Менеджмент в образовании Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Управление развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций 9
1.1. Сущность понятий «управление развитием», «профессиональная компетентность», «профессиональная педагогическая деятельность», в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2. Сравнительный анализ подходов к управлению развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в зарубежном и отечественном опыте 17
1.3. Требования профессионального стандарта к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, условия управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров 30
Выводы по I главе ………………………………………………………………..37
Глава II. Эмпирическое исследование управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации 40
2.1. Выявление профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации, педагогические основы проектирования модели 40
2.2. Реализация педагогических условий управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга. 55
2.3. Анализ результатов внедрения управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга. 77
Выводы по II главе 85
Заключение 87
Список литературы 91

  

Введение:

 

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что развитие профессиональной компетенции педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений отражает один из главнейших показателей уровня функционирования образовательной системы государства.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию. За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе образования. Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (№1155 от 17 октября 2013года), принятие «Профессионального стандарта педагога» (№ 30550 от18 октября 2013 года), послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству дошкольного образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
Профессиональный рост и развитие заключается в приобретении педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решать стоящие перед дошкольной организацией задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья дошкольников.
Создание условий для развития профессиональной компетенции воспитателя ДОО является приоритетом в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Профессиональная компетентность людей, которые работают в системе «человек – человек», определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями педагога, мотивами его деятельности, осознанием самого себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимодействия с людьми, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.
Общие теоретические и практические аспекты по управлению персоналом отражены в работах таких известных исследователей как А.Р.Алавердов, Н.И.Архипов, Т.Ю.Базаров, В.Р.Веснин, А.В.Дейнека,Д.Джой-Меттьюз, С.Дырин, А.Я.Кибанов, В.М. Маслова, Г.И. Михайлина, К.Э. Оксинойд и др. Исследования вопросов профессиональной компетентности работников имеют отражение в трудах Т.П. Авдулова, А.Р. Алавердова, Т. Алексеевой, А.А.Вербицкого, О.Г.Ларионова, Ю.В.Зуева, О.А.Соломенникова, В.В.Лебедева, С.Н.Лютова. Актуализировали разработку и решение проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов исследования таких авторов, как T.B. Белова, Е.А. Ефимова, Н.Ф. Ефремова, Н.А. Запорощенко, Т.В. Иванчикова, Л.Н. Казакова, А.П. Полякова, В.А. Сулиманова, Л.Л. Тимофеева и другие. Обзор данных научных источников показал, что степень изученности разных вопросов развития профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ неодинакова и в современных, постоянно изменяющихся условиях функционирования, требует постоянного контроля и изучения.
Этими авторами отмечается, что та система повышения компетентности педагогов, которая существует в образовательных организациях не способна в полной мере обеспечить современные требования к уровню профессиональной подготовки педагога. В свете решения проблемы совершенствования профессионализма педагогов и повышения их компетентности важным является решение вопросов, связанных с обеспечением условий, способствующих повышению компетентности педагогических кадров внутри самих образовательных организаций. Совершенствование профессиональной компетентности педагога представляет собой непрерывный процесс, сопровождающий его в течение всего профессионального пути.
Изучение педагогического опыта и проведенные исследования выявили, что профессиональная компетентность педагогических работников рассматривается как результат деятельности методической службы, ориентированной на решение организационно-административных задач.
Объект исследования – процесс развития профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – управление развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – разработать программу мероприятий управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования — управление развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации будет эффективным, если реализовать следующие педагогические условия:
— мониторинговые процедуры по оценке качества профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации осуществляются на основе поэтапности;
-программа «Повышение профессиональной компетенции педагогов», в частности прохождение педагогическим персоналом курса «Навыки коучинга», позволит повысить профессиональную компетентность педагогических кадров;
— разработанная факторно-критериальная модель оценки труда педагогического персонала, содержащая факторы оценки труда, вес факторов, критерии факторов и их значимость приведет к совершенствованию системы оценки эффективности работы педагога, а именно, дифференциация оценки результативности труда каждого работника, гибкость системы оплаты труда.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «управление развитием», «профессиональная компетентность», «профессиональная педагогическая деятельность», в психолого-педагогических исследованиях;
2. Провести сравнительный анализ подходов к управлению развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений в зарубежном и отечественном опыте;
3. Описать требования профессионального стандарта к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, условия управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров;
4. Определить профессиональную компетентность педагогических кадров дошкольной образовательной организации, педагогические основы проектирования модели;
5. Рассмотреть реализацию педагогических условий управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга;
6. Проанализировать результаты внедрения управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга.
Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «профессиональная компетентность педагога», а также в работе была предложена программа совершенствования развития профессиональной компетенции педагогических кадров дошкольной образовательной организации, разработана факторно-критериальная модель оценки труда педагогического персонала, мероприятия, направленные на активизацию личных качеств и творческого потенциала педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
Положения, выносимые на защиту:
— внедрена система моральных и материальных стимулов для сохранения в ДОО лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, направлено на формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего необходимый уровень квалификации, а также повышение мотивации учебной деятельности педагогов и рост профессионального мастерства;
— разработана и внедрена факторно-критериальная модель оценки труда педагогического персонала, которая позволит повысить мотивацию, приведет к совершенствованию системы оценки эффективности работы педагога, а именно, дифференциации оценки результативности труда каждого работника, гибкость системы оплаты труда;
— реализация программы «Повышение профессиональной компетенции педагогов»позволит создать более благоприятные условия для профессионального роста и эффективного использования кадрового потенциала, так же увеличит доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней; позволит повысить социальный статус воспитателя и увеличит долю молодых специалистов в образовательной организации.
Практическая значимость – применение результатов исследования на практике даст возможность внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в ДОО лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также программы «Повышение профессиональной компетенции педагогов», в частности прохождение педагогическим персоналом курса «Навыки коучинга», позволит повысить профессиональную компетентность педагогических кадров; разработанная факторно-критериальная модель оценки труда приведет к совершенствованию системы оценки эффективности работы педагога, а именно, дифференциация оценки результативности труда каждого работника, гибкость системы оплаты труда.
Методы исследования: теоретические – анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические – анкетирование, математическая обработка результатов исследования.
База исследования — Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Повышение уровня квалификации персонала – важнейший инструмент организации, позволяющий формировать организационную, производственную, экономическую, социальную среду и повышать её кадровый потенциал. Так, отлаженная система повышения квалификации позволяет: повысить мотивацию персонала, снизить текучесть персонала, определить тенденции личного профессионально развития, расширить влияние социальной работы, повысить интерес персонала к работе в данной организации – то есть, позволяет оставаться организации быть конкурентоспособной в рыночной экономике и успешно осуществлять свою деятельность в рамках современного бизнеса.
Под профессиональной компетентностью понимаем комплексную характеристику человека, проявляющейся в конкретной профессиональной деятельности и включающей знания, умения, навыки, способности, опыт, мотивацию и личностные свойства.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод в контексте нашего исследования о том, что мы рассматриваем профессиональную компетентность педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения как необходимый объем и уровень знаний, опыт по виду профессиональной деятельности, а профессиональная компетенция — это совокупность доступных для измерения или оценивания умений, знаний и навыков, приобретенных в течение обучения и необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Важным для объективной оценки ситуации в отечественном образовании является изучение и анализ зарубежного опыта по вопросам профессионального развития молодых педагогов.
Под профессиональной компетентностью педагога понимают личностные возможности воспитателя, которые позволят ему самостоятельно и эффективно реализовывать цели педагогического процесса. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь применять ее в практической деятельности. Педагогическая компетентность воспитателя — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Содержание теоретической готовности воспитателя проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. Содержание практической готовности воспитателя выражается во внешних (предметных) умениях, то есть в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга открылся в 1986 году. С тех пор коллектив детского сада старается создавать условия для комфортного пребывания детей, насыщенного радостными, интересными событиями. ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга гордится своими сотрудниками, многие из которых трудятся в учреждении со дня его открытия.
Организационная структура ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга представляет собой линейно-функциональный тип организационной структуры управления предприятием.
Проведенный анализ кадрового потенциала объекта исследования и уровня компетенции педагогов выявил как позитивные, так и негативные тенденции. Для развития профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в детском саду лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения ДОО новым поколением воспитателей.
Оценка компетенций педагогического персонала дошкольной образовательной организации проведена с помощью анкетирования предложенного Роговым Е.И. «Уровень сформированности профессиональной компетентности».
Проблемными зонами в направлениях базовых компетентностей педагога являются личностные качества и мотивация учебной деятельности, что говорит про необходимость составить программу коррекции деятельности педагогического коллектива.
Реализация процесса управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров в ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга проходила согласно составленной программы «Повышение профессиональной компетенции педагогов». Данная программа направлена на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
Мероприятия программы «Повышение профессиональной компетенции педагогов» ГБДОУ «Детский сад № 69» Красносельского района Санкт-Петербурга помогли участникам тренингов расширить и углубить теоретические и практические знания об общении и взаимодействии, углубить понимание по межличностному взаимодействию, определить свое место в коллективе, выяснить основные причины возникновения конфликтов в коллективе, а также овладеть путями их решения.
Управление развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций показало эффективность при реализации следующих педагогических условий:
— мониторинговые процедуры по оценке качества профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольной образовательной организации осуществлялись на основе поэтапности;
-программа «Повышение профессиональной компетенции педагогов», в частности прохождение педагогическим персоналом курса «Навыки коучинга», позволило повысить профессиональную компетентность педагогических кадров;
— разработанная факторно-критериальная модель оценки труда педагогического персонала, содержащая факторы оценки труда, вес факторов, критерии факторов и их значимость привело к совершенствованию системы оценки эффективности работы педагога, а именно, дифференциация оценки результативности труда каждого работника, гибкость системы оплаты труда.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования управления развитием профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций

1.1. Сущность понятий «управление развитием», «профессиональная компетентность», «профессиональная педагогическая деятельность», в психолого-педагогических исследованиях
Современными учеными понятие «компетентность» анализируется с разных позиций. Ее определяют как уровень профессиональных знаний, умений, которые используются специалистом, базовый компонент понятия «педагогическая культура», способность конструктивно действовать, умение актуализировать накопленные знания в процессе реализации профессиональных функций, опыт и теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний [71, c.15].
Понятие «профессиональная компетентность» в психолого-педагогической литературе трактуется как:
«совокупность знаний, навыков и умений, которые определяют результативность труда» [29, c.81];
«единение подготовки студентов в теоретической и практической сфере» [21];
«слияние знаний с профессионально ориентированными личностными качествами» [13, c.34];
«общая система знаний и приобретенных умений педагога, которая складывается при решении профессионально-педагогических задач на практике» [15, c. 56];
«общая система знаний и умений, формирующих творческий педагогический потенциал и выстраивающий его деятельность» [62].
Профессиональная компетентность рассматривается через уровень профессионального образования, приобретенный опыт и имеющиеся индивидуальные способности человека, его стремление, мотивированное к беспрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческий и ответственный подход к делу. Она связана с решением широкого круга социальных, культурологических, психологических, физиологических и других проблем. Содержание профессиональной компетентности педагога раскрывается как совокупность теоретических знаний, практических умений, опыта, личностных качеств учителя, диалектический ход которых обеспечивает эффективность и результативность педагогического воздействия.
Сущность профессиональной компетентности раскрывается через способность человека отвечать требованиям высокого уровня сложности, включая и поведенческий аспект через систему его поступков. Она имеет интегративную природу. Источником компетентности выступают определенные сферы культуры (духовная, гражданская, социальная, педагогическая, управленческая, правовая, нравственная, экологическая и др.). Также, она вынуждает весомого интеллектуального развития, которое включает коммуникативные, аналитические, прогностические и другие мыслительные процессы.
Одновременно О.В. Бережновой профессиональная компетентность педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения, рассматривается, как абсолютная возможность выполнить конкретную работу в соответствии с установленными стандартами [57, c. 148].
Следовательно, она включает в себя сочетание умений, навыков,знаний и способностей (научно-философских, общественно-политических, психолого-педагогических, предметных и социально-функциональных), соответствующих личностных качеств, необходимых для успешного выполнения конкретных ролей, связанных с управленческой деятельностью и задачами. Поэтому компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать как единство психологической, теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности в соответствии с конкретными требованиями и задачами.
В контексте управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, согласно исследованиям В.А.Сулимановой, А.Н.Фединцева, его профессиональная компетентность выступает философско-мировоззренческим, психолого-педагогическим и организационно-технологическим потенциалом [64, c.86]. Этот потенциал определяется направленностью деятельности на объект управления с учетом его специфики и характера развития в социально-образовательной среде. Считается, что управленческая компетентность современного руководителя дошкольного образовательного учреждения оказывается не лишь в том, чтобы четко выполнять традиционные управленческие функции, но и в том, чтобы обеспечивать развитие педагогической системы своей организации.
Таким образом, содержание и сущность понятия «профессиональная компетентность» характеризуется значительным спектром толкований. Ученые выделяют такие подходы к определению этого понятия: когнитивный, функциональный; личностно-деятельностный. В указанный перечень следует добавить еще один подход — поликомпонентный, что рассматривает профессиональную компетентность как комплекс частных компетенций: управленческой, экономической, научной, педагогической, правовой [64, c.87].
Образование – важная составляющая жизнедеятельности общества, которая функционирует и развивается по своим собственным законам, имеет ряд характерных свойств, среди которых ведущими целесообразно определить целеустремленность, цельность, взаимодействие с окружающей средой и другими системами. Образование надо понимать как процесс вхождения человека в жизнь общества, в целостный мир живой и «неживой» природы. Итак, самообразование создается для человека, функционирует и развивается в его интересах, служит полноценному развитию личности.
Особую роль в сфере образования приобретает проблема подготовки воспитателя нового типа, педагога-профессионала, способного к творчеству, к быстрому и качественному решению поставленных перед ним педагогических задач. Современные специалисты должны быть подготовлены к решению новых профессиональных проблем, требующих нестандартных творческих решений и быть способными к творческому саморазвитию.
На сегодняшний день перед педагогом дошкольной организации стоит задача – овладеть основами педагогического мастерства для осознанной и продуктивной профессиональной деятельности. Важным аспектом деятельности педагога является грамотно сформированная гуманистическая направленность, глубокие знания, развитие педагогических способностей.
О.В. Бережнова определяет педагогическое мастерство как своеобразная совокупность личной культуры, знаний и мировоззрения учителя, его всесторонне теоретической подготовки с совершенствованием овладения приемами обучения и воспитания, педагогической технологии и передовым опытом. Вместе с тем – это вид деятельности, касается преимущественно внутренней сферы педагога: желание стать мастером педагогического дела; убеждение в том, что мастерство обеспечивает не только высокую результативность труда, но и чувство удовлетворения от нее, утверждение себя как специалиста [57, c. 150].
Развитие профессионального мастерства педагога зависит от упорной и систематической работы. Приобретение педагогического мастерства доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. По глубокому убеждению А.С. Макаренко: «Мастерство – это то, чего можно достичь, и как может быть известный мастер-токарь или прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог … И каждый из молодых педагогов будет обязательно мастером, если не покинет нашего дела, а насколько он овладеет мастерство, — зависит от собственного напора» [28, c. 84].
В современном дошкольном образовательном учреждении педагогическое мастерство рассматривается с позиций различных подходов и понимается как: комплекс свойств и качеств личности педагога, обеспечивающих эффективность его педагогической деятельности на рефлексивной основе; система профессиональных компетенций педагога; технология педагогического воздействия; высокий уровень педагогической деятельности и тому подобное. Теория педагогического мастерства способствовала началу новых направлений научных исследований по обозначенной проблеме, в частности: из истории развития педагогического мастерства, реализации идей педагогического мастерства в творчестве выдающихся педагогов Российской Федерации; развития профессиональных компетенций и личностных качеств педагогов.
Опыт показывает, что формирование педагогического мастерства невозможно без постоянного внимания и учета психологии педагогической деятельности, личности самого педагога, так что личность педагога — это главный фактор в воспитании детей, а педагогическое мастерство — это синтез личных качеств педагога, в отношении которых его знания, умения, способности и навыки выступают инструментом профессиональной деятельности.
Таким образом, главными элементами педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения является профессионализм, компетентность, производительность, социально направленные личностные качества.
Важную роль в достижении высоких результатов играет личность педагога. Его профессиональная компетентность, которая обусловлена уровнем развития профессионального самосознания, индивидуально-типичными особенностями и профессионально значимыми качествами. Продиктован потребностями сегодняшнего дня, высокий уровень требований к образованию детей дошкольного образовательного учреждения может быть реализован только тогда, когда воспитатель будет высокопрофессиональным, компетентным знатоком в своей сфере. Данный педагог обязан не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и обладать специальными профессиональными знаниями и умениями, которые будут соответствовать планке современной психолого-педагогической науки [50, c. 88].
В.В. Лебедев подчеркивает, что он должен осознавать значение своей профессиональной работы в целостной системе непрерывного образования, быть мобильным в профессиональном плане, то есть реагировать гибко и быстро на изменения ситуации социального развития детей, осваивать новые психолого-педагогические веянья в педагогическом процессе и новые педагогические технологии. Это означает, что современный воспитатель – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности [44, c.240].
Т.В. Иванчикова рассматривает мастерство педагога — представление высокой формы активности непосредственной личности педагога в профессиональной деятельности, основывается на гуманизме и проявляется в целесообразном применении методов и средств при каждой конкретной ситуации педагогического взаимодействия, обучения и воспитания [35, с. 51].
По мнению Г.А.Лачиновой, для педагога важным аспектом всегда остается непрерывность образования. Философско-педагогическая идея непрерывности образования олицетворяет несколько содержательных целенаправленностей [43, c. 52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы