Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Управление внеурочной образовательной деятельностью младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологический базис, понятийно-категориальный аппарат, исследовательский инструментарий управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 8
1.1. Понятийно-категориальный аппарат и концептуальные основания управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 8
1.2.Исследовательский инструментарий управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 15
1.3. Теоретическая модель управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 24
Выводы по первой главе 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по управлению внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 38
2.1. Анализ системы управления внеурочной деятельностью младших школьников в образовательной организации 38
2.2 Разработка и внедрение модели управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 50
2.3. Опытно-экспериментальная проверка модели управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников 57
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложения 86

 

  

Введение:

 

Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования предполагают реализацию основной образовательной программы образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и является обязательной. Актуальность заявленной проблемы связана с востребованностью управленческого опыта по отбору и развитию содержания внеурочной деятельности, оформлению нормативной документации, планирующей документации – плана внеурочной деятельности, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, составления расписания, внутришкольного контроля внеурочной деятельности, инструмента учета и контроля, мониторинге результатов.
Актуальность определяется также необходимостью четкого различения направленности дополнительного образования, которое финансируется в школах бюджетом, и внеурочной деятельности, нацеленной на достижение планируемых результатов общеобразовательной программы начального общего образования. Каждая из школ ищет пути, как разрешить противоречие между ограниченными имеющимися ресурсами: кадровыми, финансовыми, временными, пространственными и желанием удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и их родителей (законных представителей), направленные на развитие личности ребенка, необходимостью обеспечить часы внеурочной деятельности).
Важным является и выбор форм работы при реализации внеурочной деятельности, поскольку есть опасность, что при проведении курсов внеурочной деятельности, продолжающих предметную линию, они могут использоваться просто в качестве дополнительных уроков. Поэтому требует решения проблема моделирования системы управления внеурочной деятельностью в образовательной организации.
Исходя из анализа литературных источников, считаем, что не рассмотренными остаются следующие вопросы по теме магистерской работы:
− специфика управления внеурочной деятельностью в образовательной организации;
− условия и принципы управления внеурочной деятельностью в образовательной организации;
− проектирование и внедрение модели управления внеурочной деятельностью в образовательной организации.
По нашему мнению, обозначенные вопросы, остаются нерешенными и наиболее остро стоят перед современной теорией и практикой управления внеурочной деятельностью младших школьников в образовательной организации.
Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования: «Управление внеурочной образовательной деятельностью младших школьников».
Объектом исследования является процесс управления внеурочной деятельностью в образовательной организации.
Предметом исследования является проектирование модели управления внеурочной деятельностью в муниципальном общеобразовательном учреждении «МОУ гимназия №5» г.о. Люберцы.
Целью исследования является выявление организационно-управленческих условий успешной реализации модели управления внеурочной деятельности.
Задачами исследования являются следующие:
1. уточнить понятийно-категориальный аппарат и концептуальные основания управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников;
2. определить исследовательский инструментарий управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников;
3. обосновать теоретическую модель управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников;
4. провести анализ системы управления внеурочной деятельностью младших школьников в образовательной организации;
5. разработать и внедрить модель управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников;
6. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что управление внеурочной деятельностью в образовательной организации будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в ОО при условиях:
— соответствия национальным стандартам образования;
— минимизации различных рисков;
— социальной ориентированности моделирования;
— соответствия обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации;
— соответствия возрастным особенностям обучающихся, преемственности с технологиями учебной деятельности;
— опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
— опоры на ценности воспитательной программы школы;
— свободного выбора на основе личных интересов и склонностей обучающихся.

Теоретико-методологическая основа исследования. Исследование сущности и специфики внеурочной деятельности младших школьников в ОО нашли отражение в трудах О.Н. Булаевой, Е.А. Зубовой, Н.Г. Головановой, Л.А. Дубинец, А.Л. Ереминой, Т.А. Золотовой, С.К. Кащеевой, М.И. Корневой, И.П. Макаровой, А.Н. Мисюкевич и др. Особенности управления образовательным процессом, в т.ч., внеурочной деятельностью в ОО исследовали З.Д. Абралова, Н.В. Быстрова, Г.И. Вергелес, А.В. Емелина, Д.С. Зюзиной, Е.В. Калашник и др.
В основу механизма организации внеурочной деятельности положено управление различными направлениями деятельности в системе воспитательной работы.
Термин «управление» в настоящее время находит широкое применение в разных областях науки и деятельности человека, поскольку управление всегда делает деятельность упорядоченной и за счет этого позволяет более успешно достигать поставленных целей. Процесс управления представляет собой перевод системы в новое, более качественное состояние, оцениваемое по конечному результату, на основе выбранных критериев.
Управление внеурочной деятельностью предлагается понимать как систему и процесс, включающий планирование, организацию, контроль, мотивацию и коммуникацию. Управление внеурочной деятельностью представляет замкнутый цикл, включающий в себя контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения. Основным элементов этого цикла выступает мониторинг качества, который подразумевает сбор, обработку, хранение и распространение информации о внеурочной деятельности. Данные мониторинга используются для оценки состояния качества внеурочной деятельности, прогнозирования ее развития, коррекции результатов и принятия управленческих решений.
Методы исследования:
Теоретические – анализ нормативных документов, анализ управленческой деятельности, проектирование.
Эмпирические – прямые и косвенные наблюдения, анкетирование, беседы, собеседование с представителями администрации образовательной организации, педагогами, изучение документации образовательной организации, диагностические методики.
Методики:
1. Полупроективная методика А.И. Божович и И.К. Марковой «Лесенка побуждений», целью которой является выявление доминирующих познавательных и социальных мотивов во внеурочной деятельности обучающегося;
2. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман), целью которой является выявление уровня развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества;
3. Методика Т.П. Хиленко, целью которой является определение уровней сформированности информационной компетентности учащихся младших классов.
Этапы исследования:
1. Изучение литературы и практического опыта по теме исследования.
2. Формулирование научного аппарата, составление программы исследования. 
3. Реализация программы исследования на практике. Анализ и систематизация результатов. 
4. Обобщение результатов работы, составление текста дипломного исследования. 
Практическая значимость. Работа представляет собой конкретный проект модели управления внеурочной деятельностью младших школьников в муниципальном общеобразовательном учреждении «МОУ гимназия №5» г.о. Люберцы. Данная будет полезна руководителям образовательных организаций Московской области.
Опытно-экспериментальной базой исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ гимназия №5» г.о. Люберцы.
Выпускная квалификационная (магистерская диссертация) состоит из введения, глав: теоретической и эмпирической; выводов, списка литературы приложений, содержащих пояснительный и иллюстративный материал. 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе были рассмотрены вопросы управления внеурочной деятельностью младших школьников. Поставленная цель над работой выполнена успешно.
В первой главе уточнен понятийно-категориальный аппарат и концептуальные основания управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения исследовательского инструментария.
Обоснована теоретическая модель управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, какова специфика внеурочной деятельности. Анализ литературы показал, что при определении специфики внеурочной деятельности необходимо учитывать ряд факторов.
Во-первых, в контексте методологии ФГОС общего образования внеурочная деятельность рассматривается не только как занятия во внеурочное время, а как деятельность в трактовке системно-деятельностного подхода, дополняющая урочную деятельность.
Во-вторых, в отличие от урочной деятельности, внеурочная деятельность в большей степени ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов, поскольку цель данного вида учебной деятельности – развитие и воспитание обучающихся.
В-третьих, необходимо отличать внеурочную деятельность от дополнительного образования в силу разной целевой направленности, места в структуре современного образования, специфики методик обучения.
В-четвертых, внеурочная деятельность обладает особенным методическим инструментарием, реализующим установки системно-деятельностного подхода, но реализуемых в формах, отличных от урочной. Также в зависимости от направления внеурочной деятельности применяются специфичные методы развития, обучения и воспитания личности.
Во второй главе проведен анализ системы управления внеурочной деятельностью младших школьников в образовательной организации; разработана и апробирована модель управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников; опытно-экспериментальным путем проверена эффективность модели управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников.
Сделан следующий вывод: от правильно разработанной системы мониторинга во многом будет зависеть успех управления внеурочной деятельностью в начальной школе. Очень важно использовать разные методы сбора информации, чтобы можно было получить объективную картину. С помощью критериев успешности можно осуществлять эффективный мониторинг внедрения преобразований и делать соответствующие выводы на разных этапах реализации программы управления внеурочной деятельностью младших школьников. Достижение желаемого результата изменений должно оцениваться степенью соответствия реально достигнутого и измеренного результата преобразований запланированному результату. Для учета мнения всех групп участников в рамках мониторинга проведено анкетирование, опрос родителей, учителей и учащихся. В экспериментальной части исследования нами была проведена оценка организации внеурочной деятельности младших школьников путем анализа документов, анкетирования, включенного аблюдения и диагностических методик. Проведенное исследование позволило выявить недостатки и наметить пути совершенствования системы управления внеурочной деятельностью, что позволило разработать оптимальную модель и Прграмму управления внеурочной деятельностью.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный этап, целью которого было выяснение эффективности проведенного исследования. Повторно проведенные методики, анкетирование показали эффективность предложенной модели управления внеурочной деятельности младших школьников.
Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза, которая состоит в том, что управление внеурочной деятельностью в образовательной организации будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в ОО при условиях: соответствия национальным стандартам образования; минимизации различных рисков; социальной ориентированности моделирования; соответствия обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации; соответствия возрастным особенностям обучающихся, преемственности с технологиями учебной деятельности; опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опоры на ценности воспитательной программы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей обучающихся.
Внеурочная деятельность должна быть интересна обучающимся, одновременно с этим полезна и привлекательна для каждого ученика. Следует выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы они формировали социальную компетентность, а также способствовали психологической и физической разгрузке обучающихся. Важно, чтобы внеурочная деятельность была целенаправленно построена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретико-методологический базис, понятийно-категориальный аппарат, исследовательский инструментарий управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников

1.1. Понятийно-категориальный аппарат и концептуальные основания управления внеурочной образовательной деятельностью младших школьников

Внедрение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обусловило появление и апробацию новых видов и форм учебной деятельности, одной из которых является внеурочная деятельность. Для отечественной педагогической науки понятие внеурочной деятельности (в педагогике встречаются синонимичные понятия: внеурочная работа, внеурочное время и т.д.), не является новым. Первые исследования внеурочной деятельности относятся к 50-60 гг. 20 века (Е.И. Альтов [2], Г.П. Бурса [6] и др.). Внеурочная деятельность определялась исследователями в качестве механизма решения частных проблем воспитания и обучения, которые не входили либо в недостаточной степени освещались в урочной деятельности, другими словами: при освоении школьниками содержания учебных предметов, в частности, с привлечением потенциала внеурочной деятельности решались проблемы углубленного изучения того или иного предмета либо осуществления специфических видов воспитания.
В разработке концепции внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода ведущая роль отводится Ю.К. Бабанскому [3], В.В. Давыдову, А.У. Варданян [13] и др.
Содержание понятия внеурочной деятельности, с другой стороны, в контексте методологии ФГОС общего образования претерпело существенные изменения. По этой причине до настоящего времени у части педагогических работников, которыми реализуются программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования, отмечаются затруднения в части организации внеурочной учебной деятельности: непонимание цели внеурочной деятельности, смешение методик и содержания внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников и пр.
Многими современными исследованиями представлены различные варианты трактовки внеурочной деятельности, однако все они представляют собой варианты определения, содержащегося в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В соответствии с данным документом, внеурочная деятельность представляет собой учебную деятельность, которая реализуется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО или СОО в зависимости от уровня образования 50.
Так, раскрытию сущности внеурочной деятельности обучающихся направлены исследования Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [12]. По мнению авторов, внеурочная деятельность объединяет «все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [12, с. 7].
Педагогами раскрыт воспитательный потенциал внеурочной деятельности, определены и классифицированы ее воспитательные результаты, обосновано различие между результатом и эффектом этой деятельности. Под результатом понимается то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, при прохождении туристского маршрута школьник не только переместился в пространстве, преодолел сложности пути, но и приобрел определенное знание об окружающих людях и о себе, прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект является последствием результата. Пережитые отношения и чувства, совершенные действия развили ребенка как личность, приобретенные знания, способствовали формированию его компетентности 28, с. 161.
Внеурочная деятельность может быть представлена как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, которая организуется участниками образовательного процесса, которая отличается от урочной системы обучения: кружки, секции, экскурсии, конференции, круглые столы, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, которые в полной мере обеспечивают реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования 56, с. 363.
Данное понятие фактически интегрирует все виды учебной деятельности (исключение составляет урочная), в данных видах решаются задачи по достижению результатов освоения ООП указанных уровней образования. Данным объясняется отличие внеурочной деятельности от учебной деятельности, реализуемой в рамках дополнительного образования детей: внеурочная деятельность реализует часть ООП уровней общего образования, дополнительное образование школьников реализуется через дополнительные общеобразовательные программы 75, с. 49..

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы