Магистерский диплом (ВКР) на тему Динамика мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Особенности мотивации педагогов средней образовательной школы 7
1.2. Психологические особенности деятельности педагогов средней образовательной школы 16
1.3. Факторы динамики мотивации педагогов в зависимости от трудового стажа 25
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТРУДОВОГО СТАЖА 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3. Рекомендации по повышению мотивации педагогов средней образовательной школы 67
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Введение:
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития наше общество переживает мощные глобализационные процессы, быстро меняются условия жизни, переосмысливаются ценностные ориентиры и стратегии человеческого бытия. Новые вызовы требуют обновления образовательной системы, ее дальнейшего совершенствования. Современный рынок образовательных услуг динамично развивается, что обусловлено ростом роли информации и коммуникаций в современном мире, реформированием системы образования РФ, усилением конкуренции среди учебных заведений, активизацией их инновационной деятельности. Ведущими принципами современной системы образования стали принципы человекоцентризма, гуманизации образования, демократизации. В такой ситуации одним из приоритетных направлений образовательной политики общеобразовательного учебного заведения является создание такой системы предоставления образовательных услуг, в основе которой – повышение качества образования через создание и использование новых форм взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, что обеспечивает его успех. Поэтому качественное управление общеобразовательным учебным заведением, обеспечение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг требует от руководителя не только профессиональных знаний, но и умения быстро реагировать на происходящие изменения, вести за собой педагогический коллектив, быть лидером, мотивировать учителей к качественной самоотверженной деятельности, понимать их потребности и мотивационные установки и сравнивать их с достижением целей учебного заведения.
Исследованию проблемы мотивации работников образовательной отрасли посвящены труды многих ученых (А.Б. Бакурадзе, Е.М. Баришовец, М.Б. Джумалиева, С.А. Кабакова, М.Ю. Рословцева, О.А. Савельева, Н.М. Сиско, Д.Р. Худокормова, Е.Б. Ширманова и др.). Учеными изучены: психологические особенности мотивации профессионального развития и совершенствования руководителей учебных заведений; методы управления мотивацией с целью повышения инициативы и ответственности; особенности мотивации педагогических работников.
Управление мотивацией предполагает создание такой системы управления педагогическими работниками, в которой формируется необходимый уровень мотивированности работников к качественной результативной деятельности, обеспечивающей успех деятельности учебного заведения .
Большое количество мотиваторов, которые использовали руководители учебных заведений в прошлом (награждение грамотами, фронтальные проверки и т.п.), сегодня не несут желаемых изменений в деятельности значительного количества педагогов. Поэтому руководителю учебного заведения приходится постоянно искать новые возможности для активизации педагогических работников.
В научной литературе проблема мотивации деятельности работников предприятий или других производственных организаций рассматривается достаточно широко, однако проблема мотивации деятельности педагогических работников, в частности общеобразовательных учебных заведений и ее динамика, недостаточно изучены. У руководителей большинства средних общеобразовательных учебных заведений нет четкой системы мотивации деятельности педагогических работников с целью обеспечения успеха учебного заведения.
Считаем, что изучение динамики мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа позволит руководителю принимать взвешенные управленческие решения, учитывающие потребности и мотивационные установки педагогических работников.
Объект исследования ‒ мотивация педагогов средней образовательной школы.
Предмет исследования ‒ динамика мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа.
Цель исследования состоит в выявлении динамики мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что мотивы трудовой деятельности являются динамичными и меняются с приобретением педагогами стажа и опыта профессиональной трудовой деятельности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности мотивации педагогов средней образовательной школы.
2. Описать психологические особенности деятельности педагогов средней образовательной школы.
3. Охарактеризовать факторы динамики мотивации педагогов в зависимости от трудового стажа.
4. Провести эмпирическое исследование динамики мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа.
5. Разработать рекомендации по повышению мотивации педагогов средней образовательной школы.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; синтез и обобщение; анкетирование; тестирование; количественный и качественный анализ результатов диагностики; математическая статистика.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация относительно изучения мотивации педагогов средней образовательной школы; собранный теоретический материал можно использовать для дальнейших разработок данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы при дальнейших изучениях проблемы мотивации педагогов в зависимости от стажа трудовой деятельности; в разработанных рекомендациях по повышению мотивации педагогов средней образовательной школы и возможности их использования руководством школы для повышения уровня мотивации педагогов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: выявлена динамика мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрены особенности мотивации педагогов средней образовательной школы. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что мотивация педагога ‒ одна из существенных его характеристик, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность, самосовершенствование. Созданию эффективной системы повышения мотивации к трудовой деятельности способствует понимание мотивов, лежащих в основе профессиональной деятельности педагога. Недостаточная мотивация препятствует воплощению педагогом своих потенциальных возможностей на практике, что приводит к снижению общественной активности, обезличенности, безразличию.
2. Описаны психологические особенности деятельности педагогов средней образовательной школы. Выявлено, что интегральными характеристиками личности педагога средней образовательной школы являются: педагогические способности, характер и направленность личности педагога, его психическое состояние. Существует два основных аспектов деятельности педагога средней образовательной школы: деятельность педагога носит практический характер, поскольку он реализует учебно-воспитательную работу с учениками; деятельность педагога носит исследовательский, поисковый, методический характер. Успешная реализация практической, исследовательской, поисковой и методической деятельности педагога возможна при условии сформированной у него мотивации на высоком уровне.
3. Охарактеризованы факторы динамики мотивации педагогов в зависимости от трудового стажа. Пришли к выводу, что со временем постепенно меняются основные мотивы трудовой деятельности педагогов. Факторами такой динамики являются трудовой стаж и приобретенный педагогом опыт в процессе своей профессиональной деятельности.
4. Проведено эмпирическое исследование динамики мотивации педагогов средней образовательной школы в зависимости от трудового стажа, в результате которого были получены следующие результаты:
‒ не выявлено статистически значимых различий. Возможно, различия в мотивах обусловливаются личностными характеристиками педагогов, принявших участие в данном эмпирическом исследовании;
‒ отмечена динамика в мотивах трудовой деятельности у педагогов в зависимости от стажа их трудовой деятельности: педагоги с маленьким стажем показали преобладание мотивов, связанных со стремлением к творчеству в своей профессиональной деятельности, им интересны новые, современные технологии обучения школьников, стремлением к получению умений и навыков, необходимых для выполнения своей профессиональной деятельности; постепенно мотивы сменяются стремлением к материальному благополучию и престижности профессии, карьерному росту, занятии педагогом важного места в обществе;
‒ мотивы трудовой деятельности являются динамичными и меняются с приобретением педагогами стажа и опыта профессиональной трудовой деятельности.
5. Разработаны рекомендации по повышению мотивации педагогов средней образовательной школы. Были предложены методы стимулирования, способные формировать и поддерживать мотивацию трудовой деятельности педагогов средней образовательной школы.
Таким образом, гипотеза исследования была частично подтверждена, поскольку существует вероятность влияния на мотивацию педагогов их личностных характеристик.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Особенности мотивации педагогов средней образовательной школы
Управление мотивацией сориентировано на осознанное и целенаправленное использование средств мотивации. Чтобы мотивация несла ожидаемые результаты, система мотивации в организации должна строиться на принципах системности (систематический мониторинг ее эффективности), комплексности (сочетания материальных и нематериальных методов стимулирования, положительной и негативной мотивации), адресности, гибкости, прозрачности и динамичности . У каждого человека складывается своя, относительно устойчивая система мотивов деятельности, в зависимости от его мировоззрения, направленности, черт характера, самосознания, жизненного и профессионального опыта, интеллекта, психофизиологии .
Следовательно, управление мотивацией заключается в создании благоприятных условий, вызывающих у сотрудников стремление к активной деятельности. Управление мотивацией предусматривает : знание существенных потребностей работников, учет их индивидуальных особенностей, понимание целей, желаний и стремлений, реализацию индивидуального подхода, учет межличностных отношений в организации, умение поощрять, знание об отношении работников к работе, доброжелательность в общении с сотрудниками, толерантность и нравственность, уважение к сотрудникам, знание себя и особенностей своего поведения .
Как отмечают В. Брич и М. Корман, для успешного повышения и поддержания мотивации, в частности, трудовой мотивации у педагогов средних образовательных школ важно соблюдение следующих условий:
‒ реализация модели процесса мотивации, иначе говоря, ее поэтапности: возникновение потребности – постановка цели – совершение действия – приобретение опыта – сравнение результата с ожиданием;
‒ знание руководством школы факторов повышения и поддержания мотивации;
‒ владение информацией о тех потребностях, которые являются значимыми для сотрудников, в частности, педагогов, лежащих в основе действий, совершаемых человеком для достижения цели в сфере профессиональной деятельности .
Посредством управления мотивацией педагогических работников руководитель общеобразовательного учебного заведения разных типов обеспечивает выполнение следующих задач: достижение цели деятельности учебного заведения, повышение результативности работы каждого педагогического работника в частности и педагогического коллектива в целом; формирование имиджа учебного заведения; создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; разработку действенной системы стимулирования деятельности педагогических работников; обеспечение успеха в деятельности каждого педагога в частности и педагогического коллектива в целом. Ведь работа каждого человека – это ряд малых достижений, которые постепенно складываются в большой успех .
Успех общеобразовательного учебного заведения зависит от многих факторов, но в первую очередь обеспечивается благодаря работе ответственных, инициативных работников. Желание работать качественно и продуктивно является одним из основных факторов успеха коллективом средней образовательной школы, гимназии, лицея или спецшколы. Ведь можно разработать прекрасный стратегический план развития учебного заведения, подробно и понятно прописать миссию и видение, разработать отличную PR-стратегию, оборудовать помещение школы новейшим оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями – и все это будет бесполезно, если педагоги не будут работать самоотверженно, с полной отдачей. Поэтому у руководителя общеобразовательного учебного заведения часто возникают вопросы, связанные с тем, что обеспечивает желание педагогов качественно работать.
Управление мотивацией педагогических работников является одним из условий, необходимых для перспективного развития учебного заведения, а следовательно, и обеспечения его успеха. Ситуация успеха – это ситуация, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свою правду, самоуважения. Успех – общественное признание, одобрение чего-либо, чьих достижений . Мы вкладываем в это понятие: высокую результативность и качество учебно-воспитательного процесса, признание достижений учебного заведения общественностью (родителями, местным сообществом, общественными организациями и т.п.); положительный имидж школы, низкий уровень текучести кадров и т.д.
Педагоги средних образовательных школ, как и работники в других сферах профессиональной деятельности, обладают собственным набором потребностей и мотивов, которые являются для них значимыми и стимулируют к личностному росту и самосовершенствованию. Стоит отметить, что данный набор потребностей и мотивов является динамичным по своему характеру, поскольку они изменяются или исчезают с течением времени. Большинство педагогов работает в школе ради своего дела, ради получения удовольствия от общения с детьми, от самореализации.
Умение мотивировать работников – одна из составляющих управленческой компетентности руководителя учебного заведения, задача которого состоит в том, чтобы разработать систему оценивания результатов деятельности и определить стимулы, которые будут побуждать к дальнейшему профессиональному росту работников, выявлению талантов, созданию благоприятного микроклимата в коллективе, стимулировать работников к активному взаимодействию .
Учитель-профессионал обязан владеть не только знаниями и навыками, обязательными для его непосредственной педагогической деятельности, у него также должны быть желание и мотивация овладеть смежными знаниями, которые усилят уровень его профессиональной компетентности и позволят построить удачную карьеру.
По нашему мнению, понятие «мотивационная компетентность» педагогов объединяет динамическую комбинацию знаний, умений и практических навыков педагога с процессом побуждения себя к действенности, направленной на достижение профессиональных успехов.
В частности, И. Зязюн, Л. Крамущенко, И. Кривонос обращают внимание на многогранность мотивации личности педагога , а именно (Рисунок 1):
Рисунок 1. Многогранность мотивации личности педагога
Кроме того, факторами мотивации педагогов являются внутренние и внешние факторы. К внутренним (субъективным) факторам относятся личностные черты педагогов, их возраста, пол, этап профессионального становления и развития. Также сюда стоит отнести и стаж трудовой деятельности педагога. Внешними (объективными) факторами являются: место размещения школы, возможность использования современного оборудования, уровень компьютеризации и доступа к интернет-сети, налажены социальные партнерские контакты с работодателями, производственниками, другими учреждениями профессионального образования, психологический климат и стиль управления в педагогическом коллективе, реализуемая в школе системы мотивации.
Наиболее эффективной считается именно внутренняя мотивация, определяемая удовлетворенностью педагогов своей профессиональной деятельностью, ее результативностью . В то же время «мотивация педагогической деятельности подчиняется общим механизмам мотивации деятельности и созданию новых мотивов» . А к проблемам мотивации «…относятся только такие формы активности, характеризующиеся направленностью на достижение определенной цели. Исследования мотивации призваны обосновать разграничение потока активности на единицы прежде всего с точки зрения вопроса: «Зачем?»» .
Суть профессиональной мотивации педагогов проявляется в выяснении и раскрытии факторов стимулирования профессиональной активности учителей, изъятии факторов торможения этой активности с целью создания условий для повышения компетентности педагогов. Ведь профессиональные требования педагогов школы – ключи к решению многочисленных проблем роста их компетентности и эффективности учительского труда.