Русский язык Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Технология реализации лингвистических проектов в системе работы по развитию исследовательских умений и творческих способностей учащихся.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Проектная технология в образовательном процессе 10
1.1. Проектная технология: общая характеристика 10
1.2. Использование проектной технологии в учебном процессе 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Организация проектной деятельности в предметной области «Филология» 27
2.1. Специфика использования проектной технологи 27
при обучении русскому языку 27
2.2. Технология проектов в системе филологического образования Мурманской области 33
2.2.1 Подготовка учителей- словесников к проектной деятельности (результаты анкетирования) 33
2.2.2 Проекты по филологии в рамках программы «Шаг в будущее» 38
2.3. Лингвистические проекты по развитию исследовательских умений и творческих способностей учащихся (из опыта работы гимназии №3 г. Мурманска) 46
Выводы по главе 2 52
Глава 3. Влияние проектной технологии на формирование исследовательских умений школьников: педагогический эксперимент 54
3.1. Организация и методы эксперимента 54
3.2. Констатирующий этап эксперимента (проверка уровня сформированности исследовательских умений школьников до начала опытного обучения) 57
3.3. Экспериментальное обучение 62
3.4 Контрольный этап эксперимента (проверка уровня сформированности исследовательских умений школьников после опытного обучения) 69
Выводы по 3 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………… 102

  

Введение:

 

Образовательный процесс в современной школе должен быть направлен на достижение уровня образования учащихся, который был бы достаточен для их самостоятельного решения прикладных или теоретических задач. Достижение этой цели связано с организацией образовательной деятельности исследовательской и творческой направленности.
Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным процессом. Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей исследовательские умения и творческие способности, при этом используя инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения школе.
Эффективным методом формирования исследовательских умений и творческих способностей учащихся является метод проектов. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования, необходимо организовать развитие опыта учащихся в проектной деятельности. В практике современной российской массовой школы формирование опыта реализации проектной деятельности школьников происходит либо тогда, когда проекты выполняются в специальных внеклассных мероприятиях, либо на уроках в рамках освоения конкретной темы. В этом случае учитель, как правило, не ставит цель формирования проектных компетенций у школьников, а результатом такого обучения является только предметный продукт, а также усвоение материала по предмету. Это связано с тем, что сами преподаватели не имеют достаточного опыта в проектной деятельности и, как следствие, не способны организовать формирование такого опыта у своих учеников. Проектная деятельность — это совместная образовательная, познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта.
Реализация образовательных проектов школьниками закладывает основу для формирования творческих способностей, создает условия для проявления у детей любознательности, познавательной активности, дает возможность реализовывать и оценивать собственные результаты в исследовательской деятельности.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что одной из основных задач современного образования является не столько приобретение знаний, сколько способность учащихся приобретать опыт в различных видах исследовательской и творческой деятельности. Ученики должны научится самостоятельно ставить цели, переосмысливать способы их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, а решению данной задачи будет способствовать проектная технология.
Сложность создания проектов по русскому языку заключается в том, что логика урока не позволяет использовать метод проекта в классе, поскольку почти все учебное время затрачивается на развитие определенных навыков, без которых выпускник не может проходить. А учителя предпочитают внеклассную форму организации проектных мероприятий.
Но с учетом загруженности сегодняшнего школьника создание одного или двух проектов в течение учебного года становится реальным. Таким образом, ученики могут, конечно, узнать об особенностях исследований и основах использования информационных и коммуникационных технологий. В такой ситуации, однако, вряд ли можно говорить о развитии устойчивых исследовательских навыков и использовании различных технологий самообразования и самоорганизации.
Решением этой проблемы является объединение технологий проектирования не только в контексте внеклассной деятельности, но и в классе, что может увеличить долю исследовательской и творческой деятельности в образовательном процессе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, по окончании работы, можно сделать следующие выводы:
1. Технология проектов — это совокупность современных педагогических приемов, ориентированных на получение конечного продукта учащимися в результате самостоятельной деятельности, а также ее планирования, организации и контроля. Проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интересным и интенсивным, дает возможность обучающимся выбирать свой темп продвижения к результату обучения, учебная деятельность становится разнообразной и приобретает исследовательско-поисковый, творческий характер.
2. Так как базой практики стала МБОУ Гимназия 3, г. Мурманска, то среди педагогов этой гимназии было проведено анкетирование педагогов с целью выяснить, как понимают деятельность проекта педагоги, практики, как они видят возможности его применения, как они реализуют и с какими трудностями они сталкиваются. Специфика проектов на уроках русского языка заключается в том, что обычно в качестве готового продукта выступают устные и письменные тексты, и успех проекта зависит от того, насколько хорошо развиты у школьников навыки текстовой деятельности. Подготовку учеников к созданию проектов по русскому языку обеспечивает деятельностный характер задач учебника. Сравнивая тексты, языковые модели, делая лингвистический анализ, обобщения, выводы, ученик приобретает опыт познания, что немаловажно в проектной деятельности. Учителя-словесники Мурманска отмечают широкие возможности технологии проектов для развития, образования и воспитания детей, однако большинство педагогов редко применяют ее на практике, что не способствует эффективному развитию исследовательских умений и творческих способностей обучающихся.
В поисках выхода из проблемы была начата работа по реализации метода проекта на уроках русского языка.
3. Основная цель исследования — выявить влияние метода проекта на развитие исследовательских навыков учеников. Были разработаны и апробированы проекты на русском языке, которые были апробированы на уроках и во внеурочной деятельности. Все проекты, которые были разработаны и протестированы со школьниками в экспериментальном классе, направлены на развитие исследовательских навыков учеников.
Констатирующий эксперимент показал слабую подготовку школьников к проектной деятельности. Недостаточно развиты самостоятельность, мотивация и творческий потенциал обучаемых Нуждаются в совершенствовании основные исследовательские умения. Итоговый срез показал, что целенаправленная и систематическая работа по созданию проектов эффективно формирует исследовательские умения учащихся. Результаты итогового эксперимента школьников экспериментального класса в процентном соотношении выше, чем результаты, показанные школьниками контрольного класса. У школьников экспериментального класса сформированы такие исследовательские умения, как умение работать с различными источниками информации; правильно разрабатывать методологию исследования; четко и ясно выражать свои мысли; конструктивно подходить к решению проблемы; планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; использовать возможности ИКТ для представления результатов исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проектная технология в образовательном процессе

1.1. Проектная технология: общая характеристика

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, через которую формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандартах.
В соответствии со ФГОС ООО проектная деятельность является одним из обязательных компонентов системы образования. В Примерной основной образовательной программе среднего общего образования делается акцент на «освоении проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы» [76, с. 32-36].
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования [77, с.11] проектная деятельность рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся, а специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
С.Е. Шишов под проектом понимает «идею, образ, план работы, комплекс мероприятий, направленных на создание какого-либо уникального продукта» [74, с. 4].
Н.В. Матяш под проектной деятельностью понимает «форму учебно- познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения» [34, с. 18].
Таким образом, проектная деятельность является важной составляющей обучения школьников, предусмотренной ФГОС ООО и примерной основной образовательной программой. Основные этапы проектной деятельности — это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, подготовка к защите и собственно защита. Значение проектной деятельности состоит в приобретении обучающимися практически полезных умений, востребованных в реальной жизни школьников [75, с. 11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы