Магистерский диплом на тему Влияние санкций на энергосырьевую ориентацию экспорта России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 6
1.1. Понятие и сущность экономических санкций 6
1.2. Цели, принципы и задачи торгово-экономических санкций 11
1.3. Проблемы и перспективы применения торгово-экономических санкций против России 17
2. Анализ влияния мировых санкций на энергосыревую ориентацию экспорта России 21
2.1. Энергосырьевая ориентация экспорта России до введения санкций 21
2.2. Хронология применения антироссийских санкций в 2014-2019 гг. 29
2.3. Влияние санкций на энергосырьевую ориентацию экспорта России 44
3. Перспективы развития энергосырьевого экспорта России в условиях санкций 54
3.1. Переориентация направлений энергосырьевого экспорта России 54
3.2. Основные направления развития экспорта России до 2030 г. 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Введение:
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики России характеризуется следующими особенностями: нестабильная макроэкономическая ситуация (высокие ставки на кредитные ресурсы, волатильность на валютном рынке); стагнация национальной экономики; относительно низкие мировые цены на основные продукты отечественного экспорта; применение западных торговых и финансовых санкций против России и ее отдельных регионов; продовольственное эмбарго Российской Федерации в отношении стран, поддержавших санкции.
В настоящее время среди отечественных исследователей тема экономических санкций особенно актуальна вследствие введения западных санкций в отношении России. Проявились и первые последствия воздействия международных санкций на отечественную экономику и ее внешнеэкономическую сферу. Введение санкций обусловило то, что многие эксперты начали анализировать исторический, правовой, политологический и экономический аспекты данного инструмента государственной политики.
Зарубежные ученые также уделяют большое внимание исследованию влияния экономических санкций, анализируют их последствия и угрозы в глобальном масштабе. Это связано с тем, что мировая экономика имеет богатую практику применения международных санкций против отдельных стран ‒ и в XX-XXI веках, и в более ранние исторические эпохи.
Объектом исследования являются экономические санкции как инструмент внешней государственной политики.
Предметом изучения в данной работе являются международный опыт применения экономических санкций в контексте влияния на энергосырьевую ориентацию экспорта России как страны, подвергшейся санкционному давлению.
Официальные документы, использованные в работе, представлены нормативно-правовой базой, статистическими данными по экспортно-импортным операциям.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, посвященные изучению феномена международных экономических санкций и их последствий для отдельных стран (М. Братерский, Н.И. Дмитриева, Н.В. Никитина, Е.А. Янова), среди зарубежных ученых отметим работы А. Аддиса, Н. Бэрри, Р. Хас и др.
Целью исследования является разработка рекомендаций по переориентации направлений энергосырьевого экспорта России в условиях санкций и падения цен на энергоресурсы.
Задачи исследования:
— исследовать проблемы и перспективы применения торгово-экономических санкций против России;
— проанализировать специфику энергосырьевой ориентации экспорта России до введения санкций;
— оценить динамику применения антироссийских санкций в 2014-2019 гг.;
— определить влияние санкций на энергосырьевую ориентацию экспорта России;
— выявить возможности переориентации направлений энергосырьевого экспорта России;
— охарактеризовать основные направления развития экспорта России до 2030 г.
Новизна исследования состоит в оценке влияния санкций на сырьевой экспорт РФ путем сопоставления статистических данных до введения санкций и после их введения.
Методология исследования. При анализе предмета исследования в магистерской диссертации автором использовались следующие методы: сравнительный, аналитический, дедукции, обобщения, прогнозирования, синтеза и пр. Применение указанных методов позволяет говорить о достоверности результатов исследования и обоснованности выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования при формировании учебных материалов по изучению экспортно-импортных операций РФ и влияния на них введенных санкций.
Практическая значимость состоит в оценке перспектив переориентации сырьевого экспорта РФ и возможностей дифференциации энергетического экспорта.
Апробация результатов исследования представлена в публикациях статей по теме исследования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Подведем итоги проведенного выпускного квалификационного исследования.
1. Международные экономические санкции являются тем инструментом, который без применения силы, но благодаря экономическим воздействиям призван корректировать поведение или политику определенного государства или группы государств в интересах общественной безопасности (как бы она не понималась странами ‒ санкционерами). Исторический опыт свидетельствует, что частое использование этого рычага в мировой практике не подтверждает его обязательной эффективности.
2. Основной целью введения международных санкций можно определить влияние на изменение политики санкционируемой страны либо поведение ее отдельных лидеров. Конкретная цель может также заключаться в изменении режима с последующей корректировкой политики, прекращении военных действий и др.
Инструменты экономических санкции можно классифицировать, как:
внешнеторговые – ограничения межстрановых потоков товаров и услуг;
финансовые – приостановка финансовых потоков, кредитования, покупки акций и т.п., разновидностью финансовых инструментов можно считать инвестиционные — введение ограничений либо запрета на инвестиции.
3. Санкции, как мера воздействия, неоднократно применялись в отношении СССР странами Запада. Одной из самых масштабных мер, вводимых против Советского Союза Соединенными Штатами, стало принятие правительством США поправки Джексона-Вэника. С 1991 года и до начала XX века западные стран не предпринимали новых санкционно агрессивных шагов в отношении Российской Федерации в силу ее экономической слабости.
4. В целом структура российского экспорта существенно отличается от большинства крупных экономик, включая как развитые, так и экономики среднего уровня развития с высоким удельным весом сырьевого сектора. До 2014г. и введения санкций Россия активно экспортировала энергосырьевую продукцию, развивала торгово-экономическое сотрудничество с разными странами, в т.ч. ЕС и США. Заключались договора на поставку оборудования, планировалось наращивание сотрудничества в энергосырьевой сфере.
5. С самого начала западные санкции против России вводились поэтапно:
• первый этап — ограничение сотрудничества с РФ, связей с отдельными юридическими и физическими лицами;
• второй этап — ограничения на поставки отдельных видов продукции и технологий для РФ;
• третий этап — секторальные санкции, направленные на ограничение развития отдельных секторов экономики РФ.
6. В 2019 году профицит счета текущих операций платежного баланса существенно снизился (до 70,6 млрд. долл. США по сравнению с 113,5 млрд. долл. США в 2018 году). Основной вклад в его сокращение внесло снижение стоимостного объема товарного экспорта на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков. Кроме того, в 2019 г. наблюдалось расширение дефицита баланса инвестиционных доходов, связанное, в том числе, с увеличением отрицательного сальдо по дивидендным выплатам (которое объяснялось как ростом дивидендных выплат российских акционерных обществ, так и снижением поступлений дивидендных выплат в страну).
7. В условиях санкций и ухудшения торговых отношений РФ и ЕС, а также реализации стратегии развития ВИЭ в странах РФ требуется развивать ВИЭ в РФ для наращивания их экспорта в страны ЕС. Что касается традиционных источников энергии, перспективным для РФ является экспорт в Китай.
8. К 2025 г. Россия при благоприятных условиях будет поставлять в Китай 42 млрд куб. м газа по уже заключенным контрактам, что составит 18-27% всего импорта Китая (в базовом сценарии – 21%), уже став к тому времени либо основным поставщиком газа в Китай с учетом отказа от строительства линии «Д» газотранспортной системы «Центральная Азия – Китай» мощностью 30 млрд куб. м из Туркменистана, либо одним из крупнейших после Туркмении, которая с учетом линии «Д» сможет нарастить поставки в Китай приблизительно до 60 млрд куб. м (на 2017 г. крупнейшими поставщиками газа в Китай были Туркменистан – 34,2 млрд куб. м, Австралия – 24,0 млрд куб. м и Катар – 10,4 млрд куб. м). Если же Россия и КНР договорятся о строительстве ГП «Сила Сибири-2» или же «дальневосточного» маршрута, то доля российского газа на китайском рынке может составить 23-32% и 16-22% соответственно, но наши стороны не исключают возможности строительства обоих газопроводов, в этом случае доля поставок газа из России в КНР возрастет до 25-35%.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
1.1. Понятие и сущность экономических санкций
В научной литературе приводятся схожие по смыслу определения экономических санкций. Так, по мнению Е.А. Яновой, А.А. Кудрявцевой и Д.А. Михалевского экономические санкции (economic sanctions) характеризуются принудительными действиями в сфере экономических отношений, которые предпринимаются в отношении определенного субъекта одной или несколькими странами для ограничения действий и изменения политических, экономических и социальных условий другой страны или группы стран .
Аналогичное определение дает Н.И. Дмитриева в своей работе «Экономические санкции как инструмент политического давления» . По ее мнению санкции характеризуются преднамеренной, инициированной правительством или международными межправительственными организациями приостановкой или ее угрозой, сформировавшихся внешнеэкономических отношений, которые продолжались бы в случае неприменения санкций. Основную задачу санкций Н.И. Дмитриева также видит в изменении политики таргетируемой страны или поведения ее отдельных лидеров.
Наиболее распространенной формой санкций являются ограничения на международную торговлю, финансовые операции и запрет на перемещения физических лиц.
Санкции могут быть экономическими и неэкономическими. При этом неэкономическими можно назвать те санкции, которые по своей сути не касаются экономики, но последствия от них также способны причинить экономический ущерб.