Магистерский диплом на тему Умственное развитие младших школьников с использованием инновационных педагогических технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Сущность понятий «умственное развитие ребенка и инновационные педагогические технологии» 7
1.2 Виды и сущность инновационных педагогических технологий обучения младших школьников 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Особенности умственного развития младшего школьника на констатирующем этапе эксперимента 30
2.2 Содержание формирующего этапа эксперимента 38
2.3 Результаты исследования на контрольном этапе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Введение:
Актуальность исследования. Ребенок — самая большая из всех ценностей мира. Его творческая личность, как маленький росток, может подрасти и расцвести только на благоприятной почве. Поэтому «Федеральная доктрина развития образования» ставит перед учителем задачу организовать ребенку условия для его наибольшего самоопределения.
Понятно, что индивидуальный вектор развития ученика не всегда сходится с направлением движения в большую науку: не всем быть Эйнштейном. Но с удовольствием способны учиться все. Для этого процесс обучения должен быть сконструирован с наибольшим приближением к запросам и потенциалам ребенка.
Обстоятельством успеха в развитии мышления считается высокая познавательная активность учащихся. Эффективное усвоение знаний подразумевает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал стает объектом активных мыслительных и фактических действий каждого ребенка.
Инновационные социально-экономические условия призывают к новому научно-методологическому подходу к налаженности в школе учебного процесса, который должен совершаться на принципах гармонизации и гуманизации и быть сконцентрированным на установление научного мировоззрения школьника, воспитание у него активной жизненной позиции. Надо учить ученика в потоке информации, самостоятельно наполнять свои знания, проявлять творческий подход к решению учебно-познавательных задач.
Формированию у младших школьников познавательных процессов содействует использование в обучении разнообразных познавательных задач. Их решение совмещается с потребностью преодоления учениками познавательных трудностей, которые «планируются» учителем и при их посильности для детей выражают положительное влияние на развитие их мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, содействуют овладению стержневыми понятиями обусловленной области знаний, приемами и методами учебно-познавательной деятельности.
Познавательные способности рассматриваются как первопричина самостоятельного получения знаний; они увеличивают интенсивность умственной работы, мобилизует внимание, снимают усталость и содействуют повышению качества перенимаемых знаний, их расширению и углублению.
Таким образом, обучение и воспитание базируется на активной позиции учащихся, их познавательной самостоятельности. Актуальным сегодня является введение в процесс таких средств активизации как системы познавательных и творческих задач, применение различных приемов сотрудничества и учебного диалога, групповой и индивидуальной работы, способствует укреплению интересов детей.
Цель исследования — выявление особенностей умственного развития младших школьников и специфики использования инновационных педагогических технологий.
Объект исследования — умственное развитие младших школьников.
Предмет исследования – процесс использования инновационных педагогических технологий как фактора умственного развития младших школьников.
Гипотеза исследования: предположение о том, что умственное развитие младших школьников будет более эффективным при использовании инновационных педагогических технологий в учебной деятельности.
Задачи магистерской работы:
1. Выявить сущность понятия категорий: «умственное развитие ребенка», «инновационные педагогические технологии».
2. Рассмотреть различные инновационные технологии обучения и умственного развития младших школьников
4. Определить особенности умственного развития младшего школьника;
5. Изучить систему дополнительного образования в начальной школе, как звена инновационного процесса.
Теоретико-методологическая основа исследования- положение о предметности мышления как единстве его формы и содержания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и его активной избирательности (К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева);
— положение о ведущей роли обучения в умственном развитии учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Из этого положения следует, что при разработке диагностических методик необходимо стремиться к соответствию тестовой методики компонентам учебной деятельности, которую осуществляют учащиеся на уроке;
— принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, 1958, 1959), в соответствии с которым при объяснении любых психических явлений личность рассматривается как «связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (С.Л. Рубинштейн, 1958, с.8);
— принцип активности (К.Д. Ушинский. Л С. Выготский, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская), опираясь на который необходимо рассматривать ученика как активного субъект обучения, носителя уникального и неповторимого субъектного опыт, специфика которого проявляется в учебной деятельности в виде избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, различных способов переработки учебного материала, эмоционально-личностного отношения к объектам е познания (И.С. Якиманская, 1985, 1996).
Методы исследования:
— Изучение разнообразных источников информации
— Анализ полученных сведений
— Наблюдение и педагогический эксперимент
— Диагностика умственных способностей младших школьников в адаптационный период и по завершению обучения в первом классе.
База опытно-экспериментальной работы: младшие школьники ГБОУ Школа № 1381.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: уточнены дефиниции понятий: «умственное развитие ребенка» и «инновационные педагогические технологии»; определена специфика индивидуального подхода к младшим школьникам как инновационная технология обучения, выявлены особенности умственного развития младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработаны научно — практические рекомендации по реализации инновационного обучения в рамках обучения детей начальной школы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность понятия категорий: «умственное развитие ребенка», «инновационные педагогические технологии».
2. Система инновационных технологи, влияющих на умственное развитие учащихся младших классов.
3. Авторская методика осуществления этой работы в начальных классах на примере урока математики.
Заключение:
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать понятие «умственное развитие» в рамках психометрического подхода, определяя данное понятие как совокупность познавательных процессов. Под умственным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их творческой умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций.
Сензитивным периодом для умственного совершенствования является младший школьный возраст, к концу которого интеллектуальные функции должны быть полностью сформированы.
На успешность умственного развития ребенка влияет правильная организация учебно-познавательной деятельности, что особенно эффективно в младшем школьном возрасте. Особое значение в умственном развитии детей младшего школьного возраста является использование на уроках инновационных технологий обучения.
Инновационная деятельность все активнее проникает в образовательную практику и имеет сильнейшее влияние на образование как процесс и результат. Любая инновационная деятельность всегда обуславливается действием внешних и внутренних факторов.
Понятия «инновация», «педагогическая инновация», «педагогическая технология» взаимосвязаны и являются логическим продолжением друг друга.
Инновационные технологии подразделяются на уровни, имеют специфические функции и черты, классификацию, направлены на многогранное развитие участников педагогического процесса.
Современная система образования непрерывно развивается и требует внедрения инновационных методов и технологий в связи с постоянно увеличивающимся объемом информации.
Одним из эффективных способов умственного развития младших школьников является включение в работу специальной системы заданий посредствам наглядности, повышающих познавательный интерес младших школьников на уроках математики, обладающее значительным воспитательным потенциалом, создающее зону ближайшего развития для всех учащихся.
Для формирования логических действий на уроках математики разработан комплекс заданий посредствам наглядности. Проводимые задания вызывали интерес у детей — они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату, решить задачу. В процессе деятельности у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают логическое мышление.
Сравнительный анализ результатов эксперимента свидетельствует о положительной динамике формирования логических действий в классе. Количество учащихся с высоким уровнем сформированности логических действий по разным методикам повысился от 20 % до 36 %, средний уровень или не изменился, или повысился на 4 %, низкий уровень уменьшился на 36% — 16 %.
Выдвинутая гипотеза в ходе экспериментальной работы полно и обоснованно доказана. Материалы настоящего научного исследования апробированы и используются на практике.
Полученные результаты исследования и выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы.
Также в результате исследования были разработаны методические рекомендации для учителя начальных классов с целью развития умственных способностей детей младшего школьного возраста посредством инновационных технологий:
1. Инновационные технологии обучения необходимо использовать при работе с правилом, определением или алгоритмом.
2. Проведение уроков с использованием инновационных технологий обучения может быть построено на принципах безотметочного оценивания обучающихся, так как, с одной стороны, крайне затруднительно выделить уровни личных достижений обучающихся в ходе проблемного обучения, а с другой, подобный характер занятия со свободной открытой атмосферой поиска и творчества является мощным стимулом интеллектуальной активности обучающихся.
3. Основную (наиболее активную) роль в ходе использования инновационных технологий обучения, как правило, играют учащиеся, а не педагог, основной ролью которого будет исполнение функции тьютора – консультанта.
4. В начале урока педагог должен провести инструктаж по условиям применения конкретнойтехнологии, организовать групповую и индивидуальную работу, контролировать соблюдение регламента основных этапов работы, а в конце занятия провести рефлексию.
5. Внедрение инновационных технологий обучения следует начинать по принципу от простого к сложному, чтобы не вызвать разочарования и неприятия со стороны обучающихся.
6. Рекомендуется применять не более 2–3-х методов на одном уроке. Тщательно подбирая методы для решения задач конкретного этапа урока.
7. Необходимо учитывать, что: первый опыт применения инновационных технологий обучения на уроках может вызвать различные организационные проблемы, снятие которых во многом зависит от умения педагога провести качественный инструктаж; выбор метода зависит от индивидуальных особенностей обучающихся; первое занятие не приведет к заметным метапредметным результатам.
8. Подготовка к занятиям на основе инновационных технологий обучения предлагаемых в данной работе часто связана с тщательной подготовкой информационной базы будущего урока, в начале которого (или же в ходе него, например, при работе с кейсами) учащиеся должны получить от педагога исчерпывающую справку по существу проблемы, которую им предстоит анализировать.
Согласно нашему исследованию, мы можем сделать следующие выводы — инновационные технологииобучения эффективны и приводят к повышению качества обучения младших школьников.
Основные преимущества инновационных технологий обучения:
инновационные технологии помогают обеспечить глубину изучение содержания. Ученики осваивают все уровни познания (знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка);
учитель получает возможность дифференцированного подхода к учащимся;
меняется роль учащихся: они принимают важные решения относительно процесса обучения, развивают коммуникативные умения и навыки, организационные способности;
основным источником мотивации обучения становится интерес самого ученика (происходит переход от внешней мотивации (оценки) к внутренней (необходимость знаний);
значительно повышается роль личности педагога;
ученики, которые получают личный опыт преподавательства, с новой точки зрения смотрят на учебно-воспитательный процесс, на роль учителя и ученика в нем;
благодаря эффекту новизны и оригинальности инновационные технологии при правильной их организации растет интерес к процессу обучения
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «умственное развитие ребенка и инновационные педагогические технологии»
Умственное развитие ребенка является главнейшей задачей воспитания человека. В трудах психологов и педагогов прошлого и современного четко раскрываются теоретические подходы к освещению этой проблемы.
Начиная от Платона, в процессе развития теории умственного воспитания, такими просветителями, как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Г.Ф. Герберт, М.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и многими другими в основу умственного развития ставился вопрос усвоения учащимися знаний в процессе обучения, были собраны и систематизированы человечеством. На взгляд этих ученых основой умственного воспитания было прочное усвоение обобщенного опыта человечества в виде знаний и на их основе развитие способностей ребенка.
Ж. — Ж. Руссо и его последователи считали, что ум ребенка развивается в соответствии с природными задатками и возрастом ребенка, что стало составной частью «свободного воспитания». Яркой последовательницей этой теории стала известна итальянский ученый Мария Монтессори [цит. по 66].
Теоретическим основанием для понимания теории умственного развития является понятие способностей, которые являются психолого-физиологической основой интеллекта.
Способности – одно из наиболее общих психологических понятий, которое рассматривается как психологами, так и педагогами.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн [61] рассматривал под понятием способностей — «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к любой деятельности, а также свойств, которые приобретаются только в процессе специально организованной деятельности (например, учебе)». Аналогичные определения можно найти в других источниках.