Магистерский диплом (ВКР) на тему Арттерапия как средство развития способности к самопознанию в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 7
1.1 Понятие способности к самопознанию.. 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста. 15
1.3 Арт-терапия как средство развития личности. 20
Выводы по главе 1. 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТТЕРПИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К
САМОПОЗНАНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 28
2.1 Организация, методы и методика исследования. 28
2.2 Особенности способности к самопознанию в подростковом
возрасте. 31
2.3 Развитие способности к самопознанию в подростковом
возрасте средствами арт-терапии. 38
2.4 Особенности способности к самопознанию в подростковом
возрасте после формирующего эксперимента. 42
Выводы по главе 2. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Связь работы
с тематикой научных исследований кафедры (факультета). Тематика настоящего исследования
связана с научно-исследовательской деятельностью, осуществляемой кафедрой
психологического обеспечения профессиональной деятельности учреждения
образования «Белорусский государственный педагогический университет имени
Максима Танка» в рамках темы «Арт-терапия как средство развития способности к
самопознанию в подростковом возрасте».
Впервые термин «арт-терапия» (буквально — терапия
искусством) был введен А. Хиллом при описании собственной работы в качестве
арт-педагога с туберкулезными больными. Первоначально арт-терапия
разрабатывалась в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в
дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические
модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.
Дальнейшее становление и развитие этого
психотерапевтического направления связано с именами Д. Винникотта, В. Оклендер
и др. Арт-терапия возникла на стыке науки и искусства и объединила достижения
не только разных направлений психотерапии, но и педагогики, культурологии,
социологии. Поэтому некоторые специалисты рассматривают это направление как
разновидность творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом.
Неклиническое определение, согласно А. И. Копытину, рассматривает арт-терапию
как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического
здоровья и формирования полноценной творческой личности.
К настоящему времени многочисленными
исследованиями доказано, что подростковый возраст представляет собой наиболее
трудный и сложный из всех возрастов как период становления личности. Этот
возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и
трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Подростковый период – это возраст, когда
подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей и окружением.
Стремление обрести себя как личность порождает
отчуждение от всех тех, кто оказывал на него влияние, и в первую очередь это
относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны
взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними.
Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не
готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на
ответственность за свои слова и поступки.
Тревожным симптомом является рост числа подростков
с проблемным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных
поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к
учебе, аддиктивных тенденциях и т. д. Подростковый возраст действительно
является проблемным, так как детские способы адаптации и решения проблем больше
не годятся, новые не наработаны.
В настоящее время в
условиях современной реальности проблематика отклоняющегося поведения среди
подростков занимает особенное положение в деятельности специалистов различных
направлений. Сегодня как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно
растущий интерес специалистов самых различных специальностей — социологов,
психологов, врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам
использования технологий развития при работе с подростками. При этом наибольший
интерес современных исследований составляют вопросы содержания и конкретных
методик при исследовании особенностей самопознания подростков с помощью
арт-терапии.
Развитие самопознания представляет собой
важнейших этап переходного возраста. Главное психологическое приобретение
ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Самопознание в данном
возрасте помогает подростку стать полноценной личностью, найти свои путь в
профессиональной и социальной среде. Это помогает найти социальную
поддерживающую группу по интересам, не уйти в девиантные группировки. Таким
образом, необходимо найти инструменты помощи для подростка в этом процессе,
помочь развить способность к самосознанию. Вышеуказанными
положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего
исследования.
Цель исследования – разработать
и научно обосновать программу развития способности к самопознанию в
подростковом возрасте с использованием арт-терапии.
Объект исследования – способность к самопознанию.
Предмет исследования – развитие способности к
самопознанию в подростковом возрасте средствами арт-терапии.
В связи с поставленной
целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме развития способности к самопознанию в подростковом
возрасте.
2. Определить особенности развития способности к
самопознанию в подростковом возрасте.
3. Разработать программу по развитию способности к
самопознанию в подростковом возрасте с использованием арт-терапии.
4. Выявить особенности развития способности к
самопознанию в подростковом возрасте после формирующего эксперимента.
Гипотеза
исследования: разработанная нами
программа с использованием арт-терапии будет способствовать развитию
способности к самопознанию у подростков.
Методы, использованные в работе:
психодиагностические методы, эксперимент, методы математический статистики (Х2
– критерий Пирсона).
Теоретико-методологической основой настоящей работы
являются:
1) теория социально-педагогического взаимодействия
субъектов социально-образовательного процесса (Крупина И.В.);
2) учение о высших психических функциях в рамках
культурно-исторической теории (Л.С. Выготский);
3) теории развития личности
и ее самосознания (Л. И. Божович, И. И. Чеснокова и др.);
4)
идеи использования арт-терапии для развития личности (О.В. Боровик, И. А.
Грошенков, И. В. Евтушенко, Е. А. Екжанова, Е. А. Сошина);
5)
принцип развития личности в деятельности (Л.И. Анцыферова);
6)
принцип системности (Б. Ф. Ломов);
7) идеи гуманистического и
личностно-ориентированного подхода к воспитанию подростков с отклоняющимися
формами поведения (Л.И. Божович, Л.Н. Куликова и др.).
Практическая значимость настоящей работы состоит в
возможности прикладного использования полученных результатов в развивающей и
коррекционной работе с подростками при совершенствовании у них способности к
самопознанию средствами арт-терапии.
Заключение:
Одним из
важных компонентов личности является ее способность к самопознанию. Именно
самопознание обусловливает многие поведенческие и индивидуально-психологические
особенности современного подростка, его взаимоотношения с окружающими людьми. В подростковом возрасте начинается переориентация с
внешних оценок на самооценку, усиливается ее роль в жизни личности. Это связано
с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе.
Проведенное
исследование показало, что значимым условием развития
способности к самопознанию у подростков является организация деятельности на основе арт-терапии, непосредственно
обладающей существенным культурно-творческим и педагогическим потенциалом.
Однако в современной практике психолого-педагогический потенциал арт-терапевтической деятельности как средство развития подростков используется не в полной
мере, что связано с отсутствием эффективных технологий и недостаточной
разработанностью данной проблемы в системе педагогического знания.
Развитие процессов
способности подростка к самопознанию представляет собой довольно сложный и
длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний, на
которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом.
Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые
смены настроения, иногда подавленность.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что
арт-терапевтическая деятельность позволяет решить следующие
задачи в процессах развития способности подростка к
самопознанию:
1) обеспечивать благоприятную адаптацию и социализацию подростка;
2) выявлять интересы, склонности, способности,
возможности учащихся к различным видам деятельности;
3) создавать условия для индивидуального развития подростка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
4) формировать систему знаний, умений, навыков в
избранном направлении деятельности;
5) развивать опыт творческой деятельности, творческих
способностей;
6) создавать условия для реализации приобретенных
знаний, умений и навыков;
7) развивать опыт неформального общения,
взаимодействия, сотрудничества.
Арт-терапевтическая работа по развитию процессов самопознания у
подростков должна проводиться с обеспечением следующих психолого-педагогических условий:
1) вовлечение
подростков в личностно значимую и
успешную для них творческую деятельность;
2) реализация
программы занятий с подростками по развитию
процессов самопознания, предусматривающей включение в разнообразные виды
внеурочной деятельности (игровую,
познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную
художественное творчество).
Таким образом, практическая значимость работы заключается в том, что
программа арт-терапевтической работы по развитию способности к самопознанию подростков может быть полезна практическим психологам и
педагогам при организации внеурочной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА
РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Понятие способности к
самопознанию В настоящее время
проблема развития личности является одной из центральных проблем в психологии. Как
объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она
представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека
– от телесного до духовного. Личность рассматривается как всё множество
психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и
переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том
виде в каком оно воспринимается другими людьми. Психология личности изучает не
отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память,
воля, способности и т.д.), а всё многообразие проявлений психического
функционирования человека и исследует человека как целое. В связи с этим можно
указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Следует отметить,
что психология личности стала считаться экспериментальной наукой только в
первые десятилетия XX в. Ее становление как науки напрямую связано с именами
таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл [4, с. 141].
Одним из важнейших
личностных образований является самосознание. Проблемой изучения самосознания
личности занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные ученые (С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, З. Фрейд, К. Хорни, К.
Юнг, Э. Эриксон и др.) [13, с. 116].