Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Диагностика навыков функционального чтения у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Теоретические аспекты проблемы диагностики навыков функционального чтения у
младших школьников. 7

1.1. Характеристика понятия «функциональное чтение». 7

1.2.   Подходы к диагностике функционального чтения в младшем школьном возрасте  36

Глава II. Эмпирическое
исследование оценки навыков функционального чтения у младших школьников. 44

2.1. Программа исследования. 44

2.2. Анализ результатов исследования. 52

2.3. Выводы по результатам исследования. 73

Заключение. 77

Список литературы.. 79

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования состоит в том,
что в настоящее время отечественная педагогика стоит перед актуальной проблемой
по читательской грамотности младших школьников.

В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как
один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской
грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения
междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в
обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам
начальной школы.

По данным PIRLS (исследование качества чтения и
понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)) с 2001 по 2016 годы отмечается устойчивая положительная динамика в
совершенствовании читательской грамотности российских младших школьников.
Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания
текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявления и
интерпретации различий в национальных системах образования с целью
совершенствования процесса обучения чтению.

По данным Центра оценки качества образования
Института стратегии развития образования Российской академии образования под
руководством Г.С. Ковалевой в исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие
более 340 000 учащихся из 50 стран мира [8, 9].

Формирование
читательской грамотности необходимо в настоящее время. Ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно
сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более
примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к
чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без
сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование
читательской информационной культуры.

К сожалению, в последние годы намечается тенденция
ухудшения читательской грамотности учащихся. Причин тут много: это и снижение
мотивации к чтению, и замена книг компьютерными играми, и большая учебная
нагрузка. В наш век новых информационных технологий роль
книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге
телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не
хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в
рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила:
«Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается
оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет
на качество обучения …».

Ещё один существенный фактор — отсутствие системы
развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик
обучения чтению. Как показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов
и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему. Из указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
говорится:  «Правительству Российской Федерации
при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что
в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых
показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по
качеству общего образования». Кроме того, глава государства указал на
необходимость обеспечения воспитания «гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Особое значение развитию читательской грамотности
придают такие

исследователи
как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева.

Объект исследования − читательская грамотность
младших школьников.

Предмет: исследование читательской грамотности
младших школьников.

Задачи исследования:

1
Диагностировать актуальный уровень сформированности читательской

грамотности
у младших школьников;

2
Выявить и описать условия формирования читательской грамотности;

Гипотеза
исследования: задания, спроектированные специальным образом на
естественнонаучном материале, могут использоваться в качестве инструмента для
текущей диагностики навыков функционального чтения у младших школьников.

Методы
и методики исследования:

теоретические:
анализ научной литературы, программно-методических материалов, метод сравнения
и сопоставления (применяются при анализе и умений, которые измеряются в PIRLS);

эмпирические:
пилотажный эксперимент; корреляционный анализ; методы статистической обработки
данных (обработка результатов исследования по критерию Уилкоксона (для двух
групп испытуемых));

методики:
экспресс-диагностика основных метапредметных образовательных результатов в
начальной и основной школе, авторы Чудинова Е.В., Санина С.П. (в части
диагностики вычитывания и понимания текста), тест «Навык чтения», автор Ясюкова
Л.А. Эмпирическая база и выборка исследования.

Исследование
проводилось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города
Москвы «Школа № 1468». В исследовании приняло участие 54 младших школьника.

Это обучающиеся третьих классов: 3 «В» класс, 26
человек – контрольная группа, 3 «Э» класс, 28 человек – экспериментальная
группа. Теоретико-методологической основой исследования являются: — положение о
роли чтения в развитии высших форм письменной речи (Л.С. Выготский); — принципы
и система обучения чтению (Д.Б. Эльконин); — уровневая модель присвоения
учебного содержания (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Г. Нежнов).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Период грамотности включает
обязательное посещение школы учащимися в возрасте 6–15 лет. Таким образом,
грамотность формируется в ходе этого обязательного школьного обучения, а само
поступление ребенка в школу и начальное развитие у него чтения и письма именуется
«начальной читательской грамотностью» . Основная цель этого периода — закрепить
основы чтения и письма. При этом учитывается развитие начального чтения и
письма вместе с другими аспектами, составляющими всю грамотность, —
аудированием, говорением и мышлением.  И
именно чтение играет основную роль в обучении.

Проведенное исследование
дает дополнительные стимулы для работы над вновь созданными тестами на
понимание. Полученные данные показывают, что тексты для понимания обнаруживают
как сходства, так и различия, первые статистические результаты показывают их применимость.
Кроме того, мы будем отслеживать их достоверность (связь с другими тестами,
отображающими навыки чтения) и их способность влиять на различные аспекты
понимания прочитанного. В большинстве случаев это всегда
было большинство ответов. Также в интерпретации можно сказать, что учащиеся
были достаточно успешными, так как они смогли правильно ответить до 86,24%
случаев. Несколько сложнее для учащихся были задания на вывод, особенно в связи
с собственным суждением. При сосредоточении внимания только на выводах по
тексту эта подобласть не вызывала у учащихся существенных проблем.

 Поэтому мы считаем, что сочетание подобласти
читательской грамотности и выражения собственного суждения требует более
богатого читательского опыта. По всем рассматриваемым категориям учащиеся были
выше среднего. Проведенное исследование не подтвердило выдвинутые нами
гипотезы. Мы представили отдельные выводы для всех гипотез в подвыводах каждой
гипотезы.

Понятие читательская грамотность
также подвергалось более длительному развитию и видоизменению, и так же, как и
понятие грамотности, его определение не совсем ясно. В профессиональной
литературе можно найти большое количество определений. Для определения
содержания термина необходимо подчеркнуть материальную составляющую
читательской грамотности, что должно сдвигать его понимание в сторону общения и
практического использования. Этому понятию соответствуют и другие виды
индивидуальной грамотности, которые в совокупности образуют так называемую
функциональную грамотность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты проблемы
диагностики навыков функционального чтения у младших школьников 1.1. Характеристика
понятия «функциональное чтение» Сегодня в начальной школе основными
видами деятельности становятся продуктивные виды – чтение, говорение, письмо,
слушание, так как именно при помощи них закладываются основы грамотности
личности. В ФГОС НО отмечается: «чтение в современном информационном обществе
носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относят к
универсальным учебным действиям». В соответствии с представлениями о
современном образовании, компетентность играет огромную роль в становлении
личности учащегося и получении им знаний. А в основе компетентности этой лежат
такие качества, как «функциональная грамотность» и «функциональное чтение»,
каждое из которых необходимо рассмотреть отдельно. Функциональная грамотность – уровень
образованности, который характеризуется способностью решать стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно
прикладных знаний.

Функциональная грамотность является
относительно сложным и комплексным явлением из-за разнообразия, различных
условий и других соответствующих факторов (социально-исторических, культурных
или экономических факторов). Прилагательное функциональное может быть
определено таким образом, что грамотность больше не основывается только на
способности читать с пониманием и писать обычный текст, а предполагается, что
человек может функционально использовать навыки грамотности. Из этого
утверждения можно понять, что функциональная грамотность – это чтение и письмо
выше уровня элементарной грамотности.

В 1978 г. на 20-й сессии Генеральной
Ассамблеи ЮНЕСКО данное понятие первые был включено в число навыков
грамотности. Определение, данное организацией ЮНЕСКО, было установлено
следующим образом: «Функционально грамотный человек — это тот, кто может быть вовлечен
во все виды деятельности, в которых грамотность требуется для эффективного
функционирования в его группе и сообществе, и которые также позволяют ему
продолжать использовать чтение, письмо». и рассчитывая в интересах своего
собственного развития и развития общества» [1] .

Функциональная грамотность
определяется как «способность использовать чтение и письмо помимо элементарной
грамотности для достижения собственных потребностей, приобретения знаний,
самообразования и саморазвития как в процессе социального взаимодействия и общения
и во многих других значимых контекстах» .

Определение функциональной
грамотности звучит как оснащение человека для осуществления различных видов
деятельности, необходимых для жизни в современной цивилизации. Это, например,
умение не только читать, но и понимать более сложные тексты, заполнять формы,
разбираться в графиках и таблицах и т.д.

Функциональную грамотность также
можно определить как способность использовать печатный и письменный материал
для функционирования человека в обществе в рамках расширения знаний и развития
потенциальной личности.

Определение функциональной
грамотности основано на исследованиях Международного обследования грамотности
взрослых (IMALS) и содержит три компонента, которые в чешской и словацкой
литературе обозначают это разделение в аналогичных переводах, например:

— текстовая
(литературная) грамотность – это знания и умения, необходимые для понимания и
использования информации в непрерывных текстах (новости, комментарии, газетные
передовицы и т.п.)

— документарная
грамотность – представляет собой знания и навыки, необходимые для поиска и
использования информации в разрозненных или коротких структурированных текстах
(бланки, расписания, карты, диаграммы, рекламные брошюры и т. д.) [10]

— числовая
грамотность – включает в себя знания и умения, необходимые для выполнения
операций с числовыми данными, представленными в тексте (таблицы, графики,
счета, приказы и т. д.)

Исследователи перечисляют следующие
десять пунктов, которые содержат несколько явно сформулированных или только
неявных отличий от классического определения грамотности в смысле простой
способности читать. и написать:

— «функциональная
грамотность адаптирована к культурному контексту, в котором она используется, и
содержание и сложность навыков грамотности соответствуют этому контексту,

— функциональная
грамотность подразумевает, что существует разница между индивидуальной
грамотностью и функциональной грамотностью в том смысле, что существует разница
между индивидуальной грамотностью и функциональной грамотностью в том, что
индивидуальной грамотности может быть недостаточно для функционирования
человека в обществе [2],

— функциональная
грамотность предполагает более сложные навыки, чем просто овладение основными
приемами чтения и письма,

— под
функциональной грамотностью обычно понимают умение общаться,

— функциональная
грамотность ни в коем случае не дихотомическое явление, а континуум,

— функциональная
грамотность также должна измеряться и интерпретироваться как континуум,

— функциональная
грамотность может быть измерена напрямую, ее не нужно оценивать на основе
других показателей,

— функциональная
грамотность не тождественна «школьной зрелости», а значит, хорошее овладение
школьным образованием не обязательно означает успешное решение задач
повседневной жизни, в которых необходима функциональная грамотность [5],

— под
функциональной грамотностью понимается исключительно грамотность взрослых, как
правило, населения старше 15 лет [7],

— функциональная
грамотность обычно ассоциируется с развитыми странами» [13].

Основой функциональной грамотности
является способность обрабатывать знания и информацию из различных областей
знаний, которые необходимы человеку для применения в обществе. Основные области
функциональной грамотности включают чтение, математику, естественные науки,
информационную и языковую грамотность.

В модели может быть выражена связь
отдельных направлений с функциональной грамотностью, а преимуществом этой
модели является параллелизм направлений грамотности с направлениями школьного
образования, которые перечислены в Рамочной образовательной программе основного
образования.

Можно констатировать, что мы
понимаем читательскую грамотность как одно из направлений функциональной
грамотности. В обоих случаях суть почти одинакова, что обусловлено их
теоретической исходной точкой и концепцией. Он основан на концепции обучения на
протяжении всей жизни и теории информации, которые необходимы людям в наши дни.
Различие между грамотностью чтения и функциональной грамотностью заключается в
качестве, объеме и сложности необходимых навыков, которые в основном
обусловлены возрастом [18].

Это способность человека вступать в
отношения со средой, максимально адаптироваться в этих отношениях и
функционировать в них максимально продуктивно. Она отличается от элементарной
грамотности, которая рассматривается как умение читать, понимать, составлять
простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, так
как являет собой уровень знаний, умений и навыков, которые обеспечивают
функционирование личности в системе социальных отношений в русле конкретной
культурной среды.

Это, прежде всего, умение применять
навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет
в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть
тот уровень, который способствует раскрытию личности во взаимодействии с
внешней средой, умение получать информацию, а также передавать ее в условиях
общения при помощи текстов, как устных, так и письменных. По тому же принципу необходимо
различать и понятие чтения с функциональным чтением. Полноценное чтение с точки
зрения психологии должно рассматриваться как сложный и многогранный процесс,
который помогает решить такие задачи, как понимание прочитанного, поиск
информации и восстановление широкого контекста [20].

Чтение – это технология
интеллектуального развития, способ приобщения к культуре. При помощи чтения
осуществляется посредничество в общении, оно выступает средством для решения
проблем. Развитие самообразования и интеллекта, которое продолжается на протяжении
всей жизни, не может быть реализовано без навыков чтения. Содержание текста
имеет множество степеней свободы: в силу своих индивидуальных способностей и
жизненного опыта, каждый человек понимает один и тот же текст, по-разному [23].

И способность не только читать, но и
понимать прочитанное, вряд ли может сводиться только к приобретённому в
дошкольном возрасте навыку чтения. Как вид деятельности, чтение
совершенствуется на протяжении всей жизни человека, так как порождается в
различных видах деятельности. Иными словами, мы можем говорить, что чтение
выступает не только умением, но и навыком. Методически сегодня выделяется два
уровня чтения.

• Уровень первый, самый поверхностный,
опирается на понимание того, о чем говорится в тексте.

• Второй уровень характеризуется не
только пониманием того, о чём говорится, но и того, что говорится в
высказывании (т.е мыслей, отношений, причин, связей, следствий, скрытых в
подтексте).

Функциональное чтение в данном
случае относится ко второму уровню и говорит не столько о навыке чтения,
сколько о понимании прочитанного.  
«Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для
решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При
функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и
аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем,
графиков, таблиц)» [25].

Индивидуальные уровни начальной
читательской грамотности частично соответствуют блумовской таксономии
познавательных целей обучения, на которой базируются современная педагогическая
теория и практика.

Это следующие категории и
познавательные процессы:

— знание
(запоминание),

— приложение,

— анализ,

— синтез,

— оценочное
оценивание.

Первичная грамотность состоит из
комплекса умений и навыков, связанных с приобретением навыков чтения, письма и
активного слушания, при этом учащийся работает с интеллектуальным содержанием
текста. Развитие этой начальной грамотности связано с формированием
положительного отношения к обучению. Основной целью этого периода является
создание основ навыков чтения и письма.

Мы отождествляем себя с концепцией
читательской грамотности как многокомпонентного процесса, в котором
переплетаются несколько уровней, ни один из которых не является незначительным.

Среди этих уровней выделяются
отношение к чтению, буквальному пониманию, рассуждениям, метапознанию,
совместному использованию и применению. Эти этапы описываются следующим
образом:

— отношение
к чтению — одна из ключевых предпосылок развития читательской грамотности.
Чтение должно приносить ученику чувство радости и удовольствия и в то же время
он должен испытывать внутреннюю потребность в чтении.

— буквальное
понимание – способность декодировать письменные тексты и основываться на
предыдущих знаниях и опыте понимания на буквальном уровне.

— рассуждение
— способность учащегося делать выводы из прочитанного текста и критически
оценивать текст. Читатель должен резюмировать основную мысль текста и уметь
проследить замысел автора. Это более требовательный навык чтения [26].

— метапознание
– умение, при котором учащийся осознает намерение собственного чтения, выбирает
в соответствии с ним тексты и способ чтения, отслеживает и оценивает
собственное понимание читаемого текста. Он сознательно выбирает стратегии
чтения, которые помогают ему лучше понимать более сложный контент и сложность
выражения.

— обмен
— учащийся может поделиться своим опытом чтения с другими читателями. Он может
интерпретировать, сравнивать свои взгляды с другими и думать о различиях. Это
приводит к формированию собственного мнения и отношения.

— применение
– ученик использует чтение для личного развития и получения новых знаний [27].

Может использовать чтение в
жизненных ситуациях для практического применения.

Упомянутые уровни являются одними из
основных областей, на которых важно сосредоточиться в рамках обязательного
школьного образования. Для школьников эти уровни важны для дальнейшего
образования на протяжении всей жизни. Чешская школьная инспекция уделяет особое
внимание развитию всех уровней по всем предметам.

Российский ученый психолог Леонтьев, А.А. считает, что ученик, у которого
развиты навыки функционального чтения, может использовать навыки чтения и
письма свободно и непосредственно для получения информации из текста – для его
понимания, преобразования, сжатия и т.д. Такое чтение — часть функциональной
грамотности. Функциональное чтение
характеризуется четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:

— должен ориентироваться в содержании
текста, понимать его целостный смысл;

— находить информацию;

— интерпретировать текст;

— анализировать содержание текста,
уметь мыслить критически.

Функциональная грамотность чтения,
при этом, основывается на следующих составляющих:

1. Умение найти в тексте информацию по
выделенному критерию (самый низкий уровень);

2. Умение находит в тексте информацию
по различным выделенным критериям

3. Определение
в тексте нужной информации, поиск ее среди важной, но противоречивой
информации,

4. поиск и установление
последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую
информацию, умение выбирать информацию, которая важна для определения
определенных знаний,

5. понимание сложных текстов и их
интерпретация, формулирование выводов и гипотез по выделенным критериям [29].

Для характеристики функционального
чтения следует выделить работу Давыдова В. В. «Психологическая теория учебной
деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном
общении», которая говорит о том, что сущность функционального чтения составляют
следующие признаки: понимание, рефлексия и использование текста в практическом
смысле.

Элементы эти тесно взаимосвязаны
друг с другом. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре
информации, добытой из различных источников, текстов, и перенос их на себя, в
сферу личного сознания. Только в этом случае функциональное чтение может быть
задействовано, а информация может быть реализована в социальной, политической и
экономической сфере. Очевидно, что на функциональное чтение будет влиять работа
с неадаптированными, открытыми источниками информации. При характеристике путей работы по
развитию функционального чтения следует опираться на теорию Л. С. Выготского. В
основе данной теории лежит понятие культурного образца.  Передача культурного образца является всего лишь
началом образовательного процесса. Ребёнку предстоит ассимилировать знание,
осмыслить и присвоить представленный в нем обобщенный способ действия, который
позволит самостоятельно решать всю полноту соответствующего класса. (Л. С.
Выготский) [2]. Чудинова Е. В., Санина С. П. в своей работе
«Экспресс-диагностика основных метапредметных образовательных результатов в
начальной и основной школе» рассматривают суть обучения функциональному чтению
как готовность понимать и использовать письменный текст, размышлять о нем,
заниматься чтением для достижения своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни [4].

Г. А. Цукерман говорит, что
функциональное чтение представляет собой широкий спектр компетенций – от
базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знания о
мире [27]. Обеспечение этих компетенций реализуется на основе комплекса знаний,
которые активно позволяют расширить возможности к рефлексии прочитанного и
обеспечить расширение личного опыта. Ребенок при подобном подходе получает
возможность применять знания на практике и искать новые, которые реализуются на
основе культуры.

В школьном обучении должны
осваиваться три типа действий функционального чтения.  Галина Анатольевна Цукерман интерпретировала
как три формы понимания: воссоздающее, рефлексивное, творческое. Каждое из
приведенных действий решает определенные задачи.

В частности, воссоздающее понимание
направлено на реконструирование картины жизни. Что касается рефлексии, то она
направлена на умение реконструировать логику автора текста. Творчество же
направлено на создание собственного текста, анализируя авторский текст. Все три
элемента тесно связаны между собой, но взаимозависимы от друг друга.

При выборе текстов важно стремиться
найти такое содержание, которое будет понятно уже четвероклассникам,
оканчивающим начальную школу, но обладает достаточной глубиной, чтобы не
оказаться слишком примитивным для девятиклассников, оканчивающих основную школу.

Тексты, которые выбираются для
обучения, должны быть адаптированы для понимания младшеклассников. Ориентиром
для подбора текста должны стать материалы, которые подобраны по возрасту в
учебниках.

При анализе уровня овладения
функциональным чтением важно опираться на технологию SAM (Student Achievement
Monitoring), которая разработана П. Г. Нежновым. В основе данной системы лежит
теория Л.С. Выготского [2]. Данная система выделяет три качественных
уровня освоения культурного способа действия, которые составляют зону
ближайшего развития. На первом уровне находятся те направления, которые
отвечают за выполнение формальных действий. В основе лежит наличие определенных
установок и данному уровню соответствует язык обобщений, который не дает
оценить реальный уровень знаний.

Второй уровень поднимает задачи,
которые не могут быть решены только благодаря имеющимся шаблонам, на основании
выделенных правил или процедур и требуют построения схемы (программы) действия
на основе анализа условия (моделирование существенных отношений). Такие задачи
могут быть описаны следующим образом: а) задачи, в которых описание
условий затрудняет определение их типа;

б) задачи, в которых для применения
типового способа необходимо преобразование условий; в) задачи, представленные в
абстрактной форме, исключающей поиск решения путем манипулирования конкретными
данными; г) задачи, предполагающие обращение
типовых схем действия (движение от результата к условиям) и др.

Этот уровень получил название
рефлексивного, и он тесно связан с необходимостью осмыслить задание, перед его
непосредственным выполнением. Третий уровень – ресурсный, который
переключается с одного способа на другой, позволяя переключаться с одного
способа на другой и удерживать разные аспекты рассмотрения объекта.

Развитие грамотности чтения
происходит в определенные этапы, на которых большинство авторов исходят из
описания количественной и качественной градации навыков чтения. Это развитие
определяется влиянием факторов, влияющих на грамотность чтения.

В профессиональной литературе мы
встречаемся с тремя основными этапами развития читательской грамотности

Этап дописьменности

Этот этап также называют
дограмотностью, зарождающейся детской грамотностью или спонтанной грамотностью.
Здесь человек впервые соприкасается с печатной формой текста. К наиболее
распространенным активным формам относятся беседа со взрослым, чтение по книгам,
манипулирование книгой или рассматривание иллюстраций, «чтение с картинок». С
помощью этих занятий у ребенка формируются так называемые предубеждения, т. е.
собственное представление о грамотности и функционировании в письменном
общении. Этот этап формально завершается началом обязательного школьного
обучения.

Этап развития читательской
грамотности

Началом этого этапа является начало
обязательного школьного обучения, а заканчивается последний год обязательного
школьного обучения. Стадия развития характеризуется целенаправленным
воздействием учителя на грамотные навыки и представления учащихся. Это длительный
процесс, в ходе которого происходит значительное повышение навыков чтения.
Некоторые авторы делят эту стадию на две части.

В первом разделе отрабатываются и
отрабатываются приемы чтения и письма. После технического овладения первым
разделом начинается второй раздел.

Во втором разделе студенты усваивают
методы, приемы и стратегии работы с текстами, что позволит им получать
образование и участвовать в различных мероприятиях в обществе.

Этап функциональной грамотности

Этот этап в первую очередь связан со
взрослением и его отправной точкой являются предыдущие этапы. После завершения
обязательного школьного обучения знания и навыки учащихся должны быть на таком
уровне, чтобы они могли интегрироваться в общество и быть его функциональной
частью.

Развитие и современное состояние
читательской грамотности представляет собой активный, динамичный, длительный
процесс и находится под влиянием большого количества факторов, взаимозависимых
и синергичных. Эти факторы можно разделить на две группы — эндогенные
(внутренние, субъективные) и экзогенные (внешние, объективные).

Внутренние факторы основываются на
личности самого учащегося — к ним относятся генетические предрасположенности —
интеллектуальные способности, навыки, характерные особенности и черты личности,
интерес или мотивация внешним факторам относятся семья, школа, внеклассные и
несемейные факторы. Эндогенные (внутренние) факторы

Эти факторы складываются из
врожденных предположений, особенностей и особенностей центральной нервной
системы читателя, а также особенностей личности и приобретенного опыта. Это
касается, например, интереса учащегося к чтению, внутренней мотивации, самооценки,
читательского поведения и установок. Учащиеся, которые хорошо читают, имеют
положительное отношение и отношение к чтению. Положительное отношение к чтению
у этих школьников приводит к тому, что в большинстве случаев они выбирают
чтение как часть своего досуга. К этим факторам также относятся возраст
читателя, интеллектуальный уровень, активная работа с информацией, приобретение
знаний, готовность к дальнейшему обучению, навыки и стратегии чтения. Экзогенные (внешние) факторы

К внешним факторам можно отнести
экономические, географические, материальные и демографические факторы, но
прежде всего к ним относится влияние семейной среды и среды школьного обучения.

Семейное окружение – один из
важнейших факторов. Семья создает основу для поддержки привычек ребенка к
чтению и может использовать имеющиеся ресурсы, чтобы заставить ребенка читать.
Включаем чтение родителям, чтение родителям, беседы с детьми, чтение подборки.

Немаловажную роль здесь играет и
социально-экономическое положение семьи, т.е. уровень образования родителей,
уровень доходов семьи и социально-профессиональный статус родителей. С
накоплением более высокого дохода, образовательного и культурного уровня семьи
у детей больше шансов дойти до книги и чтения или чтения грамотность».

Отношение родителей к чтению и их
способность мотивировать детей на развитие навыков чтения и отношения с книгами
имеют фундаментальное влияние на детей с раннего возраста. Оказывается, влияние
читательских моделей в семье, регулярное чтение и наличие достаточного
количества качественных детских книг являются одними из важнейших факторов,
влияющих на формирование положительного отношения к книгам и чтению».

Семья, состоящая из супружеской пары
и их прямых потомков, является базовой социальной единицей, известной во всех
человеческих обществах, даже если она может занимать разные позиции в широкой
социальной сети в разных обществах. , это может показать разные отношения с
расширенной семьей, или к родовой общине она может иметь разную структуру,
разное распределение ролей и власти и т. д.

Однако основные универсальные
функции человеческой семьи почти везде одинаковы:

— репродуктивная
функция – семья остается основной ячейкой рождающегося нового поколения,

— экономическая
функция – семья вместе ведет хозяйство, ведет домашнее хозяйство,

— эмоциональная
функция – семья обеспечивает эмоциональное удовлетворение для всех членов
семьи,

— функция
социализации – семья приобщает ребенка к общественной жизни.

Еще одним фактором из основных
внешних факторов является школьная среда. Воздействие школьной среды и ее
условий принципиально влияет на скорость приобретения учащимися навыков
грамотности в их функциональной форме, что является основной целью обязательного
школьного образования.

Школа представляет собой одно из
важнейших учреждений, ее функция заключается не только в подготовке учащихся к
будущей профессии, но и в подготовке их к вступлению в повседневную жизнь.
Школа предъявляет к детям иные требования, чем семья, и поэтому важно, чтобы и
в ней сохранялась некоторая необходимая дистанция между этими двумя
институтами.

Фундаментальное влияние школьного
обучения имеет множество прямых и косвенных факторов, к которым относятся общая
школьная среда, поведение и установки учеников, и одним из самых
непосредственных факторов является сам учитель. Учитель влияет на развитие читательских
компетенций ученика через его подготовку, опыт, материалы, используемые на
уроках, или выбор методов обучения.

Важно, чтобы студенты были
адаптированы к такому методу, с которым они могут справиться. Кроме того,
работать с разными типами текстов, чтобы получить новый опыт, который будет им
полезен. Общешкольные программы, взаимное сотрудничество в учебной и непедагогической
деятельности и т. д. также могут влиять на грамотность чтения.

Внеклассные и несемейные факторы
включают телевидение, компьютеры и публичную библиотеку. В наше время почти
каждый ребенок смотрит телевизор. Для родителей важно регулировать время,
которое их дети тратят на просмотр телевизора, чтобы в их свободное время не
было слишком много перерывов в чтении.

В настоящее время компьютеры
являются обычной частью почти каждого дома, и большинство детей очень часто
работают с ними. Компьютерная грамотность стремительно растет и в настоящее
время в связи с мерами, связанными с пандемией коронавируса, произошло массовое
использование компьютерных технологий в дистанционном обучении, что пришлось
сделать из-за закрытия школ.

В результате умение работать с
компьютером стало необходимостью даже для самых младших школьников. Но эта
работа также может быть формой развлечения, в которой чтение книг и работа с
компьютером поддерживают или влияют друг на друга [35].

Публичные библиотеки явно
ориентированы на книги, но они также предлагают возможность работы с
компьютерными технологиями. В большинстве случаев школы сотрудничают с
библиотеками и совместно создают различные читательские проекты, способные
мотивировать учеников к чтению и привлечь их к библиотечной среде.

Базовое образование направлено на
достижение следующих целей:

— «позволить
учащимся применять стратегии обучения и мотивировать их на обучение на
протяжении всей жизни;

— поощрять
учащихся к творческому мышлению, логическому мышлению и решению задач;

— направлять
учащихся к разностороннему, эффективному и открытому общению;

— развивать
у учащихся умение сотрудничать и уважать свой и чужой труд и достижения;

— подготовить
учащихся к проявлению себя как самостоятельных, свободных и ответственных
личностей, реализации своих прав и выполнению обязанностей;

— формировать
у учащихся потребность проявлять положительные чувства в поведении, действиях и
переживании жизненных ситуаций; развивать чуткость и чуткие отношения с людьми,
окружающей средой и природой;

— научить
учащихся активно развивать и беречь физическое, психическое и социальное
здоровье и нести ответственность за него;

— воспитывать
у учащихся терпимость и уважение к другим людям, их культуре и духовным
ценностям, учить их жить вместе с другими людьми;

— помочь
учащимся осознать и развить собственные способности в соответствии с реальными
возможностями и применить их вместе с приобретенными знаниями и умениями при
принятии решения о собственной жизненной и профессиональной направленности.

Таким
образом, функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы
читаем и где это можно применить. Оно научит не только внимательному,
выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю
жизнь. Задача, правильно использовать методы современного чтения,
систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты
учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы