Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Инклюзия начального образования

Магистерский диплом (ВКР) на тему (Анастасия МГПУ Магистратура) Магистерская диссертация «Интерактивный проект как средство стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР на уроках математики в начальной школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие
«учебно-познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе. 10
1.2. Проблема развития
учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной школе. 18
1.3. Интерактивный
подход как современная методология образовательной практики. 24
Выводы по первой главе. 35
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, организация
и содержание экспериментального изучения. 37
2.2. Анализ результатов
констатирующего эксперимента. 48
Выводы по второй главе. 55
ГЛАВА 3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ
ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
3.1. Сущность и
содержание интерактивных проектов на уроках математики в начальной школе. 57
3.2. Педагогические
условия стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР
средствами интерактивного проекта. 62
3.3. Анализ результатов
проведенного эмпирического исследования на контрольном этапе эксперимента. 77
Выводы по третьей главе. 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 99
ПРИЛОЖЕНИЯ. 108
Приложение 1. Тест
познавательного развития учащихся 3-4 классов Л. Ф. Тихомировой и
А. В. Басова. 108
Приложение 2. Тест
Пьерона-Рузера. 111
Приложение 3. Методика
Л. Ф. Фатиховой «Опосредованное запоминание»  113
Приложение 4. Протоколы
диагностики уровня развития познавательной деятельности. 116
Приложение 5. Протоколы
теста на опосредованное запоминание. 118
Приложение 6. Копилка
математических игр «Сундучок игр». 122

  

Введение:

 

Актуальность.
Опыт
социально-экономических преобразований в России все больше убеждает, что их
эффективность и развитие будут в значительной степени определяться качеством
теоретической и практической подготовки подрастающего поколения к будущей
социально-активной жизни. В то же время начальная школа, на которую возложена
главная ответственность за адаптацию и социализацию детей младшего школьного
возраста в условиях образовательного учреждения, переживает сложный период
преобразования, успешность которых все чаще связывают с решением проблемы
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Развитие системы российского
образования на современном этапе требует качественно нового уровня обучения, поэтому
весь дидактический процесс направляется на формирование у учащихся
познавательного интереса к обучению, нахождение внутренних мотивов, которые
будут побуждать их совершенствовать свои умения и навыки, приобретать новый
опыт [36]. Тем не менее, как отмечает Е. А. Обухова, эта задача
практически может стать неразрешимой, если учитель не будет иметь представления
о педагогических средствах воздействия на детей младшего школьного возраста в
процессе формирования учебно-познавательных интересов, если он не будет иметь в
арсенале своего профессионального опыта соответствующей технологии, в рамках
которой применяются средства развития интереса ребенка к учебному предмету [47].
Уточняя схему системы средств формирования учебно-познавательного интереса
младших школьников, Е. А. Обухова отмечает, что одним из самых
сложных предметов в начальной школе является математика.

Обучение
математике должно способствовать развитию интеллектуально-творческой сферы
личности ученика, а именно: познавательных интересов, аналитического мышления,
умения находить оптимальное решение; исследовательского интереса, стремления к
поиску; логического, дивергентного мышления; гибкости, самостоятельности и
критичность; склонности к изобретательности [43]. Осуществление такого развития
возможно при использовании учителем на уроках математики в начальной школе
интерактивных технологий обучения. Именно они эффективнее других педагогических
технологий способствуют интеллектуальному, социальному и духовному развитию
школьника, формируют готовность к самообразованию, самосовершенствованию и
самореализации; создают положительные отношения между членами единого
коллектива; воспитывают самоуважение, уважение к другим, их мнению и убеждениям.

Признаком
современности является трансформация, усовершенствование существующего
содержания образования на всех его уровнях. В связи с изменениями
нормативно-законодательной базы и гуманизации отношений в образовательном
пространстве возникает потребность в дальнейшем совершенствовании процесса
обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями,
одно из ведущих мест среди которых занимают дети с задержкой психического
развития (ЗПР). Это обусловлено устойчивой тенденцией распространения новых
вариантов сочетания нарушений на фоне или в совокупности с интеллектуальными
нарушениями, значительным увеличением количества детей с этими нарушениями в
общеобразовательных школах (О. В. Алмазова [3], Н. Ю. Борякова [12], Л. С. Выготский [16], О. В. Защиринская [28], Е. В. Золоткова [31], Е. Н. Моргачева [45], Т. М. Попова [51] и др.).

Степень
разработанности темы исследования. К проблеме активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся обращались многие отечественные и
зарубежные исследователи. Так, вопросам интенсификации учебного процесса уделяли
свое внимание Ю. К. Бабанский [7], В. П. Беспалько [10],
И. И. Голованова [19], В. В. Давыдов [20],
В. Т. Еременко [24] и др. Специфика использования интерактивных
технологий, как средства педагогического воздействия на учащихся раскрывается в
работах Е. В. Асафовой [19], Б. Дендева [21], Е. В. Елисеевой [34],
В. Т. Еременко [24], А. Е. Пальтова [49], Т. Г. Стрыгиной [44],
Н. В. Телегиной [19] и др. Психолого-педагогические аспекты
активизации учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР освещены в работах О. В. Алмазовой [3],
Н. Ю. Боряковой [12], Е. А. Захаровой [27], Ю. В. Селивановой [53],
С. Хассана [59] и др. Особенности обучения младших школьников
математике рассматривались А. А. Г. Меджидовой [43], Е. А. Обуховой [47]
и др.

Несмотря на достаточно
обширные исследования в области активизации учебной деятельности детей младшего
школьного возраста средствами интерактивных педагогических технологий, одной и
наиболее острых проблем в отечественной педагогической науке остается
познавательное развитие детей с ЗПР в начальной школе. Вышесказанное указывает
на актуальность и необходимость решения проблемы активизации
учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной школе, разработки
соответствующей интерактивной педагогической технологии с целью ее внедрения в
учебный процесс на уроках математики. Обозначенные проблемы обусловили
актуальность и своевременность исследования по теме «Интерактивный проект как средство стимуляции учебно-познавательной
деятельности детей с ЗПР на уроках математики в начальной школе».

Цель
исследования заключается в научном обосновании и
эмпирическом исследовании интерактивного проекта как средства стимуляции
учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР на уроках математики в начальной
школе и контрольной проверке его эффективности.

Для достижения
поставленных целей определены следующие задачи
исследования:

1. Провести
теоретическое исследование проблемы развития учебно-познавательной деятельности
детей с ЗПР в начальной школе.

2. Изучить
особенности интерактивного подхода как современной методологии образовательной
практики.

3. Определить и
теоретически обосновать диагностический инструментарий изучения актуального
состояния развития учебно-познавательной деятельности выбранной категории
детей.

4. Осуществить
эмпирическое исследование уровня развития учебно-познавательной деятельности
детей с ЗПР в начальной школе.

5.
Проанализировать сущность и содержание интерактивных проектов на уроках
математики в начальной школе.

6. Разработать,
обосновать и экспериментально проверить интерактивный проект «Удивительная и
загадочная таблица умножения».

Объект
исследования – учебно-познавательная деятельность
детей с ЗПР в начальной школе.

Предмет
исследования – интерактивный проект как средство
стимулирования учебно-познавательной деятельности на уроках математики в
начальной школе.

Гипотеза
исследования: стимулирование учебно-познавательной
деятельности детей с ЗПР в начальной школе на уроках математики будет
эффективным, если:

— создать
мотивационно насыщенную интерактивную среду учебно-познавательной деятельности
учащихся;

— усилить содержание
учебного процесса интерактивным проектом, результаты которого используются как
элементы на уроках математики.

Новизна
полученных результатов состоит в том, что:

— комплексно
исследована проблема стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с
ЗПР в начальной школе, что имеет существенное значение для решения
фундаментальных педагогических проблем инклюзивного образования;

— углублено
понятие «учебно-познавательная деятельность»; «интерактивный проект».

Теоретическая
и практическая значимость исследования заключается в том, что:

— охарактеризованы
содержание, критерии и уровни оценки развития учебно-познавательной
деятельности детей с ЗПР в начальной школе;

— разработан,
обоснован и экспериментально проверен интерактивный проект как средство
стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной школе
на уроках математики;

— материалы
исследования могут использоваться в системе общего и инклюзивного образования
для создания и модернизации учебных и методических материалов по диагностике,
формированию и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся начальной
школы.

Методы
исследования. Для решения поставленных в исследовании
задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических
методов:

— анализ, сравнение и обобщение данных
научных источников по исследуемой проблеме;

— наблюдения, беседы, анкетирование, комплекс
диагностических методик, с помощью которых выявлялся уровень развития
учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов и детей с ЗПР;

— эксперимент для проверки педагогических
условий стимулирования учебно-познавательной деятельности на уроках математики;

— статистические методы определения
достоверности результатов с применением таблицы Excel и
программного обеспечения SPSS
Statistic26.

Положения,
выносимые на защиту:

1. В ходе научного
исследования было выявлено, что учебно-познавательная деятельность – это
процесс активного познания и осознания учащимися начальной школы окружающей
действительности, получение ими знаний об образах внешней среды и внутреннего
мира в процессе обучения и познания.

2. Основными
проблемами развития учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной
школе являются: недоразвитость высших психических функций – внимание, память,
мышление, речь, восприятие, воображение и др. Тем не менее, для детей данной
группы характерно наличие больших потенциальных возможностей в формировании
умения логических доказательств, как действия и приема активизации их
мыслительной деятельности.

3. Одним из
наиболее эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности
детей с ЗПР в начальной школе на уроках математики является интерактивный
проект. Применение интерактивного проекта, предусматривающего использование
методов обработки проблемных вопросов на уроках математики, позволяет детям с
ЗПР обмениваться мнениями по проблемам, касающихся получения знаний в
интеллектуально-игровой, творческой деятельности со своими сверстниками и
взрослыми, что положительно влияет на общее их развитие.

Структура
и объем ВКР. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников (77 наименований) и 6 приложений. Общий
объем работы составляет 123 страницы, из них основного текста – 95 страниц.
Основной текст ВКР содержит 11 таблиц и 10 рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
проведенное исследование показало, что:

1. С точки зрения
рассмотрения различных подходов к понятию «учебно-познавательная деятельность»
было выявлено, что обучение – это ведущая деятельность человека, которая
определяется как процесс, в результате которого человек целенаправленно
приобретает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует
и развивает свои способности. Учебная деятельность напрямую связана с
познавательными процессами, которые протекают в специфических условиях познания
учащимися фактов, явлений, законов, теорий с применением закономерностей
научного познания в своеобразной форме. В структуре учебной деятельности
выделяются такие процессы, как постановка учебной задачи, учебные действия,
контроль и оценка. Познавательная деятельность – это совокупность связанных
определенным образом действий индивида, функция которых заключается в том,
чтобы благодаря этим действиям были получены истинные знания об объекте,
которые адекватно отражают его таким, какой он есть на самом деле.
Познавательная деятельность личности осуществляется путем идентификации
стимулов, которые могут предоставить индивиду новую информацию,
непосредственное применение которой может оказаться эффективным во время
обучения. Кроме того, познавательная деятельность условно представляет собой
пирамиду психических процессов, которая выстраивается на основе первоисточника
завершенного образа – ощущении и последующих вкладов специфических особенностей
других процессов. Основой учебно-познавательной деятельности является
деятельность учащихся, направленная на осознание ими общих интересов и
потребностей как единой группы, определение необходимых средств и активных
действий для достижения осознанных целей обучения. Учебно-познавательная
деятельность, как процесс, направлена на активное познание и осознание
человеком окружающей действительности, получение знаний об образах внешней
среды и внутреннего мира в процессе обучения и познания.

2. Проблема
развития учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной школе
заключается в необходимости совершенствования современного школьного
образования для детей с ЗПР, сущность которых заключается в формировании у
таких учащихся познавательных возможностей и создании фундамента последующей
конструктивной образовательной деятельности. Исходя из того, что дети с ЗПР при
поступлении в школу демонстрируют недостаточность общего запаса знаний,
ограниченность представлений, незрелость мышления, невыразительную
интеллектуальную целенаправленность, преобладание игровых интересов, быструю
пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, учителю следует выстраивать
учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы развивать у них способности
слушать, понимать, запоминать и восстанавливать в памяти полученную информацию,
повышать уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
Сглаживание недостатков психического развития детей с ЗПР в начальной школе и
преодоление ими затруднения в учебном процессе обеспечивается коррекцией и
развитием познавательных процессов.

3. Развитие
учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР, как показало исследование,
эффективно в процессе применения интерактивного подхода, как современной
методологии образовательной практики. В связи с этим, одной из новых и
актуальных проблем в специальной педагогике является включение интерактивных
педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, что непосредственно
предусмотрено задачами, поставленными перед школьными образовательными
учреждениями в Программе Российской Федерации «Развитие образования» на
2018-2025 гг., ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Интерактивный подход, как одна из эффективных форм обучения детей с
ЗПР, – это не готовые знания, которые получает обучающийся, а формирование у него
активных мыслительных процессов; умения работать в команде, использовать и
применять в процессе обучения нестандартные методы и приемы. Интерактивные
подходы к обучению детей с ЗПР – это инновационные педагогические технологии
повышения качества обучаемости детей с ЗПР в начальной школе путем
использования активных форм взаимодействия учителя и учеников, таким как
проблемные задачи, обучающие игры, проектная деятельность, творческие группы,
внеаудиторная деятельность, направленная на решение учебных задач и др.

4. Проведение
тщательной всесторонней комплексной диагностики, направленной на выявление
индивидуальных особенностей каждого ребенка, определение характера восприятия и
продуцирования учебно-познавательных действий, их структуры и проявлений было
основано на принципиальных положениях к психолого-педагогической направленности
диагностирования: выбор методов диагностики исходя из особенностей психического
развития детей; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
системный подход; деятельностный подход; комплексный подход и принцип единства
количественного и качественного анализа. Цель констатирующего этапа
исследования предусматривала изучение актуального состояния познавательной
деятельности учащихся начальной школы с ЗПР. Данный этап учитывал результаты
анализа уровня интеллектуального развития в выбранной категории детей, что
позволило выявить глубину и степень сформированных умений и навыков
познавательной деятельности исследуемых учащихся. Для проведения
констатирующего этапа эмпирического исследования были определены: уровни и
показатели оценки правильности и самостоятельности выполнения детьми с ЗПР
диагностических заданий: достаточный, средний низкий и очень низкий;
качественные характеристики четырех уровней познавательной деятельности. Статистическая
обработка данных проводилась с помощью таблиц Exel (количественные результаты) и
программного обеспечения SPSS
Statistic26
(качественные результаты).

5. Согласно
программы эмпирического исследования были проведены психолого-педагогические
диагностики актуального состояния познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста с нормой в развитии и с ЗПР в ЭГ/ЭГ1 и КГ/КГ1
группах на базе третьих инклюзивных классов ШКОЛА ГОРОД в течение ПЕРИОД. Эмпирическое исследование проходило
в два этапа: первый этап – общая диагностика учащихся; второй этап –
диагностика детей с ЗПР в начальной школе. Согласно полученным результатам
психолого-педагогической диагностики были сделаны выводы, что в развитии
познавательной деятельности между детьми младшего школьного возраста ЭГ и КГ
существенные различия не проявляются, а показатели их познавательного интереса
находятся практически на одном уровне в обеих группах: общее среднее значение
эмпирических данных t-критерия
U Манна-Уитни показало 332,5, асимптотическая значимость больше значения 0,005
– 0,579. Данные тестирования уровня концентрации внимания ЭГ1 и КГ1
показали, что у испытуемых концентрация внимания не соответствует возрасту и
требует дополнительной работы в данной области познавательного развития.
Полученные результаты тестирования распределились равномерно: 60% – низкий
уровень и 40% – очень низкий уровень в каждой группе. Исследование уровней
опосредованной памяти позволили сделать вывод, что данный параметр психического
развития более развит в группе КГ1, чем в ЭГ1. Так,
показатели высокого уровня в ЭГ1 равны 0%, в группе КГ1 –
20% (8 баллов), средний уровень распределился между группами с преобладанием ЭГ1
– 60% (6,7 балла), в то время как у КГ1 – 40% (6,5 балла). Низкий
уровень в обеих группах выявлен у 40% детей соответственно: ЭГ1 – 3
балла, КГ1 – 2,75 балла.

6. Изучение
теоретических и практических подходов к сущности и содержанию интерактивных
проектов, как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности на
уроках математики в начальной школе показало, что фактором активизации учебной
деятельности учащихся является компетентностно-ориентирование обучение.
Ориентация на компетентностно-ориентированное обучение является одним из
направлений современного образования, среди которых проективный метод обучения
и воспитания считается наиболее эффективным, так как способствует формированию
основополагающих знаний, умений и навыков у детей с ЗПР в начальной школе:
учебно-познавательных; ценностно-смысловых; организационных;
информационно-коммуникативных; общекультурных; здоровьесберегающих;
гражданских; социальных. Метод проектов – способ, позволяющий эффективно
спланировать исследования, конструкторскую разработку, управление и т.д. для
того, чтобы достичь результата в оптимальный способ.

7. Анализ
теоретических и практических подходов к сущности и содержанию интерактивных
проектов, как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности на
уроках математики в начальной школе показало, что фактором активизации учебной
деятельности учащихся является компетентностно-ориентирование обучение.
Ориентация на компетентностно-ориентированное обучение является одним из
направлений современного образования, среди которых проективный метод обучения
и воспитания считается наиболее эффективным, так как способствует формированию
основополагающих знаний, умений и навыков у детей с ЗПР в начальной школе.
Метод проектов – способ, позволяющий эффективно спланировать исследования,
конструкторскую разработку, управление и т.д. для того, чтобы достичь результата
в оптимальный способ. Выделенные в процессе исследования типы проектов, их
виды, особенности разработки и реализации, прогнозированная результативность
применения позволили разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс
интерактивный проект «Удивительная и загадочная таблица умножения» для учащихся
ЭГ с целью дальнейшего отбора и обоснования педагогических условий
стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР на уроках
математики.

8. В ходе
теоретико-методологического исследования научных подходов к использованию
интерактивных проектов в процессе обучения математики были выделены базовые
подходы к разработке и реализации интерактивных проектов:
личностно-ориентированный, компетентностный, системно-синергетический,
деятельностный и междисциплинарный. В процессе теоретико-методологического
исследования возможностей и особенностей использования метода интерактивных
проектов были выделены базовые подходы к разработке и реализации проектов. На
основе теоретических подходов к проектно-педагогической организации
образовательного процесса выделен ряд педагогических условий, обеспечивающих
достижение заранее поставленных педагогических целей: организационные;
методические; содержательные; содержательно-целевые; материально-технические;
мотивационные; личностные. С учетом базовых подходов и выделенных
педагогических условий была разработана программа стимулирования
учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в начальной школе – интерактивный
проект «Удивительная и загадочная таблица умножения», который стал основной
частью формирующего эксперимента эмпирического исследования.

9. Разработанный
интерактивный проект «Удивительная и загадочная таблица умножения»,
демонстрация результатов которого осуществлялась на уроках математики, также
включал и активную деятельность детей с ЗПР группы ЭГ1 во внеурочное
время. Программа интерактивного проекта реализовывалась в два этапа:
подготовительный и деятельностный. На подготовительном этапе были использованы
интерактивные методы активизации и мотивации учащихся к проектной деятельности.
Деятельностный этап включал четыре интерактивных фазы, каждый из которых имел
свои цели, задачи и содержательные задания: 1) интерактивная беседа «Математика
– наука точная и прочная» с включением интерактивного упражнения
«Мини-референдум»; 2) цикл интерактивных заданий «Творческая мастерская» по
рабочим группам; 3) «Блиц-конференция» – подведение итогов полученных
результатов обучения; 4) рефлексия деятельности учащихся и взрослых, создание
презентативно-информационного обучающего материала для учащихся начальной
школы.

Сравнительный
анализ результатов диагностического исследования уровня познавательного
развития в ЭГ и КГ показал, что высокий уровень в ЭГ составил 19%, у детей КГ
данный параметр остался на прежнем уровне – 11%; достаточный уровень в ЭГ 33%,
среди учащихся КГ данный показатель составил 30%; средний уровень в группе ЭГ
составил 41%, в группе КГ – 44%; низкий уровень у детей ЭГ – 7%, в группе
учащихся КГ – 15%. Контрольное тестирование уровня концентрации внимания у
детей ЭГ1 и КГ1 показало, что очень низкий уровень в ЭГ1
не выявлен ни у кого, в группе КГ1 – 20% (1 чел.); низкий уровень в
ЭГ1 – 20% (1 чел.), в группе КГ1 выявлен у двух детей –
40%; средний уровень выявлен у 60% (3 чел.) группы ЭГ1 и 40% КГ1 (2
чел.); высокий уровень выявлен у одного учащегося группы ЭГ1 (20%),
в группе КГ1 данный уровень не выявлен. Индивидуальная диагностика
на выявление опосредованного запоминания, проведенная между группами ЭГ1
и КГ1 показала следующие результаты: высокий уровень ЭГ1
– 40% (8,25 балла), КГ1 – 20% (8,25 балла); средний уровень в ЭГ1
– 40% (5,25 балла), у детей КГ1 – 40% (6,5 балла); низкий уровень
показали 20% ЭГ1 (4,5 балла) и 40% КГ1 (4,25 балла). Итак,
проведенный анализ позволил сделать вывод, что внедрение интерактивного проекта
в образовательный процесс на уроках математики для детей ЭГ и ЭГ1
обусловило процесс эффективного стимулирования учебно-познавательной
деятельности детей с ЗПР группы ЭГ1. Применение интерактивного
проекта и методов обработки проблемных вопросов в образовательном процессе
позволяет учащимся младшего школьного возраста обмениваться мнениями по
проблемам, касающихся получения математических знаний в
интеллектуально-игровой, творческой активности, что положительно влияет на
развитие учебно-познавательной деятельности.

Таким образом,
результаты проведенного контрольного измерения показали эффективность
применения интерактивного проекта на уроках математики с целью стимулирования
учебно-познавательной деятельности учащихся инклюзивных классов в начальной
школе. Выдвинутая гипотеза о том, что стимулирование учебно-познавательной
деятельности детей с ЗПР в начальной школе на уроках математики будет
эффективным при создании мотивационно насыщенной интерактивной среды учебной
деятельности учащихся и усилении содержания учебного процесса интерактивным
проектом, результаты которого используются как элементы на уроках математики,
подтверждена.

В перспективе
дальнейшее развитие темы исследования могут стать научные сведения об
особенностях диагностики, формирования и коррекции развития
учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста при
нарушениях психофизического развития; упорядочение диагностического
инструментария исследования компонентов познавательной деятельности в выбранной
категории детей; содержательное и организационно методическое обеспечение
междисциплинарного сопровождения детей с ЗПР в начальной школе в условиях
современного образовательного пространства.

Полученные
результаты имеют важное значение для обеспечения последовательности,
преемственности и перспективности между младшим и средним школьным возрастом в
отношении стимулирования учебно-познавательной деятельности детей с ЗПР в
начальной школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие «учебно-познавательная
деятельность» в психолого-педагогической литературе

Одной из
актуальных задач современного образования является повышение эффективности
обучения, обеспечение разностороннего личностного развития детей в соответствии
с их индивидуальными склонностями и способностями, привлечение учащихся к
активной познавательной и творческой деятельности. Важно не столько вооружить
ребенка системой отраслевых знаний, сколько научить их самостоятельно добывать
нужную информацию, осмысливать ее, делать выводы и принимать ответственные
решения. Это привлекает внимание ученых и практиков к проблеме активизации
деятельности учащихся в процессе обучения, начиная с первых дней пребывания в
школе. Поэтому целесообразно проанализировать сущность этой деятельности и
выяснить особенности ее стимулирования, обеспечения высокого уровня
эффективности.

Как отмечает
А. Б. Звоненко, в педагогической литературе до настоящего времени нет
конкретного определения деятельности учащегося [29]. Для обозначения
деятельности учащегося используются такие термины, как «обучение», «учение»,
«учебная деятельность», «познавательная деятельность», «учебно-познавательная
деятельность» [Там же, с. 163]. Анализируя работы
С. И. Гессена, О. Б. Даутовой, С. Л. Рубинштейна
и В. А. Сластенина, исследователь определяет обучение как усвоение личностью
жизненных ценностей, механизма развития и способа бытия путем приобретения
знаний, умений и навыков, которые формируют жизнедеятельный опыт человека. Согласно
А. Б. Звоненко, учебная деятельность определяется как процесс
обучения, в результате которого человек целенаправленно приобретает новые или
изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает
свои способности. Эта деятельность становится ведущей на этапе завершения
периода дошкольного детства и поступления ребенка в школу.

В качестве
составных компонентов учебной деятельности Ю. Бабанский определяет
преподавание и учение, которые непосредственно связаны между собой, и являются
не механической совокупностью данных процессов, а качественно новым целостным
явлением [9]. Учебная деятельность, как указывает
Ю. К. Бабанский, напрямую связана с познавательными процессами,
которые протекают в специфических условиях познания учащимися фактов, явлений,
законов, теорий с применением закономерностей научного познания в своеобразной
форме. То есть, перед учащимися в процессе обучения ставиться задача
творческого усвоения уже имеющихся научных знаний, а не открытия новых научных
фактов. Основными характерными особенностями учебной деятельности ученый
выделяет облегченные условия овладения учащимися новыми знаниями, практическое
исключение ситуаций познания путем проб и ошибок, ускоренный темп изучения
явлений действительности, учет возрастных особенностей учащихся и на их основе
выбор форм и методов преподавания. В связи с этим, отмечает Ю. К. Бабанский,
в учебно-познавательную деятельность необходимо включать формы обучения путем
живого созерцания, абстрактного мышления и практической деятельности учащихся в
их разнообразных сочетаниях.

В структуре
учебной деятельности Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов
выделяют учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку [13]. При
этом под учебной задачей понимают цель обучения – овладение обобщенным способом
действий, который обеспечивает выполнение практических заданий в будущем.
Эффективность учебной деятельности зависит от того, внешними или внутренними
мотивами она обусловлена. Ведущим внутренним мотивом учебной деятельности
является познавательный интерес. В ходе его удовлетворения активность учащихся
направляется на сознательное и прочное овладение знаниями, способами выполнения
учебных действий. В частности, «процесс усвоения знаний начинается с восприятия
изучаемого. Ученики воспринимают внешние свойства, особенности и признаки
предметов и явлений, которые изучаются» [42. С. 14]. В дальнейшем,
благодаря последовательному протеканию познавательных психических процессов они
осознают материал, обобщают и систематизируют его используют на практике.

Познавательная деятельность,
по определению С. Л. Рубинштейна, – это «и отражение бытия,
детерминированное объектом, и вместе с тем продукт мыслительной деятельности
субъекта, взаимодействующего с объективной реальностью, с системой общественно
выработанного знания, объективированного в слове» [56. С. 138]. Познавательная
деятельность, по мнению ученого, зарождается и развивается как практическая
сторона познания мира, бытия. То есть, познавательная деятельность – это совокупность
связанных определенным образом действий (операций) индивида, функция которых, в
отличие от знаний, заключается не в том, чтобы изображать объект или его определенные
его стороны, а в том, чтобы благодаря этим действиям были получены истинные
знания об объекте, которые адекватно отражают его таким, какой он есть на самом
деле.

Р. Солсо
определяет познавательную деятельность как процесс взаимодействия стимулов и
памяти «между «тем, что снаружи», и «тем, что в голове» [62. С. 393].
Особенно этот процесс проявляется во время чтения, когда физический стимул
(печатный текст), не имеющий самостоятельной ценности, в системе абстрактной
памяти приобретает особое значение. Познавательная деятельность личности
осуществляется путем идентификации стимулов, которые могут предоставить
индивиду новую информацию, непосредственное применение которой может оказаться
эффективным во время обучения. Одним из факторов успешной учебной деятельности,
как утверждает Р. Солсо, является развитие у школьников способности
познавать новые объекты окружающего мира и опознавать их, используя потенциально
полезные отношения высокого порядка, которые связывают различные события. Как
отмечает ученый, именно в школьные годы у ребенка особо активно начинают
развиваться такие психические процессы, как управление познанием, память на
факты, овладение языком и распространение активации, улучшается способность
организовывать получаемый извне материал, который ему необходимо запомнить.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы