Управление качеством образования Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Управление качеством образования в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Управление качеством образования как научно-педагогическая проблема 6
1.1. Качество образования — понятие, цели и особенности 6
1.2. Специфика управления качеством образования 19
1.3. Проблемы управления качеством образования 31
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Управление качеством образования в школе 43
2.1. Анализ состояния и особенности управления качеством образования в Одинцовский СОШ 3 43
2.2. Перспективы развития управления качеством образования в Одинцовской СОШ 3 55
2.3. Рекомендации по управлению качеством образования в школе 62
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 77

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Вопрос реализации государственной политики в сфере образования выступает как один из самых приоритетных направлений внутренней политики государства. При этом, на сегодняшний день образование занимает лидирующую позицию среди других факторов развития человечества в целом.
Качественное образование является обязательным условием обучения и развития человека. На качество влияют факторы как внутри, так и за ее пределами, например, от наличия учителя и учебных пособий до отправной точки ребенка, когда речь идет о родном языке или общем состоянии здоровья.
В целом, обеспечение качественного образования является серьезной проблемой. К сожалению, качеству в образовании и в школах не уделялось одинаково высокого приоритета. Недостаточное внимание к качеству и обучению способствовало тому, что сейчас называют глобальным кризисом обучения. Сегодня в школе учится больше, чем когда-либо, детей, но многие не учатся базовым навыкам во время обучения. Помимо обеспечения того, чтобы всем детям гарантировалось обучение в школе, жизненно важно, чтобы школы предлагали высококачественное образование. Это серьезная проблема во многих развивающихся странах. Если родители считают, что школа мало что может предложить для них, их мотивация отправлять детей в школу будет снижена.
Общими проблемами для сектора образования во многих развивающихся странах могут быть: нехватка квалифицированных учителей, переполненные классы, отсутствие учебных материалов и некачественных учебных программ, обучение на другом языке, нежели родной язык учащихся.
Школьный день, характеризующийся плохими результатами обучения, в основном затрагивает многих бедных, маргинальных школьников. Богатая элита в соответствующих странах может позволить себе платить за высококачественное образование в частных школах.
Вкладывая средства в качественное образование, каждый ребенок может получить возможность учиться и развиваться. Одна из основ экономического развития и борьбы с бедностью заключается в том, что все дети имеют возможность посещать хорошие школы. Исследования также показывают, что обеспечение высококачественного образования является одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения демократии и благого управления в стране.
Помимо того, актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сегодня человечество стоит на новом витке научно-технического прогресса, опирающегося на разные достижения в сфере высоких технологий. Такой процесс неизбежно сопровождается характерными значительными количественными и качественными изменениями в производстве и науке, что в свою очередь оказывает влияние на повышение требований к интеллектуальному уровню людей. В таких условиях сфера образования выступает как поставщик кадров, поэтому становится приоритетным направлением в государственной экономической и социальной политике страны.
Не менее важным моментом сегодня является выбор стратегических целей страны при развитии системы образования, которые были сформулированы Президентом РФ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период с 2013 по 2020 год. Среди них на первый план выступает достижение уровня социального и экономического развития Российской Федерации как мирового государства, способного конкурировать с развитыми странами.
Однако процесс изучения направлений государственной политики и ее совершенствования в сфере образовательных услуг, а также разработки стратегии по обеспечению увеличения конкурентоспособной российской системы образования требует дальнейшего углубления, поскольку большинство современных трудов посвящено изучению основных направлений управления высшим образованием, тогда как общее образование остается менее раскрытым направлением. Это составляет проблему исследования.
Объектом исследования выступает процесс управления качеством общего образования в России.
Предметом исследования является управление качеством образования в Одинцовской СОШ 3.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении особенностей управления качеством общего образования для разработки практических рекомендаций по обеспечению качеством образования в Одинцовской СОШ 3.
Поставленная цель работы предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие и основные особенности качества образования.
2. Охарактеризовать специфику управления качеством образования.
3. Выявить и описать проблемы управления качеством образования.
4. Проанализировать состояние и особенности управления качеством образования в Одинцовской СОШ 3.
5. Изучить перспективы развития управления качеством образования Одинцовской СОШ 3.
6. Предложить рекомендации по управлению качеством образования в Одинцовской СОШ 3.
Гипотеза исследования: предполагается, что управление качеством образования в школе будет более эффективным, если будет основано на постоянном мониторинге качества образовательных достижений, обучающихся и педагогов, а также включать в себя реализацию политики и целей образовательной организации, направленных на создание организационно-педагогических условий управления качеством образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей. Проблема формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере образования поднимается в исследованиях многих отечественных ученых. Так, работы М.Л. Агранович, К.К. Корневой, Е.Н. Рудакова посвящены вопросам существующих проблем, которые связаны с процессом реформирования государственной политики в сфере образования.
Особенности развития системы общего образования и обеспечения высокого качества образования раскрываются в работах таких исследователей как Б.Л. Вульфсон, З.И. Ефремоваой, И.И. Русиной, Е.В. Слесаревой и многих других.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ учебных пособий и монографий, законодательных и нормативно-правовых актов, периодических научных изданий по теме исследования.
2. Системный анализ, структуризация информации, обобщение полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством общего образования в Одинцовской СОШ 3. Данные рекомендации могут быть использованы для ознакомления и дальнейшего применения в деятельности областного управления сферой образования в школах. Помимо того, проведенный анализ и рекомендации могут послужить основой для продолжения дальнейшего последипломного исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полученные выводы говорят о том, что процесс образования играет важнейшую роль и является неотъемлемой частью жизни любого человека. Процесс образования (получение новых знаний в той или иной области), длится в течение всей жизни индивида.
Согласно Конституции, Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной, т.к. именно степень образованности населения определяет дальнейшую перспективу развития государства. Государство в свою очередь регулирует образовательную сферу различными нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права граждан на общедоступность, качество и свободу предоставляемых образовательных услуг.
В процессе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию государственной политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что федеральное, региональное и муниципальное законодательства основываются на общих принципах и методах осуществления образовательной политики, но при этом имеют свои характерные различия.
Реализация государственной политики в сфере образования сталкивается с рядом проблем и барьеров, снижающих качество осуществления политики в сфере образования. Основные проблемы, выявленные нами в процессе анализа, следующие: противоречивость нормативно-правовых актов, несогласованность действий государственных органов власти, коррумпированность государственных служащих и ответственных лиц, неравномерное распределение высших учебных заведений на территории Российской Федерации, «шаблонность» среднего образования, недостаточное внимание к дошкольному и дополнительному образованию.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо: усовершенствовать нормативно-правовую базу в области образования, ужесточить ответственность государственных служащих в пределах компетенции за реализацию программ, обеспечить дополнительным субсидированием дошкольное и дополнительное образование, дополнительно контролировать деятельность высших учебных заведений в плане качества предоставления образовательных услуг.
Образование в Российской Федерации имеет большой потенциал развития, государству необходимо поддерживать и контролировать реализацию политики в сфере образования на различных уровнях.
Образовательный процесс в широком смысле представляет собой систему, в которую входят государственные и негосударственные высшие учебные заведения, которые различаются по своим параметрам, особенно по уровням и профилям. Сама система — это не просто совокупность различных объектов, а их взаимосвязь между собой. Такая связь дает возможность системе получить интеграционные, новые свойства, которые появляются не из тех компонентов, которые составляют саму систему, и не считаются механической суммой свойств отдельных частей, составляющих эту систему.
Тем самым мы говорим о наличии системности образования, обеспечивается совокупностью свойств. Прежде всего, это присутствие общих инвариантных качеств, которые присущи для системы в целом, вместе с ее составляющими, несмотря на уровень и профиль.
Вместе с тем, следует отметить, что в любом развитом гражданском обществе развитие образования содействовать подготовке образовательных, нравственных, мобильных, конструктивных и практичных людей, которые в свою очередь будут иметь чувство ответственности за процветание своего государства и его будущего. В связи с этим, российская образовательная система сейчас находится в процессе интенсивного развития. Мы можем увидеть, что национальная доктрина выбрала приоритет образования в государственной политике государства, называя ее отраслью ответственности и интересов страны.
Таким образом, в ходе исследования были изучены основные особенности и направления управления качеством образования в школе. Нами были поставлены задачи, решение которых было успешно достигнуто в процессе работы. Так, образование является комплексом различных отраслей, взаимозависящих и взаимодействующих друг с другом, которые обуславливаются законодательным регулированием со стороны административных государственных органов.
Процесс реформирования общего образования в России, который предполагает созданные новых механизмов и средств процесса обучения, а также процесс модернизации и инноваций в образовательной сфере. Для этого в государстве разработаны и установлены государственные образовательные стандарты высшего образования, аккредитация высших учебных заведений, а также лицензирование образовательной деятельности.
Анализируя зарубежный опыт государственного управления в развитии общего образования, мы определили, что наиболее эффективное управление на сегодняшний день можно увидеть в Германии, Великобритании и Швейцарии. Что же касается определения особенностей формирования государственной политики в сфере общего образования в России, то было выявлено, что с учетом формирования инновационных путей развития экономики, сегодня существует необходимость модернизировать систему общего образования, выступающей одной из составляющих экономического роста страны. В связи с этим важно определить основные понятия в области государственного управления системы образования.
На последнем этапе исследования были предложены пути и механизмы совершенствования управления качеством образования в Одинцовской СОШ 3. Так нами было определено, что для совершенствования системы государственной политики в сфере общего образования необходимо использовать предложенную модель стимулирования нужных системных изменений в образовании. Тем самым мы можем сказать, что цель работы достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Управление качеством образования как научно-педагогическая проблема
1.1. Качество образования — понятие, цели и особенности
В первую очередь образование представляет собой духовную потребность человека, реализация которой заключается в познании окружающего мира и себя самого. Что же касается образования как социального института, то оно представляет собой систему, охватывающую все возрастные группы. Так, по мере своего взросления человек переходит из одного образовательного этапа в другое. Современное отечественное образование представлено такими уровнями как дошкольное образование, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное и дополнительное профессиональное образование. Каждый из этих уровней составляет образовательную структуру государства, являются взаимосвязанными и направлены на выполнение разных социальных задач.
Использование в образовательном контексте понятия качества выступает как свойство общественных связей, которое позволяет содействовать образовательной организации в ее имидже, демонстрируя значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам. Помимо того, под качеством в образовательном процессе понимается некий атрибут услуги, то есть качественной выступает та услуга, которая соответствует требованиям имеющихся стандартов или сертификаций.
Отмечается, что качество само по себе не выступает как конечный результат, а является средством, при помощи которого определяется соответствие конечного продукта стандарту. При этом, качественная услуга необязательно будет характеризоваться высокой стоимостью, недоступностью или необыкновенностью. В первую очередь она должна соответствовать тому, для чего предназначена и отвечать существующим требованиям потребителей, тем самым выполнять свою цель.
Качество образования представляет собой комплекс характеристик образовательного процесса, которые определяют последовательное и практически эффективное формирование компетентностей и профессиональное сознание. Выделяется при этом три группы характеристик:
1. Качество потенциала достижения цели образования.
2. Качество процесса формирования навыков и компетенций.
3. Качество результата образования.
Отметим, что качество потенциала выражается в наличии ряда характеристик, среди которых можно назвать качество цели образования, образовательных стандартов, образовательных программ, материально-технической базы образовательного процесса, преподавательского состава, обучающихся, информационно-методической базы.
Тем самым качество образования выступает как комплексный показатель, которые отражает в себе следующие характеристики:
— соотношение цели и результата обучения;
— обеспечение уровня удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от получаемых образовательных услуг;
— определенный уровень знаний, умений, навыков и компетенций, а также умственное, физические и нравственное развитие личности.
Таким образом, качественное образование — это такое, которое предоставляет всем обучающимся возможности, которые им необходимы для того, чтобы стать экономически продуктивными, развивать устойчивые средства к существованию, способствовать мирному и демократическому обществу и повышать индивидуальное благосостояние. Требуемые результаты обучения варьируются в зависимости от контекста, но на конец цикла базового образования должны включать в себя пороговые уровни грамотности и счета, базовые научные знания и жизненные навыки, включая осведомленность и профилактику заболеваний. Развитие потенциала для повышения качества учителей и других заинтересованных сторон образования имеет решающее значение на протяжении всего этого процесса.
На сегодняшний день в России выработаны основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках процесса реформирования системы образования в целом. Помимо того, разрабатываются и определяются нормы программ обучения, что выступает как один из важных этапов национальной политики в образовательной сфере и контроле его качества как составной части. Имеющиеся на сегодня стандарты являются важной основой для определения основных целей образования, позволяющие создавать единое в стране педагогическое пространство и тем самым обеспечивать единый уровень общего образования.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
1. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
2. Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.
Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга качества образования:
— установление стандарта и операционализация: определение стандартов;
— операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);
— установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов,
— сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов,
-действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
При формировании образовательных стандартов целесообразно руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения «процесса» образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.
Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы