Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Экономическая безопасность

Магистерский диплом (ВКР) на тему Бюджетное регулирование финансовой безопасности: опыт зарубежных стран

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 7

1.1. Финансовая безопасность государства: сущность, критерии оценки и превентивные мероприятия 7

1.2. Формирование организационных основ финансовой безопасности страны 13

1.3. Бюджетное регулирование как фактор обеспечения финансовой безопасности страны 22

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 28

2.1. Анализ методических подходов к оценке уровня финансовой безопасности в зарубежных странах 28

2.2. Опыт зарубежных стран бюджетного регулирования финансовой безопасности 48

3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 65

3.1. Основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности 65

3.2. Практический инструментарий повышения бюджетного регулирования финансовой безопасности 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

ПРИЛОЖЕНИЯ 94

  

Введение:

 

Признание концепции устойчивого развития Республики Казахстан требует гармонизации экономических потребностей общества с финансовыми возможностями страны. В таких условиях обеспечение финансовой безопасности страны трансформируется в стратегическую задачу хозяйствующих субъектов на пути внедрения и реализации мер по достижению высокого уровня социально-экономического. Финансовая безопасность выступает одним из ключевых факторов успешного развития Республики Казахстан. В целях ее обеспечения на долгосрочную перспективу формируется необходимость внедрения эффективного организационно-экономического подхода к управлению безопасностью на основе разработки действенной системы финансового обеспечения развития страны, с учетом влияния финансового инструментария на уровень достижения ее целей. Обеспечение финансовой безопасности является одним из приоритетов, указанных в Послании Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» [2].

Отсутствие единой стратегии обеспечения развития экономики с учетом требований финансовой безопасности страны, учета экономической деятельности, неэффективная существующая структура управления, несовершенная методическая и нормативно правовая база в области предпринимательства указывают на необходимость разработки и реализации программы устойчивого развития страны с учетом финансовой безопасности. Решение этой проблемы тесно связано с развитием научно-методических положений по усовершенствованию организационно-экономического механизма управления финансовой безопасностью страны.

Концептуальные основы формирования финансовой безопасности страны освещены в работах А. Г. Загороднего, Р. С. Папехина, А. И. Барановского, М. М. Ермошенко, В. Т. Шлемко, И. Ф. Бинько. Обобщение существующих исследований по вопросам повышения уровня финансовой безопасности показало отсутствие комплексных исследований данных вопросов, что и обусловило актуальность работы.

Объект исследования – финансовая безопасность Республики Казахстан.

Предмет исследования – бюджетное регулирование финансовой безопасности Республики Казахстан.

Цель исследования: на основе проведенного анализа разработать практический инструментарий повышения бюджетного регулирования финансовой безопасности.

Поставленная цель определили необходимость решения следующих задач:

1. Рассмотреть сущность, критерии оценки и превентивные мероприятия в области обеспечения финансовой безопасности государства.

2. Раскрыть формирование организационных основ финансовой безопасности страны.

3. Исследовать бюджетное регулирование как фактор обеспечения финансовой безопасности страны.

4. Провести анализ методических подходов к оценке уровня финансовой безопасности в зарубежных странах.

5. Раскрыть опыт зарубежных стран бюджетного регулирования финансовой безопасности.

5. Выделить основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности.

6. Разработать практический инструментарий повышения бюджетного регулирования финансовой безопасности.

Методология и методика исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные проблемам обеспечения финансовой безопасности государства и его бюджетного регулирования, таких как Ю.В. Бабина, Л.Е. Баклыская, В.В. Бат, Л.В. Гаврилова, О.С. Жигалов, М.А. Заболотний, Т.С. Имомназаров и другие.

Методологической основой диссертационной работы стали общие и частные научные методы. В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также специальные методы, к которым относятся сравнительный анализ, правовой метод.

Эмпирическая основа исследовательской работы. В работе использовались законодательные акты Республики Казахстан, касающиеся бюджетного регулирования финансовой безопасности, нормативные материалы, данные Министерства финансов РК, Министерства национальной экономики РК, Комитета по статистике Республики Казахстан, материалы конференций, семинаров и региональных докладов о проблемах бюджетного регулирования финансовой безопасности, данные Послания Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050».

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и положения работы помогут выявить проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности Республики Казахстан и наметить пути их решения. По результатам данного исследования могут быть продолжены разработки практического инструментария повышения бюджетного регулирования финансовой безопасности.

Структура магистерской диссертации. Цели и задачи настоящего исследования определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников.

Первая глава посвящена исследованию теоретических основ бюджетного регулирования финансовой безопасности, раскрывает сущность, критерии оценки и превентивные мероприятия в области обеспечения финансовой безопасности государства, особенности формирования организационных основ финансовой безопасности страны и бюджетное регулирование как фактор обеспечения финансовой безопасности страны.

Вторая глава представляет ход и результаты анализа уровня финансовой безопасности Республики Казахстан. Проводится анализ методических подходов к оценке уровня финансовой безопасности в зарубежных странах, а также раскрывается опыт зарубежных стран бюджетного регулирования финансовой безопасности.

Третья глава носит аналитический и практический характер. В ее основе лежат основные проблемы, угрозы и направления их нейтрализации в сфере финансовой безопасности. Оцениваются предложения по разработке практического инструментария повышения бюджетного регулирования финансовой безопасности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе сформулировано авторское определение финансовой безопасности, под которым понимается состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства государства финансовой системы, так и для успешного противодействия внутренним и внешним факторам дестабилизации финансовой ситуации в стране. Для оценки уровня финансовой безопасности Республики Казахстан предложено использовать индикаторы темпов роста ВВП, инвестиций в основной капитал, уровня инфляции, уровня монетизации экономики, отношения внешнего и внутреннего долга, дефицита бюджета и др.

Механизм обеспечения финансовой безопасности это единство специальных институтов и органов, которые в соответствии с интересами общества, человека и государства выполняют задачи обеспечения финансовой безопасности страны и осуществляют в строго определенных формах государственное руководство и практически реализуют в своей деятельности функции обеспечения национальной безопасности. Экономические институты при выполнении указанных задач играют специфическую роль, так как они призваны одновременно оказывать регулирующее воздействие на национальную экономику, в то время как правовые институты должны не только обеспечивать правомерность использования экономических методов и рычагов воздействия на угрозы народному хозяйству страны, но и реализовывать охранительную функцию права. Правовые институты противодействия угрозам национальной экономике представлены, в первую очередь, деятельностью правоохранительных органов, обладающих монополией на использование самых жестких мер юридической ответственности в случае совершения преступлений. Структура экономики во многом совпадает с функциональной структурой финансовой безопасности.

Эффективность работы внешнеэкономического механизма финансовой безопасности страны чаще всего определяется: народнохозяйственной способностью противостоять возникающим внешним угрозам; международной кооперацией по производству продукции важнейших видов; экспортно-импортным контролем со стороны государства; уровнем выполнения заключенных хозяйственных договоров и устойчивостью союзов с другими странами и международными экономическими организациями; поддержанием конкурентного уровня отечественной продукции на мировом рынке; участием в формировании регионального и мирового экономического пространства; необходимой степенью государственного регулирования процессов международного сотрудничества для стабильного функционирования национального хозяйства в условиях экономической глобализации. Организационный механизм обеспечения финансовой безопасности включает соответствующие структуры, функции и процедуры принятия и реализации решений по вопросам безопасности. В основе этого механизма находятся соответствующие органы законодательной и исполнительной, а также судебной власти, общественные и государственные организации, граждане, участвующие в обеспечении безопасности, а также само действующее законодательство, регламентирующее содержание безопасных экономических отношений.

Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 г. Столица – город Нур-Cултан. Государственный язык – казахский. Русский имеет статус языка межнационального общения. Денежная единица – тенге.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Законодательные функции выполняет Парламент Республики Казахстан, который состоит из двух Палат – Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Качественная система формирования и расходования бюджетных средств невозможна без наличия достаточной информации о ней. Благодаря наличию такой информации, пользователь может принимать обоснованные управленческие решения по регулированию бюджетных отношений, аккумулированию и целевому использованию средств бюджетов всех уровней и управлению государственным имуществом. Источником получения данной информации для государственных органов служат результаты проведения финансового контроля и государственного аудита.

Современное развитие Республики Казахстан и обязательства, возникающие перед государством, требуют качественно новой системы управления бюджетными средствами. Анализируя международную практику, можно отметить, что аудиторские проверки являются ключевым инструментом независимого бюджетного контроля в развитых странах.

В настоящее время система государственного аудита и финансового контроля в Республике Казахстан представлена Счетным комитетом, ревизионными комиссиями на местном уровне и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

Целью государственного аудита, который проводит Ревизионная комиссия, является повышение эффективности формирования и использования средств бюджета, государственного и квазигосударственного имущества.

Рассмотрев основные сегменты финансовой безопасности Казахстана, ее критерии и индикаторы можно сделать вывод, что финансовая система страны достаточно устойчива, но существуют потенциальные и реальные угрозы ее безопасности, к которым относятся:

— длительный дефицит бюджета, что может привести к снижению устойчивости финансовой системы страны;

— высокая волатильность обменного курса тенге, что увеличивает девальвационные ожидания населения, влияет на повышение уровня потребительских цен;

— низкая инвестиционная активность, величина привлечения иностранных инвестиций намного ниже порогового значения;

— высокий уровень общего внешнего долга, усиливает финансовую зависимость страны от других государств;

— сырьевая направленность экономики, что ведет к зависимости доходов бюджета, курса тенге, исполнения платежного баланса от мировой конъюнктуры цены на нефть.

Анализ представленных разноплановых позиций позволяет продемонстрировать собственный взгляд на сущность категории «финансовая безопасность». На наш взгляд, финансовую безопасность можно определить как состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства государства финансовой системы, так и для успешного противодействия внутренним и внешним факторам дестабилизации финансовой ситуации в стране.

В целях обеспечения финансовой безопасности страны, правительство РК разработало приоритетные направления развития финансовой сферы страны, которые озвучены в «Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2025 года», они предполагают:

— укрепление доходной части бюджета, эффективное управление бюджетными средствами, достигнуть через интеграцию налоговой и таможенной систем, совершенствование налогового администрирования, расширения финансовой самостоятельности регионов, введение отраслевых налоговых преференций;

— снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и повышения устойчивости государственных финансов через расширение налогооблагаемой базы, снижения нагрузки на государственные расходы;

— обеспечение стабильного уровня цен, полный переход к инфляционному таргетированию, при режиме свободно плавающего курса тенге, который нивелирует воздействие внешних шоков на экономику;

— обеспечение низкого уровня инфляции, что окажет положительное влияние на рост внутренних сбережений, кредитной и инвестиционной активности, тем самым, способствуя устойчивости финансовой системы и устойчивому росту экономики;

— расширение инвестирования в экономику через Казахстанскую фондовую биржу, путем привлечения средства внебюджетных фондов, упрощения процедуры первичного публичного размещения акций (IPO) для малого и среднего бизнеса, создания более простых административных процедур для компании листинга.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что обеспечение финансовой безопасности Казахстана является основой его макроэкономической стабильности.

В структуре расходов на финансирование мероприятий по повышению эффективности бюджетного регулирования финансовой безопасности Республики Казахстан 44% приходится на внедрение программного обеспечения ANAFI, 25% — на внедрение методики оценки деятельности ревизионной комиссии, 19% — на внедрение системы повышения квалификации и обмена опытом членов ревизионной комиссии и 12% — на прочие расходы.

В результате проведенного исследования для совершенствования бюджетного регулирования финансовой безопасности Республики Казахстан в Республике Казахстан были предложены мероприятия: внедрение программного обеспечения ANAFI, внедрение методики оценки деятельности ревизионной комиссии и внедрение системы повышения квалификации и обмена опытом членов ревизионной комиссии.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

1.1. Финансовая безопасность государства: сущность, критерии оценки и превентивные мероприятия

В связи с усилением угроз и рисков в сфере экономической безопасности, общим экономическим кризисом, а также введением различных санкций актуализировалась актуальность обеспечения финансовой защиты государства. Это одна из принципиальных мер по становлению и развитию Республики Казахстан как независимого от внешних воздействий глобальной нестабильности и политики государства, обеспечивающего безопасность на основе доверия и сотрудничества между странами.

Большое внимание в последнее время уделяется вопросам современного состояния обеспечения финансовой безопасности Республики Казахстан среди государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отмечается, что недопущение сохранения льгот, нетарифных барьеров, повышение эффективности единого рынка, согласованная промышленная и макроэкономическая политика имеют все шансы открыть путь для экономического роста стран ЕАЭС.

Послание Главы государства народу Казахстана в январе 2014 года, Стратегия «Казахстан-2050» – данные программы обозначили основные стратегические направления развития Казахстана до 2050 года, задачу войти в 30-ку развитых стран мира [2]. В своем послании Глава государства отметил: «что базовые ориентиры нашего пути в число 30 развитых государств планеты, это индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики». В этой связи следует подчеркнуть, что одной из важных критериев для вхождения в состав 30-ти индустриально развитых стран, это прозрачность финансовой системы страны. Для этого необходима развитая национальная система по противодействию отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и коррупции. Важно понять суть данной работы всеми задействованными государственными и правоохранительными органами, а также казахстанским обществом, как граждан, так и деловых кругов [11].

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к определению понятий «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», и основной вклад в установление сущности этого явления вносят экономисты, социологи, философы. Представители юридического сообщества в этом процессе, за редким исключением, вообще не участвуют. В результате казахстанская юридическая наука не имеет общепринятого определения финансового обеспечения. Так, экономисты иногда рассматривают финансовую безопасность и как «главное условие способности государства проводить самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами», и как «состояние экономики, обеспечивающее формирование положительных финансовые потоки государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций» [8].

Финансовая безопасность – это «состояние экономики, обеспечивающее формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при надлежащем контроле за их законным формированием и расходованием». Финансовая безопасность (англ. Financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств защиты экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [24].

Финансовую безопасность следует рассматривать как часть экономической безопасности и в конечном итоге как составляющую национальной безопасности, причем одну из ключевых составляющих, ведь понижение уровня финансовой безопасности может довести до утраты государством финансовой устойчивости и платежеспособности, следствием чего является неспособность финансирования жизненно необходимых расходов, обеспечивающих функционирование государственных институтов и развитие общества. Нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел бы от уровня финансовой безопасности. Однако и уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов национальной безопасности (рис. 1).

Рисунок 1 – Место финансовой безопасности в системе национальной безопасности государства

Мы особо подчеркнем здесь обратную связь в иерархии: понижение общего уровня национальной безопасности влияет на уровень финансовой безопасности. Финансовая безопасность в современных исследованиях помещается в контекст национальной и экономической безопасности; также финансовая безопасность должна обладать собственным содержанием, отличающим ее проблематику от других проблем общеэкономического порядка. Финансовая безопасность связывается с планированием публичных финансов, но кажется, что финансовая безопасность связана со стратегическим планированием, причем с обеспечением всех целей Республики Казахстан [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы