Магистерский диплом (ВКР) на тему Аудит кредитных организаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические подходы к
исследованию содержания аудита в банковской деятельности. 5
1.1. Правовые основы аудита
кредитных организаций. 5
1.2. Эволюция аудита кредитных
организацийв РФ.. 17
1.3. Особенности аудита кредитных
организаций. 20
Глава 2. Анализ действующей практики
аудита кредитных организацийна примере отдельных банков. 29
2.1 Стандарты аудиторской
деятельности в области аудита кредитных организаций 29
2.2 Особенности банковской
отчетности. 39
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития аудита кредитных организаций в РФ……………………………………………………………………………………46
3.1 Выявление проблемы
аудита кредитных организаций на примере внутреннего аудита. 46
3.2 Направления развития аудита
кредитных организаций. 59
Заключение. 94
Список использованной литературы.. 97
Приложения. 102
Введение:
Актуальность
исследования. Проведение аудита субъектов
хозяйствования предоставляет заинтересованным лицам уверенность в достоверности
информации, отраженной в документах бухгалтерской и финансовой отчетности этого
субъекта, предоставляет возможность предвидеть последствия принятия тех или иных
экономических решений.
В современных условиях отечественная
банковская система является одной из самых динамичных сфер деятельности.
Стремительный рост объемов активных операций, внедрение широкого ассортимента
новых банковских продуктов, а также углубления влияния процессов мирового
пространства на развитие банковского сектора объективно вызывают необходимость
создания и совершенствования действенной системы контроля за деятельностью
банков. В этих условиях рационально построена система аудита способствует
безопасности инвестиций акционеров и активов банка, повышению эффективности и
действенности банковских операций, помогает гарантировать надежность внутренней
и внешней отчетности и способствует соблюдению законодательно-нормативных
актов.
В то же время создание такой системы
достаточно сложной задачей и требует решения ряда проблемных вопросов,
требующих специалистов, владеющих механизмами и методами аудита банков и
направили свои знания на ее совершенствование с учетом интеграции отечественной
банковской системы в мировое финансовое пространство.
Степень
разработанности проблемы. Вопросы внутреннего контроля и
аудита в банках изучают и рассматривают в своих научных трудах многие отечественные
ученые, а именно: К.К. Арабян, С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова, Л.
Драгун, Е. Виниченко, Д.Г. Дудина, С.П. Сазонов, Т. А. Каменская, Н.Н. Попова,
В. Я. Савченко, Е. М. Попова, П.П. Урусова. В.А. Фофанов. Цель
настоящей работы – анализ перспектив развития аудита кредитных организаций.
Объектом
исследования является аудит кредитных организаций.
Предмет
исследования – действующая практика аудита кредитных организаций в РФ.
Сообразно с этим в выпускной
квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи:
— изучить
правовые основы аудита кредитных организаций;
— рассмотреть
эволюцию аудита кредитных организаций в РФ;
— изучить
особенности аудита кредитных организаций;
— проанализировать
стандарты аудиторской деятельности в области аудита кредитных организаций;
— изучить
особенности банковской отчетности;
— рассмотреть
проблемы аудита российских банков;
— предложить
направления развития аудита кредитных организаций. Для
написания выпускной квалификационной работы была использована
научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос,
периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и
материалы Интернета.
Методы
исследования: системный, комплексный и динамический
подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, экспертные оценки,
статистические и математические методы обработки информации. Структура выпускной квалификационной работы:
введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Заключение:
Внутренний аудит банка — это независимая
экспертная оценка внутренними аудиторами эффективности корпоративного
управления, управления рисками и внутреннего контроля, разработка рекомендаций
по их совершенствованию и повышению эффективности.
Проанализировав перечень нормативных
документов, регулирующих осуществление внутреннего контроля и аудита в
кредитных организациях, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны,
существует достаточное количество «рамочных документов», определяющих политику
и принципы осуществления внутреннего контроля и требования к системам
внутреннего контроля, с другой — недостаток регламентов, определяющих
требования к порядку осуществления внутреннего контроля в кредитных
организациях и стандартов контрольной деятельности.
Для совершенствования деятельности
подразделений внутреннего аудита банков, нужно четко определить в
законодательстве основные элементы правового статуса этих подразделений, а
именно: цель их деятельности, задачи, функции и ответственность. Такое определение
будет способствовать четкому разграничению полномочий подразделений внутреннего
аудита и субъектов внутреннего контроля банка, предотвратит нарушение
действующего законодательства, повысит эффективность корпоративного управления
банком и доверие общественности к банковской системе страны.
Внутренний аудит банковской деятельности в
системе финансового контроля, представляющий собой независимую проверку и
экспертную оценку состояния банка, который осуществляется специальным
подразделением службы аудита, направлен на организацию эффективного мониторинга
системы внутреннего контроля банка.
В связи с вступлением России во Всемирную
торговую организацию возникает острая потребность в адаптации отечественного
бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с требованиями
МСФО. Эти стандарты представляют собой набор документов, с помощью которых
регламентируется составление финансовой отчетности, которую могут получить
внешние пользователи. Основная польза от МСФО заключается в том, что благодаря
им, финансовая деятельность любой компании становится прозрачной. По
финансовому отчету, составленному по МСФО, можно составить свое мнение о
состоянии компании и определиться, стоит ли вступать с этой компанией в
экономические отношения, а также найти ответ на вопрос, на что можно
рассчитывать.
В условиях экономического кризиса для
повышения эффективности управления банковской деятельностью большое значение
приобретает организация надежной и эффективной системы внутреннего аудита.
Необходимость повышения эффективности службы внутреннего аудита банков вызвана
ростом количества проблемных банков и связана с воздействием негативных
факторов, которые возникают вследствие неквалифицированного управления,
отсутствие стратегического планирования, ненадежной и недейственной системы
внутреннего аудита.
Внутренний банковский
аудит в России требует дальнейшего развития, что вызвано, во-первых, тем, что
эта функция существует во всех известных западных банках и, во — вторых, ее
наличие в банках официально рекомендована в июле 2000 года Базельским комитетом
банковского надзора в соответствии с документом «Внутренний аудит в банке и
взаимоотношения надзорных органов и аудиторов». Кроме того, в отечественной
банковской практике наличие службы внутреннего аудита в учреждении является
обязательным условием получения лицензии на осуществление банковской
деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что
для повышения конкурентоспособности отечественных банков на национальном и
зарубежном рынках необходимо совершенствовать процесс внутреннего аудита в
коммерческих банках. Это позволит: иметь уверенность руководства и
заинтересованных сторон в надежности банковского учреждения; своевременно
выявлять существующие проблемы и предупреждать их появление; минимизировать
возможные риски. Именно поэтому коммерческие банки России должны осознать, что
именно эффективный внутренний аудит является действенным средством снижения
риска банкротства и основным средством защиты интересов акционеров.
Только создав эффективную систему аудита и
контроля функционирования конкретного коммерческого банка и осуществляя
эффективный надзор за его деятельностью, можно повысить уровень его
безопасности.
Фрагмент текста работы:
.
Теоретические подходы к исследованию содержания аудита в банковской
деятельности 1.1. Правовые основы аудита кредитных
организаций В деятельности кредитных организаций
особую роль отведена аудита — важном института определения достоверного
состояния финансово-хозяйственной деятельности банка.
Аудит банка — это определение состояния
банка на основе проверки правильности составления и подтверждения достоверности
отчетности, анализа состояния учета, соответствие учета и действий банка
требованиям действующего законодательства и др.
Основной целью банковского аудита является
определение достоверности бухгалтерской отчетности, учета, его полноты и
соответствия осуществляемых банками операций действующему
законодательно-нормативным актам.
Для кредитных организаций аудит также
выполняет следующие задачи:
а) проведение анализа
финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов;
б) прогнозирование результатов
финансово-хозяйственной деятельности и разработка рекомендаций по повышению
финансовой ликвидности;
в) постановку, восстановление и ведение
бухгалтерского учета;
г) консультирование по вопросам
финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ;
е) подтверждение данных проспекта эмиссии
ценных бумаг;
е) осуществление других аудиторских услуг
по профилю деятельности аудиторских фирм (аудиторов).
Аудит кредитных организаций существенно
отличается от других видов аудита (общего, инвестиционного, страхового) как по
характеру его осуществления, так и по методам проведения аудиторских проверок.
При этом он базируется на той же (единственной, общей) законодательной базе,
что и аудит названных выше видов.
Законодательно-нормативное обеспечение
аудиторской деятельности включает нормы, регулирующие организационное и
методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок и
предоставления других аудиторских услуг, ответственность аудиторов и
аудиторских фирм, сертификации аудиторов и тому подобное.
Правовые основы осуществления аудиторской
деятельности в РФ определены Федеральным законом
от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее — Закон N
307-ФЗ), который принадлежит к фундаментальному законодательному акту в этой
сфере и определяет место и роль аудита в системе независимого финансового
контроля с целью защиты интересов собственника.
В зависимости от субъектов осуществления
аудит кредитных организаций может быть внутренней и внешней.
Внутренний аудит банка — это независимая,
объективная деятельность по предоставлению уверенности и консультационных услуг
по оценке систем и процессов банка, должно приносить пользу банка и улучшать
его деятельность. Главное внимание внутреннего аудита сосредоточена на анализе
информационной системы, включая систему бухгалтерского учета и сопутствующих
видов контроля, изучении финансовой и операционной информации, исследовании
экономичности и эффективности операций.
Внешний аудит — это проверка,
осуществляемая независимыми высококвалифицированными специалистами в области
аудита, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности на основании
наличия соответствующего сертификата на право осуществления аудиторской
деятельности.
Банк обязан обеспечить проведение
ежегодной проверки финансовой отчетности, консолидированной финансовой
отчетности и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности
аудиторской фирмой в соответствии с законодательством РФ. Нормативное регулирование работы служб
внутреннего контроля и аудита, включая такие службы в коммерческих банках — это
одна из базовых составляющих формирования систем внутреннего контроля
хозяйствующих субъектов, поскольку только на базе нормативных документов и
документов, которые регламентируют работу контрольных служб, может быть сформирована
система внутренних стандартов. Важность нормативного регулирования работы
указанных выше организаций подтверждается подписанием Президентом РФ Владимиром
Путиным перечня поручений[1] по результатам совещания
по вопросам повышения эффективности деятельности государственных предприятий, которое
состоялось 9 декабря 2014 года. Среди поручений, которые необходимо было
выполнить Правительству РФ, следует отметить, что в срок до 31.03.2015 г. предусматривалась «разработка и
утверждение перечня внутренних нормативных документов, которые будут регламентировать
деятельность государственных корпораций и государственных компаний, а также
акционерных обществ, указанных в распоряжении Правительства РФ от 23.01.2003 г.
№ 91-р.
В связи с тем, что в соответствии со
Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015
г.[2] Банка России было решено
привести банковское регулирование и банковский надзор в соответствие
международным стандартам, целесообразно рассмотреть в виде нормативных документов
по внутреннему контролю и аудиту международные стандарты и документы, на
которых основывается организационно-методическая база служб аудита и внутреннего
контроля в банках. Перечень документов приведен в приложении 1.
Необходимо отметить, что в нормативную
базу по регламенту внутреннего контроля и аудита коммерческих банков входят законодательные
акты Российской Федерации, а также нормативные документы Банка России. Перечень
их приведен в приложении 2.
Банк России получил полномочия в сфере
аудиторской деятельности. Федеральный
закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (документ не
вступил в силу) [1] Перечень поручений Президента РФ
по итогам совещания по вопросу повышения эффективности деятельности
госкомпаний, состоявшегося 09.12.2014 г. URL:
http://kremlin.ru/assignments/47370 (дата обращения: 22.08.2021). [2] О стратегии развития банковского
сектора РФ на период до 2015 года: заявление от 05 апр. 2011 г. / Правительство
РФ (№ 1472п-П13); Центральный банк РФ (№ 01-001/1280). Доступ из
справочно-правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 22.08.2021).