное в процессе генерации идей — фиксация каждой, даже самой бредовой мысли,
и уже, позже, когда будет набрано оптимальное количество идей, можно будет
отобрать самые жизнеспособные из всех представленных [Казун А.П,
Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения:
опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 2. С. 32-59]. 4. Прототипирование — это процесс оценки жизнеспособности идей на
практике.
На этапе прототипирования, в случае
нахождения и принятия самого оптимального решения, можно обнаружить все его
недостатки, и приступить к финальному этапу. В случае отсутствия вариант
решения — опровергнуть гипотезу, и вернуться на этап определения
проблемы.
5. Тестирование. Это финальный этап, на котором происходит анализ
жизнеспособности готового продукта деятельности. Несмотря на то, что
тестирование представляет собой финальный процесс, дизайн-мышления – это
повторяющийся процесс, дающий возможность использования результатов
тестирования для решения других проблем.
Метод дизайн-мышления, как одной из
форм развития обучающих навыков, можно использовать и в ходе совместной
деятельности педагога и обучающихся как способ решения педагогической задачи [Кристенсен К.,
Холл Т., Диллон К., Данкан Д. Закон успешных инноваций: Зачем клиент «нанимает»
ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам. М.: Альпина
Паблишер, 2019. — 271 c].