Магистерский диплом на тему Влияние развивающей профориентационной программы на учебную мотивацию подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблем профессионального самоопределения и учебной мотивации подростков 8
1.1 Подростки в современных социально-экономических условиях 8
1.2 Особенности учебной мотивации подростков 14
1.3 Самоопределение – понятие и результаты исследований 21
1.4 Профессиональное самоопределение в контексте построения траектории личностного и профессионального развития подростков 27
1.5 Разработка развивающей профориентационной программы для подростков и организация работы по реализации программы в общеобразовательной организации для учащихся 8-10-х классов 33
1.6 Выводы к главе 1 38
Глава 2. Исследование влияния развивающей профориентационной программы на мотивацию подростков, профессиональное самоопределение и самоактуализацию 40
2.1 Организация и методики исследования 40
2.2 Результаты экспериментального исследования влияния профориентационной программы на учебную мотивацию, готовность к выбору профессии и самоактуализацию подростков 44
2.3 Обсуждение результатов исследования 61
Выводы к главе 2 65
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 76
Введение:
Актуальность исследования. Культурная трансформация современного общества, обусловленная бурным техническим прогрессом и межкультурной глобализацией, оказывает существенное влияние на взросление и развитие самосознания современных детей и подростков, для которых одними из важнейших ценностей являются уникальность и индивидуальность. Актуальность проблемы профессионального самоопределения в современной России складывается из различных социальных, психологических и экономических факторов и является ключевой в психологии становления личности. Рассматривая проблемы профессионального самоопределения современных подростков, мы хотим выделить четыре важных аспекта:
1) социально-экономическую ситуацию, в условиях которой происходит профессиональное самоопределение подростков;
2) отношение современных подростков к выбору профессии;
3) психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
4) влияние развивающей профориентационной программы на осознанный выбор профессии и учебную мотивацию подростков.
Для осознанного построения профессиональной траектории развития подростку необходимо иметь опоры для выбора, ориентироваться в мире профессий, изучить необходимые «hard & soft skills» – профессиональные навыки и универсальные компетенции специалистов различных профессий, соотнести сферу деятельности с личностными возможностями и способностями, пройти профессиональные пробы. Однако в период, когда подросток должен сделать значимый выбор и принять ответственное решение, он зачастую оказывается недостаточно просвещен и информирован о существующих профессиях и их особенностях, не имеет навыков самоанализа и расстановки приоритетов.
Для современных подростков совершенно нормально и естественно перекрёстное изучение предметов и применение различных технологий в учебном процессе. В их восприятии каждый исторический факт, биологический вид или логарифм прочно связан с целыми эпохами сложной системы гиперссылок и сносок. Подростки поколения Z постоянно получают потоки информации из разных уголков нашей планеты, что придаёт их мышлению некую Глобальность. Они стремятся к новым открытиям, исследованиям и разработкам.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Однако самой распространенной причиной плохого усвоения знаний и неэффективной учебной деятельности является низкая мотивация к обучению, отсутствие смыслов обучения. Мотивы учения у старшеклассников существенно меняются в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если младшие подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. В подростковом возрасте высокую значимость приобретает формирование образа своего будущего.
Таким образом, становится очевидным формирование нового взгляда на учебную мотивацию подростков, учитывающего общие тенденции развития социума и возрастные особенности старшеклассников. Данные выводы подводят нас к тому, что эффективная профориентационная работа должна строиться на комплексном подходе, логично выстроенной схеме психолого-педагогической работы, при которой школьнику будет оказана всесторонняя помощь и поддержка в построении траектории личностного развития.
Степень разработанности проблемы. Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Профессиональная ориентация – процесс многогранный, затрагивающий интересы как государства в целом, так и отдельной личности (возможность удовлетворять духовные запросы в общественном труде в соответствии со склонностями, способностями) и является сложной комплексной проблемой. На современном этапе развития нашего общества проблема профессиональной ориентации школьников в своей реализации должна органически сочетать социологический, экономический, педагогический и психологический подходы. Недостаточная разработанность и высокая социальная значимость изучения влияния профориентационных программ на учебную мотивацию подростков определили выбор темы, цели и задачи исследования, а также научную и практическую значимость данной работы. Сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы в работе психологов в школах и специалистов по профориентационной работе.
Цель исследования – изучить влияние развивающей профориентационной программы на учебную мотивацию подростков.
Объект исследования – учебная мотивация подростков и профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – влияние развивающей профориентационной программы на учебную мотивацию и профессиональное самоопределение подростков.
Гипотеза исследования – развивающая профориентационная программа оказывает влияние на развитие учебной мотивации, профессионального самоопределения и самоактуализации подростков.
Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой потребовалось решение следующих задач:
1. На основе анализа литературы определить особенности подростков в современных социально-экономических условиях.
2. Рассмотреть основные теоретические подходы к понятиям самоопределения и учебной мотивации, определить их специфику на подростковом этапе развития.
3. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации, готовности к профессиональному выбору и самоактуализации подростков.
4. Разработать и провести развивающую профориентационную программу на мотивацию подростков, профессиональное самоопределение и самоактуализацию.
5. Оценить эффективность разработанной профориентационной программы.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 90 подростков в возрасте 14-17 лет: в экспериментальную группу вошли 60 подростков, участвовавших в развивающей профориентационной программе, контрольную группу составили 30 подростков, не проходивших профориентацию.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
1. обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изученной теме;
2. тестирование;
3. количественно-качественный метод обработки результатов;
4. статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки информации включил в себя описательную статистику (подсчёт средних значений и стандартных отклонений), вычисление значимости различий между значениями разных групп при помощи t-критерия Стьюдента.
Методики исследования:
1. экспресс-методика определения общего уровня отношения к школе и учению (ОШУ, вариант для подросткового и старшего школьного возрастов) [55];
2. оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору [43];
3. самоактуализационный тест САМОАЛ (Э. Шострома, А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) [19].
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней получены новые данные, характеризующие процесс развития личности, профессионального и личностного самоопределения подростков в современных социокультурных условиях. Материал данной магистерской диссертации может служить основой для дальнейшей разработки новых профориентационных программ, а также для дальнейшего исследования влияния таких программ на психологические особенности подростков.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологов и педагогов при работе с подростками для решения их профориентационных задач, развития учебной мотивации, самоактуализации и профессионального самоопределения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 72 наименований и 9 приложений, в работе содержится 10 таблиц и 9 рисунков.
Заключение:
В данной работе исследовалось влияние развивающей профориентационной программы на учебную мотивацию подростков, их профессиональное самоопределение и самоактуализацию. В начале исследования мы провели анализ психологической и педагогической литературы, где рассмотрели:
– особенности подростков в современных социальных условиях;
– понятие самоопределения и результаты его исследований;
–особенности учебной мотивации подростков;
– профессиональное самоопределение в контексте построение траектории личностного и профессионального развития подростков;
– разработали развивающую профориентационную программу для подростков и рассмотрели особенности организации работы по реализации данной программы в общеобразовательной организации.
После тщательного изучения теоретического материала было проведено эмпирическое исследование, в котором нами была сформирована выборка испытуемых из 90 подростков в возрасте от 14 до 17 лет: 60 подростков участвовали в развивающей профориентационной программе и составили экспериментальную группу исследования, 30 подростков, не проходивших профориентацию, вошли в контрольную группу.
В результате эмпирическое исследование влияния развивающей профориентационной программы на мотивацию подростков, были получены выводы о том, что:
1. У подростков преобладает средний уровень учебной мотивации и самоактуализации, что свидетельствует о необходимости их развития. Подростки имеют достаточно отчётливые гипотетические намерения в отношении профессионального выбора, но им недостаёт реальной информированности о специфике выбранного вида деятельности, а также о том, соответствуют ли их индивидуально-личностные особенности профессионально важным качествам данной профессии. В сфере самоактуализации подростков характеризует высокое стремление к познанию и креативность. Однако они, они всё ещё ощущают себя достаточно зависимыми и не самостоятельными, хотя и активно стремятся к обретению собственной идентичности
2. Развивающая профориентационная программа, должна быть направлена на повышение осознанности подростков, развитие их ценностных ориентиров и профессиональных целей, создание возможностей для прохождения деятельностных проб.
3. Развивающая профориентационная программа способствует развитию самоактуализации и профессиональной готовности подростков. В результате её прохождения у подростков возрастает уровень информированности о предстоящей профессиональной деятельности, уровень самопознания в выбранной профессии, они укрепляются в своих профессиональных намерениях. Кроме того в процессе профориентации они развивают свою автономию и независимость, потребность в познании, спонтанность, становятся склонны ориентироваться на момент «здесь и сейчас», преодолевая феномен «отложенной жизни».
Следовательно, разработанная нами профориентационная программа для учеников 8-10-х классов оказалось эффективной в отношении развития показателей готовности к профессиональному выбору и самоактуализации, однако не поспособствовала развитию учебной мотивации подростков. Отсутствие различий между результатами констатирующего и контрольного этапа исследования у подростков контрольной группы позволяет говорить о том, что изменения, достигнутые подростками экспериментальной группы, обусловлены именно воздействием разработанной нами профориентационной программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты проблем профессионального самоопределения и учебной мотивации подростков
1.1 Подростки в современных социально-экономических условиях
В XXI веке общество претерпело значительную культурную трансформацию, что оказывает огромное воздействие на развитие современных подростков. За новым поколением закрепились такие определения, как «центениалы», «поколение Z» или «homelanders». Дословно, в переводе с английского «centennial» – столетний. В буквальном смысле, центениалы – поколение людей, которые теоретически могут прожить около 100 лет, ввиду стремительного темпа развития биотехнологий. Нил Хау (Neil Howe) и Уильям Штраусс (William Strauss) в 1991 году создали и описали Теорию поколений, согласно которой к данной группе относятся люди, родившиеся после 1996 или 2000 года (данные исследований на этот счёт расходятся).
Современные подростки – дети эры высоких технологий, «всемирной паутины» и глобальной межкультурной интеграции. Это поколение воспринимает и ощущает себя одновременно и в виртуальном, и в реальном мире. В сознании представителей поколения Z естественным путём стираются национальные, культурные и географические границы. Барьеров и запретов для освоения какой-либо деятельности для них просто не существуют, любая информация, включая личную, становится доступной на просторах интернета. Поколение Z живёт в бесконечном потоке информации, несмотря на это оно обладает способностью вычленять необходимые для себя данные и знания, своего рода «иммунитетом» к спаму, бессмысленной информации, навязчивой рекламе, политической и социальной пропаганде. Для современных подростков не свойственен идеализм, они предпочитают рациональную, практичную жизненную позицию. Подобная система ценностей распространяется также на внешний вид, чаще всего они предпочитают стиль casual (одежда, не стесняющая движения, унисекс, например кеды и джинсы); организацию личного пространства – сдержанный минимализм в интерьере; практичное отношение к деньгам, которые нужно тратить на предметы жизненной необходимости, а не на бессмысленную роскошь [2].