Психология,психоанализ Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические аспекты влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет 7
1.1 Феноменология психосоматических заболеваний, факторы их развития 7
1.2 Психологические особенности родителей детей с хроническими заболеваниями 19
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с хроническими заболеваниями 29
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Анализ особенностей отношений мать-дитя в семьях со здоровыми детьми и детьми с психосоматическими заболеваниями 49
2.3 Сравнительный анализ отношений мать-дитя в семьях со здоровыми детьми и детьми с психосоматическими заболеваниями 67
Выводы по результатам исследования 84
2.4 Рекомендации по работе с особенностями отношений мать-дитя в семьях детей с психосоматическими заболеваниями 86
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения 99

  

Введение:

 

По мере увеличение темпов технического прогресса, нарастающих процессов индустриализации и глобализации, увеличиваются темпы жизни человека, а также интенсивность информационной нагрузки. Всё это приводит к постоянно нарастающему количеству стрессовых факторов, которые оказывают существенное воздействие на психику и организм человека. В литературе появляется такое понятие как «болезни цивилизации» или «болезни стресса» [14], в это понятие обычно включают психосоматические и психические расстройства, которые на протяжении последнего века оказались более распространены, чем когда-либо.
Особенно подверженной стрессовым воздействиям современного общества является ещё не сформированная детская психика. Однако ведущее воздействие на их психическое развитие оказывает не столько социальная ситуация в целом, сколько специфика отношений ребёнка с родителями. Именно через отношения с родителями дети познают окружающий мир, вырабатывают стратегии взаимодействия с ним, соответственно именно через родителей детям передаётся существенная часть повседневных стрессов современного человека. Следовательно, на развитие психологических проблем, а также на формирование психосоматических заболеваний у детей существенное влияние оказывает специфика структуры семейных отношений, в которой находится ребёнок.
Со времён становления психоаналитических теорий и концепций особое значение придавалось не только специфике детско-родительских отношений в целом, но особенностям отношений между ребёнком и матерью. Ещё Зигмунд Фрейд подчёркивал абсолютное значение отношений с матерью, он считал их прототипом для всех дальнейших отношений человека с миром и во взрослой жизни [54]. С первых дней жизни именно мать является тем первичным объектом от взаимодействия с которым в существенной степени зависит жизнь и благополучие ребёнка, гармоничность его физического и психического развития. Соответственно, психологическое благополучие матери, а также те стратегии воспитания, которые она применяет к ребёнку, даваемое ей эмоциональное тепло и поддержка влияют на ребёнка больше, чем какие-либо другие факторы. Нарушения в структуре отношений мать-дитя, большое количество стрессов и эмоционального напряжения, предаваемых ребёнку через мать с самого начала его развития, могут являться причинами психологических проблем ребёнка, а также факторами развития психосоматических симптомов и расстройств. Всё это свидетельствует об исключительной важности и актуальности изучения влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Цель исследования: изучить влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию сущности психосоматических заболеваний и факторов их развития;
2. Провести теоретический анализ психологических особенностей родителей детей с хроническими заболеваниями и специфики детско-родительских отношений в таких семьях;
3. Провести эмпирическое исследование влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет;
4. Провести качественно-количественный и статистический анализ полученных результатов и сформулировать выводы;
5. Разработать практические рекомендации по работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями более эгоцентричны, менее эмпатичны и менее внимательны к эмоциональным нуждам своего ребёнка, они чаще используют негармоничные стили семейного воспитания, чем матери здоровых детей.
Объект исследования: психологические особенности семей детей с психосоматическими заболеваниями.
Предмет исследования: Влияние ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 60 женщин:
Экспериментальная группа – 30 матерей, воспитывающих детей в возрасте 7-11лет с хроническими заболеваниями (заболеваниями желудочно-кишечного тракта, атопическим дерматитом, астмой и часто болеющих детей);
Контрольная группа – 30 матерей, воспитывающих детей в возрасте 7-11лет, не имеющих хронических заболеваний.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования
1. Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изученной теме
2. Тестирование;
3. Количественно-качественный метод обработки результатов;
4. Статистический анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.;
2. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина;
3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик;
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических консультативных служб при работе с матерями, воспитывающими детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте 7-11лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 62 наименования, и приложений. Общий объём работы составил 98 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Со времён становления психоаналитических теорий и концепций особое значение придавалось не только специфике детско-родительских отношений в целом, но особенностям отношений между ребёнком и матерью. С первых дней жизни именно мать является тем первичным объектом от взаимодействия с которым в существенной степени зависит жизнь и благополучие ребёнка, гармоничность его физического и психического развития. Соответственно, психологическое благополучие матери, а также те стратегии воспитания, которые она применяет к ребёнку, даваемое ей эмоциональное тепло и поддержка влияют на ребёнка больше, чем какие-либо другие факторы. Нарушения в структуре отношений мать-дитя, большое количество стрессов и эмоционального напряжения, предаваемых ребёнку через мать с самого начала его развития, могут являться причинами психологических проблем ребёнка, а также факторами развития психосоматических симптомов и расстройств.
Анализ психологических особенностей родителей (преимущественно матерей) детей с хроническими заболеваниями в большинстве исследования производится с акцентом на особенности их эмоционального состояния и адаптационных возможностей. Сам факт заболевания ребёнка является для родителя интенсивным стрессом, который приводит к повышению уровня невротизации, тревожности, депрессивности, раздражительности, снижению эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, качества жизни и адаптационного потенциала. Среди устойчивых личностных особенно матерей обращается внимание на их эмоциональную ригидность, латентную враждебность, недоверчивость, подозрительность, инертность в принятии решений, трудности выражения и контроля своих чувств, сочетание авторитарности в близких отношениях, с покорностью внешним авторитетам, чувством вины и неполноценности, преобладанием пассивных форм совладания со стрессом и др.
Детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с хроническим заболеванием, в существующих исследованиях зачастую характеризуются чертами гиперпротекции, склонности к симбиотическим отношениям с ребёнком, что влечёт за собой его инфантилизацию и усугубление защитной соматизации. Для так называемой «психосоматогенной семьи» также характерно нарушение раннего контакта в диаде мать-ребёнок, преобладание ненадёжного типа привязанности, склонность родителей решать собственные проблемы через ребёнка, сверхвключённость в жизнь ребёнка, противоречиво сочетающаяся с игнорированием его эмоциональных нужд. Особенно подчёркиваются трудности свободного выражения чувств в такой семье, бедность психологического языка, проявления алекситимии, подавление эмоций, что и приводит к их соматизации.
В проведённом нами эмпирическом исследовании влияния отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний детей 7-11 лет приняли участие две группы женщин. Экспериментальную группу составили 30 матерей детей с хроническими заболеваниями, а в контрольную группу вошло матери детей, не имеющих хронических заболеваний. В результате исследования были получены следующие выводы:
1. У матерей детей как с хроническими заболеваниями, так и без них преобладающими стилями семейного воспитания являются предпочтение в ребёнке детских качеств, гиперпротекция и недостаточность требований и запретов. Однако у матерей детей с хроническими заболеваниями также часто диагностируется фобия утраты ребёнка, по этому показателю они значительно превосходят женщин из контрольной группы. Более выраженный страх утраты ребёнка приводит также к значительно большей воспитательной неуверенности, а также большему стремлению к гиперпротекции и потворствованию.
2. У матерей детей с хроническими заболеваниями преобладающим стилем родительского отношения является низкая кооперация, а также их характеризует отсутствие баланса в сфере контроля – они либо чрезмерно авторитарны по отношению к детям, либо наоборот – не требуют дисциплины вовсе. Для матерей детей без хронических заболеваний характерен низкий симбиоз в отношениях с детьми, довольно спокойное отношение к их неудачам, по обоим этим показателям женщины из контрольной группы значительно уступают матерям детей с хроническими заболеваниями.
3. Для матерей детей с хроническими заболевания характерными являются черты эмоциональной ригидности и невротического сверхконтроля (по этим показателям они значительно превосходят женщин из контрольной группы), а также индивидуалистичности и пессимистичности. В то время как для женщин из контрольной группы наоборот характерна эмоциональная лабильности и оптимистичность, со склонностью к вытеснению негативных переживаний в сферу бессознательного. Кроме того, женщины экспериментальной группы значительно менее оптимистичны, их характеризует более высокий уровень общего психоэмоционального напряжения, личностной дисгармонии, душевного дискомфорта, более низкие адаптационные возможности.
4. Общий уровень эмпатии у женщин как контрольной, так и экспериментальной группы является довольно низким и у преобладающего большинства женщин соответствует пониженному уровню. При этом у матерей детей с хроническими заболеваниями преобладающими показателями эмпатии являются рациональный канал эмпатии и идентификация в эмпатии, а матерей детей без хронических заболеваний – эмоциональный канал эмпатии и её проникающая способность. Причём последние два параметра, а также общая эмпатия у женщин контрольной группы сформированы лучше, чем у матерей детей с хроническими заболеваниями.
Обобщая результатов корреляционного анализа данных, полученных в результате исследования, можно прийти к следующим выводам:
– По мере увеличения длительности заболеваний детей их матери чаще начинают прибегать к негармоничным стратегиям воспитания;
– У матерей детей без хронических заболеваний негармоничность стилей воспитания возрастает с увеличением возраста женщин;
– У матерей экспериментальной группы наиболее негативное воздействие на стиль их детско-родительских отношений оказывают такие личностные черты как невротический сверхконтроль, пессимистичность, импульсивность, эмоциональная ригидность и тревожность. Черты оптимистичности, наоборот – способствуют гармонизации отношений с ребенком;
– На стиле воспитания матерей детей без хронических заболеваний аналогично негативно сказываются черты невротического сверхконтроля и эмоциональной ригидности, а также эмоциональная лабильность;
– Эмпатические способности благотворно сказываются на стиле детско-родительских отношений как матерей детей с хроническими заболеваниями, так и без них, однако у матерей здоровых детей высокая эмпатичность может формировать стиль минимальных санкций.
На основе выводов, полученных в результате эмпирического исследования, нами были сформулированы рекомендации по работе с отношениями мать-дитя в семьях детей с психосоматическими заболеваниями.
Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что матери, воспитывающие детей с психосоматическими заболеваниями более эгоцентричны, менее эмпатичны и менее внимательны к эмоциональным нуждам своего ребёнка, они чаще используют негармоничные стили семейного воспитания, чем матери здоровых детей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты влияния ранних отношений мать-дитя на формирование психосоматических заболеваний у детей 7-11 лет
1.1 Феноменология психосоматических заболеваний, факторы их развития
Этимология слова «психосоматика» происходи от греческих слов «psyche» – душа, дух и «soma» – тело. Психосоматическая медицина в современном понимании рассматривается как метод лечения и наука о взаимосвязи между психическими и физическими проявлениями, тесно связывающих человека с окружающим миром [9].
Проблема отношений между сомой и психикой имеет долгую историю изучения. Уже в греческой философии идея влияния души и духа на тело была довольно распространена. Появившись в трудах Гиппократа, проблема взаимосвязи психических и физических расстройств по настоящий момент является предметом множества публикаций и исследовательских работ. При этом очевидны попытки выработать единую этиопатогенетическую концепцию психосоматических расстройств, что, учитывая неоднородность взглядов психиатров, терапевтов и сторонников психоаналитических концепций, является, по словам Д.Б Колесникова, достаточно трудной задачей [27].
Большинством специалистов разделяется мнение о том, что корни психосоматического направления лежат в сформулированных З.Фрейдом взглядах на конверсионную истерию. Он, в частности, пришел к заключению, что неприемлемые или непереносимые для субъекта эмоциональные состояния вытесняются из сознания и вместо естественного телесного выражения начинают проявляться в символической форме через нарушение соматических функций, то есть – через конверсию. При этом соматические симптомы во многом рассматривались как невербальный по форме и архаичный по сути призыв о помощи [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы