Магистерский диплом (ВКР) на тему Агентский договор в системе гражданско-правовых договоров
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретико-правовые основы агентских отношений. 7
§ 1.
Правовая характеристика агентского договора и его место в системе гражданских
договоров российского гражданского законодательства. 7
§ 2.
Агентские отношения в законодательстве отдельных зарубежных стран 23
§ 3.
Отличие агентского договора от смежных правовых конструкций. 31
Глава 2.
Правовые особенности применения агентского договора. 41
§ 1.
Стороны агентского договора и его форма. 41
§ 2.
Содержание и исполнение агентского договора. 46
§ 3.
Некоторые сферы применения агентского договора. 60
Заключение. 83
Список
использованных источников. 88
Введение:
На
сегодняшний день возрастающая роль России в международной экономике, а также
постоянное развитие торговых отношений создают предпосылки для возрастания роли
услуг посредников в сфере гражданско-правовых отношений. Появление конструкции
договора, вобравшего в себя черты договора поручения и договора комиссии,
позволяет расширять территорию осуществления профессиональной деятельности,
привлечь большое количество клиентов, повысить эффективность и результативность
проводимых операций.
Модель
агентского договора имеет широкое применение в сфере предпринимательских
отношений, в сфере культуры, спорта, рекламы, туризма и т. д. Повсеместная
распространенность данного договора связана с его гибридным характером:
объединением признаков договоров комиссии и поручения, что позволяет достигать
особой гибкости и применимости к самым разнообразным правоотношениям. Агентский
договор представляет собой универсальную конструкцию, используемую в случаях,
когда предприниматели, выступающие в качестве посредников, действуют в чужих
интересах, причем речь идет как о фактических, так и о юридических действиях.
При этом,
несмотря на закрепление общих положений об агентском договоре в действующем
российском гражданском законодательстве, в науке и правоприменении продолжает
существовать ряд вопросов, вызывающих бурные дискуссии. К числу таких вопросов
следует отнести правовую природу данного договора, его разновидности,
субъектный состав, признаки, содержание, ответственность. Основные проблемы,
возникающие в сфере правоприменения, как представляется, возникают из-за
отсутствия в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту – ГК РФ) норм,
регламентирующих разновидности агентского договора, и наличия общих ссылочных
норм на специальные законодательные акты без их указания. Все вышесказанное
обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом
исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере действия
агентского договора.
Предметом
исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие
договорные отношения по агентированию, а также практика применения данных норм
и теоретические воззрения, существующие в цивилистической науке относительно
проблемных вопросов в рассматриваемой сфере.
Целью
выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является
комплексный правовой анализ существующих теоретических и правоприменительных
проблем в сфере агентского договора, выработка предложений по совершенствованию
норм российского законодательства в сфере агентирования.
Объект,
предмет и цель исследования обусловили необходимость постановки и решения
следующих задач:
— определить юридическую
характеристику, правовую природу агентского договора, а также его место в
системе гражданских договоров российского гражданского законодательства.
— исследовать
агентские отношения в законодательстве отдельных зарубежных стран.
— установить
отличие агентского договора от смежных правовых конструкций;
— определить специфику стороны агентского договора и его форма;
— исследовать содержание, а также особенности
исполнения агентского договора
— изучить отдельные сферы применения агентского договора.
Исследование
носит комплексный характер. Методологическую основу исследования составляют как
общенаучные так и частно-научные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция,
сравнительный метод, формально-юридический.
Теоретической
основой настоящего исследования отношений, носящих посреднический характер,
выступают труды таких российских ученых как, Г.Ф. Шершеневич, П.П. Цитович,
А.Ф. Федоров, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, K.M. Анненков, А.П. Башилов,
Ю.С. Гамбаров, Ю.В. Романец и др. В настоящее время исследованием актуальных
проблемах агентского договора занимаются такие видные ученые как Е.А. Суханов,
А.М. Эрделевский, И.Н. Галушина. Если говорить об отдельных сферах реализации
агентских договоров, то в обязательном порядке стоит упомянуть работы следующих
ученых-цивилистов: Г.Г. Иванов (в сфере торгового мореплавания), Е.Л.
Писаревский (в сфере туристской деятельности), В.П. Васькевич, М.Ю. Челышев (в
сфере спорта).
Нормативную
основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные законы и нормативные правовые акты,
регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с заключением и
исполнением агентского договора.
Эмпирическая
основа исследования составляют определения Верховного Суда Российской
Федерации, постановления и определения Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, судебные акты арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Исследуемая
тематика определила структуру выпускной квалификационной работы (магистерской
диссертации), которая состоит из введения, двух глав, которые, в свою очередь,
разбиты на параграфы, заключения и списка используемых источников.
В первой
главе рассматриваются общие теоретико-правовые вопросы регулирования агентских
отношений. Исследуется понятие данного договора, его место в системе
гражданско-правовых договоров, анализируется сравнительно-правовой аспект
регулирования отношений в сфере агентирования.
Вторая глава
направлена на исследование вопросов, возникающих в сфере применения агентского
договора. Рассматриваются особенности действия данного договора и наиболее
распространенные сферы его применения.
В заключении
в обобщенном виде приведены основные выводы исследования. В результате
проведенного исследования, нами обозначены следующие положения, выносимые на
защиту:
1) Агентский договор
является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров, независимым
юридическим институтом и отличается как от договора комиссии, так и от договора
поручения, хотя, безусловно, имеет с ними и некоторые общие черты.
Содержание агентского
соглашения намного шире, чем содержание агентских и комиссионных соглашений,
поскольку действия агента в любом случае могут выходить за рамки обоих
соглашений.
2) Сделан вывод о
необходимости закрепления в Гражданском кодекса Российской Федерации положений,
посвященных особенностям регулирования агентских договорах в отдельных сферах
общественной жизни. В частности, о договорах спортивного агентирования и
агентирования в сфере рекламной деятельности.
3)Федеральный закон
«О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит требований к
разрешению деятельности спортивных агентов. Однако в большинстве спортивных
правил говорится, что агент должен получить разрешение (лицензию) на
деятельность. На сегодняшний день данное разрешение (лицензия) выдается
федерацией (союзом, ассоциацией), действующей в рамках регулирования соответствующего
вида спорта. Представляется, что такое положение вещей является недопустимым и
должно быть исправлено.
4)В настоящее время
законодательство не содержит ограничений относительно субъектного состава
рассматриваемого договора. При этом, с учетом коммерческого характера
деятельности медиаагентсв, имеющих своей главной целью извлечение прибыли,
полагаем, что частные лица и некоммерческие организации не должны выступать в качестве
медиаагентов. Важно также подчеркнуть, что на практике, на сегодняшний день
случаи участия обозначенных субъектов в рассматриваемых правоотношениях очень и
очень редки. По нашему мнению, это связано, в первую очередь, со слабым
потенциалом этих структур, с неспособностью конкурировать с основными
коммуникационными агентствами. Таким образом, вводимая мера позволит юридически
опосредовать уже существующую и применяемую модель отношений.
В связи с этим мы считаем
необходимым дополнить статью 3 Закона о рекламе следующей дефиницией:
«медиаагент — это коммерческое юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющие юридические действия и другие посреднические
действия с целью оказания услуг рекламораспространителя по размещению рекламы».
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать
следующие выводы.
В условиях стремительного развития торговли,
экономической экспансии и поиска новых форм взаимодействия между партнерами
роль посредников возрастает. Одно из наиболее востребованных сейчас
посреднических соглашений — это агентский договор.
В соответствии с п.1 ст. 1005 ГК РФ на
основании агентского договора сторона (агент) обязуется за вознаграждение
осуществить от имени другой стороны (принципала) юридические действия и другие
действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет
принципала.
Данный договор является возмездным,
консенсуальным и взаимным.
Сделан вывод о том, что агентский договор
является независимым юридическим институтом и отличается как от договора
комиссии, так и от договора поручения, хотя, безусловно, имеет с ними и
некоторые общие черты.
Содержание агентского соглашения намного
шире, чем содержание агентских и комиссионных соглашений, поскольку действия
агента в любом случае могут выходить за рамки обоих соглашений.
Агентский договор, как правило, не содержит
указания на выполнение разового поручения, он охватывает определенный период
времени своим действием, поскольку подразумевается, что агент обязуется
выполнять все самые разнообразные повторяющиеся действия. Поэтому отличительной
особенностью агентского договора является также его продолжительность по
отношению к заказу и комиссии.
Рассматривая историю и зарубежную практику
регулирования сходных отношений, был сделан вывод, что агентский договор был
создан в первую очередь благодаря судебной практике Англии и в настоящее время
используется при продаже недвижимости в странах с англо-американским
законодательством, где он заменяет договоры, традиционные для континентальной
системы права, – договоры комиссии и поручения. В частности, для различных
правовых систем естественным считалось наличие либо агентского соглашения, либо
договоров комиссии и поручения.
Позиция российского законодателя тем не менее
отличается значительной спецификой, учитывая наличие правового регулирования
как договоров комиссии и поручения, так и агентского договора.
При этом необходимо понимать, что российский
агентский договор значительно отличается от регулирования, существующего за
рубежом в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Особенности агентского договора, выделяющего
его в системе гражданско-правовых договор проявляются в следющем:
Во-первых, объем действия агентского договора
шире, чем сфера применения поручения и комиссии, поскольку его предметом могут
быть не только юридические, но и конкретные фактические действия
(преддоговорные консультации, поиск клиентов, эффективное использование товара
и т. д.), которые не влекут за собой юридических последствий и производятся в
интересах и за счет принципала.
Во-вторых, агент имеет более широкий круг
полномочий, чем комиссионер и поверенный, он предоставляет услуги комплексного
характера (маркетинг, юридическая помощь, реклама и т. д.).
В-третьих, характерной чертой агентского
соглашения является то, что возникающие в результате отношения всегда имеют
постоянный характер. Агент многократно обязуется (в отличие от договора
комиссии, который может быть заключен на разовую транзакцию) совершать действия
за принципала.
В-четвертых, в зависимости от ситуации агент
может прибегнуть либо к юридической конструкции соглашения о комиссии, либо к
юридической конструкции соглашения о поручении, это будет зависеть от
соглашения сторон или по усмотрению агента.
В-пятых, агентское соглашение может содержать
пункт, запрещающий принципалу заключать аналогичные агентские соглашения с
другими агентами, действующими на территории, указанной в соглашении.
Организационный характер агентского договора
проявляется в том, что в нем могут быть изложены только самые общие вопросы
сотрудничества между сторонами, а детали могут быть определены в инструкциях
принципала.
Сторонами агентского договора являются агент
и принципал. Дееспособные физические и юридические лица выступают в качестве
агентов. Принципалом может выступать любой субъект гражданско-правовых
отношений. Гражданский кодекс не содержит положений об агентском соглашении,
связанных с ограничением состава субъекта с указанием того, кто может
участвовать в качестве той или иной стороны.
Гражданский кодекс Российской Федерации не
содержит специальных правил о форме агентского договора относительно агентского
договора. В связи с этим при выборе формы агентского договора необходимо
руководствоваться общими правилами, установленными в ст. 158-165 ГК РФ о форме
сделок.
Что касается срока действия агентского
договора, то по закону он не включается в существенные условия, поскольку может
быть заключен как на определенный срок, так и без указания его срока. Если
договор заключен на определенный срок, он истекает в конце срока, указанного в
контракте. Заключение агентского договора без указания срока происходит
довольно часто в связи с тем, что договор носит непрерывный характер. В случае
заключения бессрочного агентского договора его расторжение возможно в
одностороннем порядке, если агент или принципал отказываются от продолжения
исполнения своих функций.
Также были рассмотрены основные нарушения,
встречающиеся в сфере агентских отношений, которые безусловно, не охватывают
весь перечень возможных нарушений, но отражают наиболее распространенные
случаи.
Также подробно были рассмотрены договоры
агентирования в сфере мореплавания, спорта и рекламной индустрии. Обозначены
определенные особенности анализируемого договора в данных сферах.
Необходимо также
обозначить, что особенная часть российского ГК не содержит каких-либо
специальных правил относительно разновидностей агентских договоров, применяемых
в различных сферах общественной жизни, при этом имеется указание общего
характера на возможность заключения таких договоров в соответствии с правилами,
содержащимися в специальном законодательстве.
Деятельность спортивных агентов и форма
агентского соглашения в конкретном виде спорта регулируются тем или иным
постановлением ассоциации, федерации, профсоюза и т. д. конкретного вида
спорта.
Важной особенностью формы агентских договоров
в сфере спортивного агентирования — наличие типовых форм таких договоров. Они
часто являются приложениями к соответствующим постановлениям или регламентам.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности» не содержит требований к разрешению деятельности спортивных
агентов. Однако в большинстве спортивных правил говорится, что агент должен
получить разрешение (лицензию) на деятельность. В настоящий момент указанное
разрешение (лицензия) выдается федерацией (союзом, ассоциацией) по
соответствующему виду спорта. Представляется, что такое положение вещей
является недопустимым и должно быть исправлено.
Что касается, договор агентирования в сфере
рекламы, считаем необходимым обозначить следующее.
В настоящее время законодательство не
содержит ограничений относительно субъектного состава рассматриваемого
договора. Тем не менее, мы считаем, что в связи с тем, что основной целью
деятельности медиаагентств является получение прибыли от оказания услуг,
некоммерческие организации и частные лица не могут выполнять функции
медиаагентов. Следует отметить, что на практике медиаагенты — физические лица и
медиаагенты — индивидуальные предприниматели встречаются довольно редко.
Похоже, это связано, в первую очередь, со слабым потенциалом этих структур, с
неспособностью конкурировать с основными коммуникационными агентствами.
В связи с этим мы считаем необходимым
дополнить статью 3 Закона о рекламе следующим определением: «медиаагент — это
коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
осуществляющие юридические действия и другие посреднические действия с целью
оказания услуг рекламораспространителя по размещению рекламы».
Сделан вывод о необходимости закрепления в
Гражданском кодекса Российской Федерации положений, посвященных особенностям
регулирования агентских договорах в отдельных сферах общественной жизни. В
частности, о договорах спортивного агентирования и агентирования в сфере
рекламной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы агентских отношений
§ 1. Правовая характеристика агентского
договора и его место в системе гражданских договоров российского гражданского
законодательства В настоящее время в рамках российской
правовой системы все более сильно возрастает роль представительских отношений.
Такое положение вещей обусловило потребность в юридическом опосредовании и
закреплении конструкции агентского договора в действующем российском
цивилистическом законодательстве.
В важнейшем нормативно правовом акте для
данной сферы, имеющем при этом кодифицированный характер, – Гражданском кодексе
Российской Федерации (далее – ГК РФ)[1]
впервые нашли отражение и закрепление нормы, касающиеся агентского договора.
Однако нельзя сказать, что эта контрактная модель является каким-то
принципиальным новшеством, которое до этого момента было неизвестно в целом
российскому законодательству. Невзирая на то, что в современных реалиях конструкция
агентского договора повсеместно распространена и активно используется
участниками гражданско-правового оборота, определение договора, его легальная
дефиниция, нашедшая отражение в ГК РФ, понимается неоднозначно и вызывает ряд
вопросов как в научном сообществе, так и среди юристов-практиков, касающиеся
правовой природы, прав и обязанностей сторон, а также содержания договора и
вопросов его расторжения.
Необходимо отметить, что во второй части
действующего ныне Гражданского кодекса РФ определение агентского договора нашло
свое нормативное выражение. При этом в главе 52 ГК РФ присутствуют как
непосредственно специализированные нормы, регулирующие именно положения о
договоре в сфере агентирования, так и отсылочное указание на возможность
применения к обозначенному договору норм, регулирующих конструкции договоров
поручения и комиссии. До сих пор в научной литературе и нормативных актах не
было определения агентского соглашения. Тем не менее, нельзя однозначно
говорить о полном отсутствии в данный период регулирования агентских отношений
в России. [1]
Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. Ст. 410.