Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Судебная защита прав потребителей: проблемы теории и практики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общие вопросы защиты прав потребителей 5
1.1. Понятие защиты прав потребителей 5
1.2. Способы и формы защиты прав и законных интересов потребителей 9
1.3. Вопросы судебной защиты при перемене лиц в обязательстве с участием потребителя 27
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения дел, связанных с нарушением прав и законных интересов потребителей 32
2.1. Особенности обращения за судебной защитой нарушенных прав и интересов потребителей 32
2.2. Лица, участвующие в делах, связанных с нарушением субъективных прав и законных интересов потребителей 45
2.3. Особенности доказывания по делам, связанным с нарушением субъективных прав и законных интересов потребителей 52
Заключение 77
Библиографический список 80

  

Введение:

 

Актуальность темы. Последнее десятилетие прошлого века и начало века нынешнего сопровождалось небывалым в истории России развитием законодательства в области защиты прав потребителей, что вызвало к жизни такое правовое явление, как «потребительское право» или «потребительское законодательство». В связи с этим появилась необходимость в научном осмыслении этого нового для нашей страны правового явления, определении его истоков, правовой природы, места в российской правовой системе, обозначении перспектив дальнейшего развития. Одновременно возникла необходимость изучения практики применения потребительского законодательства (законодательства о защите прав потребителей) и изданных в соответствии с ним иных правовых6 актов, выявления их пробелов и, как следствие, необходимость наметить пути дальнейшего совершенствования, повышения эффективности правового регулирования потребительских отношений.
На данном этапе исторического развития проблема «защиты потребителя» приобретает широкие масштабы, что обусловливает составление необозримого количества различной научной и публицистической литературы, посвященной данной проблематике. Возникновение данной проблемы ученые и юристы-практики связывают как с повышением потребления, спроса населения на товары и услуги, так и с ухудшением положения самих потребителей.
Защита прав потребителей — это важнейший инструмент, который обеспечивает не только защиту прав, но и наступление ответственности производителей продукции перед своими потребителями, благодаря которому правовое положение этих категорий уравнивается. Одним из факторов обеспечения должного уровня защиты потребительских прав, а также повышение качества продуктов и предоставления услуг является юридическая осведомленность потребителей в отношении защиты своих прав. Потребители могут защищать свои права путем самозащиты и/или путем судебной защиты.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие судебную форму защиты прав потребителей, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать проблемы теории и практики судебной защиты прав потребителей.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие защиты прав потребителей.
2. Охарактеризовать способы и формы защиты прав и законных интересов потребителей.
3. Рассмотреть вопросы судебной защиты при перемене лиц в обязательстве с участием потребителя.
4. Выявить особенности обращения за судебной защитой нарушенных прав и интересов потребителей.
5. Исследовать состав лиц, участвующих в делах, связанных с нарушением субъективных прав и законных интересов потребителей.
6. Проанализировать особенности доказывания по делам, связанным с нарушением субъективных прав и законных интересов потребителей.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.
Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями.
По результатам проведенного исследования нам видятся следующие направления совершенствования института защиты прав потребителей:
3. Необходимо дополнить п. 1 ст. 492 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Продажа товаров организациям, в которых осуществляется их совместное потребление гражданами, является розничной торговлей».
4. Следует дополнить п. 1 ст. 492 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Если с учетом свойств товара очевидно, что он передается в объемах, исключающих его использование в личных целях, это свидетельствует об осведомленности продавца о приобретении товара для последующей реализации».
5. П. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует дополнить абзацем следующего содержания: «Нормы гражданского права, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Закону».
6. Для пресечения недобросовестных действий представляется необходимым внести в Закон РФ «О защите прав потребителей» норму, обязывающую исполнителей (продавцов) проявлять добросовестность и не допускать недобросовестные условия при составлении гражданско-правовых контрактов, а также недобросовестные формы предоставления информации потребителю. Норма, устанавливающая принцип добросовестности, должна также найти отражение в § 2 гл. 30, § 2 гл. 34, § 2 гл. 37, гл. 44 ГК РФ.
7. Применение на практике правила Закона о праве (а не обязанности) потребителя на внесудебную предварительную возможность урегулирования спора позволяет сделать вывод, что целесообразно внести изменение в это правило, установив обязательность такого порядка. Широко используемый в отношениях на потребительском рынке метод обращения потребителя с претензией сначала к предпринимателю и лишь затем, в случае невозможности добровольного разрешения конфликта, в суд должен носить обязательный, а не рекомендательный характер.
В этой связи предлагается внести изменения в ст. 17 Закона о защите прав потребителей, предусмотрев обязательный досудебный порядок урегулирования спора между потребителем и коммерческой организацией (продавцом, изготовителем и пр.).
О целесообразности предлагаемого процессуального нововведения свидетельствует опыт работы органов и организаций (государственных и общественных), деятельность которых связана с защитой потребительских прав, консультациями граждан по вопросам их взаимоотношений с предпринимателями по конкретным обращениям либо выступлениями в их

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общие вопросы защиты прав потребителей

1.1. Понятие защиты прав потребителей

За годы существования Закона о защите прав потребителей создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).
Развивается законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции и услуг. При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответствия, перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за правильное оформление и наличие документов, подтверждающих соответствие продукции и услуг обязательным требованиям стандартов.
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи .
В результате упрощенное понятие «защита прав потребителей», отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей.
Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий .
Согласно действующему законодательству, потребителем является физическое лицо, приобретающее или намеренное приобрести товары, работы или услуги для собственных нужд. Потребитель наделяется целым набором прав, которые характеризуют его статус. К ним можно отнести:
— право на просвещение в области защиты прав потребителей;
— право потребителя на качество товара, работы и услуги;
— право потребителя на безопасность товара (работы, услуги);
— право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);
— а также иные права, которые возникают из передачи некачественного товара, предоставлению ненадлежащих услуг или выполнению работ. К этим правам может относиться право на обмен товара, его ремонт, уменьшение покупной цены.
В случае нарушения любого из указанных прав «включается» механизм защиты прав потребителей.
Так, несомненно, способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, и в конечном результате она должна быть доведена в наглядной и доступной форме.
Язык, на котором доводится информация, имеет немаловажное значение. В Российской Федерации информация в обязательном порядке должна доводиться на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), — на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Предоставление информации на языке, незнакомом потребителю, или неверный перевод с другого языка означает отсутствие информации вообще .
Можно привести пример, когда продавец будет нести ответственность за непредоставление информации на русском языке. Так, гражданин К. купил телевизор Philips. После того как он оплатил покупку, продавец сообщил ему, что инструкции на русском языке нет и что он, продавец, покажет, как настраивать телевизор. К. согласился, но через несколько месяцев, в пределах гарантийного срока телевизора, понадобилось снова настроить телевизор, а за это время К. забыл устные инструкции продавца .
Вместе с тем, для реализации механизма защиты прав потребителей в каждом конкретном случае суд должен установить имело ли в реальности такое поведение ответчика, которое привело к нарушению прав гражданина. Приведем пример также в сфере реализации права потребителя на информацию.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил требования истца к ответчику о предоставлении информации о приобретенных истцом

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы