Экономика в строительстве Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Управление качеством и конкурентоспособностью строительной продукции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции 6
1.1 Понятие и формы конкуренции 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности строительной продукции 12
1.3 Взаимосвязь качества и конкурентоспособности строительной продукции 25
ГЛАВА 2. Управление качеством и конкурентоспособностью строительной продукции 39
2.1 Методы управления конкурентоспособностью строительной продукции 39
2.2 Повышение качества строительной продукции как один из способов повышения её конкурентоспособности 48
2.3 Зарубежный опыт управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции 59
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции ООО «Бетон-Сервис» 69
3.1 Характеристика ООО «Бетон-Сервис» 69
3.2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции ООО «Бетон-Сервис» 75
3.3 Предложения по совершенствованию управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции и оценка их эффективности 82
Заключение 94
Список использованной литературы 99
Приложение 105

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Каждый день, покупая товары в магазине или приобретая какую-либо услугу, человеку приходится сталкиваться с понятием качества. Качество – это совокупность свойств товара, работ, услуг, которые обуславливают способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствие назначению и заявленным или ожидаемым характеристикам. Каждый человек хочет покупать качественные товары. Производители же хотят выпускать качественную продукция, так как высокое качество – одно из условий конкурентоспособности продукции. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.
Менеджмент качеством – это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой. Менеджмент качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции. С 1997 года Россия стала разрабатывать системы качества в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации.
Вопросам управления качества посвящено множество исследований, накоплен значительный опыт в данной сфере. Однако каждое предприятие, каждая сфера деятельности имеет свою специфику. И зачастую те механизмы, которые работают на других предприятиях не подходят в конкретном случае.
Учитывая исключительную важность управления качества для деятельности любого предприятия, тема работы является актуальной.
Объект исследования – система менеджмента качеством в строительных предприятиях.
Предмет исследования – качество как необходимое условие конкурентоспособности.
Цель исследования – разработать предложения по совершенствованию управления качеством и конкурентоспособностью в ООО «Бетон-Сервис».
Задачи исследования:
1. Изучить методы оценки конкурентоспособности строительной продукции;
2. Изучить вопрос взаимосвязи качества и конкурентоспособности;
3. Выяснить способы повышения качества строительной продукции;
4. Проанализировать конкурентоспособность и качество строительной продукции ООО «Бетон-Сервис»;
5. Разработать рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности строительной продукции ООО «Бетон-Сервис».
Теоретико-методологические основания и методы исследования:
1.Теоретические: контент-анализ, обобщение, классификация, прогнозирование.
2. Практические: сравнение, описание, расчёты.
3. Методы наглядного предоставления информации: таблицы, диаграммы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней проблема конкурентоспособности рассматривается с позиции качества. В работе предлагается множество различных способов и методов управления и системой качества и конкурентоспособностью.
Практическая значимость работы заключатся в том, что рекомендации и направления повышения качества и конкурентоспособности могут быть внедрены в практику детальности ООО «Бетон-Сервис». Кроме того, предложенные мероприятия могут быть использованы на других предприятиях в сфере строительства.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются виды и формы конкуренции. Изучаются практические методы определения конкурентоспособности. Также здесь теоретически обоснуется взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством продукции.
Во второй главе подробно разбирается вопрос управления конкурентоспособностью и качеством. Рассматривается зарубежный опыт построения эффективной и надёжной системы управления качеством и конкурентоспособностью в строительной отрасли.
Третья глава носит практическую направленность. Здесь даётся характеристика ООО «Бетон-Сервис», проводится анализ конкурентоспособности компании с применением тех методов, которые были рассмотрены в первой главе. Также в этой главе разрабатываются рекомендации по повышению качества и конкурентоспособности и проводится расчёт их экономической целесообразности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основной характеристикой сегодняшнего строительного рынка является конкуренция. Все производители конкурируют друг с другом за покупателей, все хотят роста прибыли и улучшения финансовой стабильности.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой комплексную оценку предприятия, характеризующую его деятельность в целом, его прибыльность и доходность, а также перспективы развития. Конкурентоспособное предприятие – это такое предприятие, которое может быстро и без потерь приспособиться к изменяющимся условиям и не потерять при этом своих потребителей.
Поэтому предприятию чтобы выжить необходимо знать и использовать определённые методы ведения конкурентной борьбы.
Исходя из мирового опыта, качество сегодня является одной из самих важных характеристик выживания фирм на рынке, и это одно из главных условий их конкурентоспособности и выживания. С одной стороны, именно конкуренция способствует производству более качественной строительной продукции, а с другой, производство качественной продукции является обязательным условием конкурентоспособности предприятия.
Повышение качества продукции становится стратегической задачей России. Особенно качество важно в строительной продукции, так как именно высокое качество является гарантией безопасности.
Для повышения качества на современных предприятиях создают службы контроля качества. Причём, согласно анализу зарубежного опыта, эти службы должны охватывать не только весь цикл производства, но и взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Тем самым служба контроля качества должна быть главным отделом на любом предприятии, обеспечивая взаимосвязь всех структур в целях реализации общей стратегии.
Объектом исследования выпускной работы являлось ООО «Бетон-Сервис». Анализ технико-экономических показателей выявил, что выручка от реализации продукции на предприятии увеличилась, причём рост выручки происходит быстрее, чем рост себестоимости.
В 2018 году был выявлен рост производительности труда на предприятии. Рентабельность продаж ООО «Бетон Сервис» возросла на 15%, а это говорит о том, что в 2018 году предприятие сработало более эффективно и стало получать прибыль от проданной продукции, после покрытия ее себестоимости.
В состав организационной структуры ООО «Бетон-Сервис» входит отдел по качеству. Цель деятельности отдела – совершенствование производственного процесса и изделий в связи с требованиями клиента. Контроль за качеством выполнения всех операций. В состав отдела качества входит 8 человек.
Анализ ООО «Бетон-Сервис» с помощью экспертных оценок показал, что данное предприятие занимает среднее положение на рынке по уровню конкурентоспособности. Лидером отрасли является ООО «Завод ЖЮИ № 7».
К основным недостаткам менеджмента качества ООО «Бетон Сервис» можно отнести:
1. Недостаточно отлаженный процесс производства;
2. Невнимание к маркетинговой стратегии;
3. Отсутствие работы по формированию положительной репутации.
По результатам проведённого SWOT-анализ ООО «Бетон Сервис» стоит обратить внимание на продвижение товара на рынок, на использование новых технологий в производстве. Также компании необходимо создать высокий уровень сервиса для достижения конкурентных преимуществ.
Согласно проведённой методики «Модель Портера» ООО «Бетон Сервис» стоит особое внимание обратить на конкурентов, так как конкуренция в строительной отрасли достаточно сильна. Необходимо найти то, что сможет выгодно выделить компанию на фоне конкурентов. Высокое давление на компанию оказывают и потребители, у которых нет сильных привязанностей, и которые могут покупать продукцию, как у компании, так и у конкурентов.
Высок риск появления товаров заменителей на рынке, поэтому компании ООО «Бетон Сервис» необходимо продолжать исследования и работу в сфере разработок и инноваций.
Согласно анализу матрицы БКГ ООО «Бетон Сервис» занимает позицию на рынке, которая называется «Дойная корова». В такой ситуации предприятие получает прибыль, но не развивается. Наилучшее положение выявлено у ООО «Завод ЖБИ № 7». Это предприятие находится в статусе «Звезда». Таким образом, ООО «Бетон Сервис» нужно всеми силами привлекать клиентов и повышать свою репутацию.
В результате анализа уровня конкурентоспособности ООО «Бетон-Сервис» нами было выявлено, что предприятие находится на 3-ем уровне конкурентоспособности, то есть оно находится среди лидеров. Однако данная ситуация может легко измениться и если предприятие не будет предпринимать каких-либо изменений, то в ближайшем бедующем её позицию могут сильно ухудшиться.
Анализ систему контроля качеством, созданной на предприятии, выявил следующие недостатки:
1. Недостаточно регламентированы процессы управления предприятием и качеством продукции.
2. Отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ
3. «Руководство по качеству» предприятия разработано с нарушениями требований.
4. Документы системы качества содержат не полные сведения, не охватывают весь цикл производства и реализации.
5. Система качества, созданная и применяемая на предприятии, не охватывает всех необходимых требований модели ИСО 9001.
6. Руководители и сотрудники предприятия не ориентируются в действующей документации по качеству.
7. Низкое качество организации внутреннего аудита.
8. Заполнение бланков системы менеджмента качества производится формально.
9. Отношение к системе менеджмента качества со стороны работников или руководителей формальное.
В результате нами было решено внедрить систему комплексной автоматизации производства – ERP-систему, охватывающей все уровни и подразделения предприятия (согласно Японской модели повышения конкурентоспособности). Данная система позволяет:
 автоматизировать многие процессы, в которых сейчас используется ручной труд;
 повысить эффективности работы управленческого состава;
 долгосрочно планировать продаж и потребности в материалах;
 оперативно получать отчеты о всех перемещениях продукции.
Исследование рынка ERP-систем дало большое количество различных вариантов, из них были рассмотрены Microsoft Dynamics AX (Axapta), SAP ERP, 1С ERP. В результате комплексной оценки этих программ нами была выбрана программа Microsoft Dynamics AX (Axapta).
Для реализации проекта необходимо 8 376825 руб.
В результате реализации проекта ожидается повышение производительности труда. Трудоёмкость производства снизится на 7 %, а это приведёт к появлению возможности сокращения численности штата на 49 сотрудников, экономия на зарплате которых составит 26 460 000 рублей в год (из расчета средняя зп=45 000 рублей).
Чистый дисконтированный доход за 3 года составит 30125260 руб. Проект окупится за 1,5 года. Индекс доходности проекта 2,53. В результате реализации мероприятия улучшатся показатели абсолютной и краткосрочной ликвидности, а также увеличится манёвренность оборотных средств. В результате проведенного мероприятия не только улучшится финансовая устойчивость предприятия, но и повысится его конкурентоспособность.
Таким образом, в результате написания выпускной работы нами были достигнуты все поставленные цели и задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции

1.1 Понятие и формы конкуренции

Конкуренция (от лат. — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рынка за внимание и преданность потребителей с целью получения максимальной прибыли [2, с. 12].
Основные условия возникновения конкуренции:
 хозяйственная (экономическая) обособленность каждого предприятия;
 на предприятие влияет конъюнктура рынка;
 у фирм-конкурентов одни потребители, за внимание которых они борются. 
Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей сходных товаров, ориентированных на одну потребительскую аудиторию, а также, соперничающих друг с другом за  выбор покупателя [19]. 
Из этого определения можно выделить следующие характерные черты: 
1) конкуренция возникает при непосредственном взаимодействие фирм, которые продвигают свой товар; 
2) конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса (одна целевая аудитория), ограниченность спроса является обязательным условием конкуренции; 
3) рыночная конкуренция существует только на открытых рынках и именно она заставляет производителей развиваться [6]. 
Конкуренция приводит к тому, что  производители пытаются лучше использовать свои способности и знания, рационально и экономно использовать ресурсы, улучшать отношения к потребителям, стремясь наиболее полно реализовать все их потребности. 
Конкуренция представляет собой совокупность определенных действий субъектов хозяйствования по расширению своих сильных сторон и нивелированию слабых. Эти действия можно представить в виде цикла, который включает следующие процессы: 
 формирование материально-технического обеспечения производства  подбор трудового коллектива;
 организация производства, обеспечение его бесперебойной и ритмичной работы, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями для обеспечения нормальной деятельности предприятия;
 создание востребованной и качественной продукции;
 проведение маркетинговых исследований, а также мероприятий по организации и расширению сбыта;
 создание инвестиционного фонда и его использование для расширения производства [18].
Функции конкуренции:
 устанавливает рыночную стоимость товара;
 заставляет предприятия производить действительно необходимый товар;
 содействует повышению производительности труда и является стимулом для повышения эффективности управления производством;
 обеспечивает нацеленность производителей на реализацию их потребностей и запросов;
 дифференцирует товаропроизводителей  (одни   выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
 способствует оптимальному распределению ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
 заставляет неконкурентоспособные предприятия уходить с рынка;
 стимулирует снижение цен и повышение качества товаров.
Конкуренцию можно классифицировать в зависимости от различных признаков. По масштабам выделяют следующее виды конкуренции:
 индивидуальная (каждый сам за себя, каждый производитель пытается отвоевать своё место);
 местная (среди предприятий какой-то территории);
 отраслевая (конкурентная борьба в одной отрасли или сфере деятельности);
 межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение покупателей в целях максимизации своей прибыли);
 национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
 глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную (когда всё решают законы экономики) и регулируемую  (при вмешательстве государства). Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает, что производители борются за покупателей, используя только характеристику цены (у кого цена меньше, у того и больше спрос). В результате такой конкуренции возникают случаи искусственного сбивания цен на продукцию, ценовая дискриминация (ситуация, когда товар продаётся по разной цене различным потребителям).
Ценовая конкуренция чаще всего используется в сфере услуг, в сфере транспортировки и реализации скоропортящегося товара [30, c. 88].
Неценовая конкуренция проводится посредством совершенствования качества продукции, использования новых технологий производства, внедрения инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования товаров, улучшения качества сервиса. Этот вил конкуренции основывается на стремлении производителей захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих товаров-конкурентов, либо обладают какими-либо уникальными свойствами.
Неценовая конкуренция может назваться также конкуренцией по условиям продаж. Этот вид конкуренции благоприятно влияет на рынок и производителей. Такую конкуренцию можно расценивать положительно, в отличии от ценовой конкуренции, когда на качество и другие существенные характеристики товара производители не обращают должного внимания [31]. 
Выигрывают при неценовой конкуренции те производители, которые используют различные способы воздействия на покупателей: реклама, мерчендайзинг, расширенный сервис клиентов.
Можно выделить конкуренцию по направлениям, на которых она появляется:
 конкуренция на рынках сырья;
 конкуренция в сфере сбыта;
 конкуренция между покупателями.
Поскольку конкуренция рассматривается, прежде всего, по отношению к потребителям, то можно выделить виды конкуренции в зависимости от этапов принятия решения о покупке:
1. желания-конкуренты – потребители сомневаются, в какой вид товаров им лучше вложить свои средства;
2. выбор по функциям – потребители знают в чём их потребность, но не могут определиться каким способом её удовлетворить; 
3. межфирменная конкуренция – потребитель определился с товаром, но не знает какую фирму-производителя выбрать; 
4. межтоварная конкуренция – конкуренция разных товаров между собой. Такой вид конкуренции не является таковой по сути, так как при неё создаётся лишь имитация потребительского выбора [21].
Ещё один способ классификации конкуренции:
1) функциональная;
2) видовая (личностная);
3) предметная.
Функциональная конкуренция – конкуренция между товарами, которые могут удовлетворить потребность потребителя с различных сторон. 
Видовая (личностная) конкуренция – конкуренция между схожими по основным функциям товарами, но имеющим различные свойства или характеристики. 
Предметная конкуренция – конкуренция между товарами по качеству изготовления. 
Выделяют также совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.
Основными признаками совершенной конкуренции являются:
 на рынке одновременно действует множество покупателей и продавцов, причём все они имеют небольшие доли рынка;
 стандартизированная однородная продукция на рынке, то  есть продукция, которая не различается друг от друга с точки зрения потребителей и продавцов; 
 свободный доступ на рынок новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с него;
 наличие полной и доступной информации для каждого участник рынка о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях, причём каждый субъект рынка обладает одинаковым количеством информации. 
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда на рынке существуют какие-либо искажения. Существуют следующие виды несовершенной конкуренции:
 монополия — власть одного продавца;
 монопсония — власть одного покупателя;
 олигополия – превалирование на рынке нескольких крупных фирм;
 олигопсония — власть нескольких крупных покупателей;
 монополистическая конкуренция — соревнования между разными по силе и влиянию продавцами, количество которых ограничено.
Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции
Характерная 
черта Совершенная 
конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия Чистая монополия
Число 
фирм Очень 
много Много 
мелких 
фирм Несколько (3-5 фирм) Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, возможен сговор Значительный, фирма сама определяет цену
Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет препятствий Сравнительно 
легкие Существенные препятствия Вход в отрасль закрыт
Пример 
отраслей Сельское 
хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. Железная дорога, единственная управляющая компания

Также выделяют горизонтальную и вертикальную конкуренции.
Горизонтальная конкуренция – это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. При такой конкуренции потребители выбирают тот товар, который им больше нравится по набору потребительских свойств, параметров и характеристик товаров.  При такой конкуренции лидерами становятся те, кто применяют инновации, а также расширяют функционал своих товаров.
Вертикальная конкуренция – это конкуренция между производителями разных товаров, но при этом способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя (например, потребность в информации можно удовлетвориться помощью телевизора, компьютера, телефона и других средств связи) [34, с.110]. 
Существует большое количество видов конкуренции, но главное то, что при любой конкуренции производитель должен быть нацелен на потребителя, на его потребности и предпочтения.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы