Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Уголовное право и криминология. Уголовное исполнительное право

Магистерский диплом (ВКР) на тему Актуальные проблемы уголовной ответственности за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ст. 228.1 УК РФ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Основные аспекты преступности и действующего законодательства по линии незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 11

1.1 Юридический анализ понятия и содержания незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 11

1.2 Социальные аспекты и общественная опасность преступлений по линии незаконного оборота наркотиков 21

1.3 Криминологическая характеристика незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в современной России 28

Глава 2. Уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в контексте теории и практики 38

2.1 Теоретические проблемы и квалификация преступлений, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ 38

2.2 Специфика уголовной ответственности за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 44

2.3 Проблемы совершенствования уголовного законодательства о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 52

Глава 3. Анализ судебной практики и правоохранительной деятельности по преступлениям, предусмотренным ст. 228.1 УК РФ 64

3.1. Анализ судебной практики о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ 64

3.2 Проблемы совершенствования правосудия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ 72

3.3 Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности по преступлениям, предусмотренным ст. 228.1 УК РФ 79

Заключение 94

Список использованной литературы 99

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что злоупотребление наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, на современном этапе является одной из самых острых проблем государства. К проблеме следует отнести не только то, что человек потребляет наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, но в большей мере то, что они распространяются часто не контролируемым образом, что всегда должно находиться под пристальным вниманием органов, призванных осуществлять правоохранительную деятельность.

На современном этапе проблема распространения наркотических средства, психотропных веществ или их аналогов приобретает выраженную негативную тенденцию. Объем распространения и незаконного оборота наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов в России не прекращается, что представляет серьезную опасность не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества и национальной безопасности России.

Достаточно обратиться к статистическим данным о судимости за незаконный сбыт, пересылку и производство наркотических средств, чтобы понять общую тенденцию и наличие в этой сфере серьезной проблемы. Так, только за 2018 год в России за преступления, связанные с незаконным распространением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, и только по ст. 228.1 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), к ответственности привлеки – 18 836 человека, в 2019 г. – 17 044 человек, в 2020 г. – 19 992 человека, в 2021 году – 16 728 человека, в 2022 году – 18425 человек .

Как видим, в 2021 году число осужденных лиц незначительно снижается, в 2022 году увеличивается. Однако цифры все еще остаются внушительными. Кроме того не стоит забывать о высокой латентности данных преступлений и о том, что стремительно развиваются новые технологии когда распространение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов переходит в электронную сферу, где данное деяние довольно сложно отследить и тем более раскрыть.

В Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 г. обращено внимание, что на современном этапе ситуация с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами все еще имеет значительные масштабы, когда их применяют не по медицинским показаниям, что оказывает влияние на распространение ВИЧ–инфекции, вирусов гепатита, что в целом несет довольно серьезную угрозу безопасности всего государства.

Сегодня есть проблема противодействия бесконтактным способам распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а стандартные методики раскрытия схем их производства и сбыта отстают от времени и от развития преступности. Проблемой будет и отсутствие правовой основы для того, чтобы оперативные подразделения могли незамедлительно осуществлять блокировку подозрительных сайтов, через которые может происходить распространение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, что в целом указывает на актуальность представленной темы исследования.

Значительное число преступлений в рассматриваемой сфере указывает на то, что все еще существует сложная оперативная обстановка в стране, что приводит к необходимости продолжить научное обоснование разработки общепрофилактических и оперативно-розыскных мер реагирования. Граждане в силу разных причин совершают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, при этом, как правило, такие деяния довольно серьезно готовятся и еще более серьезно маскируются, совершаются, как правило, тайно, ввиду чего противодействие данным деяниям возможно, во многом только, посредством мероприятий оперативно-розыскного характера.

Также не стоит забывать, что у правоприменителей возникают некоторые трудности с установлением криминообразующих признаков преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, возникают трудности и при отграничении таких преступлений от схожих составов, что часто приводит к ошибкам квалификации деяний и прямо отражается на статистических данных.

Указанные факторы подтверждают необходимость дальнейших исследований ответственности за преступления, которые прямо связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, необходимо понять проблемы объекта и предмета таких преступлений, исследовать вопросы их квалификации для того, чтобы на практике избегать ошибок, а в целом такое исследование позволит внести обоснованные предложения, направленные на повышение эффективности применения уголовного закона в рассматриваемой сфере, что и определяет актуальность представленного исследования.

Степень разработанности темы исследования. В разный период времени анализ вопросов ответственности за наркопреступления, по нормам уголовного закона, можно проследить в трудах: Р.А. Александрова, А.А. Даниеляна, А.Я. Гришко, А.Н. Сергеева, П.К. Смирнова, Н.Ю. Клименко, А.Г. Хараташвили, И.И. Хохловой, С.В. Чиркова и др.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают при привлечении к ответственности лиц, совершающих незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналоги.

Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации , УК РФ, Уголовно–процессуального кодекса РФ (УПК РФ) и положения других нормативно-правовых актов, тем либо иным образом регулирующих ответственность, и иные вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Целью исследования является разработка практических и теоретических рекомендаций и внесение предложений по совершенствованию механизма привлечения к ответственности за совершение наркопреступлений.

Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи:

— провести юридический анализ понятий и содержания незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

— рассмотреть социальные аспекты и общественную опасность преступлений по линии незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

— привести криминологическую характеристику незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в современной России;

— выявить теоретические проблемы и рассмотреть квалификацию преступлений, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ;

— определить специфику уголовной ответственности за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

— разработать проблемы и определить пути совершенствования уголовного законодательства о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

— проанализировать судебную практику о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ;

— выявить проблемы совершенствования правосудия по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ;

— определить проблемы совершенствования правоохранительной деятельности по преступлениям, предусмотренным ст. 228.1 УК РФ.

Методологическую основу исследования составили конкретно-исторический метод, методы анализа и синтеза, логико-юридический метод исследования и формально-логический метод.

Практическая значимость работы заключается в том, что автор, с учетом действующего законодательства, принимая во внимание все изменения, внесенные в него в последнее время, проводит исследование вопросов незаконного оборота наркотических средств, психотропных вещества и их аналогов, на основании выявленных проблем вносит предложения, которые могут стать основой для дальнейшего совершенствования действующего уголовного законодательства.

Также автор рассматривает теоретические положения науки уголовного права, применительно к теме исследования, и делает попытку восполнить законодательство недостающими понятиями.

Научная новизна исследования свое выражение находит в положениях, выносимых на защиту:

1. Предложено следующее понятие незаконного оборота наркотических средств психотропных веществе их аналогов – совершение незаконных действий, а именно приобретение, хранение или перевозка, равно как и переработка или производство наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов, включая и культивирование или выращивание растений, содержащих такие вещества, что выражено в негативном воздействии на здоровье граждан и в подрыве морально–нравственных общественных ориентиров, за что уголовным законодательством предусматривается ответственность.

2. Необходимо ужесточить редакцию ст. 6.8 КоАП РФ дополнив ее ч. 3 такого содержания: «то же деяние, совершаемое повторно, приводит к наступлению уголовной ответственности по соответствующим статям уголовного законодательства за незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, независимо от их размера. Это в полной мере будет соответствовать общественной опасности данного преступления.

3. В ст. 228.1 есть необходимость указать минимальное количество средств, это может быть половина крупного размера.

4. Обращено внимание на необходимость включить в уголовно–правовое регулирование и ответственность за так называемые дизайнерские наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. При этом определив их наименования, состав и постоянно дополнять ими соответствующий перечень запрещенных к обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

5. Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов также предлагаем считать случаи, когда растения, содержащие наркотические вещества или их части собирают в том числе на полях, предназначенных для сельскохозяйственной обработки или на участках принадлежащих гражданам, лицами, которые данные растения не сеяли и не выращивали (в зависимости от того есть или нет у субъекта цель сбыта, в зависимости от размера и принимая во внимание иные квалифицирующие деяние признаки).

Мы не поддерживаем точку зрения, что листья, соцветия, пыльца конопли, головки мака и т.п., которые изымают с участка земли, квалифицируется как приготовление к изготовлению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, представляется, что в этом случае мы будем иметь дело с хищением.

6. Выявлена необходимость в ходе квалификации деяния по ст. 228.1 УК РФ в обязательном порядке учитывать субъективную сторону деяния и правильно трактовать диспозицию статьи, в части сбыта наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов. Так как часто суды допускают ошибку, не принимая во внимание субъективную сторону деяния, и квалифицируют его не по ст. 228 УК РФ, а по ст. 228.1 УК РФ.

Установлено, что если у лица есть умысел на преступление по ст. 228.1 УК РФ, при этом он реализовал наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в определенном размере, однако впоследствии сбывает часть из произведенного, хранящегося или перевозимого количества, а размер средств, которые сбываются, не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, деяние следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 УК РФ и ст. 228.1 УК РФ в соответствующей части.

7. Определена необходимость или в рамках специального законодательного акта или в рамках УК РФ для цели п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ привести четкое и официальное толкование дефиниций «электронная сеть», «информационно-телекоммуникационная сеть» с целью избегания на практике проблем в квалификации деяния.

Апробация результатов исследования. По теме исследования была опубликована статья: «Актуальные вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов» . Автор принял участие во Всероссийской научно-теоретической конференции и научно-практическом семинаре на тему «Общественная безопасность в Ханты-Мансийском автономном округе — Юрге: актуальные проблемы и пути их решения».

Структура представленной работы состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Считаем, что общественная опасность деяний связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами будет заключаться и в круге объектов, так как направлены они не на одно лицо, а осуществляются в отношении неопределенного круга лиц.

Определено, что оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несет повышенную социальную, экономическую и общественную опасность не только Российской Федерации, но и всему мировому сообществу. Для борьбы с данным явлением должны иметь место правовые средства борьбы, которых сегодня явно не достаточно.

Мы обратили внимание на проблему установления наказания в статьях 228 и 228.2 УК РФ, где законодатель не предусматривает нижних пределов наказания, что приводит к судейскому усмотрению и значительным коррупционным рискам. Тем самым следует установить данные пределы как можно скорее. Также мы обратили внимание, что любые преступления в сфере наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не могут наказываться штрафом, данные преступления представляют собой преступления повышенной общественной опасности ввиду чего за их совершение, по нашему мнению, следует предусмотреть исключительно наказание в виде лишения свободы.

Было обращено внимание, что сегодня действует множество международных соглашений и договоров в сфере противодействия обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Однако считаем, что количество имеющихся актов не является каким-либо показателем эффективности, поэтому сегодня все еще стоит задача по созданию действенного и главное эффективного контроля за их выполнением.

Наблюдается следующая тенденция развития криминогенной обстановки. В сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: хотя и снижается количество осужденных лиц за наркопреступления и удельный вес этих поступлений в общей структуре преступности, это не указывает на то, что преступление удается побороть. Так как обращено внимание, что наркопреступность из года в год то падает, то возрастает, тем самым пока нельзя говорить, что мы достигли значительного снижения. Кроме того, как обращено внимание, в отдельных регионах наоборот отмечается рост такой преступности, а это значит, что внимание правоохранительных органов должно быть направлено на эти регионы, а криминологи должны провести исследование причин роста преступности в них. Также отмечено, что современные достижения техники и технологий позволяют преступникам за счет применения различных мессенджеров и сети Интернет уходить от ответственности, отмывать деньги, полученные от наркопреступности, а раскрыть такие деяния практически невозможно, что указывает на высокую латентность наркопреступлений, то есть значительное число фактов совершения преступлений в статистические данные не попадает.

Сегодня все еще имеют место значительные проблемы в квалификации рассматриваемого вида преступления, что говорит о необходимости проведения дальнейших исследований в данной области.

Установлено, что уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов имеет собственные проблемные моменты, которые можно отнести к существенным. С нашей точки зрения, учету подлежит такой момент, что производство, хранение, пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, если это деяние совершают для сбыта, следует квалифицировать в качестве приготовления к преступлению, но наказуемость данных действий, в силу правил о наказании за приготовление не будет отражать степени общественной опасности. Нет логики в криминализации деяний, в признании опасными менее опасных действий и непризнании преступлением более опасных действий. Выход из ситуации видится в установлении в законе цели сбыта, как криминообразующего признака в составах преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами.

Определено, что предмет преступлений в составах предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов является обязательным элементом, дающим возможность определить наличие состава преступления в конкретном деянии и разграничить его с иными смежными составами.

Предлагаем к предметам наркопреступлений относить:

– наркотические средства;

– психотропные вещества;

– аналоги;

– прекурсоры;

– растения, которые содержат наркотические и психотропные вещества;

– иные вещества, которые являются потенциально опасными.

Было выявлено, что на практике возникают существенные трудности, связанные с оценкой предмета хищения или вымогательства, а также квалификацией деяния, особенно когда речь идет о завладении наркотическими средствами растительного происхождения.

Анализ ошибок судов, которые они допускают при квалификации преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ свидетельствует о том, что и дальше следует идти по пути повышения уровня квалификации судей и указать судам на необходимость более тщательно анализировать при постановлении приговоров решения Верховного Суда РФ, кассационного суда и апелляционных судов, что в целом приведет практику в этом вопросе к единству

Суды более тщательно должны исследовать имеющиеся в деле доказательства, чтобы не допускать ошибок при установлении признаков состава преступления. Особое же внимание следует уделять вопросу квалификации действия, как оконченного или неоконченного преступления, следует четко разграничивать между собой разные составы, следует более тщательно относиться к вопросам квалификации действий виновных по признаку сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием электронных средств и информационно-телекоммуникационных сеткой.

Определено, что на современном этапе судебная практика все еще имеет некоторые существенные проблемы при квалификации деяния по ст. 228.1 УК РФ, что приводит к необходимости и дальше искать возможные пути для совершенствования норм действующего законодательства.

Предлагается следующее определение взаимодействия правоохранительных органов в ходе раскрытия и расследования наркопреступлений — слаженные действия всех органов правоохранительной системы, экспертных учреждений и иных служб входящих и не входящих в систему МВД РФ в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Взаимодействие заключается в оказании взаимопомощи в решении общих и совместных задач.

Рассмотрение вопроса взаимодействия показало, что данный процесс является довольно сложным, в него включен широкий круг субъектов, что указывает на необходимость принятия единого законодательного либо ведомственного акта, которым следовало бы установить не просто теоретические аспекты взаимодействия, но и практическую сторону взаимодействия оперативных подразделений со всеми без исключения подразделениями, органами и организациями, с которыми они призваны взаимодействовать в рамках осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Принятие такого акта, с описанием практической составляющей взаимодействия, с описанием четких функций, задач и последовательности действий при взаимодействии, по нашему мнению, позволит усовершенствовать данную сферу, исключит извечный и уже традиционный спор между следователем и оперативными подразделениями кто же является первичным в расследовании и раскрытии преступлений, что позволит более четко и слажено работать всем подразделениям МВД России, а оперативно-розыскным подразделениям осуществлять свою деятельность более эффективно.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основные аспекты преступности и действующего законодательства по линии незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

1.1 Юридический анализ понятия и содержания незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов представляет собой одно из наиболее тяжких преступлений, за которое предусмотрена ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы. Общественная опасность данного преступления связана с тем, что активизация сбыта наркотических средств в РФ приводит к увеличению наркомании в Российской Федерации и связанных с ней правовых последствий. Исходя из вышеизложенного, существует объективная необходимость более строгой криминализации сбыта наркотиков, их производства, хранения и переработки с целью сбыта, по сравнению с аналогичными деяниями, совершенными без цели сбыта .

Наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги сегодня в большей своей части сосредоточены на территориях Ближнего и Среднего Востока и в Азии. К примеру, на долю Таиланда, Бирмы и Лаоса приходится две трети сырья наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. С конца 80-х годов начал отмечаться значительный рост преступности в сфере наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов на территории СССР, что постепенно перешло и на территорию Российской Федерации .

Кроме того Россия и страны СНГ являются транзитным коридором для распространения наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов для их доставки в страны Западной Европы.

В процессе стабилизации криминогенной ситуации, проблема эффективного противодействия обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в России занимает ведущее место. Социальные и экономические преобразования, которые до сих пор идут в России, требуют, чтобы законодательные и исполнительные органы власти искали более совершенную систему борьбы с рассматриваемым негативным явлением.

Осложнение наркоситуации в мире привело к необходимости большинства стран мира присоединиться к Конвенции по контролю над наркотиками . Однако, несмотря на предпринимаемые меры, производство наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов только возрастает.

Одной из проблем сегодня также является индустриализация наркобизнеса, так как на современном этапе это становится уже не чем иным как хорошо налаженной индустрией. В зависимости от сложностей технологического характера, организацию незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов можно разделить на две основные группы, хотя такое разделение и будет условным:

— кустарное производство, где зачастую наблюдается довольно низкая производительность;

— промышленное производство, то есть хорошо налаженный и высокопроизводительный бизнес .

Еще одной негативной тенденцией наркобизнеса является повышение его мобильности. Сегодня мы имеем такие факты, когда наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги могут изготавливаться, что говориться с колес, то есть в своего рода мобильных лабораториях, которые, как правило, организовывают в грузовых автомобилях. При этом для наркобизнеса эта идея очень удачна, так как автотранспорт в качестве лаборатории не попадает в поле зрения правоохранительных органов, хотя в таких мобильных лабораториях может производиться довольно существенный объем наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов.

На протяжении последних лет встала и такая проблема, как периодическое появление новых наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, при производстве которых наркобизнес использует новейшее в техническом плане оборудование. Наркобизнес немалые денежные средства тратит сегодня в сфере поиска новых наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов, и. как следствие, новых технологий, которые могут позволить производить такие наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги.

Основными факторами, в силу которых заметно развивается бизнес на наркотических средствах, психотропных веществах или их аналогах, как в России, так и мире следует признать:

— слабость государства и его неспособность проводить эффективней контроль на территориях, которые находятся под юрисдикцией конкретного государства;

— государственная политика попустительства в отношении наркобизнеса;

— политическая и экономическая нестабильность, как в отдельно взятой стране, так и во всем мире в целом, особенно в последнее время из-за вируса Ковид;

— существенное ослабление так называемых социальных институтов государства, также следует указать на значительные темпы преобразований во всех государствах в политической сфере, больше всего это проявляется в странах СНГ, которые не так давно перешли к рыночной экономике, что наблюдается и сегодня. Исходя из этого, можно сказать, что до сих пор до конца данный процесс не завершен во многих бывших постсоветских государствах;

— высокая коррумпированность органов государственной власти, так как именно члены власти получают значительную прибыль от прикрывательства противозаконной деятельности;

— увеличение спроса на товары, которые не допустимы в обороте;

— значительное неравенство государств, особенно это отмечается в отношении развитых в промышленном отношении стран, которые ушли вперед от многих стран СНГ. При этом страны СНГ в силу такого прогресса в иностранных государствах становятся неконкурентными и находятся в невыгодном положении в системе торговли на международном уровне;

— перманентно возникающие во всех государствах экономические кризисы и пр.

В целом наркомания, как и бизнес на наркотических средствах, психотропных веществах или их аналогах сегодня относится к проблеме, которая волнует все сообщество мира. Однако сегодня не получается найти новые и радикальные средства борьбы с данными негативными тенденциями. Не содержит в себе таких эффективных средств и действующее сегодня законодательство, в том числе это можно сказать и о международном законодательстве .

Таким образом, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов сложное социально-экономическое явление, которое требует своего четкого определения.

Необходимо сказать, что незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов будет основной группой структуры незаконного предпринимательства, что каждый год дает возможность получать немалые доходы от данной деятельности, тем самым это будет довольно прочная основа для формирования в государстве организованной преступной деятельности, что предопределяет и совершение сопутствующих преступлений и правонарушений.

Если следовать положениям ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3–ФЗ , то законодатель предусмотрел, что наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги — это средства, имеющие как естественное, так и синтетическое происхождение. Такие средства поименованы в соответствующем Перечне, они контролируются в России специальными службами в соответствии с нормами закона или на основании подписанных Россией международных договоров, а также принимая во внимание основные положения Единой конвенции о наркотических средствах .

Если мы говорим о психотропных веществах, которые в законе и литературе употребляют в связке с наркотическими, то они также могут быть естественными или синтетическими или же это будут природные материалы, которые контролируются, в том числе и, основываясь на положениях Конвенции о психотропных веществах , и которые включены в соответствующий Перечень.

К запрещенным для культивации растениям законодатель относит такие растения, которые могут применяться при производстве наркотических средств, запрет же на их выращивание объясняется наличием у таких растений значительной концентрации элементов, которые используют в ходе производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Прекурсорами являются вещества, которые используют в ходе производства веществ с наркотическим содержанием, что в России запрещено под угрозой уголовной и административной ответственности.

Также законодатель выделяет целую группу веществ, которые к обороту в России запрещены и к которым относятся естественные, растительные вещества, хотя встречаются и синтетические, получаемые посредством определенных технологических процессов. Такие вещества в указанный нами перечень не включены, но и по содержанию и по последствиям их применения они похожи на наркотические средства, психотропные вещества, поэтому их признают их аналогами.

По способу изготовления наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги могут подразделяться на:

– такие, которые производятся в условиях лаборатории;

– производимые в кустарных условиях, к примеру, маковая соломка или опий и пр.;

– изготавливаемые промышленным способом с применением соответствующего оборудования, к примеру, морфин или промедол и пр.

По своей природе наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги довольно широко применяют в медицинских целях, к примеру, когда необходимо провести операцию, обезболить пациента. Однако тут будет и некоторая негативная составляющая, когда наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги начинают использовать против их медицинского назначения, для того чтобы достигнуть состояния наркотического опьянения и когда для этого нет никаких медицинских показаний.

Тем самым институт оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является важным и требует не только жесткого контроля, но и такого же правового регулирования.

При рассмотрении понятия наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов важно уяснить и содержание такой категории как здоровье населения, что отнесено законодателем к высшей конституционной ценности, на что такой оборот может посягать и что защищается государством через создание соответствующих юридических механизмов.

Понятие здоровье, которым оперирует закон, может быть выявлено, если провести толкование Федерального закона от 21.11.2011 N 323–ФЗ . В этом акте установили, что мы имеем дело с состоянием социального, психологического и конечно физического благополучия. Это означает, что у человека нет заболеваний, и не наблюдается функциональных расстройств систем организма.

Кроме того в сфере охраны здоровья граждан законодатель не только предполагает использование правозащитных механизмов, но и экономических, санитарно–эпидемиологических и пр.

Если категорию здоровья рассмотреть с позиции уголовного закона, то это будут общественные отношения, которые направлены на то, чтобы создать благоприятные условия для обеспечения необходимого уровня безопасности жизнедеятельности граждан,

Следовательно, здоровье это многогранная категория, здоровье обеспечивается через реализацию разных охранительных механизмов, которые в своем единстве образуют систему безопасности здоровья и жизнедеятельности.

Тенденция значительного числа совершаемых преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов под вопрос ставит эффективность проводимых в государстве профилактических мероприятий. В одной из работ отмечается, что наркомания в целом является следствием незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, это еще и явление, которое с социальной точки зрения, является негативным и не только для отдельно взятой страны, а в целом для мирового сообщества .

То, что это позиция в полной мере является правильной, уточнять нет необходимости, давно все знают какой вред, несут наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, и какое негативное проявление они могут в итоге оказать на организм. Лечение лиц, которые употребляют наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, очень часто эффекта не имеет, они полностью выпадают из социума, теряют все свои социальные связи, им тяжело, а часто и невозможно трудоустроиться. Постоянное употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов приводит к тому, что наркоману постоянно нужны деньги, что уже само по себе является стимулом для совершения преступления.

Основанным обстоятельством, которое часто ведет к наркотизации населения, является наличие наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а именно доступность последних для приобретения и возможность проводить их изготовление. Одним из средств преодоления такой доступности является правовой механизм запрета в обороте наркотических средства, психотропных веществ или их аналогов, пресечение их оборота, выявление незаконных действий с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы