Магистерский диплом на тему Защита авторских и смежных прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общие положения правового регулирования авторских и смежных прав 8
§1. Понятие и содержание авторских и смежных прав 8
§2. Сроки действия авторских и смежных прав 21
§3. Свободное использование авторских и смежных прав 29
§4. Общие вопросы защиты авторских и смежных прав 39
Глава 2. Способы защиты авторских и смежных прав в российском законодательстве 50
§1. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав 50
§2. Административно-правовые способы защиты авторских и смежных прав 62
§3. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав 71
Глава 3. Защита авторских и смежных прав в международном законодательстве 79
§1. Международные конвенции (договоры) в области защиты авторских и смежных прав 79
§2. Законодательство Евразийского экономического союза в области защиты авторских и смежных прав 92
§3. Проблемы правоприменительной практики международного законодательства в области защиты авторских и смежных прав 97
Заключение 102
Список использованных источников 108
Введение:
Актуальность темы магистерской диссертации. Авторские права отнесены к важнейшим правам человека основополагающим международным договором — Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года , в которой отражена главная, необходимая и неизменная предпосылка авторского права: с одной стороны, информация, результаты и объекты интеллектуального творчества должны быть общедоступны для человечества, но с другой стороны, общество обязано защищать и соблюдать права авторов таких произведений. Именно эти принципы и являются признаками цивилизационного общества во времена быстроразвивающихся технологий и глобализации потока информации.
Как известно, в ст. 44 Конституции РФ гласит о том, что абсолютно каждому гарантируется свобода литературного, научного, художественного и иных видов творческой деятельности. Кроме того, интеллектуальная собственность, во всем своем разнообразии, охраняется законом. Стоит отметить, что отечественное гражданское законодательство стремится не отставать от цивильного права иностранных государств и довольно серьезно подходит к регулированию отношений в сфере интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и в частности особое внимание уделяет такому институту как авторское право.
На сегодняшний день, в Российской Федерации регулирование отношений между пользователями творческих произведений и их авторами находится на стадии развития. Приняты несколько Федеральных законов, направленных на выстраивание механизма защиты авторского права, чему посвящена 4 часть Гражданского кодекса РФ , но сама система реализации не работает на достаточно высоком уровне. Особенно это заметно в области нарушения авторских прав в сети Интернет. Законодательные нормы не успевают за быстрым развитием новых способов нарушения авторских прав.
Степень научной разработанности темы. Проблемам авторского и смежного права посвящены труды ученых советского периода: Б. С. Антимонов, М.В. Гордон, О.С. Иоффе, В.И. Корецкий, В.И. Серебровский, Е.А. Флейшиц, и многие другие. В числе современных ученых, занимающихся исследованием института авторского права, следует отметить труды В.И. Афанасьевой, И. А. Близнеца, Р.А. Будника, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.И. Жукова, И.А. Зенина, В.О. Калятина, А.Г. Матвеева, Л.А. Новоселовой, С.В. Петровский, И.М. Рассолова, М.А. Рожковой, А.П. Сергеева, Р.А. Ситдиковой, Е.А. Суханова, Г.А. Свердлык, Л.С. Симкина, Ю.К. Толстого и др.
Названная проблематика рассматривалась в некоторых диссертационных работах: М.Ф. Раздайкина «Правовые механизмы обеспечения баланса интересов субъектов авторского права в интернет-среде» (2013); С.В. Львовой «Телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, как объекты авторского права» (2013); Д.В. Матвиенко «Защита авторских прав иностранных граждан в Российской Федерации и в странах Европейского Союза» (2014); А.Н. Борисова «Гражданско- правовой режим авторских произведений в библиотечных фондах» (2014); А.Г. Матвеева «Система авторских прав в России: нормативные и теоретические модели» (2017); В.В. Видьмы «Особенности договоров о распоряжении исключительными авторскими правами» (2017); А.М. Абдуллазяновой «Гражданско-правовые средства свободного использования произведений в авторском праве Российской Федерации» (2018).
Тем не менее, следует отметить, что в названных работах проблемы авторского права изучены не достаточно полно и в большей степени носят общий характер. В связи с этим актуальность и недостаточная степень разработанности, обусловили выбор темы, цель и основные задачи настоящего исследования.
Тема, выбранная в качестве объекта исследования в магистерской диссертации, является актуальной, поскольку содержание авторских и смежных прав и их защита принадлежит к числу наиболее сложных гражданско-правовых проблем, которые необходимо решить как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Объектом исследования в магистерской диссертации являются гражданско-правовые отношения, связанные с содержаниемй авторских и смежных прав.
Предметом исследования в магистерской диссертации являются нормы части IV ГК РФ, подзаконных актов, практика судов, разъяснение законодательства, теоретические и научные труды, посвященные правовой характеристике произведений науки, литературы и искусства, интеллектуальным правам автора, распоряжению исключительными правами на произведения науки, литературы и искусства, а также защите авторских и смежных прав.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач магистерской диссертации позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Авторские права очень сложная часть гражданско-правовой системы. Связано это с тем, что, несмотря на существование Женевской конвенции законодательства стран в этой сфере имеют большие различия. В современной России законодательство в сфере авторских прав было создано совсем недавно, поэтому необходим длительный промежуток времени для стабилизации данной системы и вывода на качественно новый уровень.
К объектам авторского права относятся сами результаты интеллектуальной деятельности, главный признак которых — они заключены в обособленную форму (песня, литературное произведение, теорема). Это продукты искусства, литературы и науки.
Считаем, что в ст.1259 ГК РФ необходимо внести изменения, а именно, категорию объекта авторского права «другие произведения» переименовать в «иные произведения, соответствующие признакам объектов авторского права, указанных в настоящей статье». В связи с чем, соответственно, необходимо в части IV ГК РФ прописать, своего рода «легализовать», основанные понятия объектов авторского права, таких как «произведение литературы», «произведение искусства», а также прописать их квалифицирующие признаки, для того, чтобы отсутствующие в перечне объекты могли быть без проблем отнесены к той или иной категории объектов авторского права, указанных в перечне.
Создатели произведений всегда являются первоначальными субъектами прав. Они обладают всем комплексом субъективных прав. Также субъектами прав могут быть и другие лица, которые на законных основаниях получили права от автора — правопреемники, работодатели, наследники. Субъектом авторского права может стать не только физическое, но и юридическое лицо.
2. Авторское право небесконечно по своему действию. Закон предусматривает, в течение какого периода времени у правообладателя сохраняются права автора. Авторское право начинает действовать с момента создания произведения или – согласно законодательству ряда стран – его выражения в материальной форме. Как правило, оно действует в течение определенного срока после смерти автора. Цель законодательного закрепления этого срока – дать возможность наследникам автора извлекать материальную выгоду из использования произведения после смерти автора. В странах-участницах Бернской конвенции и во многих других странах законом предусматривается, что авторское право действует в течение всей жизни автора и не менее 50 лет после его смерти. Кроме того, в Бернской конвенции устанавливаются сроки охраны произведений, включая произведения, выпущенные анонимно или под псевдонимом, и кинематографические произведения, в отношении которых невозможно установить срок охраны исходя из продолжительности жизни индивидуального автора. В целом ряде стран наблюдается тенденция к увеличению срока действия авторского права. Страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки и несколько других стран увеличили срок действия авторского права после смерти автора до 70 лет.
3. Проведя анализ источников правового регулирования свободного использования объектов авторских и смежных прав, а так же состава случаев ограничения исключительного права, можно сделать вывод о том, что интеллектуальные права авторов и иных правообладателей ограничивались исключительно в публичных интересах, в том числе для стимулирования создания новых результатов интеллектуальной деятельности и просвещения населения государства. Увеличение случаев свободного использования обусловлено появлением новых и изменением общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
4. Одной из важных задач нашего государства в сфере регулирования авторских прав должно быть в первую очередь обеспечение реализации элементов защиты авторских и смежных прав.
Защита нарушаемых (нарушенных, оспариваемых) авторских и смежных производится с помощью универсальных (основных) и иных способов защиты, предусмотренных частями первой и четвертой ГК РФ. Эти способы применяются судом с учетом существа нарушенного права, особенностей наступивших последствий правонарушения и пожеланий потерпевшего законного правообладателя (истца).
Наиболее популярными и эффективными способами защиты авторских и смежных прав являются: признание исключительного права; пресечение нарушения или угрозы нарушения; возмещение убытков; взыскание денежной компенсации; публикация судебного решения о допущенном нарушении в средствах массовой информации, включая средства, предусмотренные законом; изъятие и уничтожение контрафактного материального носителя, оборудования, устройств и материалов, используемых и приспособленных главным образом для совершения правонарушения в сфере интеллектуальной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
§1. Понятие и содержание авторских и смежных прав
Творческая деятельность всегда присутствовала в жизни человека, приводя к определенным результатам, важнейшими из которых являлись и являются изобретения; многие из них можно назвать поворотными моментами в развитии всего общества в целом.
Термин «авторское право» появился в Российской Империи в начале XIX века, а именно в 1828 году. Первоначально права авторов на произведение приравнивались к праву собственности на движимое имущество. В основе данной системы лежала концепция естественного права, которая признавала за создателем право собственности на созданное им произведение.
Первым официальным документом в Российской империи, который регламентировал систему авторских прав, стал утвержденный 22 апреля 1828 года «Устав о цензуре». Данный документ хранится в Президентской библиотеке. Именно в приложении к этому документу, составленному специальной комиссией в составе: министра внутренних дел В.С. Ланского, руководителя III отделения Собственной Его Величества канцелярии А.Х. Бенкендорфа и тайного советника, председателя Императорской академии наук, графа С.С. Уварова были упорядочены основные права авторов. «Положение о правах сочинителей» касалось исключительно литературных произведений. Согласно этому Положению был установлен предельный срок авторских прав после смерти автора — 25 лет. У Положения также существовали и ограничения на использования автором своих прав на произведение. Согласно § 17 Положения: « Напечатавший книгу безъ наблюдений правилъ Цензурного Устава, лишается всех правъ на оную».
В 1830 году были утверждено новое положение, в которое были внесены изменения касательно переводчиков и издателей и упорядочены правила охраны статей в журналах, хрестоматиях, частных письмах. В 1845 — 1846 годах появились Правила музыкальной собственности и Положение о художественной собственности .
К 80-м годам XIX века стало понятно, что все ранее созданные регламентирующие документы постепенно устаревают и становятся не соответствующими духу времени. В 1887 году все документы, имеющие отношение к авторскому праву внесены в отдельный раздел Свода законов Российской Империи. Данная мера помогла лишь отчасти в процессе формирования системы единого авторского законодательства.
Окончательное появление закона Российской империи об авторском праве, получившего название « Положение об авторском праве», датировано 20 марта 1911 года. Данный закон закреплял основные понятия системы авторского права, такие как:
1. объекты, подлежащие охране;
2. вопросы, связанные с правопреемством;
3. возможные способы нарушения авторских прав и защита от них .
Каждому виду произведения в данном законе соответствовал одна глава, описывающая все основные положения, имеющие отношение к конкретным объектам авторских прав. Этот закон действовал на территории Российской империи в течение шести лет.
Февральская революция 1917 года практически ничего не изменила в законодательстве об авторском праве. Первый шаг по изменению законодательства в этой сфере был сделан уже после Октябрьской революции. Декрет ВЦИК от 11 января 1918 года разрешил сделать достоянием РСФСР некоторые произведения литературы, музыки, науки в том числе еще не опубликованные. Произведения, не вошедшие в этот список, оставались в собственности авторов. К началу 1930-х годов в СССР начали формироваться первые творческие союзы, на которые и была возложена задача по решению вопросов, связанных с авторским правом
Официальной датой появления первого официального документа, регламентирующего авторские взаимоотношения, в СССР стала 8 декабря 1961 года. Принятый в этот день закон СССР «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». Данный документ был введен в действие 8 мая 1962 года. Авторскому праву там был посвящен раздел IV.
Принятый в 1964 году ГК СССР в статье 492 разрешал использование любых произведений на радио и телевидении. Статья существенно уменьшала уровень охраны авторских прав в СССР. Срок действия авторских прав составлял 15 лет с момента смерти автора. СССР в 1973 году ратифицировал Женевскую конвенцию об авторском праве. После этого срок авторских прав был увеличен до 50 лет