Музеология Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Выставка как инструмент расширения культурного пространства малого музея

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Место музея в социокультурном пространстве города 8
1.1. Эволюция взаимодействия музеев и выставок 8
1.2 Тенденции развития современных музеев 14
1.3. Брендинг локальной территории как одна из специфических функций регионального музея 25
Глава 2. Музейно-выставочная деятельность малого музея 40
2.1. Выставочная деятельность музея как инструмент формирования социально-культурной среды региона 40
2.2. Репрезентация культурного наследия посредством временной выставки 43
2.3. Выставка как способ взаимодействия с местным сообществом 47
Глава 3. Выставка как инструмент расширения культурного пространства малого музея на примере МБУ «КВЦ «Дачная столица» 51
3.1. Исследование спроса на услуги музея 51
3.2. Пример организации временных выставок на базе музея «Дачная столица» 55
3.3. Виртуальные выставки (возможности представления в сети интернет) 65
Заключение 82
Библиографический список 87

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сохранение исторической памяти и культурного наследия имеет огромную значимость для развития общества и государства. В этой культурно-образовательной задаче ведущую роль играют музеи, число которых в последние десятилетия неизменно растет.
Вполне справедливо рассматривать музей как сложный социокультурный институт, задачами которого являются помощь в адаптации к актуальной культурной среде, раскрытие человеческого творческого потенциала, ориентирование человека в социокультурных процессах, памятниках культуры, истории и др. Таким образом, музей способствует формированию духовной культуры и нравственности человека.
Музей выступает далеко не единственным, но основным и наиболее традиционным и близким к публике средством формирования, закрепления, сохранения и отражения исторической памяти. К тому же он имеет значение института, который призван устанавливать особо важную для современного общества в условиях глобализации коллективную память. Как место памяти площадка музея отражает культурную и социальную память, а специфика концепции ее конструирования может быть различной в зависимости от задач, функций и специализации музея.
Учитывая сложившиеся в наше время обстоятельства, сложно точно определить принцип целостного использования возможностей музеев. Нет четкой классификации музеев, все они носят условный характер, поскольку музеи сегодня представляют собой интегрированные комплексы, сложные многопрофильные центры. Это продиктовано требованиями современного общества – сочетать различные типы музейной коммуникации для поддержания конкурентоспособности института музея.
Для полноценного функционирования в современном обществе задачи музея заключаются в интеграции в свою деятельность достижений науки, новых методов и технологий, отвечающих актуальному положению общественного сознания наряду с бережным сохранением веками сформированных традиций, без которых музей не является музеем.
Музей воспитывает духовную культуру человека посредством демонстрации и коммуникации в рамках истории края или народа, воспитывает умение видеть мир глазами другого и уважение к культурам, возможно, далеких для данного человека. Стоит отметить, что современному человеку необходимо умение понимать иное, идеалы других эпох, другой уклад, другие принципы жизни и чувство времени для целостного формирования личности, ее духовных и эстетических ценностей, ориентиров, жизненной позиции.
В музейную деятельность в силу общественных, социальных, научных и экономических изменений активно проникают различные новшества, которые становятся предметом дискуссий. В рамках форумов, семинаров, конференций и круглых столов многократно поднимается вопрос о том, как должен развиваться современный музей, что он должен предлагать социуму.
Так, в апреле 2003 года в рамках семинара для финалистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», который состоялся в Нижнем Новгороде, была проведена дискуссия о миссии музея, о его взаимодействии с социумом. В ходе выступления директора Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток) В.А. Шалая прозвучали слова о том, что в музейной деятельности «наступило время людей. Не вещей, историй, а людей. И ничего, кроме интересов этих людей, живущих рядом с музеем, в городе, где находится музей, по большому счету нас интересовать не должно» [50].
Однако классическая концепция музея, которая сохранялась вплоть до первых десятилетий XX века, не подразумевала такой социальной направленности и мало учитывала интересы общества.
В современном мире, требующем от учреждений культуры постоянного стремления к саморазвитию, создание выставок становится качественным показателем деятельности любого музея. При этом, если выставки из фондовых коллекций позволяют каждому музею выработать свою систему их создания и организации, то выставки с привлечением сторонних фондов и партнеров каждый раз нуждаются в поиске определенных методик по работе с теми людьми, учреждениями, организациями, которые откликаются на работу и взаимное сотрудничество с музеем. Особую ценность взаимодействие с местным сообществом приобретает в деятельности малых и краеведческих музеев.

Степень научной разработанности.
Вопросам места музея в сфере формирования имиджа территории посвятили свои исследования М.А. Беляева и В.А. Самкова [4], В. Дубейковского [18], А.А. Нещадина и Н.И. Горина [51], М.С. Шилехина [72] и др.
Теме культурного наследия в провинциальном городе посвящены работы Г.К. Белугиной [3], Т.В. Галкиной и Т.В. Рудницкого [11], М.Е. Каулена [25], В.А. Кутырева [35], Е.Н. Мастеницы [39; 40].
Вопросы музейной педагогики и культурно-образовательного пространства музеев освещены в работах Г.П. Бутикова [9], Н.И. Ильинской [21], А.А. Сорокина [59; 60], Б.А. Столярова [63].
На необходимость взаимодействия музеев с местным сообществом обращают внимание в своих исследованиях Ю.В. Зиновьева и Ю.Ю. Мацкевич [20], Г.К. Ольшевская [52], А.В. Тиховодова [65] и др.
Вопросы музейной коммуникации рассматриваются Ю.Э. Комлевым [29; 30], Е.Б. Куксиной [34], И.В. Логунцовой [37], О.С. Сапанжа [57].
Объект исследования: музей в культурном пространстве малого города.
Предмет исследования: временная выставка как форма презентации культурного наследия.
Целью исследования является выявление роли малых музеев в системе социально-культурных коммуникаций региона.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть функции, задачи, деятельность музеев;
— рассмотреть социокультурную функцию малых музеев;
— рассмотреть продвижение историко-культурного наследия посредством временных выставок;
— проанализировать выставку как способ взаимодействия с местным сообществом;
— организовать и провести исследование спроса на услуги музеев с жителями пос. Новый Свет Гатчинского района;
— проанализировать временные как инструмента расширения культурного пространства малого музея на примере МБУ «КВЦ «Дачная столица»;
— рассмотреть возможности по организации коммуникации музея в сеи интернет и социальных сетях.
Методология исследования данной работы опирается на междисциплинарный подход, который обусловил применение различных методов исследования. В качестве основного был выбран структурно-функциональный метод, позволяющий выявить виды деятельности музея как социокультурного института и рассмотреть функции интересующего нас направления – выставочной работы. Метод теоретического анализа позволил выявить основные подходы к организации выставок как способу взаимодействия с местным сообществом, исследовать границы и актуальные возможности организации временных выставок в пространстве малого музея. Методы культурологического анализа позволили рассмотреть процессы взаимодействия современного музея с местным сообществом в рамках социокультурной деятельности.
Эмпирические методы исследования:
— анкетирование жителей поселка Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области, направленное на изучение спроса на услуги музеев;
— изучение опыта деятельности малого музея поселка Новый Свет МБУ «КВЦ «Дачная столица» по организации временных выставок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные формы организации временных выставок и способы продвижения, которые задействуются современными музеями, могут быть использованы в практике работы малых региональных музеев.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В XIX и XX вв. главные функции музея заключались в отборе и сохранении памятников культуры, являющихся общественными ценностями, независимо от профиля каждого музея. В связи с этим любой музей ассоциировался с дополнительным способом пополнения или приобретения знаний. Такой способ передачи информации базируется на общении и непосредственном взаимодействии, контакте с памятниками культуры и истории. Помимо прочего музей служил источником дополнительного образования. Однако, начиная с конца ХХ в. стали меняться цели музея. Представление о функциях музея стало гораздо шире, теперь он стал подразумеваться как институт социокультурной адаптации, как базовый центр хранения, развития и демонстрации культурного наследия, как способ приобщения к духовным и культурным ценностям истории и современности. Причины таких перемен, несомненно, кроются в развитии культуры и общества в целом. Культурные изменения второй половины ХХ в. утвердили личное право человека на мироощущение, на собственную причастность к культуре и степень понимания и разделения творчества. Это в значительной мере повлияло на пересмотр основных способов репрезентации культуры и образовательных функций музея.
Начиная с середины XX века, отмечен значительный рост требований к институту музея, расширение его деятельности за рамки выставочной площадки.
Таким образом, складывается ситуация, когда музей с одной стороны вынужден быть гибким, уметь модернизироваться в ответ на изменения запросов и требований времени, с другой стороны, должен продолжать оставаться консервативным, сохраняя в некоторой степени традиционную форму и содержание. В таком случае музей станет определенным связующим звеном во времени, промежуточным связующим элементом между вековыми традициями и новейшими событиями.
Миссия сохранения, накопления и трансляции историко-культурного наследия определяет особую роль музея в информационном пространстве современного общества и способствует новому позиционированию музеев в культурном пространстве города, региона, страны.
Необходимость обновления и развития коммуникаций краеведческих музеев малых городов с потенциальным потребителем продиктована существующей экономической ситуацией и обретает новые смыслы.
Малые музеи – часть практики музейного дела, в большинстве случаев они созданы «снизу», по инициативе культурных общин, национальной интеллигенцией либо энтузиастами. В ряде случаев малые музеи и по сей день исполняют роль центров городских общин.
Малыми музеями всегда осуществлялся поиск своей миссии в обществе, осознание значения накопленных памятников духовной и материальной культуры, понимание необходимости глубокого научного обобщения собранного материала.
В рамках исследования нами было проведено анкетирование жителей поселка Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области, направленное на изучение спроса на услуги музеев.
Анкетирование показало, что музеям Гатчинского района требуются изменения формата продвижения для повышения информированности жителей района и туристов.
В ходе анкетирования выявлено, что людям интересны временные и привозные выставки в МБУ «КВЦ «Дачная столица» и музеях Гатчины, они востребованы у 49 % респондентов.
Опрос жителей поселка Новый Свет выявил их заинтересованность в посещении временных тематических выставок, поэтому с целью повышения посещаемости музеев необходим показ временных экспозиций.
Изучение опыта деятельности малого музея поселка Новый Свет МБУ «КВЦ «Дачная столица» по организации временных выставок показало, что сотрудниками используются разнообразные формы работы с посетителями, направленные на различные целевые аудитории.
Основной проблемой в работе музея, выявленной в ходе исследования, является отсутствие официального сайта КВЦ «Дачная столица» и зарегистрированных страниц в социальных сетях. Тем самым снижается уровень коммуникации с местным сообществом и жителями Гатчинского района в целом.
Сегодня учреждения искусства претерпевают существенные изменения. Связано это со снижением поддержки от государства, в результате чего большинство музеев были вынуждены продумывать свой PR- концепт самостоятельно. Большинство музеев обзавелись собственными PR-службами, основная функция которых сводится к анализу настроений аудитории и разработка продвижения на основе различных способов продвижения.
Сегодня перед малым музеем стоит задача, типичная для музеев России, – быть конкурентоспособным на рынке предоставления культурных услуг. Он вынужден реагировать на изменения в социальной политике страны, округа, города. Проводить модернизацию в сфере своих услуг и усовершенствовать техническую базу учреждения. Удовлетворять постоянно возрастающие потребности горожан в новом культурном продукте. В этой ситуации введение новых форм культурно-просветительской деятельности и использование интерактивных методик могут способствовать решению многих задач. Однако в погоне за посетителем важно осознавать, что музейная услуга специфична. Если посетитель пришел в музей, значит, ему нужна уникальная информация, подлинный предмет, музейная историко-культурная среда. И основным критерием оценки работы музея являются положительные впечатления посетителя, его желание прийти снова.
Поэтому в систему медиакоммуникаций музеев современности встраиваются новые технологические проекты, которые основываются на цифровых технологиях.
Данное исследование показало, что музейно-выставочная деятельность не теряет своей актуальности для различных групп населения.

Поэтому экспозиционная работа в современном малом музее базируется на осознании диалектической взаимосвязи двух форм: временных выставок и периодически обновляемой постоянной экспозиции.
Опыт организации и проведения временных выставок дает нам возможность обобщить способы взаимодействия краеведческого музея с местным сообществом:
 фиксирование и анализ устных и запечатленных на различных носителях воспоминаний о происходивших когда-либо событиях. Отдельное внимание следует уделять городским легендам, связанным с судьбами города и горожан, так как в данном случае легенды и предания являются неотъемлемой частью нематериального культурного наследия;
 изучение судеб горожан в условиях разных временных эпох. Выставки позволяют представить посетителям хронику развития событий в городе, сопоставить условия жизни в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, сравнить достижения разного времени;
 применение информационных технологий. На основе предоставленных материалов краеведческий музей может организовать показ фильмов о земляках и их достижениях;
 комплектование фондов музея предметами, отражающими быт и труд людей, живущих в городе.
Возникает новый способ взаимодействия музея с местным сообществом, когда в пространстве города «посредниками» по передаче наследия потомкам становятся как музейные сотрудники, так и сами жители, которые являются непосредственными носителями городского наследия. Таким образом, актуализация городского наследия возможна только при включении горожан в работу музея, а также при создании условий для их активной деятельности в музейном пространстве.
Малый музей является центром культурной жизни города и активно включен в процесс его брендинга. Но, чтобы музей смог привлечь внимание посетителей и, тем более, стать визитной карточкой территории для жителей и гостей города, надо использовать весь потенциал музейных коммуникаций в работе с местным сообществом, в том числе посредством временных выставок.
Рассмотренные в исследовании формы организации временных выставок и способы продвижения, которые задействуются современными музеями, могут быть использованы в практике работы малых региональных музеев.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Место музея в социокультурном пространстве города

1.1. Эволюция взаимодействия музеев и выставок

Осознание значения собирательства произошло достаточно рано в истории человечества, хотя сначала оно носило частный характер и сильно зависело от вкусов владельца. Первыми музеями можно считать архивы, сокровищницы, хранилища, где собирались диковинки различного рода и памятники художественного и исторического значения. Одним из наиболее известных подобных собраний была Александрийская библиотека с научным центром при ней, называемым «храмом муз» или Мусейоном. Династия египетских правителей Птолемеев, основавшая их, поставила себе целью привлечь наиболее выдающихся ученых и собрать лучшую коллекцию памятников, «в которой литература во всей ее полноте, будет тщательно упорядочена и сохранена» [70, с. 27]. Античный Мусейон не был музеем в современном понимании этого слова, и создавался он, прежде всего, для прославления верховной власти, однако трудно переоценить его значение для последующего развития человечества. Идея культурного и научного центра, который бы собирал все лучшее, что сделано человеком, изучал и систематизировал, легла в основу формирования музейных комплексов общенационального значения, к пользе которых Мусейон, не оставивший фактических свидетельств своего существования, послужил даже более своей легендой и наименованием.
Расцвет музеев, произошедший в XIX в., обусловлен развитием истории, археологии, искусствознания, расширением научного познания и накоплением достаточного количества артефактов.
По мере осознания человеком собственной истории как движения, осознания ценности памяти о ходе этого движения, сформировалось понятие артефакта как памятника, обладающего ценностной памятью. «Памятники старины» [55, с. 20] по выражению представителя венской школы искусствознания Алоиза Ригля, обладающие «ценностью старины» [55, с. 19], становятся предметом интереса и коллекционирования, так как являются свидетельством определенного этапа развития человека и его культуры, патентом на существование национальных цивилизаций.
Первоначально к памятникам относились артефакты, обладающие только исторической или художественной ценностью. Однако, на рубеже XIX-XX вв. в круг памятников было включено все то, что окружает человека, то, что сделано его руками. Понимая быстротечность и изменчивость культурного быта, коллекционирование сделало рывок вперед и вширь, собирая уже не только прошлое, но и настоящее, которое в условиях ускорившегося прогресса уже через малое время становится невозвратным прошлым. В некотором роде коллекционирование коснулось и будущего, если говорить о научных проектах, творческих поисках – обо всем том, что проектируется, прогнозируется и осмысливается в футуристическом ключе.
Первые музеи представляли собой собрания общего свойства. Они стремились показать все свои экспонаты одновременно, иногда представляя собой крайне захламленное, на сегодняшний взгляд, пространство, где выставлялось все сразу – картины, гравюры, манускрипты, гипсы, слепки, монеты, керамика и т. д. Постепенное накопление экспонатов поставило вопрос о расширении площади музеев и систематизации их коллекций. И если проследить историю возникновения самых известных музеев, то это часто переезд и перемещение коллекций в поиске все большего пространства для хранения и экспонирования. Научные исследования, осуществляемые на материалах фондов музеев, в свою очередь, привели к более четкому разделению коллекций по видовым и хронологическим признакам, и, соответственно, отражению этой систематизации в экспозиции музеев.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы