Магистерский диплом на тему Управление методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно — деятельностного подхода
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы управления методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода 9
1.1. Проблема управления методической работой в дошкольной образовательной организации в современной теории и практике 9
1.2. Современные теоретические подходы к управлению методической работой в дошкольной образовательной организации 21
1.3. Системно-деятельностный подход как основа управления целостным педагогическим процессом ДОО 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода 41
2.1. Анализ состояния управления методической работой в дошкольной образовательной организации 41
2.2. Разработка модели управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода 53
2.3. Апробация модели управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода и проверка ее эффективности 61
2.4. Рекомендации по совершенствованию управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода 67
Выводы по 2 главе 77
Заключение 79
Список литературы 81
Приложения 94
Введение:
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена решением задач предоставления современного качества образования, в том числе, дошкольного. На современном этапе развития образовательной системы особое значение приобретает проблема взаимосоответствия изменений в учебно-воспитательном процессе и системе управления образовательной организацией. Гуманизация дошкольного образования, появление вариативных программ и образовательных технологий, которые сопровождаются глобальными и лавиноподобными инновационными процессами, требует перехода педагогов на новый уровень взаимодействия с детьми, овладение новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями. Общество ждет творческого, компетентного, способного к инновационной деятельности педагога, который может мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе образования детей дошкольного возраста и стремится к постоянному совершенствованию своих профессиональных умений и навыков.
Невозможно научить педагога мыслить по-новому, основываясь только на традиционных методах, приемах и формах методической работы. Сегодня возникает потребность в конструировании эффективных систем управления методической работой дошкольной образовательной организации с применением технологий, адекватных процессам, происходящим в образовании, поскольку методической работе в ДОО отводится одна из ведущих ролей в достижении эффективности и результативности деятельности образовательной организации, прежде всего, методическая работа способствует активизации личности педагога, развитию его творческого потенциала, повышению мастерства и квалификации педагогов.
Проблема исследования: управление методической рботой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода.
Как показал анализ научной литературы, методическую службу дошкольных образовательных организаций характеризует некоторая инерционность в определении ее целей, ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера, отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии педагогических кадров.
В практике организации и управления методической службой ДОО существуют противоречия: между потребностью динамично развивающейся дошкольной образовательной организации в качественно новой системе методической работы и недостаточно высокой эффективностью управления методической работой, что требует разрешения. Необходимо создавать новую модель методической работы, которая будет способствовать переходу ДОО из режима функционирования в режим инновационного развития.
Исходя из проведенного литературного обзора, считаем, что не рассмотренными остаются следующие вопросы по теме нашей исследовательской работы:
− специфика реализации системно-деятельностного подхода;
− условия и принципы реализации системно-деятельностного подхода в управлении методической работой в дошкольной образовательной организации;
− модель реализации системно-деятельностного подхода в управлении методической работой в дошкольной образовательной организации.
Данные вопросы, по нашему мнению, остаются нерешенными и наиболее остро стоят перед современной теорией и практикой управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования определен процесс управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования являются теоретико-методологические основы, организационно-управленческие условия управления методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать модель управления методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи исследования:
1) обосновать проблему управления методической работой в дошкольной образовательной организации в современной теории и практике;
2) рассмотреть современные теоретические подходы к управлению методической работой в дошкольной образовательной организации;
3) исследовать системно-деятельностный подход как основу управления целостным педагогическим процессом ДОО;
4) проанализировать состояние управления методической работой в дошкольной образовательной организации;
5) спроектировать и апробировать модель управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода;
6) разработать рекомендации по совершенствованию управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении на основе системно-деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: нами предполагается, что управление методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода будет способствовать повышению эффективности деятельности ДОО. Системно-деятельностный подход в управлении методической работой в дошкольной образовательной организации позволяет осуществлять успешное управление образовательным процессом повышения качества в дошкольной организации при условиях: соответствия национальным стандартам образования; минимизации различных дефектов; социальной ориентированности моделирования; соответствия обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составил труды ученых и практиков-педагогов: Э.Э Абибулаевой, Е.В. Александровой, К.Ю Белой, О.В. Бовкуновой, ВВ. Бозюковой, О.В. Бурляевой, Ю.А. Гандиной, Н.А. Дильдиной, О.Г. Жуковой, МА, Зориной, А.М. Каплуненко, С.А. Корчагиной, Н.В. Молчан, Д.А. Музалевой, К.Е. Панасенко, П, И. Третьякова, И.Н. Хмелевой и др.
Методологическую основу построения модели управления методической работой ДОО на основе системно-деятельностного подхода определяют: нормативно-правовые документы развития образования России на период до 2020 года; концептуальные основы непрерывности педагогического образования, творческого характера педагогической деятельности; идеи развития методической работы в контексте модернизации российского образования.
Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
теоретические: анализ научной литературы по заявленной проблеме исследования; анализ, синтез, сравнение и обобщение данных, полученных в результате проведенного анализа научной, методической и психолого-педагогической литературы; теоретическое моделирование;
эмпирические: изучение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, экспертная оценка; математическая обработка данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ, графическая интерпретация.
Применялись следующие методики: диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя образовательной организации; диагностика коммуникативных и организаторских склонностей в педагогическом коллективе (КОС-2); диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (по методике Л.Н. Бережнова).
Этапы исследования:
1. Изучение литературы и практического опыта по теме исследования.
2. Формулирование научного аппарата, составление программы исследования.
3. Реализация программы исследования на практике. Анализ и систематизация результатов.
4. Обобщение результатов работы, составление текста магистерской работы.
причины Теоретическая процесс готова значимость малойи внешних научная система особыми новизна должен вопрос работы нового определяются тем, что:
1. Сформулированы условия управления методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода.
2. Результатом исследования является конкретный проект модели управления методической работой в ГБОУ города Москвы «Школа № 920» на основе системно-деятельностного подхода.
Практическая значимость заключается в разработанных материалах, могут быть использованы в практике имела любого дошкольного образовательного учреждения, а также разработка модели управления методической деятельностью в дошкольной образовательной организации позволяет совершенствовать данный процесс на практике.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 920».
Апробация результатов диссертации:
1) 30 ноября 2019 года приняла участие во Второй межвузовской научно-практической конференции «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
2) «Цивилизация знаний: российские реалии»: труды XX Международной научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2019 г.
Публикации:
Выпускная квалификационная (магистерская диссертация) состоит из введения, глав: теоретической эмпирической; выводов, списка литературы приложений.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Методическая работа – это основанная на достижениях науки и передового опыта система аналитической, организационной, диагностической, поисковой, исследовательской, научно-практической, информационной деятельности с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Методическая служба – эта та нить, которая связывает науку с практикой, от качества работы которой зависит качество дошкольного образования организации. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования модернизация методической службы ДОО и реализация инновационных технологий в методической работе являются актуальной проблемой. Чтобы сломать то, что мешает развитию дошкольной образовательной организации, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность всех участников образовательного процесса.
Управление методической работой педагогов в дошкольных организациях это составная часть профессионально-педагогической и управленческой деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
Совершенствование управления методической работой ДОО путем реализации системно-деятельностного подхода находит применение во многих направлениях обучения и воспитания дошкольников, во внедрении новых форм методической работы.
Представленная модель деятельности методической службы дошкольной образовательной организации как центра поддержки и сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении направлена на достижение цели современной образовательной политики Российской Федерации. Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Методическая работа в ДОО характеризуется наличием инновационной, экспериментальной и исследовательской работы педагогов и ДОО в целом.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности нами доказано, что управление методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода будет способствовать повышению эффективности деятельности ДОО.
Системно-деятельностный подход в управлении методической работой в дошкольной образовательной организации позволяет осуществлять успешное управление образовательным процессом повышения качества в дошкольной организации при условиях: соответствия национальным стандартам образования; минимизации различных дефектов; социальной ориентированности моделирования; соответствия обобщенным ожиданиям потребителя образовательного продукта организации.
Работа над данной проблемой обеспечила не только положительную динамику роста профессионального мастерства воспитателей, но и позволила разработать и апробировать модель управления методической работой и соответствующую ей методику организации методической работы в ДОО на основе системно-деятельностного подхода.
Разработав модель содержания работы по управлению методической работой педагогов и определив условия реализации этой модели, мы определили цель и задачи работы по реализации модели управления методической работой педагогов на основе системно-деятельностного подхода.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретико-методологические основы управления методической работой в дошкольной образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода
1.1. Проблема управления методической работой в дошкольной образовательной организации в современной теории и практике
На сегодняшний день, имеющийся практический опыт методической работы в практике дошкольной организации не получил достаточного теоретического осмысления и обобщения, остаются не до конца изученными многие теоретические и практические аспекты управления методической работой в дошкольной организации.
На дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать, готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим недопустимыми становятся недостатки и ошибки в организации воспитательно-образовательного процесса, в управлении образованием 61, с. 189.
В ДОО создают условия для благоприятного пребывания, развития и оздоровления детей квалифицированные, опытные и творческие педагоги, специалисты и сотрудники.
Педагоги ДОО выстраивают целостность педагогического процесса, который обеспечивает полноценное развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое во взаимосвязи.
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В современном российском образовании необходим переход к новым образовательным технологиям, нацеленным на вариативность, субъектность, творческую оригинальность, личностный потенциал, максимально готовым к практической работе, повышающим способность включаться в креативные инновационные процессы, быть удачным в профессиональной работе и показывать повышенную степень готовности к ее выполнению. Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательные цели, задачи, определять свою стратегию повышения качества образования, создавать для этого соответствующие условия и выбирать образовательные технологии 66, с. 291.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь поставленной цели. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля [78, с.458].