Магистерский диплом на тему Взаимодействие органов власти с субъектами малого предпринимательства: теоретический и прикладной аспекты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов власти и малого бизнеса 7
1.1. Малый бизнес как объект государственного регулирования 7
1.2. Сущность взаимодействия органов власти и бизнеса 20
1.3. Инфраструктура господдержки 27
Глава 2. Методические и нормативно-правовые аспекты организации взаимодействия органов власти и малого бизнеса. 38
2.1. Нормативно-правовое регулирование взаимодействия органов власти и малого бизнеса 38
2.2. Существующие модели взаимодействия органов власти и малого предпринимательства. 40
2.3. Новые цифровые технологии как ресурс для интенсивного развития малого бизнеса в современной экономике 47
2.4. Опыт зарубежных стран в реализации государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса 49
Глава 3. Усовершенствование процессов взаимодействия органов власти и малого бизнеса 70
3.1. Разработка базового инструментария реализации государственного регулирования качественного развития малого и среднего бизнеса в РФ 70
3.2. Применение механизмов реализации государственного регулирования качественного развития предпринимательства 74
Заключение 83
Список использованной литературы 88
Введение:
Актуальность темы. Малый и средний бизнес (МСБ) является существенной структурной частью рыночной экономики, элементом конкурентного рыночного механизма. Без бизнеса экономика не может ни функционировать, ни развиваться. Именно малые и средние предприятия, оперативно реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, оказывают рыночной экономике необходимую гибкость. Кроме этого, бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения.
В экономике развитых стран благодаря малым и средним формам хозяйствования (более 90% всех предприятий) обеспечивается около 30-70% валового внутреннего продукта (ВВП). Так, например, в Великобритании МСБ охватывает 96% предприятий страны и производит 30% ВВП; в Японии 80% трудоспособного населения занято в сфере мелких и средних предприятий; в Италии эта доля составляет 99%. Таким образом, в развитых странах малые и средние предприятия давно стали ключевой и неотъемлемой частью системы рыночного хозяйствования.
Структурные преобразования национальной экономики, усиление глобализационных процессов обусловливают необходимость соответствующих трансформаций предпринимательского сектора, важной составляющей которого является малый бизнес. Динамичное развитие малого предпринимательства является фактором формирования конкурентной среды, ускорения научно-технического прогресса, роста уровня занятости, формирование среднего класса. Это достигается путем оперативного реагирования в ответ на изменения во внешней среде, вследствие чего возрастает национальная конкурентоспособность. Как показывает опыт развитых стран, достижение этой цели в условиях экономической нестабильности и рецессии возможно лишь благодаря осуществлению взвешенной государственной финансовой политики поддержки малого бизнеса.
Инициатором и основным агентом изменений обычно выступает государство, определяет стратегии, цели преобразований и шаги их реализации. Российский социум в определенной степени формируется как общественно-политический организм, который требует сотрудничества с обществом и бизнесом. Причем надежды власти по построению экономики связано с бизнесом, а решение социально-экономических проблем — с общественными институтами. Следовательно, власть должна предложить систему, новые идеи, новые формы общественной и политической жизни, которые бы гарантировали возможности самосовершенствования обществу и бизнесу для развития государства.
Заинтересованность в поиске современных форм взаимодействия власти и бизнеса определяется неэффективной деятельностью государственных предприятий, требованиями общества к качеству жизни, расширение возможностей для развития, получения услуг и тому подобное. Исходя из вышесказанного, данная тема является крайне актуальной.
Большой вклад в изучении тенденций и особенностей развития управления малыми и средними предприятиями сделали такие ведущие зарубежные ученые, как Э. Андерсон, Дж. К. Ван Хорн, П. Друкер, М. Мескон, Дж. Отт, А. Субетто, Б. Тринкл , А. Фейгенбаум, Дж. Харингтон, Ф.Хедоури. Значительный научный потенциал к исследованию вопросов создания теоретических основ и повышение эффективности механизмов государственного регулирования составляют труды таких российских ученых, как Л. Антонова, В. Бакуменко, H. Бондарчук, Л. Васильева, С. Домбровская, И. Драган, В. Емельянов, Л. Ивашова, Д. Карамышев, А. Кобец, В. Куйбида, М. Латынин, I. Лопушинский, С. Майстро, Д. Плеханов, И. Приходько, К. Романенко, С. Серегин, В. Сиченко, Н. Шевченко. Сегодня основные вопросы по механизмам взаимодействия органов власти с бизнесом основательно исследуются в разнообразной литературе, но без отдельного внимания по качественному развитию МиСП.
Заключение:
Таким образом, становление и развитие рыночных отношений в России тесно связаны с увеличением эффективности деятельности малых предприятий. Малый бизнес как фактор роста национальной конкурентоспособности является характерным признаком современной развитой экономики. Однако сейчас вклад малых предприятий в развитие экономики недостаточно. В период кризисов возникает необходимость государственной поддержки предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. Современное состояние рынка в России обусловил ухудшение показателей финансовой деятельности субъектов хозяйствования, что привело к массовым банкротствам предприятий. Стратегически важное значение малого бизнеса для социально-экономического развития государства является одним из главных аргументов, которым обосновывается целесообразность его государственной поддержки. Кроме того, общий налоговый режим в определенной степени нарушает принцип конкуренции, ставя малые предприятия в невыгодное положение по сравнению с крупными.
Государственное регулирование малой предпринимательской деятельности является системой экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения благоприятного бизнес-климата для формирования и развития малого предпринимательства. Реализация справедливой регуляторной политики государства в сфере малого бизнеса способствует реализации его потенциала как одного из векторов экономического роста.
Итак, ситуация относительно функционирования малого предпринимательства в РФ остается на стадии становления. Таким образом, основными путями улучшения малого предпринимательства в РФ является создание нормативно-правовой базы при благоприятных условиях, совершенствование налоговой политики и обеспечения рационального функционирования упрощенной системы налогообложения. Необходимо создать механизм эффективного взаимодействия между государством и предпринимательским сектором для эффективного развития малого предпринимательства в РФ. Но в то же время остается много нерешенных проблем, а государственная политика в области реформирования порядка начисления единого социального взноса для физических лиц-предпринимателей показывает, что малый бизнес сегодня не является приоритетом государственной внимания.
Для обеспечения условий обеспечения качественного развития необходим конструктивный диалог между властью и бизнесом. За последние годы вопросы государственно-частного партнерства стало одним из ключевых приоритетных направлений стратегических программ и проектов правительств стран мира, ориентированных на развитие страны, катализатором в успешном сотрудничестве предпринимательского сектора и государственной власти.
Кроме этого, в условиях жестких финансовых ограничений объективно возникает необходимость использования на принципах взаимовыгодного партнерства ресурсов государства для реализации инновационных проектов МСБ. Задачей органов власти, в первую очередь, является формирование эффективной нормативно-правовой базы применения механизма государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство следует определить как один из основных механизмов в реализации системной перестройки экономики государства, а также решение актуальных социально-экономических задач и качественного развития бизнеса. Высокий уровень эффективности партнерства, как механизма сотрудничества и взаимовыручки бизнеса и власти, доведенный опытом развитых стран.
В законодательстве РФ государственно-частное партнерство определяют, как сотрудничество между властью в лице соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления (государственные партнеры) и юридическими лицами (государственные и коммунальные предприятия не относятся к этой категории), или физическими лицами-предпринимателями (частные партнеры).
Например, только общегосударственный уровень насчитывает несколько десятков нормативно-правовых актов, влияющих на государственно-частное партнерство. Нормативно-правовая система государственного регулирования в РФ громоздкая и сложная, что в современных условиях высокого уровня коррупционных проявлений создает риск для эффективного и результативного применения этого механизма, так и нуждается в совершенствовании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов власти и малого бизнеса
1.1. Малый бизнес как объект государственного регулирования
Малый и средний бизнес является существенным структурным элементом современной экономики, конкурентной рыночной системы. Экономика в реальных условиях не может функционировать и развиваться без малых и средних форм бизнеса. Именно МСБ, активно реагируя на изменение рыночных отношений, оказывает экономике максимальной гибкости.
В условиях глубокого расслоения общества возникает необходимость создания и развития эффективной системы государственного регулирования, которая влияла на формирование гармоничных условий развития предпринимательской среды в нашей стране, но особенно в качественном измерении [17].
Современное положение сектора малых и средних форм предпринимательства характеризует его упадок с последующим обострением проблем в экономическом измерении и увеличением социальной дестабилизации в обществе. Бизнес требует активного вмешательства государства на начальных этапах его развития. Это является причиной для необходимости пересмотра и эффективной реализации механизмов государственного регулирования в МСБ.
Ставя целью исследования государственного регулирования МСБ в реальных условиях, следует сделать системный анализ и определить основные механизмы в научных трудах ученых, исследующих это направление.
Следует отметить, что в нашем государстве сегодня происходят хаотические, фрагментарны и непоследовательные действия органов власти в сфере создания, обработки и введения современной государственной политики в отношении бизнес-структур, соответствующей как международным, так и отечественным стандартам развития экономико-ориентированных отношений.
Налоговые механизмы стимулирования и поддержки развития бизнес — среды выступают в различных формах, среди которых, по нашему мнению, следует выделить налоговые льготы с полным или частичным освобождением от уплаты налогов. При этом, цель государственного регулирования основывается на стимулировании обновления основных фондов, то есть технологического и технического оснащения с расширением производственных мощностей, что приводит к увеличению уровня дохода и оплаты труда наемных работников. Рост указанных показателей обеспечивает поступления в бюджеты, что приводит к увеличению покупательной способности члена общества, рост потребительских характеристик.
Целью экономического механизма, по нашему мнению, является обеспечение условий получения результатов бизнеса, основанные на соответствующих рычагах влияния. Учитывая несовершенство современного российского законодательства, а именно в сфере обеспечения государственного регулирования предпринимательства, возникает необходимость его комплексного пересмотра.
Особого внимания заслуживает исследование механизмов государственного регулирования МСБ на региональном уровне. Следует подчеркнуть, что государственное регулирование по развитию бизнеса является элементом экономической политики на центральном и региональном уровнях с соответствующими полномочиями как центральных органов власти, так и региональных властных структур [13, с. 120].
Согласно цели по повышению эффекта взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом, а также властью, С. Трофимов предлагает реализацию ряда мер государственного регулирования на региональном уровне, а именно: