Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Уполномоченный по правам человека в РФ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 8

1.1 Институт
Уполномоченного по правам человека: понятие, значение. 8

1.2
Формирование и развитие института Уполномоченного по правам человека  19

2. ПРАВОВОЙ
СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА   28

2.1
Полномочия и функции Уполномоченного по правам человека. 28

2.2 Порядок
замещения должности и досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по
правам человека в РФ.. 41

3 ОРГАНИЗАЦИЯ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В Г. МОСКВА.. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   71  

Введение:

 

Актуальность темы исследования
обусловлена прежде всего, особенностями реализации новой конституционной
стратегии, которая охватывает сферу прав человека. Ее основными принципами
является то, что человек с его свободами и правами представляется высшей
ценностью, а также то, что происходит процесс определения смысла, содержания и
применения законов на различных уровнях. Именно с помощью такой установки
конституционного характера происходит ориентир на поиск адекватных форм
институционального характера, с помощью которых возможно реализовать механизм
защиты прав человека на территории Российской Федерации более качественным для
того, чтобы в дальнейшем вступать в борьбу с теми посягательствами, которые
принимаются по отношению к правам человека и их нарушению.

Таким
универсальным институтом, который носит «правозащитно-препятствующий» характер
уже более двухсот лет, является институт омбудсмена, формирование которого
произошло в рамках европейской правовой традиции и который существует в
большинстве стран мира. Стоит отметить, что Российская Федерация входит в число
этих стран, где в конституционном порядке выступает институт Уполномоченного по
правам человека.

Вышеуказанному институту принадлежит особая роль, основное
определение которой заключается в том, что она проводится со стороны институтов
публичного профиля, которые при этом не наделены какими-либо полномочиями
властного характера. В таком контексте можно сравнивать Уполномоченного по
правам человека, с «посредником» между органами государственной власти,
государством в целом и обществом. Двоякое положение статуса Уполномоченного
раскрывается с помощью того, что он является одним из главных представителей
общества гражданского характера и его основное призвание кроется в реагировании
правильным образом на процессы нарушения прав человека, которые могли быть совершены
при участии различных органов государственной власти и чиновников. Также в его
полномочия входит определение мер воздействия на данные нарушения.

Помимо
этого, не только взрослый гражданин дееспособного возраста может быть подвержен
злоупотреблению относительно сферы прав человека, но и дети, которые являются
особо уязвимыми и зависимыми от мира взрослых. Именно поэтому у них должны быть
определены в институте регулирования правового характера особые права, в
отличие от взрослых лиц. Эти положения упоминаются в Конвенции о правах
ребенка. Стоит отметить, что данные права особенного типа необходимо наиболее
надежно защищать, поскольку в настоящее время не является разработанным особый
механизм при их функционировании, с помощью которого удалось бы обеспечить защиту
приоритетного и целенаправленного характера по правам ребенка и детей в целом.

Стоит
отметить, что сущность государственной власти раскрывается через характерное
для нее стремление к тому, чтобы повысить уровень свое влияния среди общества. С
учетом таких данных, актуализируется необходимость в применении механизмов
эффективного характера по сдерживанию деятельности, касающейся нарушения прав и
свобод личности. Формирование такого механизма стало одним из главных
направлений и задач деятельности Уполномоченного по правам человека. Несмотря
на то, что институт имеет достаточный возраст, в течении которого он смог
внести внушительный вклад правозащитного профиля, он все же находится на стадии
развития, применении новых форм и моделей при урегулировании нарушений, которые
обусловлены постоянными изменениями в окружающей среде.

Стоит
отметить, что актуальность выбранной темы исследования также подтверждается с
помощью предпосылок объективного характера, процессом интеграции России в
мировое сообщество, высокой степенью теоретической и практической значимости по
вопросам, которые имеют связь с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации связала защиту прав и
свобод человека и гражданина с общепризнанными принципами и нормами
международного права, в число которых входят стандарты на международном уровне
относительно сферы прав человека.

Несмотря на все вышесказанное, принятые меры на
законодательном и организационном уровнях, не могут в полной мере обеспечить
эффективность в правозащитном механизме РФ. Помимо этого, они не снижают
«правонарушительного» накала при взаимодействии государства и общества. Все это
ставить перед юридической наукой новые вопросы, которые необходимо подвергнуть
тщательному изучению с целью выявления мер по их предотвращению, а также с
целью налаживания эффективности в данном механизме.

Степень научной разработанности темы исследования обусловлена высоким уровнем интереса
к сфере человеческих прав и основательным поискам механизмов их защиты эффективного
характера. Объяснение этому лежит в том, что институт Уполномоченного по правам
человека является действующим органом в настоящее время, однако в нем есть
относительная новизна.

В
трудах отечественных научных исследователей, правоведов встречаются труды
относительно общетеоретических подходов к понимаю прав и свобод человека, а
также его обязанностей. Среди них такие авторы как: Е. П. Демина, Л. И.
Деревцова, О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, М. В. Баглай, Е.
Н. Хазов, В. Е. Хазова, В. В. Чуксина, И. А. Умнова, Н. С. Бойко, И. А. Иглин,
И. А. Чуканов, Л. М. Энтин, Ю. И. Лейбо, Л. Р. Галимова, Н. В. Витрук и другие.

Помимо
этого, институту Уполномоченного по правам человека были посвящены труды
следующих авторов: Е. А. Богославский, О. Ю. Бузенкова, А. Ю. Сунгуров, В. А.
Галицков, Н. С. Грудинин, Е. П. Демина, М. В. Демидов, О. В. Зиборов, А. А.
Кальгина и другие.

Стоит отметить, что вышеуказанные работы являются
теоретико-правовой и конституционно-отраслевой базой в проведенном исследовании.
Помимо этого, в рамках исследования, проведен анализ относительно
конституционных и иных актов, которые включают в себя Конституцию Российской
Федерации (далее – Конституция РФ), федеральный конституционный закон
от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», конституции (уставы)
субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются отношения юридически значимого характера,
формирование которых происходит за счет направлений деятельности
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Предметом исследования является объединяющая совокупность причин, механизмов
и условий, которые обуславливают создание, формирование и развитие института
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в проведении комплексного
теоретико-правового и конституционно-отраслевого исследования специфики и
закономерностей формирование и развития института Уполномоченного по правам
человека.

Достижение
цели исследования происходило с помощью решения следующих задач:

1)
выявить определение института Уполномоченного по правам человека, а также его
значение для общества и иных органов государственной власти Российской
Федерации;

2)
охарактеризовать историю формирования института омбудсмена (института
Уполномоченного по правам человека);

3)
изучить полномочия и функции, которые осуществляет лицо, которое назначено на
должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

4)
рассмотреть порядок при назначении на должность Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации, особенности его досрочного освобождения и
замещения;

5)
проанализировать направления деятельности Уполномоченного по правам человека в
городе Москве.

Эмпирическую базу исследования составляют
историографические источники, нормативно-правовые акты, научные публикации о
развитии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть
использованы научными экспериментаторами при проведении анализа проблем
обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также в рамках процесса
учебного профиля при подготовке студентов в сфере управления государственного и
муниципального характера, а также юриспруденции.

Положения, выносимые на защиту:

1)
разработаны основные научные выводы относительно осуществления контрольных
функций Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

2)
в ходе исследования была выявлена закономерность развития института омбудсмена;

3)
в рамках исследования были разработаны основные научные выводы относительно
проведенного анализа деятельности Уполномоченного по правам человека в городе
Москва;

4)
для повышения эффективности деятельности института Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации следует пересмотреть нормативные правовые акты,
закрепляющие его деятельность;

5)
в ходе работы были внесены предложения по совершенствованию законодательства,
регулирующего деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
заключение научного исследования были сделаны нижеследующие выводы:

1)
основное содержание института Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации представляет собой структуру существующих уполномоченных по правам
человека, а также уполномоченных специализированного профиля, примером которого
может являться Уполномоченный по правам ребенка, которая применяется на всех
уровнях: государственном, региональном и муниципальном. Стоит отметить, что
каждый элемент в данном системе имеет свои особенности, исходя из которых
вырабатывают цели деятельности, направления, функции, а также основные принципы
в рамках осуществления защиты прав и свобод личности;

2)
в настоящее время принято выделять две основные цели деятельности
Уполномоченного по правам человека, которые включают в себя: ‒ оказание
содействия в процессах реализации основных прав и свобод граждан (данная цель
является основополагающей в представленном виде деятельности); ‒ повышение в
эффективном управлении на государственном и муниципальном уровнях, которая
является которая является косвенной целью деятельности. Для того, чтобы
достигать первую и одну из главнейших целей, Уполномоченному необходимо
осуществлять следующие функции:


функция относительно восстановления тех прав и свобод личности, которые были
подвергнуты нарушению;


функция посредничества между государственными органами, органами муниципального
самоуправления, их лицами должностного характера, а также иными органами и
обществом;


функция правотворческого характера, с помощью которой происходит процесс помощи
в выявлении пробелом и противоречащих фактов внутри законодательства федерального
и иных уровней относительно прав и свобод граждан.

Реализация
второй цели происходит посредством таких функция, как функция контроля, функция
проведения консультации, а также функция координационного характера;

3)
совокупность принципов в эффективном функционировании Уполномоченных по правам
человека представлена следующими положениями: принцип независимости, который
находит свое отражение в функциональном, институциональном и персональном
плане; принцип доступности, который подразумевает под собой наличие информации
и ее предоставление населению о содержании деятельности Уполномоченного, а
также организация относительно способов работы Уполномоченного по правам
человека и его аппарата; принцип оперативности, который включает в себя
своевременное выявление тех прав и свобод граждан, которые были нарушены со
стороны активных действий или бездействий органов власти государственного
характера, органов местного самоуправления, их лицами должностного профиля, а
также иными государственными служащими; принцип законности; принцип
справедливости; принцип гласности; принцип взаимодействия с другими
государственными организациями, деятельность которых предполагает обеспечения
прав и свобод личности при составлении поставленных задач перед Уполномоченных
по правам человека в Российской Федерации, а также Уполномоченных в рамках
субъектов РФ;

4)
обращаясь к понятию механизма в обеспечении прав и свобод личности стоит
отметить, что он представляет собой совокупность органов власти публичного
характера, институтов общества гражданского профиля, организаций от общества и
иных учреждений, которые могут применяться с целью обеспечения защиты и охраны
прав и свобод граждан личности. В элементы данного механизма входит охрана прав
и свобод граждан, защита данный человеку с рождения прав и свобод, пропаганду
данный прав и свобод, а также оказание помощи юридического профессионального
характера;

5)
при проведении анализа, также была выявлена необходимость о введении должности
Уполномоченного по правам человека в тех субъекта российской Федерации, в
которых он отсутствует;

6)
при дальнейшей динамике изменений представляется возможным создание института
Уполномоченных специализированного профиля в рамках тех сфер, где подвергаются
грубому и массовому нарушению, права и свободы гражданина, которые были даны
ему с рождения. Примером данного явления может стать защита лиц военного
профиля, защита беженцев и переселенцев, которые были вынуждены покинуть
постоянное место жительства;

7)
в настоящее время деятельность Уполномоченного по правам человека в городе
Москва регламентируется с помощью закона города Москвы от 15 апреля 2009 года №
6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», где прописаны основы
в назначении на данную должность, требования к должности, задачи и принципы в
деятельность, а также дана информация относительно лиц, которых имеет право
утверждать Уполномоченный по правам человека и деятельность которых он может
утверждать;

8)
согласно изучению Постановлений, принятых в рамках жалоб, поступающих Уполномоченному
в городе Москве, был сделан вывод о том, что реагирование на них происходит
должным образом с изучением всех частей и пунктов Конституции РФ и положений
законов, которые могут противоречить Конституции РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Институт Уполномоченного по правам
человека: понятие, значение

Стоит
отметить, что в настоящее время не имеется однозначного понимания в определении
сущности института Уполномоченного по правам человека, или, как его называют
по-другому, институт омбудсмана. При этом, его принято рассматривать как в
науке государственного и конституционного права, так и в российском и
международном законодательстве[1]. В
настоящее время относительно данного понятия существует множество трактовок,
каждая из которых отличается от другой определенными аспектами и критериями. Данное
явление не происходит случайно, поскольку в настоящее время статус правового
характера и сущность данного института не являются устоявшимися в обществе.
Помимо этого, неоднозначным является факт противоречивости между факторами
объективного и субъективного характера, с помощью происходит процесс
определения института омбудсмена.

Институт
омбудсмена для Российской Федерации является достаточно новым явлением.
Обращаясь к государственно-правовому определению данного понятия, стоит
сказать, что он представляет собой независимое лицо, которое достойно доверия и
назначено со стороны Парламента на осуществление деятельности, направленной на
охрану отдельных категорий граждан. Помимо этого, со стороны данного института,
принято осуществления контроля парламентского профиля, который имеет
опосредованный характера. Данный контроль осуществляется с опорой на надзор
увеличенного характера за всеми лицами должностного профиля, осуществляющими
свою деятельность в органах государственной власти, без права изменения
принятых ими решений[2].

Идея
создания такой должности была достаточно широко распространена. Второй страной,
которой был учрежден подобный орган, была Финляндия в 1919 году. В следующие
периоды институт омбудсмана был организован и сформирован в Норвегии, Дании,
Новой Зеландии, Великобритании, Франции и т.д. Идея создания подобного
института распространялась и получила широкое значение в странах Азии, Африки,
Америки, а также Европы. При этом его учреждение производилось как в
государствах унитарного характера, так и в федерациях[3].

Стоит
отметить, что с созданием и формированием института Уполномоченного по правам
человека, на постоянной основе велись дискуссии относительно данного института.
В основе практики мирового уровня было доказано, что всем странами мира
требуются средства защиты публично-правового профиля, несмотря на то, что
многие страны обладают достаточно разветвленной контрольной системой. В данном
случае в пример можно поставить Францию с ее широкой системой юстиции
административного характера. Однако, несмотря на наличие данной системы, в
стране в 1973 году была введена должность медиатора – омбудсмена.

С
позиции гражданина, омбудсмен представляет собой лицо должностного профиля, к
которому возможно обратиться в случаях неудовлетворенности решением административного
характера или же неудовлетворенностью процессом его принятия и действиями
сотрудников аппарата государственного характера[4].

Стоит отметить, что ведомство омбудсмена принято
рассматривать в рамках высших органов государства. При этом, он не является
органом ни одной из ветвей власти: судебного характера, исполнительного
характера и законодательного характера. Одной из его главных черт принято
рассматривать его независимость. Большинство стран имеет систему избирания на
данную должность на конкретный срок, в течении которого им должны быть
осуществлены его полномочия и функции, а также отчет о проделанной работе[5].
На федеральном уровне принято действовать Уполномоченным по правам человека, а
также на уровне субъектов Российской Федерации, соответствуя при этом
федеральному конституционному закону, принятому 26 февраля 1997 года (ред. от
31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В
пункте 1 статье 5 вышеуказанного нормативного акта говорится о том, что
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть утверждена конкретная должность –
Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ[6].

Обращаясь
к контрольным функциям омбудсмена стоит отметить, что их осуществление
происходит исходя из собственной инициативы, при рассмотрении жалоб и
требований, которые поступают от граждан. Если говорить об особенностях
деятельности Уполномоченного, то стоит сказать о том, что они могут значительно
отличаться в зависимости от конкретной сферы жизни общества. В некоторых
странах функции надзорного характера омбудсмена могут распространяться, имея
при этом некоторые ограничения, на деятельность органов судебного характера,
администрацию тюрем, муниципальные органы, а также на психиатрические больницы
и иные организации. Помимо этого, в некоторых странах существуют должности
специализированных омбудсменов. Примером таких должностей могут стать
омбудсмены по вопросам военного направления, по защите прав женщин, по
проблемам равноправия мужчин и женщин и т.д.[7]

Как
упоминалось ранее, у омбудсмена не имеется права относительно изменения решений
административных органов, хотя он и выступает в качестве посредника между
людьми и органами государственной власти. Обращаясь к формам реагирования
Уполномоченного по правам человека относительно нарушения прав граждан, стоит
сказать о том, что они представляются достаточно разнообразными: рекомендации,
жалобы в Конституционный Суд РФ, представления и т.д. Одной из важнейших форм
реагирования, которая характерна для все омбудсменов, является доклад
парламенту, который необходимо сдавать раз в год. В содержании доклада должен
быть проведен анализ относительно наиболее часто встречающихся нарушений прав
граждан, отмечены положительные и отрицательные стороны в деятельности
администрации, выдвинуты рекомендации относительно совершенствования
законодательной базы, а также практики ее применения в обществе и т.д.[8] В
России данного института никогда не существовало. В Конституции Российской
Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года, была введена должность
Уполномоченного по правам человека, согласно статье 103, пункту «д». Стоит
отметить, что с введением данной статьи на высшем уровне государства,
происходит признание приоритета прав человека и гражданина.

Как
было сказано ранее, закрепление должности Уполномоченного произошло при помощи
Основного закона страны. В пункте «д», части 3, статье 103 содержится
информация относительно того, что в рамках полномочий Государственной Думы,
включается процесс назначения на должность Уполномоченного и освобождения от
такого должности, при соответствии Федеральному конституционному закону.

До
принятия данного закона, Государственной Думой Уполномоченным по правам
человека являлся С. А. Ковалев 17 января 1994 года, однако уже 10 марта 1995
года он был освобожден от данной должности.

По
окончанию проведения процедур относительно согласования Федерального
конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации», он был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен
Советом Федерации 12 февраля 1997 года, подписан Президентом Российской
Федерации 26 февраля 1997 года, подвергнулся публикации официального характера и
вступил в силу 4 марта 1997 года. С помощью данного нормативного акта был определен
статус Уполномоченного по правам человека, его полномочия и компетенции,
порядок при освобождении и назначении на должность. Тем самым был реализован
пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. С помощью
данного закона также было установлено, что Уполномоченный по правам человека в
РФ, в рамках осуществления своей деятельности должен быть независим и не должен
являться каким-либо должностным лицом в рамках органов государственной власти[9].

В
срок, не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона, Государственная Дума
должна назначить гражданина на вышеуказанную должность.

Первый
раз данный вопрос было принято рассматривать 4 апреля 1997 года.
Государственной Думой РФ было проведено голосование тайного характера отдельным
образом относительно пяти предложенных кандидатур. Интересным является тот
факт, что ни одному кандидату не удалось набрать необходимое большинство
голосов. Данная ситуация также повторилась и при проведении тайного голосования
17 сентября 1997 года. В мае 1998 года депутатами Государственной Думы в рамках
третьего раза были выслушаны кандидаты на должность Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации. Наибольшее количество голосов было получено
лишь одним кандидатом, который также являлся одним из депутатов Государственной
Думы – Миронов Олег Орестович. 22 мая 1998 года он был выбран с помощью тайного
голосования, при котором 299 депутатов высказали позицию «за», 29 депутатов
высказали позицию «против» и 3 депутатов «воздержались» от голосования. Именно
поэтому Миронов О. О. был назначен на должность Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации[10].



[1] Галицков В. А. Уполномоченный по
правам человека в механизме обеспечения прав граждан // Вестник Уральского
юридического института МВД России. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 25-29.

[2] Чурсин А. А. Уполномоченный по
правам человека: работа на стыке права // Российское право: образование,
практика, наука. ‒ 2015. ‒ № 1. ‒ С. 14-15.

[3] Чуксина В. В. Государственные
специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях
глобализации прав человека: российская и зарубежная практика // Актуальные
проблемы российского права. ‒ 2014. ‒ № 12. ‒ С. 2729-2733.

[4] Демина Е. П. Сравнительный анализ
деятельности уполномоченного по правам человека и омбудсмена в зарубежных
странах // Образование и право. – 2019. – № 12. – С. 267-271.

[5] Витрук Н.В. Конституционные права
и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового
государства. М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». 2018. С. 521-525.

[6] Федеральный конституционный закон
от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации» (ред. от 31.01.2016) // Российская газета. ‒ п. 1, ст. 5.

[7] Грудинин Н. С. Компаративистский
анализ полномочий омбудсмeна в российской федерации и зарубежных государствах
// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование
и педагогические науки. ‒ 2018. ‒ № 5. ‒ С. 185-193.

[8] Галимова Л. Р. Права и свободы
граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства
// Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар,
февраль 2016 г.).  ‒ 2016. ‒ С. 4-7.

[9] Кельмакова Д. Г. К истории
становления института омбудсмена в России // Марийский юридический вестник. ‒
2016. ‒ № 2. ‒ С. 101-104.

[10] Касьянов В. В., Мышьяк С. В.
История становления института Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. ‒ № 3. ‒
С. 67-70.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы