Магистерский диплом (ВКР) на тему Административная ответственность за нарушение строительного законодательства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 Глава 1.
Общая характеристика административной ответственности. 7
1.1.
Понятие, сущность и основания привлечения к административной ответственности. 7
1.2. Порядок привлечения к
административной ответственности. 21 Глава 2.
Юридическая ответственность за нарушение строительного законодательства 25
2.1. Виды и
особенности ответственности за нарушение строительного законодательства. 25
2.2.
Судебная практика в сфере нарушения строительного законодательства. 37 Глава 3.
Проблемы и перспективы административной ответственности за нарушение
строительного законодательства. 44
3.1.
Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение
строительного законодательства. 44
3.2.
Перспективы развития законодательства в области привлечения к ответственности
за нарушения в сфере строительства. 59 Заключение. 79
Список используемых источников. 83
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день сфера строительства
является одной из самых прибыльных и востребованных. Стремительно разрастаются
новые районы, появляются торговые павильоны, многочисленные объекты
индивидуального жилищного строительства, различные производственные, в том
числе, опасные объекты.
Вышеуказанные
обстоятельства привлекают в данную сферу не только добросовестных застройщиков,
имеющих соответствующие допуски и членства в саморегулируемых организациях,
высококвалифицированных специалистов, но и тех субъектов, которые хотят получить
максимальную прибыль при минимальных затратах.
В
результате нарушаются строительные нормы и правила, нередко различного рода
разрешении получаются незаконным путём посредством подкупа должностных лиц или
фальсификации документации.
Многочисленные
трагические события наглядно демонстрируют, что такое халатное отношение переводит
к человеческим жертвам, многочисленным погибшим и пострадавшим.
Таким
образом, неукоснительное соблюдение строительных норм и правил является общеобязательным
и достигается, в том числе, путём привлечения недобросовестных застройщиков к
административной и уголовной ответственности.
Если
объект находится на стадии завершенного строительства — требовать запрета его
эксплуатации до момента устранения
выявленных нарушений в судебном порядке могут прокуроры, на этапе строительства
соответствующие предписания вносят органы строительного контроля.
Таким
образом, существует широкий круг должностных лиц, которые контролируют
строительство объектов на различных этапах и выявляют нарушения, которые опасны
для жизни и здоровья граждан.
Вместе
с тем, на сегодняшний день обсуждается вопрос о том, что имеющиеся нормы
административной и уголовной ответственности в недостаточной мере суровы, для
того, чтобы полностью исключить пренебрежение к установленными правилам.
Однако
и здесь возникает проблема, поскольку многочисленные административные барьеры и
санкции могут самым негативным образом сказаться на темпах строительства, а
соответственно на экономике регионов, количестве рабочих мест, налоговых
отчислениях.
Таким
образом, на наш взгляд, одно лишь ужесточение санкций без проведения
соответствующей методической и профилактической работы, не будет иметь должного
эффекта, поскольку существенная часть правонарушений происходит не по злому
умыслу, а вследствие недостаточной квалификации специалистов.
В
свете вышеизложенного, только комплексная работа позволит добиться
положительных результатов, уменьшить количество случаев нарушения действующего
законодательства в сфере строительства, и будет способствовать обеспечению
безопасности жизнедеятельности граждан.
Теоретическую
базу исследования составили труды таких исследователей как Агапов
А.Б., Агафонов В.Б., Алехин
А.П., Бельский К.С., Бочков В.И., Быковский В.К., Виноградова Е.В., Выпханова Г.В., Галаган
И.А., Ганнов С.О., Гладких В.И., Додин Е.В., Дорошин И.Н., Дугинец А.С., Жаворонкова Н.Г., Кожевников
О.А., Ленковская Р.Р., Медведев Н.П., Михайлова В.С., Нижанковская Н.А.,
Новиков С.Н., Панкова О.В. и др.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере административной ответственности за нарушение
строительного законодательства.
Предмет – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература,
отражающие различные аспекты административной ответственности за нарушение
строительного законодательства.
Целью выпускной квалификационной работы является административной
ответственности за нарушение строительного законодательства, выявление
существующих проблем и поиск путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность и основания привлечения к
административной ответственности,
— исследовать порядок привлечения к административной ответственности,
— изучить виды и особенности ответственности за нарушение строительного
законодательства,
— рассмотреть судебную практику в сфере нарушения строительного
законодательства,
— выявить проблемы привлечения к административной ответственности за
нарушение строительного законодательства,
— проанализировать перспективы развития законодательства в области
привлечения к ответственности за нарушения в сфере строительства.
Изучение административной ответственности за нарушение строительного
законодательства предполагает использование определенных методов научного исследования.
Для достижения указанной цели и решения поставленных задач
квалификационное исследование основывалось на положениях материалистической
диалектики с использованием частно-научных методов.
Метод исторического анализа использовался для определения истоков и
развития представлений об административной ответственности за нарушение
строительного законодательства.
Для более детального изучения понятия и сущности административной
ответственности за нарушение строительного законодательства был применен метод
синтеза и абстрагирования.
Методы классификации и индукции позволили систематизировать и
проанализировать значительный объем информации.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные
законы и подзаконные акты.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы
судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексности
предпринятого анализа административной ответственности за нарушение
строительного законодательства, выявлении существующих проблем и предложении
путей их решения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
результаты могут быть использованы в целях совершенствования действующего
законодательства, а также в преподавательской деятельности.
Апробация
Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью
логического расположения материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов,
заключение и список использованных источников, всего на 93 листах.
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.
На сегодняшний день в
Российской Федерации наблюдается положительная динамика развития строительной
отрасли. При возведении зданий, сооружений, а также при реконструкции, ремонте
объектов капитального строительства должны соблюдаться требования,
предъявляемые российским законодательством. Однако не все хозяйствующие
субъекты, осуществляющие свою деятельность в области строительства, надлежащим
образом выполняют свои обязанности и допускают административные правонарушения.
Отношения по
строительству объектов капитального строительства, их реконструкции,
капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулирует
Градостроительный кодекс
Российской Федерации
Статья 58
ГрК РФ определяет, что лица, виновные в нарушении законодательства о
градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную,
административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое КоАП
РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена
административная ответственность. В правовой доктрине под ответственностью
понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения,
предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под
административной ответственностью понимается обязанность физического или
юридического лица претерпевать меры государственного принуждения,
предусмотренные КоАП
РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия
(бездействия) (административного правонарушения).
Изучение законодательства
позволяет говорить о том, что административная ответственность характеризуется
следующими признаками:
1) она предусмотрена
действующим законодательством;
2) наступает за
правонарушение при наличии полного его состава;
3) опирается на
государственное принуждение; особый аппарат представляет собой реализацию
санкций юридических норм, применение к виновному мер наказания;
4) выражается в
определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его
известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);
5) возлагается и
реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных
норм также влечет за собой ответственность;
6) осуществляется
уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном
порядке и в пределах своих полномочий.
Закрытый перечень поводов
для возбуждения дела об административном правонарушении содержится в части 1
— 1.3 ст. 28.1
КоАП РФ. В случае выявления административного правонарушения оформляется
протокол, который направляется судье, в орган, должностному лицу,
уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение
трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об
административном правонарушении.
По результатам
рассмотрения протокола принимается решение:
1) о назначении
административного наказания;
2) о прекращении
производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9
КоАП РФ).
Вместе с тем, в ходе
исследования был выявлен ряд проблемных вопросов, в связи с чем, считаем
предложить некоторые пути их решения.
В
научной литературе все чаще поднимается вопрос несовершенства нормативной базы
в области строительно-технической экспертизы в строительстве. Проблему
связывают с тем, что судебная строительно-техническая экспертиза еще не до
конца сформировалась, как вид судебной экспертизы, то есть, ввиду относительно
недавнего начала ее массового внедрения в современное делопроизводство,
отсутствуют поправки или неточности в существующем законодательстве, которыми могут воспользоваться для совершения
противоправных действий.
Очевидно,
что вышеописанная проблема является лишь одним из малых пробелов в действующем
законодательстве касаемо судебной строительно-технической экспертизы.
Сложившаяся ситуация требует активного и пристального внимания со стороны
законодательных органов.
На
основании всего вышеизложенного предлагается следующее:
1) Внести поправки в Постановление
Правительства РФ №54 от 1.02.2006 «О государственном строительном надзоре в
Российской Федерации» и/или в Градостроительный кодекс РФ, разъясняющие спорную
ситуацию касательно получения Заключения о соответствии на основании
проведенных испытаний, обследований и экспертиз выполненных работ или
строительных материалов, для которых отсутствует строительный контроль.
2) Ввести иной механизм, при котором было бы
четко понятно, как застройщику получить Заключение о соответствии при
отсутствии своевременного строительного контроля на ряд конструкций и/или
материалов.
3) В качестве решения задачи первого пункта
данного перечня предлагается два варианта решения проблемы:
А)
Юридически приравнять результаты проведенных испытаний, обследований и
экспертиз к результатам строительного контроля. При этом необходимо составить
достаточный перечень необходимых мероприятий, проведение которых во время
строительно-технической экспертизы будет приравнено к строительному контролю.
Б)
Убрать подпункт 24 В из Постановления Правительства РФ №54 от 1.02.2006 «О
государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и, согласно
второму пункту данного перечня, ввести иной механизм разрешения данной спорной
ситуации.
В работе было обращено внимание на возникающие
экологические проблемы при строительстве и эксплуатации линейных объектов нефтегазового
комплекса.
В этой связи также
предлагается:
—
принять специальный федеральный закон, регулирующий общественные отношения в
области обеспечения экологической безопасности, в котором в специальной главе
закрепить эколого-правовые требования в сфере строительства и эксплуатации линейных
объектов нефтегазового комплекса, критерии определения уровня экологической
безопасности линейных объектов нефтегазового комплекса;
— принять отдельный технический регламент по безопасности
линейных объектов нефтегазового комплекса, в котором закрепить единое понятие
линейных объектов нефтегазового комплекса, меры по обеспечению безопасности
объектов магистрального трубопроводного транспорта, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также установить предельные
сроки эксплуатации магистральных нефтепроводов
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика административной
ответственности 1.1. Понятие, сущность и основания привлечения к
административной ответственности Административная
ответственность с точки зрения применения присущих ей мер административного
наказания является наиболее распространенным видом юридической ответственности.
Вот как об этом говорят отдельные авторы: «Ведущее положение среди видов
юридической ответственности занимает административная. Данная позиция
определяется не только общим многомиллионным количеством фактов привлечения к
ней, но и тем, что к ней привлекаются виновные большим количеством органов и
должностных лиц административной юрисдикции»[1].
Её
роль, прежде всего, определяется тем, что борьба с административными
правонарушениями во многом предупреждает совершение более вредных в социальном
плане правонарушений, а именно преступлений.
В
юридической литературе к проблеме понимания административной ответственности
существуют различные подходы.
Так,
Л.Л. Попов под административной ответственностью понимает «…реализацию
административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или
должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам,
совершившим правонарушение»[2].
Аналогичное
определение административной ответственности дают и другие авторы. Например,
Е.В. Додин подчеркивает, что «…административная ответственность состоит в
применении к правонарушителю административно-правовой санкции»[3].
На
взгляд О.А. Кожевникова, административная ответственность есть «…вид
юридической ответственности, предусмотренный нормами административного права,
наступающий за совершение виновным лицом административного правонарушения,
применяется уполномоченными органами и должностными лицами в виде
административных наказаний с обязательным соблюдением нормативно установленных
процедур»[4]. [1] Дугинец А.С. Некоторые
концептуальные вопросы административной ответственности в российском праве //
Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы.
Ч. 2. М.: Юнити-Дана, 2005. [2] Попов Л.Л. Административная
ответственность // Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова и
др. М., 2001. [3] Додин Е.В. Доказательства в
административном процессе. М., 1973. 192 с. [4] Кожевников О.А. К вопросу о
понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского
юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 16-18.