Магистерский диплом на тему Взаимосвязь стиля родительского воспитания и особенностей социально-психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния стиля родительского воспитания на психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ 7
1.1 Основные подходы к определению адаптации в научных исследованиях 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 13
1.3 Понятие «стиль родительского воспитания» в психолого-педагогической литературе 17
1.4 Условия эффективной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 26
Выводы по главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля родительского воспитания на социально – психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ 37
2.1. Организация и методы исследования стиля родительского воспитания на социально – психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ 37
2.2 Результаты экспериментального исследования по изучению влияния стиля родительского воспитания на социально – психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ 40
Выводы по главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 58
Введение:
На современном этапе развития общества детский сад является первичным внесемейным институтом, это первое воспитательно-образовательное учреждение, в которое вступают дети. Начальный период нахождения ребенка в группе детского сада сопровождается проблемой адаптации к новым условиям среды, вхождением в новую среду, возникновением незнакомых способов деятельности. Вследствие ограниченности адаптационных возможностей, обусловленных психологической неготовностью ребенка к выходу в новую социальную действительность и приспособлении к ее условиям, у ребенка формируется «адаптационный синдром» [45].
Формирование адаптационного синдрома обусловлено особенностями возрастного этапа развития ребенка, поскольку ранний возраст предполагает наличие неустойчивости в эмоциональном состоянии детей. Кардинальная перестройка привычного образа жизни и разлука со значимыми близкими способствуют формированию у ребенка страхов и негативных переживаний, выраженных в эмоциональном плане.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров) показывает, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада в педагогике и психологии изучена основательно. В исследованиях раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; выделены степени адаптации ребенка; разработаны рекомендации для родителей и педагогов по организации адаптационного периода в дошкольной организации и подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
При этом проблема адаптации остается довольно актуальной, так как необходимо создание условий для детей с разным уровнем адаптации, необходим поиск путей безболезненной адаптации детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учет интересов родителей, а также сотрудничество и взаимодействие с семьей ребенка, необходимы для полноценной адаптации ребенка.
Адаптация ребенка к ДОУ определяется различными факторами как объективного, так и субъективного характера. Важнейшим среди них являются отношения в семье, а в частности особенности детско-родительских отношений.
Заключение:
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было установлено, что стиль семейного воспитания – это прием взаимодействия родителей и детей, который характеризуется применением определенных средств и способов воспитательного действия, выражается в специальной манере вербального и невербального общения. Присутствует ряд всевозможных классификаций стилей семейного воспитания. Популярным в психолого-педагогической литературе считается разделение стилей семейного воспитания на демократический (авторитетный), авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный (равнодушный).
Под адаптацией рассматривается процесс сложного взаимодействия двух взаимоадаптирующихся систем – личности и социальной среды, являющихся субъектом и объектом общественных отношений и обусловленный возникновением позитивных либо негативных результатов. Это непрерывный коммуникативный процесс выработки качественно новых способов взаимодействия с социальной действительностью.
Проблемой изучения адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению занимались различные ученые: В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Констатирующий этап был направлен на выявление взаимосвязи между стилем семейного воспитания и адаптацией к дошкольному учреждению. Для решения поставленной цели использовались следующие методики: методика Стили воспитания» (по Р.В. Овчаровой), для определения степени адаптации детей использована методика «Карта наблюдения течения адаптации» (Л.В. Макшанцева) Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
– у испытуемых выявлена тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению;
– при диагностическом обследовании было выявлено, что среди родителей преобладает авторитарный стиль воспитания;
– стиль семейного воспитания влияет на степень адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стилем воспитания и адаптацией детей, подтвердилась. Поставленная цель достигнута, задачи исследования решены. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по профилактике адаптации детей раннего возратса к дошкольному образовательному учреждению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния стиля родительского воспитания на психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ
1.1 Основные подходы к определению адаптации в научных исследованиях
Существует множество подходов к изучению адаптации.
Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, а соотношение выделенных компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и от возможностей их достижения в социальной среде.
В словаре Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко определение социальной адаптации дается с позиции определения ее в качестве интегративного показателя состояния человека, отражающего возможность выполнения определенных биосоциальных функций [34].
Н.В. Кирюхина изучала адаптацию в различных аспектах и дифференцировала следующие ее виды: биологическая (процесс активного взаимодействия организма со средой); социальная (способность приспосабливаться к условиям социальной среды) и физиологическая (реакции в контексте актуальных потребностей и ситуации). Таким образом, адаптация обусловлена трехгранным процессом, влияющим на все стороны личностного развития [24].
Е.Е. Даниловой рассматривались два вида адаптации — физиологическая и социально-психологическая [15]. Физиологическая адаптация основана на активизации систем организма в связи с новыми воздействиями, связанными с периодом поступления в дошкольное учреждение – в это время отмечается значительное напряжение систем организма и нахождение оптимальных путей приспособления к новым условиям, при этом организм старается подобрать наиболее эффективные варианты реакций на нагрузку. Социально-психологическая адаптация опосредована процессом приспособления к новой социальной среде — коллективу сверстников, нормам и требованиям среды.
В.А. Сластениным и В.П. Кашириным выделяли еще и психологическую адаптацию, рассматриваемую как процесс приближения психической деятельности к социальным и социально-психологическим средовым требованиям, условиям деятельности [43]. Психологическая адаптация выступает в качестве процесса гармонизации внешних и внутренних условий жизнедеятельности среды и личности.