Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки ГМУ

Магистерский диплом (ВКР) на тему Цифровизация как необходимая составляющая программы управления государственным имуществом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОГРАММЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 6

1.1. Понятие и сущность цифровизации в государственном управлении 6

1.2. Организационно-правовое регулирование управления государственным имуществом 17

1.3. Направления цифровизации в системе управления государственным имуществом 22

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 34

2.1. Анализ системы управления государственным имуществом 34

2.2. Анализ зарубежного опыта цифровизации управления государственным имуществом 44

2.3. Тенденции развития цифровизации в системе управления государственным имуществом 49

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОГРАММЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РОССИИ 58

3.1. Проблемы цифровизации в системе управления государственным имуществом 58

3.2. Направления совершенствования цифровизации управления государственным имуществом 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определена тем, что управление государственным имуществом, то есть имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации или ей субъектов, традиционно относится к весьма малоэффективным отраслям хозяйствования и государственного управления.

В ходе проведения рыночных преобразований в Российской Федерации, существенная часть государственных объектов недвижимого имущества, а также предприятий и иных имущественных комплексов была приватизирована и перешла в частную собственность, однако и сегодня государство владеет и распоряжается большей частью земельных ресурсов страны, её недрами, многочисленными объектами жилой и нежилой недвижимости и «движимого недвижимого имущества». От эффективности управления этими объектами и рационального их применения напрямую зависят доходы бюджетов федерального и регионального уровня, качество жизни и социального обслуживания населения, многие макроэкономические показатели.

Несмотря на значительные успехи российских и зарубежных специалистов в разработке теорий управления государственным имуществом, на практике их результаты пока выглядят весьма ограниченными. Система управления государственным имуществом, по общему мнению, слишком неповоротлива, отягощена преобладанием среди методов управления административно-командных, сравнительно инертна по отношению к внедрению новых практик управления и информационных технологий.

Из вышесказанного следует практическая и научная актуальность настоящего исследования, его соответствие задачам обеспечения эффективного государственного управления в Российской Федерации, экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Степень научной разработанности темы. Вопросам развития цифровых технологий в государственном управлении посвящены работы таких авторов, как В.В. Буряк, И.В. Сударушкина, Н.А. Стефанова, А.Н. Суслова, Е.В. Ерохина, О.А. Иванов, А.П. Добрынин, К.Ю. Черних, С.С. Татаринова и др.

Так, Д.Б. Варлачев исследует российский и зарубежный опыт цифровых преобразований в государственном управлении. В.А. Вайпан раскрывает правовые основы цифровой экономики в Российской Федерации. С.Д. Валентей анализирует проблемы преобразования кадровой политики в процессе цифровизации экономики. Е.В. Васильева и М.В. Мирзоян рассматривают особенности формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы на фоне происходящих инновационных процессов.

Объектом исследования является система общественных отношений по поводу управления государственным имуществом в Российской Федерации. Предметом исследования выступает категория эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов в сфере управления государственным имуществом.

Цель исследования состоит в изучении и совершенствовании методических подходов к оценке и повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере управления государственным имуществом.

Задачи исследования:

— рассмотреть теоретико-правовые основы цифровизации в программе управления государственным имуществом;

— осуществить анализ эффективности цифровизации в программе управления государственным имуществом;

— сформулировать предложения по повышению эффективности цифровизации в программе управления государственным имуществом.

Методы исследования избирались в соответствии с поставленными задачами. Из общенаучных исследовательских методов в работе применены методы научной абстракции, анализа и синтеза, абдукции, дедукции и индукции, классификации и систематизации, анализа литературных источников. Из специальных методов отдельных отраслей наук выбраны к применению методы: формально-юридический, логико-юридический, исторический, методы прогнозирования и системного анализа.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Рассмотренные формы управления имуществом являются широко используемой основой эффективного распределения государственной собственности. Проявление управления государственным имуществом в таких формах составляет наибольшую возможную доходность от использования собственности государства и субъектов Российской Федерации.

Помимо предоставления государственного имущества в собственность или аренду существуют и другие формы в сфере управления собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Государственное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основании решения правительства Российской Федерации или Правительства субъектов федерации. Договор безвозмездного пользования государственным имуществом составляется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации и заключается уполномоченным органом субъекта. В договоре безвозмездного пользования государственным имуществом должны содержаться условия использования передаваемого имущества, срок договора, права и обязанности сторон, ответственность за неисполнение условий договора, а также должно быть указано, в каких целях имущество передается в безвозмездное пользование.

Таким образом, основными формами управления государственной собственностью являются: приватизация государственной собственности, продажа государственной собственности, передача в доверительное управление и возмездное срочное пользование.

Необходимо отметить, что управление государственной собственностью является одним из важнейших аспектов экономической деятельности Российской Федерации. Грамотное использование такого ресурса и применение выше описанных форм управления приводит к повышению доходной части бюджета нашей страны. Соответственно, увеличение объема доходов влечет за собой повышение благосостояния населения, проживающего на территории всего государства, а также стимулирует его экономическое развитие.

Для повышения эффективности управления государственным имуществом предлагаем принятие следующих мер:

— максимальное вовлечение государственного имущества в хозяйственный оборот;

— сохранение в государственной собственности исключительно имущества, непосредственно задействованного в выполнении функций и полномочий государства;

— раскрытие информации о государственном имуществе, условиях вовлечения этого имущества в оборот, причинах не вовлечения, а также использования не по целевому назначению;

— утверждение жестких требований по раскрытию информации о причинах не вовлечения государственного имущества в экономический оборот;

— разработка и внедрение критериев для принятия решений должностными лицами в сфере управления государственным имуществом;

— внедрение новых подходов и методов, направленных на стимулирование вовлечения государственного имущества в экономический оборот, а также его более эффективного использования;

— предоставление возможности населению и предпринимателям инициировать вовлечение государственного имущества в оборот на понятных и прозрачных условиях;

— разработка и внедрение критериев эффективности управления государственным имуществом на всех уровнях;

— создание возможности осуществления общественного контроля за использованием государственного имущества;

— совершенствование корпоративного управления в государственных организациях и предприятиях, в том числе за счет привлечения управляющих компаний для управления государственными активами;

— расширение практики заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и иных форм внебюджетного финансирования, в том числе с использованием финансового рынка для строительства и реконструкции государственных объектов имущества;

— сокращение издержек компаний с государственным участием, в том числе за счет отчуждения непрофильных активов;

— установление вознаграждения менеджменту в зависимости от финансово-хозяйственных показателей компаний с государственным участием, унитарных предприятий, а также бюджетных учреждений;

— применение имеющихся форм гражданско-правовой ответственности (взыскание убытков и др.) к менеджменту организаций с государственным участием за нарушения, повлекшие ущерб организации;

— совершенствование системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— сокращение условий для коррупционных проявлений на всех уровнях при управлении государственным имуществом.

При реализации поставленных задач должно быть выстроено конструктивное взаимодействие между всеми уровнями власти с пониманием того, что государственное имущество должно и может являться основой для экономических преобразований, и улучшения качества жизни людей.

Отставание общественного сознания от современных темпов развития цивилизации представляет собой вполне закономерный, но все еще не воспринимаемый обществом социально-психологический феномен, который имеет глобальный характер. В российском правовом поле на сегодняшний день, а именно в федеральном законодательстве, нет общей трактовки данного процесса. Формирование информационной культуры как одной из ключевых составляющих культуры современного члена общества неимоверно важно. Именно поэтому для легкого и свободного ориентирования в информационном обществе необходимо понимать суть информатизации как термина. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

Оцифровка всей системы государственного управления подразумевает пересмотр стратегии Правительства РФ в русле создания культуры, открытой для инноваций. Чтобы существенно продвинуться вперед, Правительство РФ должно будет рассмотреть следующие взаимосвязанные области:

1. Приоритет данных и аналитика данных для администрирования на основе данных. Признать высококачественные данные в качестве повторно используемого национального актива и применять общие структуры управления данными и принципы управления данными. Обязательство открыть данные для повышения прозрачности государственного сектора.

2. Внедрить Государство как платформа, предоставляя надежные, ориентированные на пользователя цифровые публичные услуги.

3. Принять российскую структуру взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и общеорганизационную корпоративную архитектуру.

4. Тщательнее продумать систему «Инцидент- менеджмента».

5. Принять руководящие принципы проектирования цифровых услуг, включающие ориентированность на пользователя, цифровую защиту по умолчанию, безопасность и конфиденциальность, повторное использование данных и функциональную совместимость в качестве ключевых принципов. Предоставление этих услуг должно осуществляться через платформу цифрового правительства и по нескольким каналам для решения проблем цифрового включения.

6. Использование новых цифровых технологий (аналитика данных, искусственной интеллект, интернет вещей, блокчейн) для обновления и реинжиниринга государственных услуг, а также для создания новых услуг.

7. Использовать безопасные облачные инфраструктуры для всех платформ и сервисов.

8. Устранить правовые барьеры, связанные с закупкой услуг, основанных на использовании, чтобы разрешить использование существующих недостаточно используемых ресурсов частного сектора в облачных инфраструктурах. Лучшие в своем классе системы безопасности и круглосуточная доступность могут стать частью соглашений об уровне обслуживания.

9. Использование гибридных общедоступных / частных облаков для предотвращения того, чтобы вопросы конфиденциальности данных становились препятствием для предоставления услуг.

10. Перевести все министерские дата-центры в правительственное облако.

11. Развивать культуру инноваций и цифровых навыков в государственном секторе:

1) приоритетное обучение среднего и высшего руководства и запуск управления изменениями для поддержки государственного сектора, управляемого данными;

2) развивать культуру эффективного управления данными и обмена данными между государственными органами;

3) принятие лучших международных практик для создания культуры инноваций путем создания песочниц и парников для инноваций, чтобы стимулировать успешные пилотные проекты;

4) стимулировать сотрудничество между частным сектором, государственным сектором и научными сообществами на всех уровнях;

5) выделение дополнительных бюджетных ассигнований на обучение персонала, закупку техники и оборудования.

12. Обеспечить федеральное, региональное и муниципальное сотрудничество в едином российском цифровом пространстве с вышеуказанными характеристиками. Создать платформу и «песочницу» для ИТ-специалистов для обмена стандартами, решениями и тестовыми приложениями.

13. Сделать приоритетным развитие цифровую трансформацию образования, здравоохранения и культуры и использовать большие данные и искусственный интеллект для максимального краткосрочного воздействия.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОГРАММЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

1.1. Понятие и сущность цифровизации в государственном управлении

Новые вызовы перед органами власти и управления ставит цифровизация экономики.

Сегодня вопросы цифровой экономики обсуждаются самыми разными людьми, осознается фундаментальность происходящих изменений, преобразующих экономическую, социальную и культурную среду человеческого существования. Цифровизация предоставляет неограниченные преимущества в сфере обработки и хранения информации, доступа к знаниям, на основе новых технологий коренным образом реформируются системы производства, потребления, транспортировки. Изменения происходят в сфере здравоохранения, образования и на уровне государственных учреждений. Развитие новых технологий связано с неопределенностью, на сегодняшний день в полной мере никто не осознает, к каким социальным последствиям приведет повсеместная цифровизация. Сложность и системность преобразований требует выработки комплексного и единого представления о возможностях и многосторонних рисках технологической революции с участием бизнеса, научной общественности, экспертов и государства.

В России инициатива реализации масштабных задач в сфере цифровизации принадлежит государству. В РФ разработан ряд стратегических инициатив, направленных на создание условий для развития цифровой экономики. В Послании к Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент РФ указал на необходимость прорывного экономического и технологического развития, долгосрочный рост, модернизацию экономики, инфраструктуры и государственного управления, гармоничное пространственное развитие .

Успех цифровой трансформации возможен только при наличии компетентных кадров, способных использовать информационно-коммуникационных технологии для комфортной жизни в цифровой среде, для взаимодействия и решения цифровых задач в профессиональной деятельности. Очевидна необходимость совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами, трансформации рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики, создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года ориентирует образовательные учреждения страны на подготовку студентов по новым цифровым программам с 1 сентября 2019 года.

При реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» приоритетной задачей определено внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления. Повышение эффективности публичного управления посредством использования цифровых технологий возможно при условии компетентных государственных и муниципальных служащих. Практика показывает, что чиновники не всегда готовы к работе в реалиях изменяющегося мира с учетом требований цифровизации экономики. Для соответствия современным экономическим, политическим, социальным вызовам необходимо обновление состава компетенций государственных и муниципальных служащих, непрерывная актуализация сводов профессиональных знаний и разработка образовательных траекторий и программ, формирующих цифровые компетенции.

Таким образом, проблема развития цифровых компетенций государственных и муниципальных служащих является актуальной теоретической и практической задачей в сфере государственного и муниципального управления, в связи с решающей ролью цифровых технологий в становлении стратегической конкурентоспособности страны.

Как и частные компании, государственные органы вынуждены оцифровывать свое предложение услуг и внутренние процессы. Возможность повышения эффективности огромна как для государственных учреждений, так и для частных игроков. Оцифровка также обещает расширить участие граждан в общественных процессах. Но оцифровка объекта, такого большого и сложного, как государственный сектор, является огромной задачей преобразования, создает множество новых политических вызовов для правительств .

Государственные органы обычно взаимодействуют с большим количеством клиентов на основе строго регламентированных и стандартизированных процессов. Оцифровка предлагает огромные возможности для улучшения обслуживания клиентов и освобождения ресурсов, связанных с повторяющимися задачами. Органы государственной власти также собирают и хранят данные. Использование этого «сокровища» должно привести к принятию более разумных решений в повседневной работе государственных органов и правительства.

Чтобы построить государственный сектор, который подходит для будущего, правительство должно заново изобрести себя. Цифровая трансформация предполагает не только новые технологии, она требует пересмотра организационных структур, управления, рабочих процессов, культуры и мышления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы