Магистерский диплом на тему Возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ СМЕНЫ РАБОТЫ 8
1.1 Проблема профессионального самоопределения в психологии 8
1.2 Особенности профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы 22
1.3 Возможности использования профориентационного тренинга для женщин в ситуации смены работы 41
Выводы по теоретическому исследованию 47
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ СМЕНЫ РАБОТЫ 50
1.2 Организационно-методическое обеспечение исследования 50
2.2 Анализ особенностей профессионального самоопределения женщин 53
2.3 Результаты использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин 60
2.4 Рекомендации по проведению профориентационных тренингов для женщин в ситуации смены работы 67
Выводы по эмпирическому исследованию 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день динамичная социально-экономическая ситуация предполагает постановку перед психологической наукой задач, которые соотносятся с выбором профессии. Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных выборов, которые совершает человек, поскольку при выборе профессии определяется и образ жизни.
Проблема профессионального самоопределения остро стоит в психологических исследованиях. В современном мире, когда все очень быстро меняется, выбрать себе профессию становится очень трудно. Постоянно появляются новые требования к сотрудникам, новые направления работы. Любому человеку остановить свой выбор на чем-то становится все сложнее. Тенденции нынешнего времени таковы, что, окончив профессиональное обучение, молодежь идет работать не по специальности, не может найти свое жизненное призвание. Кроме этого, постоянные религиозные, экономические, политические изменения в нашей стране и в мире формируют огромную проблему профессионального самоопределения женщин.
Особую сложность в этом вопросе вызывает проблема профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы. Сегодня зачастую женщина полностью содержит свою семью, работает наравне с мужчиной. Это заставляет ее искать новые пути заработка, менять место работы и даже иногда полностью свою профессиональную деятельность. Ситуация осложняется еще и тем, что женщины часто вынуждены делать большие перерывы в работе, например, во время отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. За это время могут полностью поменяться условия и методы работы. Все это может стать причиной смены места работы.
Формирование системы профессионального самоопределения женщин при смене работы является сегодня важным направлением современного этапа модернизации в системе профессионального образования в целом. Однако при этом важно учитывать психофизиологические особенности женщин, чтобы помочь выбрать им ту профессию, в которой они смогут достичь наиболее высоких результатов, а также получить максимальное удовольствие от своих профессиональных и карьерных достижений. В профессиональном самоопределении фиксированы основные ценности женщины, ее установки и склонности, которые составляют основу мировоззрения женщины.
М.Г. Магомедова пишет, что «Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии».
Профессиональное самоопределение – достаточно сложный процесс. В него входят не только интерес к профессии, но и характеристика ценностей, убеждений, талантов, потребностей, чувств личности, а также анализ актуальности и востребованности профессии в данный период времени. Сложность процесса профессионального самоопределения буквально кричит о необходимости структурировать данный процесс и сделать его более доступным для потребителя.
Женщины, которые столкнулись с проблемой профессионального самоопределения в ситуации смены работы, находятся в стрессовых ситуациях неопределенности. Поэтому необходимо быстрое реагирование для решения вопроса профессионального самоопределения. Данная проблема является крайне важной задачей нашего времени. Ведь для женщины в ХХІ веке основными ценностями являются не только семья, но и профессиональная реализация и личностный рост.
Социально-психологические тренинги имеют огромный спектр возможностей и большую популярность у женщин.
Возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщины в ситуации смены работы являются актуальной и доступной альтернативой улучшить качество жизни женщин. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.
В.И. Блинов и Н.С. Пряжников говорят о том, что современный этап профессиональной ориентационной деятельности предполагает, что ее проведение связано с сопровождением профессионального самоопределения оптантов, так как сегодня на первом месте в обществе стоит приоритет личности и ее ответственность за результаты своих решений.
Проблема исследования заключается в противоречии между доказанной в науке эффективностью проведения профориентационных тренингов и малым их использованием среди женщин в ситуации смены работы.
Цель исследования: проанализировать возможности, проблемы и особенности социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
Задачи исследования:
1. Выделить проблему профессионального самоопределения в психологии.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
3. Исследовать возможности использования профориентационного тренинга для женщин в ситуации смены работы.
4. Проанализировать возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщины в ситуации смены работы.
5. Разработать рекомендации по проведению профориентационных тренингов для женщин в ситуации смены работы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение женщин в ситуации смены работы.
Предмет исследования: возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что профориентационный тренинг является эффективным инструментом для поиска профессиональной направленности женщинам и сделать соответствующий выбор в ситуации смены работы.
База исследования: клиентки Академии Женского Совершенства Валерии Лепет (ИП Петрусевич В.В.).
Характеристика выборки. В исследовании участвовало 60 женщин среднего возраста от 20 до 45 лет, которые имеют разные профессиональные статусы.
Исследование проводилось в 2019/2020 году. Все женщины проживают на территории Российской Федерации.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
3. Количественно-качественные методы обработки результатов.
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений).
Методики исследования:
1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А. Климов).
2. Анкета-опросник «Профессия, которую я выбрала» (З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова).
3. Методика изучение статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
4. Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с женщинами, неудовлетворенными профессией, и оказания психологической помощи в конфликтных ситуациях женщинам, обращающимся в указанные службы.
Апробация и внедрение результатов исследования проведено в Академии Женского Совершенства Валерии Лепет (ИП Петрусевич В.В.).
Текст работы:
Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя потребность занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В качестве критериев, определяющих готовность к профессиональному самоопределению можно выделить: уверенность, адекватность и осознание действенности (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор). Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.
Социально-психологический тренинг является эффективным средством личностного развития. При его проведении используется различные методы, позволяющие человеку найти адаптироваться к тем или иные реалиям, найти способы решения сложных бытовых ситуаций. Профориентационный тренинг включает в себя множество методик. Но наибольшую популярность набирают групповые методы. На которых активно используются, в том числе, и методы снятия мышечных зажимов. Но в целом их задача помочь человеку самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, принять лучшее решение в любой бытовой ситуации.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Академии Женского Совершенства Валерии Лепет (ИП Петрусевич В.В.). В нем приняли участие 60 женщин среднего возраста от 20 до 45 лет, которые имеют разные профессиональные статусы. Для исследования были выбраны следующие методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), анкета опросник «Профессия, которую я выбрала» для взрослых, методика изучения статусов профессиональной идентичности, тест-опросник «Мотивы выбора профессии». Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе мы провели диагностику испытуемых по выбранным методикам. Методика ДДО позволила нам определить профессиональные склонности испытуемых, анкета опросник – выявить насколько выбранные профессии женщин соответствуют их профессиональным склонностям, определение статуса профессиональной идентичности позволило установить осознанность выбора профессии, а тест опросник – мотивы выбора. На втором этапе исследования с респондентами был проведен социально-психологический тренинг. На третьем – оценка результатов тренинга. После чего нами были разработаны рекомендации по проведению профориентационных тренингов для женщин в ситуации смены работы.
Необходимо отметить, что среди всех респондентов соответствие выбранных и предпочитаемых профессий и профессиональных склонностей по методике ДДО, не высоко. Учитывая результаты исследования, мы провели профориентационный тренинг с испытуемыми под названием «Карта жизни: самостоятельный выбор профессии». После проведения социально-психологического тренинга большинство испытуемых выбрали профессию, которая соответствует их профессиональным склонностям, их профессиональная идентичность стала сформированной, а основными мотивами выбора профессии стали творческая реализация и материальное благополучие. Результаты исследования подтверждают эффективность проведенного социально-психологического тренинга. В связи с этим нами были разработаны рекомендации по проведению профориентационных тренингов для женщин в ситуации смены работы.
Процесс организации программы социально-психологического тренинга для женщин в ситуации смены работы важно использовать разные формы и методы, учитывая последовательность проведения мотивационных мероприятий, настойчивость, активность и самостоятельность самих женщин.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день динамичная социально-экономическая ситуация предполагает постановку перед психологической наукой задач, которые соотносятся с выбором профессии. Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных выборов, которые совершает человек, поскольку при выборе профессии определяется и образ жизни.
Проблема профессионального самоопределения остро стоит в психологических исследованиях. В современном мире, когда все очень быстро меняется, выбрать себе профессию становится очень трудно. Постоянно появляются новые требования к сотрудникам, новые направления работы. Любому человеку остановить свой выбор на чем-то становится все сложнее. Тенденции нынешнего времени таковы, что, окончив профессиональное обучение, молодежь идет работать не по специальности, не может найти свое жизненное призвание. Кроме этого, постоянные религиозные, экономические, политические изменения в нашей стране и в мире формируют огромную проблему профессионального самоопределения женщин.
Особую сложность в этом вопросе вызывает проблема профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы. Сегодня зачастую женщина полностью содержит свою семью, работает наравне с мужчиной. Это заставляет ее искать новые пути заработка, менять место работы и даже иногда полностью свою профессиональную деятельность. Ситуация осложняется еще и тем, что женщины часто вынуждены делать большие перерывы в работе, например, во время отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. За это время могут полностью поменяться условия и методы работы. Все это может стать причиной смены места работы.
Формирование системы профессионального самоопределения женщин при смене работы является сегодня важным направлением современного этапа модернизации в системе профессионального образования в целом. Однако при этом важно учитывать психофизиологические особенности женщин, чтобы помочь выбрать им ту профессию, в которой они смогут достичь наиболее высоких результатов, а также получить максимальное удовольствие от своих профессиональных и карьерных достижений. В профессиональном самоопределении фиксированы основные ценности женщины, ее установки и склонности, которые составляют основу мировоззрения женщины.
М.Г. Магомедова пишет, что «Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии».
Профессиональное самоопределение – достаточно сложный процесс. В него входят не только интерес к профессии, но и характеристика ценностей, убеждений, талантов, потребностей, чувств личности, а также анализ актуальности и востребованности профессии в данный период времени. Сложность процесса профессионального самоопределения буквально кричит о необходимости структурировать данный процесс и сделать его более доступным для потребителя.
Женщины, которые столкнулись с проблемой профессионального самоопределения в ситуации смены работы, находятся в стрессовых ситуациях неопределенности. Поэтому необходимо быстрое реагирование для решения вопроса профессионального самоопределения. Данная проблема является крайне важной задачей нашего времени. Ведь для женщины в ХХІ веке основными ценностями являются не только семья, но и профессиональная реализация и личностный рост.
Социально-психологические тренинги имеют огромный спектр возможностей и большую популярность у женщин.
Возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщины в ситуации смены работы являются актуальной и доступной альтернативой улучшить качество жизни женщин. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.
В.И. Блинов и Н.С. Пряжников говорят о том, что современный этап профессиональной ориентационной деятельности предполагает, что ее проведение связано с сопровождением профессионального самоопределения оптантов, так как сегодня на первом месте в обществе стоит приоритет личности и ее ответственность за результаты своих решений.
Проблема исследования заключается в противоречии между доказанной в науке эффективностью проведения профориентационных тренингов и малым их использованием среди женщин в ситуации смены работы.
Цель исследования: проанализировать возможности, проблемы и особенности социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
Задачи исследования:
1. Выделить проблему профессионального самоопределения в психологии.
2. Изучить особенности профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
3. Исследовать возможности использования профориентационного тренинга для женщин в ситуации смены работы.
4. Проанализировать возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщины в ситуации смены работы.
5. Разработать рекомендации по проведению профориентационных тренингов для женщин в ситуации смены работы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение женщин в ситуации смены работы.
Предмет исследования: возможности использования социально-психологического тренинга в процессе профессионального самоопределения женщин в ситуации смены работы.
Гипотеза исследования: предполагается, что профориентационный тренинг является эффективным инструментом для поиска профессиональной направленности женщинам и сделать соответствующий выбор в ситуации смены работы.
База исследования: клиентки Академии Женского Совершенства Валерии Лепет (ИП Петрусевич В.В.).
Характеристика выборки. В исследовании участвовало 60 женщин среднего возраста от 20 до 45 лет, которые имеют разные профессиональные статусы.
Исследование проводилось в 2019/2020 году. Все женщины проживают на территории Российской Федерации.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Тестирование.
3. Количественно-качественные методы обработки результатов.
4. Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включали в себя описательную статистику (подсчет средних значений).
Методики исследования:
1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А. Климов).
2. Анкета-опросник «Профессия, которую я выбрала» (З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова).
3. Методика изучение статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
4. Тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с женщинами, неудовлетворенными профессией, и оказания психологической помощи в конфликтных ситуациях женщинам, обращающимся в указанные службы.
Апробация и внедрение результатов исследования проведено в Академии Женского Совершенства Валерии Лепет (ИП Петрусевич В.В.).
Список литературы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ СМЕНЫ РАБОТЫ
1.1 Проблема профессионального самоопределения в психологии
Процесс профессионального самоопределения человека предполагает протекание в течение продолжительного периода жизни индивида, начиная от появления у него профессиональных интересов и склонностей в дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в сфере профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное условие для эффективного профессионального самоопределения заключается в достижении полноценного психического и личностного развития индивида, достаточной сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого интереса, склонностей и способностей, а также высокий уровень самосознания личности. Все это предполагает, что организация работы по подготовке к выбору индивидом той или иной профессии должна проводиться во всем учебно-воспитательном процессе школы, начиная при этом с младшего школьного возраста [3].
В течение этого периода формируется не только профессиональное, но также и социальной и жизненное самоопределение личности. А в самом понятии самоопределения подчеркивается такой важным момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессии и всего жизненного пути. При этом, следует отметить, что на личность оказывает влияние множество разных, зачастую противоположных по своей направленности факторов внешней среды, поэтому только активное освоение и осмысление влияния всех процессов позволит выбрать правильное направление профессионального развития, которое будет соответствовать потребностям и интересам индивида [7].
Сегодня исследователи предлагают выделять несколько аспектов, которые связаны с многомерностью данного процесса, а именно:
— задачи общества, которые выдвигаются перед формирующейся личностью;
— процесс формирования индивидуального стиля жизни, который предполагает включение профессиональной деятельности;
— принятие решения, в котором устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей с имеющейся системой разделения труда.
Последний аспект представляет точку пересечения социальных и психологических факторов в профессиональном самоопределении, давая тем самым широкую возможность для эффективного решения проблем выбора профессии и своего жизненного пути [5].
Современная наука предоставляет разные определения термина «профессиональное самоопределение». Чаще всего в современной российской психологической науке профессиональное самоопределение трактуется как процесс развития субъекта труда на разных этапах его профессионального развития. В этом русле исследуются следующие проблемы: особенности формирования готовности личности к профессионально-управленческому самоопределения (Е.Л. Мерзлякова [37]), профессиональное самоопределение личности двойных специальностей (Л.В. Долинская [17], Н.А. Побирченко [43]).
А.П. Чернявская говорит о том, что профессиональное самоопределение следует рассматривать как готовность к выбору профессии, определяя его при этом в виде устойчивой целостной системы профессионально важных качеств личности, в частности, формирование положительного отношения к выбранному виду профессиональной деятельности, наличие для нее важных умений и навыков [59].
Н.П. Лукашевич определяет профессиональное самоопределение интегральным свойством личности, которое способствует осознанному и самостоятельному обеспечению стратегии профессионального выбора, проявляясь при этом в нравственной и психофизиологической готовности формировать и реализовывать профессиональные намерения и стремления [30].
Н.С. Пряжников в своих исследованиях определяет сущность профессионального самоопределения, представляя его как самостоятельный и осознанный поиск смысла выбираемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации, при нахождении смысла в самом процессе самоопределения тоже [47].
Такой исследователь как Е.И. Рогов предлагает под профессиональным самоопределением понимать особенности выбора карьеры и сферы приложения и саморазвития индивидуальных возможностей, вместе с формированием практического отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям [53].
Г. Радчук рассматривает профессиональное самоопределение как детерминанту профессионального становления личности. Она отмечает, что самоопределение выступает не только определенным актом или стадией профессионального становления, а является его сущностной основой, непрерывным процессом поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытие и реализации своего «Я» как профессионала, осуществление выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним профессиональная деятельность, постоянно меняется и усложняется [54].
Примечательны исследования О.И. Витковской, которая считает, что профессиональное самоопределение – целостный, интегративный процесс, в котором реализуются основные жизненные ценности человека и конкретизируются аспекты его жизненного, личностного, социального самоопределения. Это выбор личностью направления и содержания своего дальнейшего развития, сферы и средств реализации индивидуальных качеств и способностей, социальной среды для воплощения своей жизненной цели и нравственных ценностей. Автор отмечает, что с точки зрения психологического содержания, профессиональное самоопределение личности – ее сознательная внутренняя деятельность, направленная на собственную самореализацию и личностный рост, которое осуществляется путем осознания своей «реализационной направленности», принятие решений, определяющих направление самоактуализации и дальнейшего развития личности, а также путем поиска оптимальных и приемлемых для личности средств реализации этих решений и согласования всех элементов индивидуальной профориентационной ситуации. Центральным звеном процессов самоопределения выступает выбор как сознательная активность личности и нравственный поступок. В основе осуществления выбора находится процесс разрешения внутренних и внешних противоречий [63].
Итак, особенностью современных отечественных исследований профессионального самоопределения является внимание исследователей к проблеме его взаимосвязи с личностным, жизненным, социальным и другими видами самоопределения, влияния на профессиональное самоопределение личности окружающей среды и ее активной жизненной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается российскими учеными как процесс формирования личностью отношение к профессиональной деятельности и к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также способ его реализации через длительный процесс согласования внутренне личностных целей, склонностей, способностей с объективными возможностями их реализации и условиями, которые создают конкретные виды деятельности и социально-профессиональные потребности [65].
К проблеме профессионального самоопределения обращался ряд зарубежных европейских и американских исследователей. Анализ зарубежных источников для нас особенно значим, ведь наша страна готовится к совершенно новому включение учащихся в общественное производство в связи с модернизацией отечественной системы образования. Необходимо отметить, что будущую профессию и определенный уровень образования нужно будет выбирать на ранних стадиях обучения в общеобразовательной школе, чтобы успешно закончить его и определиться с дальнейшим получением профессии. От того, насколько молодые люди будут подготовлены к самостоятельной трудовой жизни, как у них будут сформированы профессиональные ценности, практическая готовность к трудовой деятельности, будет зависеть их благополучие и процветание страны.
Ряд представителей зарубежной психологической школы, которые занимаются проблемами профессионального самоопределения, рассматривают его как процесс выбора профессии. Однако, одной из проблем для исследователей, изучающих профессиональное самоопределение с этой точки зрения является отсутствие четких рамок этого процесса. Проливают свет на эту проблему представители теории профессионального развития.
В своей теории Т.Л. Дюрксен, Р.М. Классен, Л.М. Дэниэлс обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это процесс, который происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Он включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, потому что оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора. Точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить, так как существуют большие индивидуальные вариации. В частности, отдельные молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам, а некоторые продолжают менять профессии на всю жизнь [68].
Д. Сьюпер понимает профессиональное развитие личности как развитие Я-концепции личности, успешность которого определяется соответствием поведения личности задачам возрастного этапа, на котором она находится. Период выбора профессии и профессионального самоопределения в теории Д. Сьюпера соотносится со стадией исследования (одной из пяти выделенных им стадий «профессиональной зрелости»: 1) пробуждение (до 14 лет); 2) исследования (15-25 лет), 3) консолидации (25-44), 4) сохранение (45-64), 5) спада (с 65 лет). Профессиональное самоопределение индивида в этот период характеризуется тем, что он, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности, пробует свои силы в разных ролях. Выбор профессии, по мнению Д. Сьюпера, должен проходить с учетом своего образа «Я», интеллектуальных особенностей, способностей, ценностей, интересов, отношение к труду и профессии, собственных нужд, черт личности [71].
В типологической теории Дж. Холланда профессиональное самоопределение как выбор профессии заключается в определении самим индивидом собственного личностного типа к которому он принадлежит (рационального, исследовательского, социального, конвенционального, практического и артистического) и соотношение этого типа с соответствующей профессиональной сфере [70].
Основой профессионального самоопределения в дифференциально-диагностическом направлении (Ф. Парсонс, Г. Мюнстенберзи, Г. Боген и др.) является установление соответствия между имеющимися свойствами человека и требованиями профессии. Именно такие ученые как А. Бине, Ф. Гальтон, ГюМюнстерберг, Ф.Парсонс, Л.Термен и другие, разработали тесты, которые позволили выяснить профессиональные способности человека.
Свою трактовку сущности профессионального самоопределения предложили представители теории решений (Х. Томе, Г. Рис, Д. Тидеман, О’Хара и другие). Согласно этому подходу, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс принятия решений. В теории А. Фрэунда и А. Кохена профессиональная судьба определяется последовательностью профессиональных позиций, которые выбирает личность. К тому же каждая профессиональная ситуация складывается из двух периодов: 1) выработка профессиональной позиции; 2) осуществление позиции – «реальное вступление в профессиональную ситуацию, интеграция выбранной позиции в социальной системе, что может вести к переструктурирование личного поля» [69].
В рамках психодинамического направления профессиональное самоопределение как выбор профессии определяется потребностями человека, фиксированными через инструментальный модус (манипуляции, ритмичные движения, агрессия и т.д.), или отношением к этим потребностям, сформированным в раннем детстве во взаимодействии с родителями [67].
Так, З. Фрейд считает, что удовольствие, которое получает человек во время сосания, откусывания, жевания, трансформируется во взрослой жизни в желание выбрать профессию, связанной с обрезкой, перепиливанием, а потребность в высвобождении оральной агрессии (грызть, кусать, резать) может реализоваться непосредственно в процессе манипуляции с предметами, например работа с гаечным ключом, скальпелем, или в манипуляции словами (символическая реализация оральной агрессии), например в профессиях экскурсовода, диктора, учителя и др. Сублимация агрессивного влияние может проявиться в выборе таких профессиональных занятий, как хирургия, земледелие, спортивные соревнования, резьба по дереву, живопись или драматичнее искусство. С позиций К. Хорни, мужские зависти к материнству могут привести к выбору профессий скульптора, художника, писателя и др. А у женщин комплекс маскулинности формирует тягу к профессии отца, к руководящим должностям и другим мужским профессиям.
По теории Э. Берна, еще в детстве закладываются основы «жизненных сценариев», которые во взрослой жизни очень сложно переделать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить интересную неординарное собственную жизнь, а заставляют играть в чужие игры [6]. Профессиональное самоопределение автор рассматривает как самоограничение себя специализацией и профессии, которое, по его мнению, характерно для личностей и обществ высоко структурированных. Индивидуальности мало ограничивают себя личностными и общественными конструкциями, мало нуждаются в таком дополнительном конструкционном самоограничении, как профессиональное. Обычно, профессионально самоопределяющиеся только индивидуальности, которые имеют относительно развитые личностные и вполне определенные жизненные планы. Планы в таких случаях бывают осознанные и малоосмысленные: в первом случае реализация плана, как правило, удачная, и выбранная профессия действительно соответствует действительным желаниям человека, других людей и общества в целом; во втором, за редким исключением, если план и реализуется, то через кризисы и сложности. В основе сценарного теории Э. Берна лежит сценарий, который сформировался в раннем детстве (до 6 лет) под влиянием родителей, и объясняет процесс выбора профессии и поведение по сценарию. Решающее влияние при построении профессионального плана имеет «Ребенок», в частности, на выбор мальчика влияет «Ребенок» мамы, а на выбор девочки «Ребенок» отца. Сценарий родителей может быть положительным, если он совпадает со сценарием ребенка, его способностями, жизненными событиями, желаниями, внутренними потребностями. И, наоборот, – отрицательным, когда все вышеперечисленные аспекты нивелируются. Особенно деструктивное влияние на карьеру имеют такие сценарии: компенсация профессиональных неудач родителей; продолжение родительских карьерных целей; запрет превышать профессиональные достижения родителей [6].
Согласно теории А. Арванитиса, чувство неполноценности и стремление к превосходству влияют на выбор профессии и обусловливают развитие артистических, художественных и кулинарных способностей. Адлер считал, что впечатления раннего детства больше всего влияют на стиль жизни. Еще в детстве у ребенка формируется план жизни. Сначала формируется взгляд на жизнь. До 5-6-ти лет у ребенка формируется жизненный стиль. Если с ребенком работать, то в дальнейшем он будет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля, в противном случае – представления о будущей жизни может застрять в своем развитии [65].
Исследования Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, связанные с профессиональным самоопределением, обращены к источникам активности человека. Основной целью профессионального самоопределения, по мнению представителей гуманистической психологии, является постепенное формирование у человека готовности рассматривать себя развивающейся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать [36].
Так, с позиции теории Маслоу близким к понятию самоопределения является понятие самоактуализации как стремление человека совершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. Самоопределение является важной составляющей социально-психологической зрелости человека, следовательно, Маслоу самоопределение связывает с самоактуализацией, которая проявляется через увлеченность значимой работой [36].
Следует отметить, что имеются определенные личностные предпосылки самоопределения личности, которые являются частью структурных элементов индивида. Все эти предпосылки самоопределения личности могут быть сведены в две основные группы, а именно:
1. Особенности индивида, которые обеспечивают возможность успешно решать проблему выбора профессии, однако не принимают участия в активизации такого процесса. Среди таких особенностей выделяются волевые черты характера, трудолюбие, трудовой и жизненный опыт, уровень зрелости индивида.
2. Разные компоненты направленности личности, которые определяют процесс профессионального самоопределения и обусловливают избирательность реакции индивида. Сюда относят потребность личности в профессиональном самоопределении, ее учебные и профессиональные интересы, имеющиеся убеждения и установки, ценности и идеалы, а также представления старшеклассника о жизненных ценностях в общем [66].
Изучение жизненных перспектив индивида, который находится на разных этапах своего профессионального самоопределения, позволяют раскрывать значительные возможности для реализации междисциплинарного подхода, так как содержание жизненной перспективы имеет в себе ценности и нормы социальной среды, в которой протекает формирование личности. При этом каждый этап профессионального самоопределения предполагает определенную социальную ситуацию.
Процесс профессионального становления личности предполагает протекание через четыре стадии, а именно:
1. Формирование профессиональных намерений.
2. Профессиональное обучение личности.
3. Профессиональная адаптация индивида.
4. Частичная либо полная реализация личности в профессиональном труде [58].
Отметим, что ключевой момент такого процесса основывается на выборе профессии, который отделяет период неограниченных, однако абстрактных, возможностей профессиональной самореализации от реальной, однако несколько ограниченной перспективы профессиональной деятельности.
В связи с этим для описания профессий вместе с информацией о тех или иных условиях и содержании труда и необходимых профессиональных качествах важно разработать специальный раздел, который будет посвящен ценностно-ориентационному аспекту этой профессии, что, по сути, может стать одним из педагогических непосредственных профориентационных воздействий на личность старшеклассника. Заметим, что разные профессии могут по-разному оказывать воздействие на реализацию определенных ценностных ориентаций личности [61].
Профессиональная информация редко содержит информацию о трудностях и проблемах, с которыми может столкнуться индивид, который выбрал определенную профессию. Однако для личности важно осознавать, как преимущества, так и трудности, которые связаны с выбором той или иной профессии, которые позволят, основываясь на объективной информации, принимать продуманное решение своей будущей профессиональной деятельности. В таком случае профессиональная деятельность сможет стать слаженной сферой самореализации личности, так как будет позволять реализовывать положительные ценности личности в производственной деятельности.
Тем самым, проблема отсутствия профессиональных намерений и реальная профессиональная структура может успешно решаться, когда ориентация на высшее образование будет рассматриваться индивидом как одна из предполагаемых линий профессиональной деятельности вместе с другими возможностями, которая предоставляет профессии, не выдвигающими требования к высшему образованию. В такой ситуации решение проблемы основывается на вопросах формирования жизненной перспективы [50].
Следует отметить, что расширение круга интересов индивида в непрофессиональной сфере жизни оказывает влияние на удельный вес профессиональных интересов. Поэтому для его развития важно постоянно проводить расширение горизонтов профессиональной перспективы, тем самым связывая ее компоненты с жизненной перспективой индивида в общем.
Важным моментом при определении профессии является влияние социальных факторов, воздействие макро- и микросреды, в которых протекает формирование личности. Такое влияние на профессиональное самоопределение индивида становится предметом многих социологических исследований, которые направлены на раскрытие роли семьи, друзей и других общественных институтов на формирование женщин, которые находятся на разных этапах профессионального самоопределения [38].
Важным моментом в определении психологических аспектов профессионального самоопределения личности лежит проблема мотивации профессионального выбора.
В современном высшем образовании особое внимание к изучению мотивации профессионального выбора не только не слабеет, но и остается неизменно высоким. Большое количество исследований, в том числе и диссертационных, сосредоточено в последние годы на указанной проблематике.
В процессе профессионального самоопределения личности, ориентируясь на определенную профессиональную группу общества, в которую стремится вступить, оптант должен показать свои личностные качества и оценить их. В зависимости от наличия необходимых для профессии качеств формируется «волевая направленность на самоидентификацию с избранной группой путем сохранения и развития личностных качеств, способствующих самоидентификации, или поиски другой группы» [35]. Фактически речь идет о возможности работать по своему призванию.
Слово «призвание» А.Г. Маклаков толкует как: «склонность к тому или иному делу, профессии»; «Дело жизни, предназначение» [32, с. 309]. Склонность человека к профессии соотносится с теми видами деятельности, которыми она занимается в хозяйственной жизни общества. Но в хозяйственной жизни общества представлены и те, у кого склонностей к делу, которым заняты, нет. И в этом смысле они не имеют шансов стать профессионалами.
Необходимость создания условий, при которых в профессиональной деятельности человека проявляется его «естественная» склонность к тому, чем он занят на предприятии или в организации, указывают результаты некоторых социологических исследований, проводившихся еще во времена советской власти. Если производительность труда работника, который удачно выбрал свою работу и выполняет ее с желанием, принять за 100%, то производительность труда работающего без желания будет составлять 65%; работающего охотно, но такого, что неправильно выбрал профессию – 50%, а тех, кто работает без желания и ошибся в профессиональном выборе – 30 (!)% [25].
Вместе с тем признание факта «верного» / «неверного» профессионального самоопределения человека предполагает, что в процессе профессиональной деятельности играют важную роль способности, которые не поддаются изменениям. Поскольку способности, которые даны человеку от природы, не меняются в процессе совместной деятельности, они выполняют функцию постоянных (инвариантных) величин и являются теми элементами, значением которых нельзя пренебрегать, поскольку именно на их основе должна строиться оптимальная организация профессиональной деятельности человека.
Профессиональная самоидентификация и профессиональное самоопределение обусловлено определенным мотивационным основанием, что отражает, с одной стороны, реалии общественной жизни, а с другой – духовные потребности личности [33].
Мотив продолжение династии заслуживает отдельного внимания. Под влиянием семьи формируется исходная система отношения к миру, профессии и себя, как будущего профессионала. Большое значение при этом имеют так называемые «сценарии воспитания». Эти сценарии могут способствовать формированию, как правило, полярных типов мотивации – целевой и контрмотивации. Формирование первого, наиболее привлекательного, типа происходит в результате использования классических воспитательных стратегий, когда родители мягко и ненавязчиво направляют природные склонности и способности ребенка в русло их максимальной реализации. Однако можно выделить и наиболее распространенные родительские планы, негативно сказываются на будущей профессиональной жизни.
1. Жесткое половое преимущество – в случае предварительного настроения ребенка определенного пола при появлении ребенка другого наблюдается или воспитания по типу противоположного пола, с жестким навязыванием соответствующих интересов и профессий, или падение интереса к воспитанию вообще и игнорирование явных способностей ребенка.
2. Стремление продолжить в ребенке собственную линию развития – навязывается профессиональное направление, подобное родительскому, нередко противоположного истинным способностям и склонностям.
3. Стремление к компенсации – родители считают, что ребенок просто обязан добиться того, что не удалось родителям.
4. Реализация сценария «родители вундеркинда» – ребенка ориентируют на очень высокие достижения в обстановке повышенной ответственности и переутомления.
5. Стремление к сохранению родительского приоритета любой ценой – развитие ребенка намеренно тормозится с тем, чтобы он не превысила уровень родителей, в том числе и в профессиональном отношении.
В большинстве случаев результатом реализации подобных сценариев является искусственное ограничение круга будущих профессиональных занятий, эмоциональная напряженность, снижение самооценки, а в профессиональном аспекте – неадекватный выбор профессионального пути, низкая эффективность деятельности [39].
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик [40]. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает мотивация профессионального выбора индивида. Проблема мотивации профессионального выбора – одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствием есть эффективное познание содержания труда, удовлетворенность трудовой деятельностью, вовлечение в деятельность трудового коллектива, а в конечном итоге – качество подготовки специалистов [31].
Подводя итог, заметим, что готовность к профессиональному самоопределению включает в себя потребность занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В качестве критериев, определяющих готовность к профессиональному самоопределению можно выделить: уверенность, адекватность и осознание действенности (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).