Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Связь психологического благополучия матери и психологического здоровья приемного подростка в замещающей семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной психологических школах 10
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению психологического благополучия личности в зарубежной психологии 10
1.2.Теоретико-методологические подходы к изучению психологического благополучия личности в отечественной психологии 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Теоретико-методологические подходы к изучению психологического здоровья детей и подростков в зарубежной и отечественной психологических школах 23
2.1. Теоретико-методологические подходы к изучению психологического здоровья детей и подростков в зарубежной психологической школе 23
2.2. Теоретико-методологические подходы к изучению психологического здоровья детей и подростков в отечественной психологической школе 29
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 41
3.1. Организация эмпирического исследования 41
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования 51
Выводы 65

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. Воспитание детей в учреждениях интернатного типа не может в полной мере обеспечить удовлетворение основных потребностей ребенка, и накладывает негативный отпечаток на его психологическое здоровье. На сегодняшний день решение вышеизложенных проблем кроется в развитии такого жизнеустройства детей-сирот, как замещающая семья, где условия проживания максимально приближены к семейным. Именно семья признается во всех странах, включая Российскую Федерацию, естественной и наиболее благоприятной средой защиты, воспитания и развития ребенка, о чем указывается в Послании Президента к Федеральному собранию [34].Неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье, что признано в России на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Гарантия защиты права ребенка жить в семье выступает одним из направлений программы «Десятилетие детства» [35].
В научной литературе в настоящее время недостаточно изучены особенности психологического благополучия матери, воспитывающей приемного подростка, и психологического здоровья приемного подростка в замещающей семье.
Вместе с тем, учеными и психологами-практиками достаточно детально охарактеризована сущность психологического благополучия личности (Н.Брэдбурн, Н.В. Голубева, Е.Динер, А. Кроник, Р. Раян, К. Рифф, П.П. Фесенко, К.Фредерик, Т.Д. Шевеленкова и др.). Психологическое благополучие женщин исследовалось Л.В. Жуковской.
Отдельные вопросы психологического благополучия родителей в замещающей семье раскрыты в трудах Л.А. Беловой, Л.А.Дементьевой, Н.А.Егоровой.
Вопросы психологического здоровья изучались Т.В.Башкиревой, Л.Д. Деминой, Г.С. Никифорова, А.В. Шувалова и др.
Психологическое здоровье подростков исследовали В.А. Ананьев, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, В.Э. Пахальян, А.М. Прихожан, О.В. Хухлаева и др.
Объект исследования: связь психологического благополучия матери и психологического здоровья ребенка
Предмет исследования: связь психологического благополучия матери и психологического здоровья приемного подростка в замещающей семье
Цель исследования: выявить наличие и специфику связи между психологическим благополучием матери и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению проблем психологического благополучия и психологического здоровья личности в зарубежных и отечественных психологических школах.
2. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению психологического здоровья детей и подростков в зарубежной и отечественной психологических школах.
3. Определить совокупность диагностических методик для изучения психологического благополучия матери, воспитывающей приемного ребенка, и психологического здоровья приемного подростка в замещающей семье.
4. Исследовать психологическое благополучие матери, воспитывающей приемного ребенка, и психологическое здоровье приемного подростка в замещающей семье, наличие связи между ними и ее специфику.
Основная гипотеза представленного исследования: имеется связь между психологическим благополучием матери, воспитывающей приемного подростка, и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье, специфика которой заключается в следующем:
— чем выше психологическое здоровье замещающей матери, тем меньше проблем с поведением у подростка (раздражительности, драк, лжи, воровства и др.), и, наоборот,
— чем выше психологическое здоровье замещающей матери, тем меньше проявления эмоциональных симптомов у подростка (тревоги, страхов, уныния, головных болей, болей в животе, плаксивости, ощущения себя несчастным и др.),
— чем выше психологическое здоровье замещающей матери, тем ниже общее число проблем у подростка.
Частные гипотезы:
1. Замещающие матери в меньшей степени требовательны и строги к приемных подросткам, в большей мере позволяют им быть автономными, однако на этом фоне в меньшей степени ориентированы на принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничество с детьми.
2. Уровень психологического благополучия приемных подростков и замещающих матерей соответствует среднему.
3. Между психологическим благополучием замещающей матери и приемного подростка в замещающей семье теснота связи меньше, чем у биологических матерей и кровных подростков.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции психологического здоровья И.В. Дубровиной и О.В. Хухлаевой; гедонистический подход (Н. Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф), эвдемонический подход (А. Кроник), индивидуальный подход (П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова) к сущности психологического благополучия.
Методы исследования: теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных отечественных и зарубежных источников с целью изучения базового понятийного аппарата; эмпирические – анкетирование (диагностика семейных взаимоотношений (ВРР, автор И.М. Марковская, 1998) для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей; шкала психологического благополучия К.Риф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко, 2005) направленная на определение уровня психологического

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению наличия и специфики связи между психологическим благополучием матери и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье.
Решены поставленные задачи: проведен анализ теоретико-методологических подходов к изучению проблем психологического благополучия и психологического здоровья личности в зарубежных и отечественных психологических школах, а также психологического здоровья детей и подростков; определена совокупность диагностических методик для изучения психологического благополучия матери, воспитывающей приемного ребенка, и психологического здоровья приемного подростка в замещающей семье; исследовано психологическое благополучие матери, воспитывающей приемного ребенка, и психологическое здоровье приемного подростка в замещающей семье, наличие связи между ними и ее специфику.
Из множественного видения авторами содержания понятия «психологического благополучие» для выполнения исследования было принята за основу трактовка П.П. Фесенко и Т.Д Шевеленковой [59], согласно которой, психологическое благополучие − субъективное состояние личности, которое характеризуется позитивным эмоциональным отношением к основным моментам жизни и базируется на достаточном уровне физического здоровья и реализации базовых потребностей, в частности, потребности в самореализации.
В целом, имеющиеся в литературе подходы к пониманию сущности психологического благополучия характеризуют его с разных позиций и в зависимости от тех или других условий. Наиболее ценные положения этих подходов заключаются в таких характеристиках:
— психологическое благополучие — это субъективное переживание;
— психологическое благополучие — это эмоциональные переживания;
— психологическое благополучие — составляющая психического здоровья, которая связана с физическим здоровьем;
— психологическое благополучие связанно с возможностью удовлетворения базовых потребностей человека, в т.ч. в самореализации.
Психологическое здоровье — динамический процесс, который индивидуализирован; совокупность личностных характеристик, которые обеспечивают жизнеспособность индивида (в частности детей и подростков), позволяют им сохранять психологическое равновесие, преодолеть различные жизненные трудности, сохранить свое психологическое благополучие и актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.
Критерии психологического здоровья представлены: самоуважением, принятием себя, ответственностью за свои поступки и переживания, позитивным отношением к себе и к миру, переживаниями осмысленности и подконтрольности собственной жизни, собственной дееспособности, гибкостью, принятием неопределенности, «отложенным гедонизмом», рефлексией своих состояний и эмоциональной жизни, творческой направленностью, стремлением к совершенствованию, продвижению в различных сферах жизни, адаптированностью к социуму,умением и желанием включаться и поддерживать социальные связи, интересом к другим людям, успешным прохождением возрастных кризисов, внутриличностной гармонией, чувством комфорта, стремлением к самопониманию, самовыражению, самоутверждению
Поскольку наличие и специфика связи между психологическим благополучием матери и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье никогда не была предметом специального изучения, в соответствии с темой магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование с применением комплекса психолого-диагностического инструментария для проведения эмпирического исследования по изучению наличия и специфики связи между психологическим благополучием матери и психологическим здоровьем приемного подростка 14-16 лет в замещающей семье. В качестве контрольных групп выступили биологические матери подростков аналогичного с подопечными возраста.
В психолого-диагностический комплекс вошли следующие методики: диагностика семейных взаимоотношений (ВРР, автор И.М. Марковская,); шкала психологического благополучия К.Риф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); методика «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Р. Гудмана (адаптация Семеновой, Мартыновой); шкала психологического благополучия Варвик Эдинбург; специально разработанная анкета для замещающей матери; специально разработанная анкета для приемного подростка.
Проведено эмпирическое исследование, цель которого: выявление наличия и специфики связи между психологическим благополучием матери и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье.
Теоретический анализ литературы и эмпирическое исследование позволили обнаружить наличие связей, говорящих в пользу основной гипотезы в том, что имеется связь между психологическим благополучием матери, воспитывающей приемного подростка, и психологическим здоровьем приемного подростка в замещающей семье. Также выявлены факты, говорящие в пользу частных гипотез.
В работе впервые описано и эмпирически доказано наличие качественного различия во взаимоотношениях замещающих матерей с приемными подростками и биологических матерей с подростками: замещающие матери в меньшей степени требовательны и строги к приемных подросткам, в большей мере позволяют им быть автономными, однако на этом фоне в меньшей степени ориентированы на принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничество с детьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению психологического благополучия личности в зарубежной и отечественной психологических школах
1.1.Теоретико-методологические подходы к изучению психологического благополучия личности в зарубежной психологии

Термин «психологическое благополучие» (psychological well being) получил широкое признание в зарубежной психологии.
Впервые понятие «психологическое благополучие» появляется в работе Н. Брэдбурна в 1969 году [62].
В настоящее время имеют место ряд концепций, в которых авторы ставят целью раскрытие и описание феномена психологического благополучия. Например, изучение термина «психологическое благополучие» осуществлялась такими исследователями, среди которых Н. Брэдберн, Р. Райан и Э. Диси, К. Рифф, Э. Динер [64;65].
Анализ литературы показал, что на современном этапе развития психологической науки возможно выделить ряд подходов к пониманию психологического благополучия личности.
Одним из достаточно распространенных подходов к пониманию сущности феномена «психологического благополучия» можно назвать гедонистический подход. К гедонистическим теориям относят те учения, где благополучие трактуется, преимущественно, в аспектах удовлетворенности-неудовлетворенности, баланса положительного и отрицательного аффектов. Примерами таких теорий являются концепции Н. Брэдбурна и Э. Динера [65].
В рамках данного подхода считается, что, чем большее удовольствие и чем меньше негативных переживаний в жизни человека, тем он будет более благополучным и более счастливым.
С точки зрения Н. Брэдбурна [64], описание данного феномена следует выстраивать посредством оперирования чертами, определяющими ощущения быть счастливым или наоборот несчастливым, личностными состояниями все в целом нравится в жизни или полностью не устраивает. Автор представляет систему данного понятия как некоторое равновесие, которое является результатом постоянного пересече6ния нескольких противоположных диаметрально аффектов с плюсом и минусом соответственно [64].
Н. Брэдбурном [64] указывается, «что то, что происходит в жизни несет эмоции двух полюсные «-», «+» (чувство радости, удовольствия, энтузиазма и др.), которые в сумме дают один из аффектов либо носящий положительный знак, либо, наоборот, если отрицательные, суммируется в итоге в негативный результат. То, что их отличает различные личностные самоощущения выступает как раз критерием психологического благополучия, являющегося отражением самоощущения того, что все хорошо в целом в жизни. В случае доминирования позитивной составляющей больше эмоций со знаком «+», то личность является и ощущает себя хорошо, ей все нравится, устраивает, а, следовательно, уровень психологического благополучия носит высокую степень, если по-другому, то человеку плохо, все не нравится, это значит имеющий место низкие оценки психологического благополучия. Основой определения психологического благополучия человека является его субъективность оценки личностного самочувствия, самоощущения» [62].
Автором были изучены зависимости, которые есть между показателем психологического благополучия и различными индикаторами социальной природы. Видимая связь имела место между степенью исследуемого феномена и деньгами. Было установлено, что те, у кого больше, лучше выше уровень доходов зачастую более благополучны, чем те, у кого низкие доходы. На что указала тесная корреляционная связь [62].
Э. Динером [65] введено понятие «субъективного благополучия», которое представлено тремя основными составляющими:
— удовлетворением,
— приятными эмоциями,
— неприятными эмоциями.
Сообща они формируют единый показатель субъективного благополучия.
Термином «субъективность» представлены характеристики внутреннего мира индивида. Это значит, что, когда говорится о субъективном благополучии, следует особо обратить внимание на характер установки непосредственно самим индивидом связей между характеристиками оценочного характера объектов и явлений, являющихся внешними, включая при этом и объективные эффекты личностного поведения (внешние инстанции) и характеристики мира, который внутренний (внутренние инстанции). Как указывает автор, здесь говорится о когнитивной (интеллектуальной оценке удовлетворённости разными сферами личной жизни) и эмоциональной (наличием отрицательного или положительного настроения) сторонах самопринятия. Исследователь отмечает, что многие люди, осуществляют оценку того то, что с ними происходит в рамках терминов «хорошо – плохо», и такого рода интеллектуальное оценивание имеет базисом соответственным образом окрашенную эмоцию. Субъективность благополучия направлена не только служить в качестве индикатора погруженности человека в депрессию или тревогу, но и ориентировано на презентацию того насколько счастлив человек относительно других, то есть ученым уравнивается субъективное благополучие с переживанием счастья. При этом Э. Динером отмечается, что субъективное благополучие только компонент психологического благополучия. Для характеристики последнего следует ввести другие дополнительные характеристики, в частности, автор ориентируется на работы К. Рифф (C.D. Ryff), как на оптимальный пример такого дополнения [65].
Так, гедонистические теории сосредоточивают внимание на внутренних переживаниях личности и представляют субъективный взгляд на благополучие. Однако эти теории не отображают сущность личностных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы