Магистерский диплом (ВКР) на тему Антимонопольное регулирование топливно-энергетического комплекса (нефтяное направление)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы монополии. 6
1.1
Сущность и значение монополии. 6
1.2
Социально-экономические последствия монополии в соответствии с №135-ФЗ 11
Глава 2. Правовое регулирование в сфере
антимонопольного законодательства и конкуренции. 24
2.1
Задачи государственного регулирования ТЭК на примере Управления по
регулированию ТЭК ФАС России, Положения об Управлении ТЭК ФАС России 24
2.2
Антимонопольная политика как метод регулирования несовершенной конкуренции на
рынке нефтепродуктов. 40
Глава 3. Анализ практической реализации
антимонопольного законодательства на примере ТЭК ФАС России. 56
3.1
Работа ФАС России по контролю соблюдения антимонопольного законодательства в
ключевых секторах экономики: Антимонопольный контроль топливно-энергетического
комплекса на основании Итогового доклада к расширенному заседанию Коллегии ФАС
России от 01.10.2019г. 56
3.2
Основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции на рынке
нефти и нефтепродуктов на основании Доклада ФАС о состоянии конкуренции в РФ за
2019 г. 61
Заключение. 66
Список литературы.. 69
Введение:
Актуальность. Проблемы конкуренции, монополии и
функционирования отраслевых рынков как самостоятельные области научного
исследования всегда представляли интерес для экономистов не только с
теоретической точки зрения, но и с позиции их практической значимости.
Многообразие форм конкуренции на отраслевых рынках
определяет различный характер отношений, складывающийся между их субъектами.
Наблюдаются как острые проявления конкурентной борьбы, так и тенденция к
конкурентному взаимодействию, что порождает неоднозначные
социально-экономические последствия и результативность конкуренции.
Рассмотрение процесса формирования и развития конкурентных
отношений на современных отраслевых рынках невозможно без анализа деятельности
институтов отраслевого хозяйства, в частности рынка нефтепродуктов, как
наиболее неустойчивой сферы экономики, и деятельности Федеральной
антимонопольной службы. Названные обстоятельства определяют актуальность
выбранной темы исследования.
Обзор литературы. В отечественной литературе вопросы
формирования и функционирования конкурентных отношений в отраслевых рынках
исследованы недостаточно. Поэтому в исследовании сущности монополии как
экономической формы предприятий использовались труды по экономике [5], и
учебные пособия по антимонопольному праву А.Н. Варламова [1], И.В. Князевой [2].
Также в исследовании использовались публицистические статьи
по вопросам антимонопольной политики России [7,28, 29], и антимонопольной
политики как метода регулирования несовершенной конкуренции на рынке
нефтепродуктов [19], о тарифном регулировании конкуренции [21]
В работе использовались аналитические отчеты ФАС Росссии [6,
11, 14], такие нормативные документы, как «Энергетическая стратегия России на
период до 2035 года» [15], национальный план развития конкуренции [17].
Целью исследования является определение особенностей
проведения антимонопольной политики государства в сфере
топливно-энергетического комплекса. Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
— определить сущность и значение монополии;
— выявить социально-экономические последствия монополии;
— установить задачи государственного регулирования ТЭК;
— выявить сущность государственной антимонопольной политики
на примере деятельности ФАС РФ по контролю за топливно-энергетическим блоком;
— дать анализ деятельности ФАС РФ по отчетной документации
за 2020 год;
— выявить основные проблемы, тенденции, дать предложения по
развитию мер регулирования антимонопольного законодательства в сфере
топливно-энергетического блока. Объект – антимонопольная политика Российской Федерации.
Предметом исследования является антимонопольная деятельность
Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в сфере
топливно-энергетического блока.
Научная новизна. В исследовании предпринята попытка
комплексного рассмотрения деятельности Федеральной антимонопольной службы
Российской Федерации, проанализированы отчетные документы за последние 5 лет,
на основе которых была представлена общая картина существования естественной
монополии в топливно-энергетическом блоке.
Структура. Работа представлена введением, тремя главами,
поделенными на параграфы, заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, под монополией понимается существование на
рынке товаров и услуг фирм, предприятий, которые единолично или при
согласованности с другими фирмами, владеют определенными ограниченными
ресурсами и из них производят товары и услуги, аналогов которых нет у других
фирм, предприятий. Это приводит к тому, что покупатель вынужден покупать товары
и услуги у производителя-монополиста, с тем, чтобы удовлетворять свои
потребности. Сегодня монополии запрещены во многих странах Европы, в Америке и
России, единственное исключение – допущение существования монополий в жизненно
важных секторах экономики, где в основе производства товаров и услуг лежать
наиболее уязвимые ограниченные ресурсы, и существование конкуренции в таких
секторах привело бы к быстрому истощению таких ресурсов. Существование
монополий в данных отраслях полностью подконтрольно государству, оно
контролирует уровень использования ограниченных ресурсов и ценообразование, не
допуская излишнего повышения цен. В других отраслях, где ресурсы более восполняемы,
монополистические образования недопустимы, поскольку в таких секторах
монополисты, чаще всего, не добросовестны, и искусственно завышают цены на
товар, который покупатели вынуждены покупать по завышенной цене, и потребителю приходится отказывать себе в
удовлетворении иных потребностей путем покупки материальных благ, и тратить
средства на монополизированный товар по завышенной цене, который в условиях
конкуренции стоил бы гораздо дешевле и тем самым обеспечивал население более
стабильным уровнем жизни.
Основными социально-экономическими последствиями
существования монополии на рынке товаров и услуг являются нарушения
конституционных прав и свобод человека и гражданина на свободное осуществление
предпринимательской и иной экономической деятельности, недопущения монополии и
недобросовестной конкуренции, свободу получения информации, и свободу
удовлетворения своих потребностей за счет свободного приобретения товаров и
услуг, существующих на рынке на конкурентных условиях (то есть покупатель может
купить тот товар, который считает более качественным и по той стоимости,
которая отвечает его доходам).
В Российской Федерации предусмотрена плановая и всесторонняя
политика по контролю и регулированию конкурентной среды и естественным
монополиям. Эта политика включается в себя систему законодательных мер по
урегулированию конкурентной среды, в виде обширной нормативной базы,
государственного аппарата по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного
законодательства, состоящую из Федеральной антимонопольной службы и
подведомственных ей Управлений по различным сферам стратегических ресурсов, где
существуют естественные монополии, Управления, контролирующие недопущение
монополий в иных сферах, где
законодательно запрещены монополистические объединения, территориальных органов
ФАС РФ, Отдела защиты информации. Данный орган осуществляет полноценную
контрольную и надзорную деятельность в сфере экономики. Одним из результатов
этой деятельности можно определить стремительное развитие секторов
топливно-энергетического комплекса, стабильные и непрерывные поставки топливно-энергетической
продукции как на внутренний рынок, так и на внешний, определение будущего
стратегического развития данной области.
ФАС России осуществляет всестороннюю работу по обеспечению
антимонопольного регулирования в сфере топливно-энергетического блока, однако,
на сегодняшний день, в реализации антимонопольного законодательства все же
существует ряд пробелов, которые приводят, в частности, к росту цен на
нефтепродукты, в первую очередь, во внутреннем рынке, от чего страдает
потребитель – цены на нефть и бензин растут, но зарплаты остаются на прежнем
уровне. Все это приводит к мысли о том, в области правого регулирования топливно-энергетическим
блоком нужно формирование более совершенных механизмов регулирования, а также
формирование и обеспечение большей независимости нефтяного комплекса от
мирового рынка, и ориентаций на внутренний рынок: снижение цен на внутреннем
рынке и повышение цен на экспорт, что будет обеспечивать протекционную политику
по отношению к внутреннему производителю и повышать прожиточный минимум
населения страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы монополии
1.1 Сущность и значение монополии Монополия — ситуация на рынке, когда один хозяйствующий
субъект (группа лиц) является единственным производителем товара (услуги), не
имеющего заменителей, или единственным производителем взаимозаменяемых товаров [1,
с. 8].
Монополия характеризуется как соотношение спроса и
предложения, при котором один из этих факторов по объективным причинам
находится в исключительно благоприятных условиях. Такое абсолютное преобладание
предоставляет предпринимательской фирме или другим хозяйствующим субъектам,
добившимся монополии, исключительное право распоряжаться ресурсами, возможность
оказывать давление на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также
возможность получать сверхприбыли. В отсутствие конкурентной прессы фирмы не стремятся
контролировать свои затраты, ищут резервы для роста и улучшения [2, с. 15]
Монополии можно классифицировать по следующим критериям:
— по характеру появления и характеру движущих сил, форме
собственности и территориальному характеру;
— Можно выделить характер движущих сил: естественные,
производительные, протекционистские монополии. Существование естественных
монополий — это экономически оправданная рыночная ситуация, при которой
удовлетворение спроса на определенном товарном рынке более эффективно при
отсутствии конкуренции из-за технологических или других характеристик рыночной
функции.
По Федеральному закону
от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных
монополиях" по монополией понимается «состояние товарного рынка, при
котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие
конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с
существенным понижением издержек