Магистерский диплом на тему Тактико-техническая и физическая подготовка юных тхэквондистов в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы тактико-технической и физической подготовки юных тхэквондистов в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе. 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 лет. 7
1.2. Система обучения спаррингу в тхэквондо. 14
1.3. Характеристика развития физических качеств юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки. 22
1.4. Развитие технических навыков и тактических действий юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки. 27
1.5. Роль игрового метода в подготовке юных тхэквондистов. 36
Глава 2. Методы и организация исследования. 41
2.1. Методы исследования. 41
2.2. Организация исследования. 43
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 45
3.1. Обоснование методики по совершенствованию физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет в процессе обучения спаррингу с применением игрового метода на начальном этапе тренировочного процесса. 45
3.2. Результаты исследования физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов. 51
Заключение. 61
Выводы. 63
Список литературы. 65
Введение:
Актуальность исследования. Тхэквондо — один из видов спорта, который обеспечивает гармоничное развитие детей и молодежи. Широкая сеть спортивных секций обеспечивает мас¬совость занятий тхэквондо и позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва. В связи с вхождением тхэквондо в олимпийскую программу, в этом виде спорта происходят существенные изменения: изменяется техника ведения поединка, увеличиваются временные рамки его проведения. И как результат – возрастание требований к физическим качествам спортсменов, их техническим навыкам.
В настоящее время часто наблюдается несоответствие уровня физической, технической и психологической подготовленности юных спортсменов требованиям соревновательной деятельности, что актуализирует вопросы разработок эффективных методик подготовки тхэквондистов.
Проблема подготовки тхэквондистов находится в центре внимания Е.В.Головихина, И.С. Зенченко, В.М. Игуменова, Ю.Б. Калашникова, Ли Чжон Ки и И.С. Соколова др.
Однако в результате изучения трудов ученых пришли к заключению, что проблема подготовки юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки недостаточно изучена.
Цель исследования заключается в разработке методики по совершенствованию физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет в процессе обучения спаррингу с применением игрового метода на начальном этапе тренировочного процесса в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в группах юных тхэквондистов 10-12 лет.
Предмет исследования: тактико-техническая и физическая подготовка юных тхэквондистов в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: введение в процесс подготовки юных тхэквондистов 10-12 лет дополнительного комплекса игр и игровых упражнений для развития быстроты, выносливости, силы, ловкости будет способствовать улучшению их физических качеств и технико-тактических навыков.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности детей 10-12 лет.
2) Выявить специфику обучения спаррингу в тхэквондо.
3) Изучить особенности развития физических качеств, технических навыков и тактических действий у юных тхэквондистов 10-12 на этапе начальной подготовки.
4) Охарактеризовать роль игрового метода в подготовке юных тхэквондистов 10-12 лет.
5) Провести диагностику уровня развития физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет.
6) Разработать и экспериментально апробировать комплекс игр по совершенствованию физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовке в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Теоретико-методологическими основаниями при организации исследования явились фундаментальные и прикладные научные труды: по теории физической культуры и спорта Е.Е. Антипова, А.Б. Гандельсмана, Ю.Д.Железняка, спортивных единоборств К. Гилла, О.В. Долганова, А.Е.Тараса.
Теоретическая значимость заключается в том, что охарактеризованы анатомо-физиологические особенности детей 10-12 лет, выявлены специфика обучения спаррингу в тхэквондо, особенности развития физических качеств, технических навыков и тактических действий у юных тхэквондистов 10-12 на этапе начальной подготовки, охарактеризована роль игрового метода в подготовке юных тхэквондистов 10-12 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследовано на экспериментальном уровне развитие физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки с использованием игры в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная методика по совершенствованию физических качеств и технических навыков в процессе обучения спаррингу с применением игрового метода на начальном этапе тренировочного процесса может быть использована тренерами в процессе подготовки юных тхэквондистов 10-12 лет в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Игровой метод в подготовке юных тхэквондистов содействует: овладению детьми элементарными техническими и тактическими действиями, формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, координация через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
• Методика по совершенствованию физических качеств и технических навыков юных тхэквондистов 10-12 лет в процессе обучения спаррингу с применением игрового метода на начальном этапе тренировочного процесса.
Методы исследования:
— анализ и обобщение литературных источников;
— педагогические наблюдения;
— опытно-экспериментальная работа;
— тестирование;
— методы математической статистики.
Организация исследования.
I этап (январь — март 2018 г.) предполагал: анализ литературных источников; организацию опытно-экспериментальной группы.
II этап (март-апрель 2018 г.) включал проведение пилотажных исследований: тест на выявление уровня физической подготовленности юных тхэквондистов по показателю «быстрота»; тест на выявление уровня физической подготовленности юных тхэквондистов по показателю «ловкость»; тест на выявление уровня физической подготовленности юных тхэквондистов по показателю «выносливость»; тест на выявление уровня физической подготовленности юных тхэквондистов по показателю «сила»; тест на выявление технических навыков юных тхэквондистов; обработку результатов проведенных исследований.
III этап (2018-2019 учебный год) был связан с проведением опытно-экспериментальной работы, включающей: подбор комплекса дополнительных подвижных и спортивных игр, направленных на совершенствование физических качеств и техники юных тхэквондистов; внедрение комплекса дополнительных подвижных и спортивных игр в процесс подготовки юных тхэквондистов.
IV этап (март-апрель 2019 г.) включал проведение: обработки результатов исследования; теоретической интерпретации результатов исследования; оформление работы.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, выводов и списка литературы. Текст работы изложен на 70 страницах. Диссертация иллюстрирована 8 рисунками, 5 таблицами. В списке литературы приведено 83 работы, в том числе 2 зарубежных авторов.
Заключение:
Возраст 10-12 лет является сенситивным периодом для развития таких физических качеств как: ловкость, быстрота, выносливость.
Система обучения спаррингу юных тхэквондистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки основывается на годичном тренировочном цикле, который в соответствии с закономерностями развития спортивной формы делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
Хороший тхэквондист должен обладать такими качествами как: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. В связи с этим в подготовке тхэквондистов комплексы упражнений подбираются именно для развития этих двигательных качеств.
Овладение базовой техникой юными тхэквондистами 10-12 лет при обучении спаррингу на этапе начальной подготовки ориентировано на усвоение: техники передвижений; техники ударов ногами; техники ударов руками; техники защитных действий; техники борьбы; серии технических действий (техники ударов и др.); комбинаций технических действий; элементов борьбы в сочетании с другими техническими действиями.
Установлено, что на этапе начальной подготовки осуществляется первоначальная тактическая подготовка юных тхэквондистов, в процессе которой решаются следующие задачи: усвоение тактических знаний (знание спортивных правил, искусство ведения боя, умение использовать силу противника в своих интересах; применение тактики, соответствующей техническому уровню, физической подготовке и др.); развитие тактических способностей (способности использовать свои технические, физические и психологические качества для решения конкретной тактической задачи).
Игровой метод является эффективным способом обучения спаррингу юных тхэквондистов, который предусматривает выполнение упражнений: в рамках определенного времени; в определенных условиях; определенными двигательными действиями. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать игру, как одно из средств физического развития юных тхэквондистов, совершенствования их технических навыков.
Основной упор в разработанной методике сделан на развитие физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости) и технических навыков юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки посредством использования дополнительного комплекса подвижных и спортивных игр.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы тактико-технической и физической подготовки юных тхэквондистов в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 10-12 лет.
Рассмотрим анатомо-физиологические особенности детей 10-12 лет применительно к подготовке в тхэквондо.
Подростковый возраст является одним из переломных этапов в развитии ребенка. Это период бурного и неравномерного физического развития. [2]
Увеличение веса и роста происходит пропорционально. Так, рост увеличивается каждый год на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Интенсивно протекают морфологические изменения в тканях и органах, происходит их функциональное совершенствование.
До 12 лет в пропорциях тела у мальчиков и девочек отличия практически отсутствуют.
Кости скелета в этом возрасте еще не достаточно прочные, связки суставов характеризуются эластичностью и растяжимостью.
В костной ткани детей содержится больше количества воды и органических веществ и меньше – веществ, которые являются минеральными, что отличает кости ребенка от костей взрослого человека. Последние у детей носят более податливый, эластичный при давлении и сгибании характер. Они характеризуются также меньшей хрупкостью. В связи с тем, что у детей более толстая надкостница, переломы у них зачастую бывают под надкостными. Кости детей содержат недостаточное количество солей, поэтому у детей часто бывают переломы, особенно часто встречается перелом лучевой кости руки несколько выше запястья. Для профилактики данного вида перелома детей нужно научить «правильно падать», то есть при падении не опираться на ладонь, так как лучевая кость не выдерживает нагрузку массы тела. [12]
Заметным образом осуществляется увеличение окружности грудной клетки, изменяется к лучшему ее форма, приобретая вид конуса, который обращен основанием вверх. Благодаря этому, жизненная емкость легких становится большей.
Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 10 лет — 2200 мл, у девочек того же возраста — 2000 мл. Каждый год увеличение жизненной емкости легких в среднем равно 160 мл у детей рассматриваемого возраста.
Однако все еще несовершенной остается функция дыхания, что связано со слабостью дыхательных мышц.
Дыхание у младшего подростка носит относительно учащенный и поверхностный характер ‒ в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). [2]
Иначе говоря, следует отметить, что дыхательный аппарат младшего подростка функционирует менее производительно. Так, на единицу объема воздуха, который вентилируется организмом детей данного возраста происходит усваивание меньшего объема кислорода (приблизительно 2%) по сравнению со старшими подростками или взрослыми (около 4%). Задержки, а также затруднения дыхания у детей во время мышечной деятельности способствует быстрому уменьшению насыщения крови кислородом (гипоксемия). В связи с этим во время тренировочного процесса необходимо строго согласовывать дыхание младших подростков с движениями тела.
Механизм положительного воздействия каратэ-до на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью. [15]
Сердце младшего подростка лучше справляется с работой, что связано с просветом артерий, который в этом возрасте относительно широкий.
Благоприятная особенность сердечно — сосудистой системы младших подростков заключается то, что относительное количество крови у детей больше по сравнению со взрослыми. В связи с этим питание тканей детей кровью носит более интенсивный характер, окислительные процессы протекает значительно активнее. В связи с этим период восстановления у подростков по сравнению со взрослыми более короткий. [12]
Кровяное давление у младшего подростка обычно несколько ниже, чем у взрослых. Так, к 10 годам оно составляет 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе происходят значительные сердечные сокращения у детей, которые превышают 200 ударов за минуту. После заданий, которые связаны со значительным эмоциональным возбуждением, они увеличиваются до 270 ударов за минуту. [15]
Среди недостатков данного возрастного периода следует отметить легкую возбудимость сердца, в работе которого часто наблюдается аритмия, что связано с различными внешними влияниями.
Как известно, систематические физические упражнения обычно способствуют процессам совершенствования функций сердечно-сосудистой системы, увеличивают функциональные возможности младших подростков.
Особенности нервной системы младшего подростка обуславливают: повышенную возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам. [2]
Существенное развитие быстроты движений обуславливается высокой возбудимостью и лабильностью нервно-мышечного аппарата.
Занятия физическими упражнениями требуют от детей младшего подросткового возраста значительных энергетических затрат по сравнению со старшими подростками и взрослыми. В связи с этим, значительные затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, который связан с ростом организма, следует учитывать при организации занятий с данной возрастной категорией детей. [8]
Н.В. Зимкин отмечает, что систематические занятия физическими упражнениями обуславливают успешность и полноценность протекания «пластических» процессов, в связи с чем у детей значительно лучше происходит их физическое развитие. [23]
Чрезмерная учебная нагрузка, физические перегрузки, или недостаток отдых, способствуют ухудшению обмена веществ и могут вызвать замедление роста и развития ребенка.
В этот возрастной период происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, однако мышцы еще не способны к длительному напряжению. Мышцы у младшего подростка все еще слабы, особенно это относится к мышцам спины, которые не обладают способность к длительной поддержке тела в правильном положении, что обуславливает нарушение осанки.
В связи с этим, тренер должен давать различные комплексы упражнений на восстановление и коррекцию осанки и следить, чтобы дети во время выполнения ударов ногами по верхней части корпуса держали спину прямо. [2]
У мальчиков прирост мышечного веса относительно веса тела больше, по сравнению с девочками, а, значит, и лучшим образом развита сила мышц.
С 11 лет мышечная сила увеличивается в среднем на 30–60 %. Темп прироста силы отдельных мышечных групп, которые являются крупными, у детей младшего подросткового возраста характеризуется неравномерностью. Наиболее интенсивный характер, с этого возраста носит развитие силы разгибателей туловища, после разгибателей, которые относятся к бедру и стопе, далее сгибателей плеча, туловища и сгибателей и разгибателей, относящихся к предплечью и голени.