Водевиль в драматургии Некрасова первой половины 1840-х годов: своеобразие жанра Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Водевиль в драматургии Некрасова первой половины 1840-х годов: своеобразие жанра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Детские водевили Н.А. Некрасова 1840 года 10
1.1 «Великодушный поступок» 10
1.2 «Федя и Володя» 21
Глава 2. Оригинальные водевили Н.А. Некрасова 1841-1845 годов 29
2.1 Поэтика оригинальных водевилей Н.А. Некрасова («Утро в редакции», «Феоклист Онуфрич Боб», «Актер») 29
2.2 Водевиль «Петербургский ростовщик» как произведение «натуральной школы» 50
Заключение 59
Список литературы 64

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Драматургия Н.А. Некрасова относится к наименее исследованной части его наследия. Специалисты по творчеству писателя в лучшем случае мельком упоминают созданные им водевили. Историки русского театра их даже не упоминают. Однако водевили Н.А. Некрасова, созданные в период 1840-х гг., заслуживают, на наш взгляд, отдельного рассмотрения, так как изучение жанровых модификаций русского водевиля продолжает представлять собой обширное поле для исследования. В этом аспекте, перспективно обратиться к изучению водевилей тех авторов, которые не принадлежат к ведущим драматургам первой половины XIX века.
Интерес представляет и сам период 1840-х гг. В истории развития русской драматургии 1830-1849-е гг. – это исключительно важный этап. Именно в эти десятилетия стала складываться внешняя форма русского театра, который отошел как от четких канонов классицизма, так и от подражания европейским драматическим формам. И хотя реализация новой национальной драматической системы по-настоящему произошла в конце XIX века в произведениях А.Н. Островского и А.П. Чехова, некоторые важные для национального русского театра тенденции можно проследить, начиная уже с 1840-х гг.
Попытки создать русское драматическое искусство проводились в 1840-х гг. как в серьезной драме, так и в оригинальных водевилях. Водевиль давал широкую свободу для творчества тем русским драматургам, которые научились использовать водевильные приемы как удобный способ обсудить актуальные для общества того времени проблемы. Удобство водевиля связано с особенностями этого жанра.
Водевиль – один из драматических жанров. В российской науке водевиль традиционно определяется как «вид «комедии положений» с куплетами, исполняемыми под музыку» [Музыкальная энциклопедия], или как «легкая комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с песнями (т.н. куплетами) и танцами [Большая российская энциклопедия]. Словарь литературоведческих терминов определяет водевиль как «вид легкой пьесы, комедии, в которой диалоги и драматическое действие, построенное на занимательной интриге, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, а иногда и танцем» [Словарь литературоведческих терминов 1974: 48].
Таким образом, жанр водевиля предполагает не просто определенное внешнее оформление (куплеты, песни и танцы), но и характерные стилевые черты. Как правило, это комедийность, занимательность, легкость. Водевильная «легкость» более научным языком определяется как «жанр… с преимущественной рекреационной функцией» [Вакурова 1979: 44].
Водевиль смотрят, чтобы развлечься. Это сразу предполагает легкость тематики (или неглубокий анализ выбранной темы), наличие шуток, некое легкомыслие происходящего на сцене. Такой жанр мог появиться далеко не в любой стране. А вот Франция прекрасно подходила для появления водевиля. Еще А.И. Герцен отмечал склонность французов к остроумию. Современные исследователи культуры Франции отмечают, что французов отличает импровизационный характер культуры, умение не воспринимать мелкие проблемы, и что «только французам присуща такая явная ироничность, удивительная для жителей других стран [Черников 2013: 5].
Неверно считать французскую культуру легкомысленной и вульгарной. Эту культуру отличает скорее ироничность и спокойное отношение к любым проблемам. И там, где представитель русской культуры увидит сюжет для сложного психологического романа, француз найдет повод для песен и плясок. Таким образом, водевиль не просто возник во Франции. Это жанр, изначально свойственный французской культуре. Корни водевиля уходят в народную французскую песню, традиции театральных представлений на общественных праздниках, традиции включать в театральную постановку песни.
К XVIII веку во Франции сложился самостоятельный жанр водевиля. Далее водевиль пересекся с комической оперой, в результате чего появился целый ряд разновидностей такой оперы. Исследователи выделяют «комическую оперу с водевилями», отображавшимися при помощи плакатов; «комическую оперу с водевилями, которые поют актеры»; «комическую оперу с водевилями и с введением специально для данной оперы написанной музыки»; «комическую оперу смешанную – с прозой и с водевилями» [Ля-Лоранси 1937: 52].
Именно это смешение водевиля с комической оперой и получило распространение в России в конце XVIII века. Первый водевиль в России появился на непрофессиональной сцене (1776), когда в Смольном институте силами его воспитанниц была поставлена пьеса «Деревенский петух» («Le Coc du village»). Далее успешно развивалась практика показа французских водевилей в России. Авторами музыки и текста были А. Парис, П. Кремон, П. Дош, Г. Ф. Трейчке, В. Гировец, Ж. Патр, А. Гуффе, Ж. Н. Буйи, Ш. С. Фавар и др. Произведения этих авторов («Любовники-протеи», «Сенфлурский медик», «Косынка старухи») переносились на сцены российских театров в оригинальном виде.
Русские водевили появились только после 1810 года. Причиной отчасти были наполеоновские войны, следствием которых было негативное отношение русского общества ко всему французскому, ведь Россия и до 1812 года входила в антифранцузские европейские коалиции. И уже в 1830 гг. русский водевиль занял лидирующие позиции в репертуаре театров.
Период 1830-1850 гг. – это время складывания жанровых признаков водевиля. В этот период на русской сцене было много экспериментов с сюжетами, характерами действующих лиц, типами конфликтов между героями. Критики часто ругали водевили 1830-1840-х гг. за карикатурность героев и фарсовый характер действия. В.Г. Белинский к недостаткам добавлял отсутствие национальной самобытности, называя русский водевиль «оттиском французского трафарета». Русский водевиль ругал Н.В. Гоголь (в молодости игравший в водевилях). Русские водевили этого времени были так разнообразны, что можно говорить об их жанровой пестроте и постоянных отходах от жанрового канона. Русский оригинальный водевиль – это всегда не вполне водевиль, а некое промежуточное жанровое образование [Миловзорова 2003: 8].

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жанр водевиля не имел в России национальных корней. Тем не менее, водевиль имел опору в практике шуточно-сатирических народных песен. Еще больше основ водевиль нашел в традициях русского театра, который с XVII века включал практику использования песен, построения сюжета на обмане и мошенничестве, включения в действие фарсовых ситуаций. Поэтому этот французский жанр не вписался в русскую культуру в оригинальном виде, а трансформировался. В первой половине XIX века водевиль неожиданно стал удобной сценической формой для обсуждения важных для российского общества проблем. Многие драматурги научились создавать произведения, которые внешне были типичными водевилями с куплетами и танцами, но в аспекте проблематики строились на чисто национальных мотивах и социальных проблемах.
К 1840 году русский водевиль XIX век представлял собой структурно устойчивый жанр. Н.А. Некрасов, театральный критик, переводчик французских водевилей, не мог не понимать суть водевильной эстетики, поэтому его водевили укладываются в жанровый канон.
Детские водевили «Великодушный поступок» и «Федя и Володя» были созданы в 1840 году, когда Н.А. Некрасов служил учителем в пансионе Г.Ф. Бенецкого. Оба водевиля насквозь пропитаны нравоучительностью. Оба водевиля описывают жизнь дворянских детей, но «Великодушный поступок» рисует жизнь в пансионе, а «Федя и Володя» изображает домашнюю жизнь детей. О детских водевилях драматурга можно сказать одно: они создавались, когда Н.А. Некрасов еще не сформировал оригинального мировоззрения. Система ценностей в водевиле «Великодушный поступок» не принадлежит драматургу, а задана всей системой русского образования первой половины XIX века. Высшей ценностью является уважение к старшим. Соответственно, высокомерный по отношению к немецким учителям мальчик Ваня становится отрицательным персонажем. Ему противостоит «хороший мальчик» Митя, безоговорочно верящий учителям.
Драматург игнорирует все конфликты, происходящие из одностороннего взгляда педагогики XIX века на ребенка как безвольный объект воспитания, и создает на базе изображения пансиона череду комичных ситуаций. Но, так как детская литература первой половины XIX века традиционно включала эстетику сентиментализма, то комичные ситуации перемежаются с сентиментальными описаниями эмоциональных переживаний пансионеров. Ход действия обусловливают типично водевильные ситуации, в частности, ситуация внезапного известия: под учителем внезапно ломается стул, пансионеры внезапно узнают, что они не едут домой на праздники, Митя внезапно признает себя виновным и т.д. Это помогает Н.А. Некрасову создать типично водевильное действие с быстрой сменой остановки.
Водевиль «Федя и Володя» воспевает семейные ценности русского дворянства, такие как доверительные отношения между родителями и детьми, а также дружбу и воспитанность. Суть комизма в том, что дети разыгрывают типично взрослые роли. Они соперничают из-за красавицы Сони и собираются участвовать в дуэли. Однако отсутствие неожиданных сюжетных поворотов лишает действие стремительности, и это произведение больше напоминает детскую пьесу, чем водевиль. Обращает на себя внимание отсутствие национального элемента. Если бы не русские имена, то происходящее напоминало бы события вокруг французской дворянской семьи. Но мораль водевиля разумная: драматург призывает детей в трудных ситуациях идти за советом к родителям, а не стараться решить свои проблемы самостоятельно.
Главное отличие оригинальных водевилей Н.А. Некрасова состоит в социальном подходе. Н.А. Некрасова отличает особый отбор персонажей и явлений действительности. Водевили Н.А. Некрасова отличает внимание к профессиональной, а не личной, жизни человека. Драматурга интересуют типичные представители русского общества. Это учителя, чиновники, журналисты, актеры, литераторы.
Н.А. Некрасов использует традиционный принцип организации сюжета водевиля – интригу. Способ ведения интриги также традиционный для XIX века – ролевая игра. Здесь возможны приемы плутовского обмана («Утро в редакции»), сознательной мистификации («Актер»), путаницы вследствие недоразумения («Феоклист Онуфрич Боб»).
Все персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные персонажи характеризуются самоуважением, цельностью, наличием идеалов. Для жанра водевиля характерно, чтобы герой представал в определенном амплуа, играл роль, носил маску. Однако журналист Семячко, Кротов и актер Стружкин изображены не как «маски». Более того, их цель как раз и состоит в том, чтобы сбросить с себя навязываемую им маску и роль. Для журналиста Семячко – это навязываемая посетителями роль недалекого издателя, легко верящего любому мошеннику, который приносит ему под видом «литературного произведения» полный бред. Для Кротова – это навязываемая ему жителями провинциального города роль «неблагонадежного» человека. Для актера Стружкина – это навязываемая ему помещиком Кочергиным роль шута.
Этот протест против ролей объясняется тем, что Семячко, Стружкин и отчасти Кротов имеют свой характер, свою индивидуальность, выраженную в убеждениях. Положительные герои Н.А. Некрасова никогда не укладываются в типичные водевильные амплуа. Это скорее нормальные люди, случайно попавшие в водевильный сюжет.
Отрицательные персонажи отличаются пародийностью характера, регламентацией сюжетных ролей и речевого поведения. Пародийность в изображении отрицательных персонажей (бездарного сочинителя повестей, ограниченного помещика, самоуверенного чиновника) можно назвать ключевым приемом Н.А. Некрасова. Положительный герой у него как бы возвышается над всеми прочими персонажами, напоминающими сатирический шарж на человека.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Детские водевили Н.А. Некрасова 1840 года
1.1 «Великодушный поступок»
Н.А. Некрасов выступил автором двух детских водевилей: «Федя и Володя» и «Великодушный поступок», оба датируются 1840 годом. В это время Н.А. Некрасов был учителем в пансионе Г.Ф. Бенецкого. Они не стали признанной классикой детского театра, однако позволяют проследить эволюцию Н.А. Некрасова как автора детских произведений.
Ф.И. Сетин, исследовавший детскую литературу XIX века, отмечает, что только после отмены крепостного права в 1861 году начался процесс демократизации литературы. До этого времени произведения писались для детей дворян [Сетин 1978].
В XIX веке под «искусством для детей» подразумевались не просто произведения для детей. Считалось, что детское произведение должно иметь воспитательный аспект, учить ребенка правильному поведению, а также «правильным» мыслям и чувствам. Господствующим направлением в детской литературе был сентиментализм, который существовал рядом с реализмом.
Следовательно, сложно было ожидать от любого драматурга в 1840-х гг. тем и сюжетов, посвященных не дворянским детям. Также вряд ли какой-либо драматург мог создать произведение, лишенное поучительности, дидактики.
Поэтому, даже не читая водевиль «Великодушный поступок», можно смело предположить, что он будет представлять собой поучительное произведение из жизни дворянских детей. Что касается подбора места действия, то и тут драматург был ограничен рамками семьи и учебного заведения. Действительно, «Великодушный поступок» посвящен дворянским мальчикам, которые обучаются в частном пансионе, а сюжет строится по типичной для детского театра схеме наказания и перевоспитания непослушного ребенка.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы