Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагог французского и английского языков

Магистерский диплом (ВКР) на тему Дидактическая модель использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9

1.1. Сущность квеста как современной педагогической технологии 9

1.2. Дидактический потенциал квест-технология при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования 14

1.3. Методологические основы применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования 29

Выводы по первой главе 38

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 40

2.1. Дидактические основы использования квест-технологии и методические рекомендации по ее внедрению в процесс обучения иностранному языку на уровне среднего общего образования 40

2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования 62

Выводы по второй главе 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПОРТРЕТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ 88

  

Введение:

 

Язык сегодня является важнейшим средством общения между людьми, без которого общество не может существовать и развиваться. Сегодня меняется не только специфика общения между людьми в одном социуме. Отмечаются изменения и в характере международных связей, предопределяющих необходимость в изучении иностранных языков.

Специфика предмета иностранного языка предполагает такую организацию учебного процесса, при которой каждый его участник имеет возможность активизировать познавательную и речевую деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основная задача предмета «Иностранный язык» состоит в том, чтобы содействовать в овладении школьниками коммуникативными умениями и навыками соответственно мотивам, целям и социальными нормами речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у обучающихся коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система обучения иностранным языкам дает возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к овладению языками как важного средства межкультурного общения.

На сегодняшний день в системе школьного образования применяется гуманистический подход к учащимся как развивающимся личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов, прав и желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для развития школьников, для формирования их активности и жизненной позиции. Обучающийся должен ощущать себя активным деятелем, который постоянно открывает что-то новое и приобщается к культуре, сформировавшейся в процессе исторического развития социума. Образовательная работа педагога имеет своей целью создание таких условий, которые открывают детям возможность самостоятельной деятельности, направленной на освоение иноязычной коммуникативной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся является актуальной задачей процесса обучения в современной школе. Обязательными умениями, которые обеспечивают коммуникативность личности, во ФГОС ставятся задачи формирования у учащегося умения слушать и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.

Реализовать все изложенное выше на уроках иностранного языка позволяет использование квест-технологий.

Итак, наше исследование посвящено одной из таких перспективных инновационных технологий обучения – квест-технологии, которая не только служит источником информации для обучающихся и моделирует аутентичную языковую среду, но и управляет их познавательной деятельностью, контролирует ее результаты, развивает творческие способности, формирует положительную мотивацию к изучению предмета.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена повышенным интересом к поиску эффективных путей обучения иностранным языкам вне языковой и культурной среды; недостаточной научно-методической разработанностью теоретических основ применения современных информационных технологий, в частности, квест-технологии, в обучении иностранным языкам; возрастающими требованиями к уровню владения иностранными языками.

Проблема исследования состоит выявлении специфики использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования и ее эффективности в обучении иностранному языку.

Цель исследования состоит в разработке и апробации дидактических основ и практической модели использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность квеста как современной педагогической технологии.

2. Описать дидактический потенциал квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

3. Охарактеризовать теоретико-методические основы применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

4. Выделить дидактические условия использования квест-технологии при обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования.

5. Разработать и апробировать дидактические основы использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования, выявить ее результативность.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования будет эффективным при реализации следующих условий:

‒ ориентированность на развитие критического мышления;

‒ учёт в реализации квест технологий конкретных видов знаний (которые направлены на: расширение кругозора, развитие эрудиции т.д.);

‒ учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Объект исследования ‒ процесс обучения французскому языку на уровне среднего общего образования.

Предмет исследования ‒ содержательно-методические аспекты использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Методы исследования:

1) теоретические методы:

– анализ литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

2) эмпирические методы:

– тестирование;

– количественный и качественный анализ.

Методологическая база исследования представлена трудами таких ученых, как С.Ю. Амелина, Е.И. Багузина, В.С. Безрукова, О.В. Волкова, С.Д. Воробьева, Э.А. Зеброва, О.Н. Крылова, В.Д. Николаева, Е.Н. Соловова, Е.М. Шульгина и др.

Научная новизна исследования состоит в уточнении классификация квестов, обобщении дидактических условий использования квест-технологии при обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала относительно использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработанной дидактической модели использования квест-технологии при обучении иностранному языку и возможности ее использования при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

Во введении определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, методологическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические основы использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования: раскрыта сущность квеста как современной педагогической технологии; описан дидактический потенциал квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования; охарактеризованы теоретико-методические основы применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Во второй главе приведены организационно-деятельностные аспекты применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования: выделены дидактические условия использования квест-технологии при обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования; разработаны и апробированы дидактические основы использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования; выявлена результативность разработанной технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

В заключении приведены основные выводы, сделанные в результате исследования.

Список использованной литературы представлен 36 наименованиями, из них 31 на русском языке и 5 на иностранном.

В приложении приведен дидактический материал.

Аннотация. В работе рассматривается специфика использования квест-технологии при обучении иностранному языку, определен дидактический потенциал и методологические основы применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования. В диссертации представлены разработанные дидактические основы использования квест-технологии и методические рекомендации по ее внедрению в процесс обучения иностранному языку на уровне среднего общего образования. Также описаны результаты опытно-экспериментальной работы по применению квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Abstract. The paper examines the specifics of using quest technology in teaching a foreign language, determines the didactic potential and methodological basis for using quest technology in teaching a foreign language at the level of secondary general education. The dissertation presents the developed didactic foundations for using quest technology and methodological recommendations for its implementation in the process of teaching a foreign language at the level of secondary general education. The results of experimental work on the use of quest technology in teaching a foreign language at the level of secondary general education are also described.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос использования веб-технологии при обучении иностранному языку обладает своей актуальностью, поскольку на данном этапе существует потребность в поиске эффективных путей обучения иностранным языкам вне языковой и культурной среды. Кроме этого, выявлена недостаточная научно-методическая разработанность теоретических основ применения современных информационных технологий, в частности, квест-технологии, в обучении иностранным языкам.

В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: разработаны и апробированы дидактические основы и практическая модель использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования.

Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:

1. Раскрыта сущность квеста как современной педагогической технологии. Мы пришли к выводу, что понятие «квест» как метод и форма обучения иностранного языка представляет собой игровой поиск, который должен решать поставленные задачи для преодоления препятствий. Квест-технологии свойственен универсальный характер, поэтому она может использоваться для развития различных компетенций, обозначенных в образовательных стандартах. Кроме этого, квест-технология способствует обучению самостоятельности, активизации познавательной активности обучающихся.

2. Описан дидактический потенциал квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования. Было установлено, что в процессе обучения иностранному языку квест-технологии опираются на общедидактические подходы, применяемые ко многим методам и приемам обучения иностранному языку. Квест-технологии на уроках иностранного языка применяются для формирования личностных качеств обучающихся, для введения и закрепления языкового материала. Основные условия необходимые для успешной реализации квест-технологий на уроках иностранного языка состоят в ориентированности на развитие критического мышления; учёт в реализации квест технологий всех видов знаний; учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся.

3. Охарактеризованы теоретико-методические основы применения квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования. Был сделан вывод, что этапами подготовки квеста учителем и его реализация являются следующие: 1) введение; 2) создание увлекательного сюжета; 3) создание поисково-творческих задач в соответствии с сюжетом; 4) создание критериев оценки в соответствии с задачами; 5) разработка дополнительных материалов; 6) реализация квеста; 7) выводы.

Основными условиями успешного использования квест-технологии считаем следующие: заинтересованность учителя в проведении квеста; интересный характер заданий квеста; соответствие заданий квеста уровню владения иностранным языком учениками; деление учеников на группы, в которой каждому участнику должна быть отведена особая роль; достаточное количество времени на выполнение каждого задания.

4. Выделены дидактические условия использования квест-технологии при обучении иностранным языкам на уровне среднего общего образования: ориентированность на развитие критического мышления; учёт в реализации квест технологий конкретных видов знаний (которые направлены на: расширение кругозора, развитие эрудиции т.д.); учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Особенностями применения эффективных организационных и обучающих квест-технологий являются следующие: они мало распространены в системе общего среднего образования; учителю необходимо иметь дополнительное время для подготовки, отбор ресурсов, запись видеофрагментов и т.п.; в школах низкое качество Интернет-связи; учителю требуется дополнительное время на овладение данными технологиями.

Квест-технология является инструментом обучения иностранному языку. Ученикам, работая с веб-квестом, приходится справляться с большим объемом новой информации и осмысливать ее, что помогает развивать навыки критического мышления и анализа. Веб-квест представляет собой мощный инструмент стимулирования мотивации обучающихся к получению знаний как самостоятельно, так и в команде, что способствует повышению мотивации и эффективности учеников.

К учебному процессу через квест-технологию привлекаются технологии и ресурсы в Интернете, которые являются эффективным средством обучения благодаря использованию мультимедийных и компьютерных обучающих средств. Веб-квест положительно влияет на познавательный процесс и на эмоциональное состояние обучающихся.

Уроки иностранного языка с применением квест-технологии являются мощным мотивом в обучении, которые способствуют активизации познавательных психических процессов (мышления, внимания, речи, воображения, памяти). Ученики получают большой объем информации, что позволяет им формировать знания и углублять их.

5. Разработаны и апробированы дидактические основы и практическая модель использования квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования, выявить ее результативность. Нами была проведенная опытно-экспериментальная работа по применению квест-технологии при обучении иностранному языку на уровне среднего общего образования для проверки гипотезы исследования. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность квест-технологии, поскольку в экспериментальной группе была отмечена положительная динамика в уровнях умений и навыков говорения на контрольном этапе исследования.

В контрольной группе динамика является незначительной. Такие результаты свидетельствуют об эффективности квест-технологии в обучении иностранному языку. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность квеста как современной педагогической технологии

В современной системе образования все более востребованными стано¬вятся интерактивные формы обучения. К ним относятся: проектная деятель¬ность, интерактивные игры, создание проблемных ситуаций и многие другие. Одной из самых современных форм обучения можно назвать квест-техноло¬гию, которая может сочетать в себе все перечисленные и многие другие формы, а также варьировать их в зависимости от учебной задачи.

Итак, сегодня перед педагогами стоит одна из важнейших задач, суть которой состоит в том, чтобы предоставить возможности для каждого обучающегося творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, возможности их практического применения, реализации их способностей [Хващевская, 2018]. На современном этапе развития системы образования учитель имеет возможность использовать широкий спектр различных образовательных технологий, позволяющих решить данную задачу. Квест-технология является современной образовательной технологией, в основе которой лежит поиск. Квест как педагогическая технология предполагает решение обучающимися проблемных задач, использование ролевых игр с необходимостью поиска ресурсов, в частности, с помощью Интернета. Использование квестов в работе с учащимися по изучению иностранного языка предполагает максимальную интеграцию Интернета учебный процесс. Квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными [http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html].

Говоря о применении квест-технологии в образовательном процессе, исследователи называют ее инновационной. Квест рассматривается как «поиск или игра, участниками которой требуется решить те или иные задачи для преодоления препятствий и продвижения по сюжету. Сюжет заранее определен или же имеет множество исходов, в ситуации, когда выбор может зависеть от действий самого участника» [Dodge, 1999].

В рамках образовательного процесса квест выступает как своеобразная проблемная задача с элементами ролевой игры, предполагающей использование информационных ресурсов.

Изучение работ таких ученых, как Е.И. Багузина, С.В. Напалков, О.Н. Крылова и др., что квест-технологии обладают некоторыми характеристиками [Багузина, 2010], представленными на рисунке 1:

Рисунок 1. Характеристики квест-технологии по Е.И. Багузиной и др.

Понятие квест-технология состоит из двух слов: квест и технология. Исходя из этого, квест-технология является моделью совместной деятельности учителя и обучающихся, которая разрабатывается и организуется учителем. При этом учитываются детали проектирования, организации и проведения учебного процесса по намеченным и установленным целям.

Квест-технологии в современном образовательном процессе используются при обучении иностранному языку и предполагает погружение обучающихся в индивидуальную иноязычную информационную среду. Квест – это то педагогическое средство, которое используется для приобретения учащимися необходимых знаний.

Степень развития информационных технологий на современном этапе развития науки и техники достигают того уровня, при котором квесты и веб-проекты могут быть отнесены к категории обучающих технологий, основу которых составляет деятельность учащихся по сбору определенного материала, чир позволяет решить конкретные проблемы и задачи. В результате выполнения квеста обучающийся исходя из заданной темы создает: собственную веб-страницу или же другую творческую работу.

Квест технологии используются и в социальном, и в культурном направлении как процесс обучения иностранного языка, которые повышают мотивированность обучающихся к изучению культуры страны изучаемого иностранного языка.

Преимуществами квест-технологий является особо высокое повышение мотивации обучающихся, когда они в самостоятельном виде выполняют творческо-познавательную деятельность в сети. В процессе выполнения квеста обучающиеся получают реальный результат работы. наряду с этим они обучаются в атмосфере сотрудничества и серьезной ответственности.

Еще одно важное преимущество квест-технологии состоит в том, что выполнение обучающимися квеста требует от них выполнения деятельности творческого характера. Кроме этого, творческая деятельность обучающихся предполагает сотрудничество, ответственность каждого обучающегося за результат этой деятельности. Но наряду с этим ей свойственен соревновательный дух, который основан на желании быть лучше соперника и реализующие высокую мотивацию к успеху на основе реальных, наглядных и осязаемых плодов собственного труда.

Учащиеся погружаются в языковую среду благодаря использованию квест-технологиям, отличающимися мультимедийным содержанием, а также аутентичностью материалов. Данные квест технологии создают свободу выбора и позволяют снять ограничение рамок учебно-методических пособий. Эффективность квест-технологии обусловливается, в частности, является информационное богатство и наполненность сети Интернет информацией, являющейся социокультурно значимой.

Конечно, нет никаких сомнений в том, что оптимальное развитие социально-культурной и лингвокультурной компетенции изучающих иностранный язык может происходить непосредственно в случае пребывания стране изучаемого языка. При этом может и не быть возможности выполнить данное условие, поэтому погружение в виртуальное пространство представляет собой эффективное средство изучения иностранного языка вне языковой среды. Погружение в виртуальное пространство способствует моделированию необходимых социокультурных условий обитания иностранного социума. Именно в этом пространстве возможно создать все условия для аутентичной интерактивной языковой среды.

Не подвергается сомнению тот факт, что широкие горизонты открываются современным уровнем компьютерных и телекоммуникационных технологий для развития оптимальных средств обучения иноязычной культуре. Отсутствие владения иностранным языком очень ограничивает свободу во многих видах деятельности современного мира. Использование квест-технологии наглядно демонстрирует изучаемый предмет, в данном случае, – иностранный язык в естественной обстановке. Использование квест-технологии позволяет осуществить дистанционное, индивидуальное обучение, помогает открыть доступ к любым источникам информации, которые постоянно обновляются. Одним из самых эффективных методов изучения иностранного языка в современной образовательной системе является веб-квест, который видится как особая достаточно новая образовательная технология, состоящая из проблемного задания, включающего элементы ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.

Использование квест-технологии на уроках иностранного языка обла¬дает рядом преимуществ, а именно:

‒ возможность включить в занятие все четыре вида деятельности, заявленных во ФГОС нового поколения (чтение, говорение, письмо и аудирование);

‒ воздействие на все органы чувств;

‒ погружение в языковую среду в процессе выполнения заданий за счет того, что все задания даются на иностранном языке;

‒ максимальная вовлеченность в процесс;

‒ возможность участвовать в квесте всем ученикам, не зависимо от их успеваемости.

Применение квест-технологии при обучении иностранному языку приводит к следующим результатам:

– формирование и развитие социокультурной компетенции обучающихся;

– расширение словарного запаса обучающихся;

– развитие наблюдательности по отношению к культуре страны изучаемого иностранного языка;

– повышение мотивации.

Специалисты считают, что через использование в образовательном процессе по иностранному языку квест-технологии позволяет создавать условия для эффективного стимулирования у обучающихся аналитического и креативного мышления, объективного оценивания ими собственных результатов деятельности и результатов других участников квеста. Обучение обучающихся с помощью квест-технологии позволит повысить их познавательный интерес, стимулировать и поддерживать мотивацию к изучению иностранного языка. Применение учителем на уроках веб-квестов создает условия для развития у обучающихся самостоятельности, умения ориентироваться в различных ситуациях, познавательному, творческому развитию школьников [Багузина, 2011].

Составление современного и эффективного квеста требует времени и хорошей подготовки самого учителя. Разработка серии квестов к определенной теме, изучаемой на уроке иностранного языка, предоставит учителю возможность использовать ее не только в данном конкретном классе, но и в дальнейшем в последующие годы обучения. Это будет способствовать как экономии времени, так и приданию процессу обучения и контроля знаний обучающихся увлекательности и современности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы