Журналистика Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Специфика работы СМИ в социальных сетях: проблема медийной ответственности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования специфики работы СМИ в социальных сетях. 9

1.1. Социальные сети в современном информационном обществе. 9

1.2. Основные направления взаимодействия СМИ и социальных сетей в современном информационном пространстве. 17

Глава 2. Анализ проблемы медийной ответственности при работе СМИ в социальных сетях на примере телекомпании «ДОН-ТР». 32

2.1. Понятие медийной ответственности. 32

2.2. Организационно-экономическая характеристика телекомпании. 52

2.3. Работа телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях. 57

2.4. Предложения по совершенствованию деятельности телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях. 65

Заключение. 73

Список источников и литературы. 75

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в изучении блогов -журналистов в контексте многовариантной повестки дня, где мнение автора играет первостепенную роль и чаще всего отличается от общей информации по теме, которая публикуется в СМИ[1].

Журналистика — профессия общественно-ответственная. Главная задача журналиста — удовлетворение информационных потребностей аудитории. Это определяет не только его особые права, но и особые обязанности. К сожалению, многие медиа дают политически или экономически ангажированную информацию, в которой мир разделен на «правых» и «неправых», «хороших» и «плохих». Эта предвзятость привела к тому, что большинство читателей, зрителей, слушателей, включая телевизор или радиоприемник, разворачивая газету, знают, за кого агитирует то или иное медиа[2].

Конечно, это не имеет ничего общего с традициями качественной журналистики. Журналисты таких СМИ грубо пренебрегают принципом сбалансированности информации, не подают основных точек зрения на проблему. Такие СМИ пытаются быть своеобразными информационными судьями, которые решают, кто прав, а кто виноват, чью точку зрения должна знать аудитория, а чью нет[3].

Особенно опасно, когда журналисты выступают простыми ретрансляторами позиций власти, служат только своеобразными «подставками для микрофонов». Обычно считается аксиомой, что журналисты являются естественными оппонентами политиков, для них не может быть «хорошей» или «своей» власти. Они представляют интересы общества, и призваны пристально следить за действиями тех, кто этой общиной руководит.

Журналист должен освещать как положительные, так и отрицательные моменты действий власти.

С позитивом, как правило, никаких проблем нет. Власть заинтересована в том, чтобы давать о себе положительную информацию, и делает это, пользуясь бонусом привилегированного доступа к эфиру и газетных полос. Собирать и передавать аудитории негативную информацию о действиях власти сложнее. Здесь возникают преграды на всем пути от сбора и проверки информации к ее дистрибуции. Но негативная информация о действиях властных структур еще важнее, чем положительная[4].

Власти имеют возможность управлять обществом, поэтому общество должно знать обо всех просчетах в действиях власти, чтобы иметь возможность повлиять на нее. Без общественного контроля (а без медиа такой контроль просто невозможен) любая власть скатывается к авторитаризму[5].

Журналист должен постоянно чувствовать ответственность за свое слово. Поскольку слова журналиста могут стать оружием. Оно может убивать, разъединять народы и страны, а может играть положительную роль, объединять усилия людей вокруг решения важных проблем. Особенно осторожным нужно быть в случае обнародования информации, которая должным образом не проверена, или если источник информации заинтересован в ее освещении определенным образом. Обычно обнародование при этом не допускается, а в исключительных случаях (общественная значимость информации) аудитория имеет право знать обо всех сомнительных моментах[6].

Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.

В качестве объекта исследования выступает медийная ответственность СМИ. Предметом работы является анализ проблемы медийной ответственности при работе СМИ в социальных сетях.

Целью данной работы является анализ специфики работы СМИ в социальных сетях с точки зрения проблемы медийной ответственности.

Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:

  1. Исследовать социальные сети в современном обществе.
  2. Проанализировать основы деятельности СМИ в современной информационном обществе.
  3. Дать организационно-экономическую характеристику телекомпании ГТРК «Дон-ТР».
  4. Проанализировать работу телекомпании «Дон-ТР» в социальных сетях.
  5. Сформулировать предложения по совершенствованию деятельности телекомпании «Дон-ТР» в социальных сетях.

Теоретическую базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций, журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова и др. Говоря о степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы, посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям, только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики в интернете и предмет социальных сетей как способ выражения, не раскрыта. Но теоретические работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в анализе предмета исследования данной работы.

Характеризуя степень разработанности проблемы можно отметить, что серьезными исследованиями в области изучения и понимания природы новых социальных типов авторов в веб-среде являются работы западных ученых в области теории информационного общества, социологов и философов постмодернистов М. Кастельса, Ж. Бодрийяра. Их взгляды отражают новые и глубоко проработанные представления о сущности сетевой коммуникации, гиперреальности, в которых формируются и функционируют социальные типы авторов новых медиа.

Высокий вклад в изучение современной журналистики в условиях новых медиа внесли труды таких авторов, как А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак. Благодаря их исследованиям широкое рассмотрение получили такие феномены, как новые формы медиапотребления, новые навыки и компетенции веб-журналистов, специфика деятельности авторов в условиях новых медиа.

Серьезную теоретическую базу в области изучения новых социальных типов авторов в интернете составляют исследования теоретиков Баранова Е. А., Калмыкова А. А., Мисонжникова Б. Я., в чьих трудах обоснованы типологические характеристики таких социальных типов авторов, как рюкзачный журналист, гражданский журналист, мобильный журналист, блогер, также раскрыты специфические черты интернет-журналистики на платформе Web 2.0.

Научная новизна исследования обусловлена отсутствием обращений к указанной проблеме в современных научных исследованиях.

Эмпирическая база исследования представлена телекомпанией «Дон-ТР». Также в рамках работы сформулирована следующая гипотеза: социальные сети являются эффективным средством поиска и продвижения контента для деятельности телекомпании.

При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.

Также были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Нарастающая популярность социальных сетей диктует телекомпаниям необходимость продвижения своего контента в интернете в наиболее популярных соцсетях.
  2. Социальные сети являются альтернативным источником для поиска информационных поводов, которые могут лечь в основе того или иного сюжета в информационной, аналитической или развлекательной программе, учитывая интерес аудитории к данной теме.
  3. Телекомпаниям необходимо использовать социальные сети в качестве средства мониторинга эффективности и обратной связи с аудиторией.

Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность работы, определены объект и предмет исследования, обозначены цели и задачи работы, охарактеризована теоретическая и эмпирическая база исследования, сформулированы гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, перечислены методы исследования и дана характеристика структуре работы.

В первой главе представлены теоретико-методологические основы исследования специфики работы СМИ в социальных сетях. В частности, рассмотрены вопросы места социальных сетей в современном информационном обществе и основ деятельности СМИ в современном информационном пространстве.

Во второй главе представлен анализ проблем медийной ответственности при работе СМИ в социальны сетях на примере телекомпании «ДОН-ТР». В частности, дана организационно-экономическая характеристика телекомпании, описана работа телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях, сформулированы предложения по совершенствованию деятельности телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях.

В заключении к данной работе сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.

 

[1] Абрамов В.Г. Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития [Электронный ресурс] / Абрамов В.Г. – Режим доступа: www://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-v-rossiyskom-mediaprostranstve-istoriya-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya

[2] Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science.vsu.ru/dissertations/58/disser_Oganesova_YA.pdf

[3] Князев.А.В. Александр Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / Князев.А.В. – Режим доступа: www.dedovkgu.narod.ru/bib/knjazev.htm

[4] Ковалев.А.А. Телевидение как историко-культурный феномен. [Электронный ресурс] / Ковалев.А.А – Режим доступа: www.dslib.net/teorja-kultury/televidenie-kak-istoriko-kulturnyj-fenomen.html

[5] Культурно-просветительская миссия телевидения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/kulturno-prosvetitelskaya-missiya-televideniya

[6] Медиология [Электронный ресурс]/.– Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5477.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования сделан вывод о больших возможностях влияния региональных средств массовой информации в условиях явного запроса населения на местную повестку. Однако, для реализации данных возможностей необходимы перемены в модели управления региональными СМИ, что связано с отсутствием финального результата в работе с медиа при формальном приобретении площадей и эфира для публикаций. 

СМИ обладают колоссальной способностью создавать образы, определять взгляды на мир для миллионов людей. Печатные и телерадиовещательные СМИ могут устанавливать повестку дня для общественных сил, сосредотачивая внимание на конкретных событиях, индивидуумах и проблемах, драматизируя их.

Журналистские этические нормы являются результатом теоретического осмысления профессиональной морали и вызваны необходимостью защиты общественных интересов от злоупотреблений свободой СМИ. Задолго до преобразования журналистики в массовую профессию в ее сфере возникали нравственные конфликты, и соответственно накапливался опыт их решения. Оптимальный выход – создать команду по развитию медиаресурсов на федеральном уровне, которая разработает стандарты  и получит возможности для их внедрения.  Электоральный год мог бы послужить хорошим стимулом для запуска этого проекта.

По специальным опросам в рамках проектов сопровождения госпрограмм, 70-80% старшего поколения для получения информации используют региональные СМИ, так что ближайшие лет тридцать у региональных СМИ есть такая база читателей. Что касается нового поколения, если раньше региональные СМИ сообщали о том, что произошло, то теперь больший акцент на том, что произойдет – мероприятия, не только, на которые можно посмотреть, но и где можно принять участие.

Эффективное использование информационных ресурсов является индикатором адаптационной способности и позволяет разрабатывать и реализовывать гибкую стратегию развития предприятия. На сегодня современные информационные системы способны не только полностью удовлетворить требования производственных систем, но и выступают важным условием их развития. Мировой опыт развития сферы компьютерных технологий и информационных ресурсов за последние годы свидетельствует о существенном повышении темпов их развития по сравнению с темпами развития производственной сферы. Высокие темпы внедрения информационных технологий способствуют росту количества вычислительной техники, которая используется в производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей.

Использование информационных технологий телекомпанией делает любую компанию более конкурентоспособной за счет повышения ее управляемости и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры.

Успешные конкурентные стратегии основываются на устойчивом конкурентном преимуществе. Организация является конкурентоспособной всегда, когда обладает преимуществом перед конкурентами в привлечении потребителей и защищена от воздействия конкурентных сил. Для создания телекомпанией своей конкурентоспособности она должна направить стратегию на предложение потребителю того, что он воспринимает как высшую ценность — качественной продукции по низкой цене или такой, которая заслуживает того, чтобы за нее заплатили больше. Главным инструментом конкурентной борьбы в современных рыночных условиях является грамотный маркетинг, основанный на использовании возможностей телекоммуникационной сети интернет.

  

Журналистика — профессия общественно-ответственная. Главная задача журналиста — удовлетворение информационных потребностей аудитории. Это определяет не только его особые права, но и особые обязанности. К сожалению, многие медиа дают политически или экономически ангажированную информацию, в которой мир разделен на «правых» и «неправых», «хороших» и «плохих». Эта предвзятость привела к тому, что большинство читателей, зрителей, слушателей, включая телевизор или радиоприемник, разворачивая газету, знают, за кого агитирует то или иное медиа[2].

Конечно, это не имеет ничего общего с традициями качественной журналистики. Журналисты таких СМИ грубо пренебрегают принципом сбалансированности информации, не подают основных точек зрения на проблему. Такие СМИ пытаются быть своеобразными информационными судьями, которые решают, кто прав, а кто виноват, чью точку зрения должна знать аудитория, а чью нет[3].

Особенно опасно, когда журналисты выступают простыми ретрансляторами позиций власти, служат только своеобразными «подставками для микрофонов». Обычно считается аксиомой, что журналисты являются естественными оппонентами политиков, для них не может быть «хорошей» или «своей» власти. Они представляют интересы общества, и призваны пристально следить за действиями тех, кто этой общиной руководит.

Журналист должен освещать как положительные, так и отрицательные моменты действий власти.

С позитивом, как правило, никаких проблем нет. Власть заинтересована в том, чтобы давать о себе положительную информацию, и делает это, пользуясь бонусом привилегированного доступа к эфиру и газетных полос. Собирать и передавать аудитории негативную информацию о действиях власти сложнее. Здесь возникают преграды на всем пути от сбора и проверки информации к ее дистрибуции. Но негативная информация о действиях властных структур еще важнее, чем положительная[4].

Власти имеют возможность управлять обществом, поэтому общество должно знать обо всех просчетах в действиях власти, чтобы иметь возможность повлиять на нее. Без общественного контроля (а без медиа такой контроль просто невозможен) любая власть скатывается к авторитаризму[5].

Журналист должен постоянно чувствовать ответственность за свое слово. Поскольку слова журналиста могут стать оружием. Оно может убивать, разъединять народы и страны, а может играть положительную роль, объединять усилия людей вокруг решения важных проблем. Особенно осторожным нужно быть в случае обнародования информации, которая должным образом не проверена, или если источник информации заинтересован в ее освещении определенным образом. Обычно обнародование при этом не допускается, а в исключительных случаях (общественная значимость информации) аудитория имеет право знать обо всех сомнительных моментах[6].

Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.

В качестве объекта исследования выступает медийная ответственность СМИ. Предметом работы является анализ проблемы медийной ответственности при работе СМИ в социальных сетях.

Целью данной работы является анализ специфики работы СМИ в социальных сетях с точки зрения проблемы медийной ответственности.

Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:

  1. Исследовать социальные сети в современном обществе.
  2. Проанализировать основы деятельности СМИ в современной информационном обществе.
  3. Дать организационно-экономическую характеристику телекомпании ГТРК «Дон-ТР».
  4. Проанализировать работу телекомпании «Дон-ТР» в социальных сетях.
  5. Сформулировать предложения по совершенствованию деятельности телекомпании «Дон-ТР» в социальных сетях.

Теоретическую базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций, журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова и др. Говоря о степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы, посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям, только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики в интернете и предмет социальных сетей как способ выражения, не раскрыта. Но теоретические работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в анализе предмета исследования данной работы.

Характеризуя степень разработанности проблемы можно отметить, что серьезными исследованиями в области изучения и понимания природы новых социальных типов авторов в веб-среде являются работы западных ученых в области теории информационного общества, социологов и философов постмодернистов М. Кастельса, Ж. Бодрийяра. Их взгляды отражают новые и глубоко проработанные представления о сущности сетевой коммуникации, гиперреальности, в которых формируются и функционируют социальные типы авторов новых медиа.

Высокий вклад в изучение современной журналистики в условиях новых медиа внесли труды таких авторов, как А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак. Благодаря их исследованиям широкое рассмотрение получили такие феномены, как новые формы медиапотребления, новые навыки и компетенции веб-журналистов, специфика деятельности авторов в условиях новых медиа.

Серьезную теоретическую базу в области изучения новых социальных типов авторов в интернете составляют исследования теоретиков Баранова Е. А., Калмыкова А. А., Мисонжникова Б. Я., в чьих трудах обоснованы типологические характеристики таких социальных типов авторов, как рюкзачный журналист, гражданский журналист, мобильный журналист, блогер, также раскрыты специфические черты интернет-журналистики на платформе Web 2.0.

Научная новизна исследования обусловлена отсутствием обращений к указанной проблеме в современных научных исследованиях.

Эмпирическая база исследования представлена телекомпанией «Дон-ТР». Также в рамках работы сформулирована следующая гипотеза: социальные сети являются эффективным средством поиска и продвижения контента для деятельности телекомпании.

При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.

Также были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Нарастающая популярность социальных сетей диктует телекомпаниям необходимость продвижения своего контента в интернете в наиболее популярных соцсетях.
  2. Социальные сети являются альтернативным источником для поиска информационных поводов, которые могут лечь в основе того или иного сюжета в информационной, аналитической или развлекательной программе, учитывая интерес аудитории к данной теме.
  3. Телекомпаниям необходимо использовать социальные сети в качестве средства мониторинга эффективности и обратной связи с аудиторией.

Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность работы, определены объект и предмет исследования, обозначены цели и задачи работы, охарактеризована теоретическая и эмпирическая база исследования, сформулированы гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, перечислены методы исследования и дана характеристика структуре работы.

В первой главе представлены теоретико-методологические основы исследования специфики работы СМИ в социальных сетях. В частности, рассмотрены вопросы места социальных сетей в современном информационном обществе и основ деятельности СМИ в современном информационном пространстве.

Во второй главе представлен анализ проблем медийной ответственности при работе СМИ в социальны сетях на примере телекомпании «ДОН-ТР». В частности, дана организационно-экономическая характеристика телекомпании, описана работа телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях, сформулированы предложения по совершенствованию деятельности телекомпании «ДОН-ТР» в социальных сетях.

В заключении к данной работе сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.

 

[1] Абрамов В.Г. Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития [Электронный ресурс] / Абрамов В.Г. – Режим доступа: www://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-v-rossiyskom-mediaprostranstve-istoriya-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya

[2] Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science.vsu.ru/dissertations/58/disser_Oganesova_YA.pdf

[3] Князев.А.В. Александр Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / Князев.А.В. – Режим доступа: www.dedovkgu.narod.ru/bib/knjazev.htm

[4] Ковалев.А.А. Телевидение как историко-культурный феномен. [Электронный ресурс] / Ковалев.А.А – Режим доступа: www.dslib.net/teorja-kultury/televidenie-kak-istoriko-kulturnyj-fenomen.html

[5] Культурно-просветительская миссия телевидения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/kulturno-prosvetitelskaya-missiya-televideniya

[6] Медиология [Электронный ресурс]/.– Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5477.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования специфики работы СМИ в социальных сетях

 

1.1. Социальные сети в современном информационном обществе

 

Термин «социальная сеть» был введен в 1954 году английским социологом Дж. Барнсом, который понимал под ним «социальную структуру, состоящую из групп социальных объектов (людей или организаций) и связей между ними»[1].

В современных исследованиях понятие социальной сети пока не имеет общепринятого определения[2].

 Зачастую данный термин определяется с точки зрения социологии или же с точки зрения информационных технологий. Так, представителями первого подхода являются В. С. Тоискин, В. В. Красильников, И. А. Евстигнеева, С. А. Федорова, которые в социальной структуре сети выделяют множество агентов (индивидуальных и коллективных)[3].

По мнению В. С. Тоискина и В. В. Красильникова социальная сеть представляет собой «интернет-сообщество пользователей, объединённых по какому-либо признаку на базе одного сайта, который и называется в этом случае социальной сетью». Иными словами, построение социальной сети во всемирной паутине происходит с учетом тех же принципов, что и в реальной жизни. Отличие состоит в том, что при использовании сети географическая удалённость коммуникантов не важна[4].

Схожей точки зрения придерживаются и И. А. Евстигнеева, С. А. Федорова, которые под социальной сетью понимают «виртуальную сеть, являющуюся средством для установления связей между ее пользователями, а также пользователями и информационными ресурсами, соответствующими их интересам, существующими в глобальной сети Интернет». Иными словами, социальная сеть служит средством коммуникации между пользователями[5].

В. Д. Винник при определении термина «социальная сеть» отмечает те связи, в которые вступают пользователи: «это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, конфликты, мнения, торговля и так далее»[6].

Что же касается информационного подхода к определению термина «социальная сеть», то его представители (О. А. Клименко, М. Д. Бойд, А. С. Дужникова) воспринимают социальную сеть как платформу, онлайн сервис или веб-сайт. Так, Е. Бондаренко «социальной сетью» называет «программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве»[7].

По мнению О. А. Клименко, социальная сеть представляет собой «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети»[8].

М. Д. Бойд, Н. Б. Эллисон, Е. Д. Патаркин и А. С. Дужникова, в свою очередь, под социальной сетью понимают «платформу, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенную для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений между пользователями». Сайт в данном случае является автоматизированной социальной средой, позволяющей общаться группе пользователей, объединенных общими интересами[9].

Л. А. Браславец в своем диссертационном исследовании социальную сеть определяет как «Интернет-сервис, который предоставляет пользователю возможность создавать стандартизированную личную веб-страницу, установить и формализовать связи с прочими пользователями сервиса»[10].

Обобщая вышесказанное, в рамках данного исследования в качестве рабочего определения принимаем следующее: социальная сеть является интерактивным многопользовательским веб-сайтом, реализующим сетевую социальную структуру, которая состоит из группы узлов – социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений) – и на базе которой участники могут устанавливать отношения друг с другом[11].

Такой огромный интерес к социальным сетям объясняется определенными характеристиками, которые им присущи и позволяют предоставлять комфортные условия для коммуникации. В частности, О. А. Клименко выделяет следующие особенности социальных сетей:

  • идентификация пользователя, которая состоит в предоставлении информации о человеке (дата рождения, школа, институт, интересы и т.д.) и получении аналогичной информации о других пользователях;
  • возможность регулировать доступность личной информации;
  • пользователь может указывать статус отношений с другими пользователями по категориям семья, друзья, работодатель, соискатель;
  • возможность пользователю видеть людей, которые в настоящее время находятся на сайте;
  • возможность поддерживать общение с другими участниками сети или же проигнорировать попытку вступить в контакт;
  • предоставление полного спектра услуг для обмена информацией (размещение музыки, видеофайлов, фотографий, текстовых записей и т.п.);
  • пользователи социальных сетей могут создавать свои сети сообщества по интересам – группы;
  • предоставление возможности оценить материалы, размещенные пользователем в сети[12].

Н. Г. Марченко, в свою очередь, к основополагающим характеристикам социальных сетей относит:

  • редукцию анонимности в межличностной коммуникации (использование никнейма в данном случае приводит к потере «социальности»);
  • наличие синхронного (подобно ICQ, чату) и асинхронного общения (подобно электронному письму, форуму);
  • особую репрезентацию языковой личности пользователя (мгновенные «статусы» и ежеминутные записи на персональной странице);
  • использование специфического языка взаимодействия («смайликов», Интернет – мемов);
  • возникновение новых речевых жанров, которые используются лишь в социальных сетях (статус, тренд)[13].

Таким образом, все вышеуказанные характеристики современных социальных сетей позволяют выделить ряд функций, которые они выполняют в современном информационном обществе:

1) коммуникационную функцию, которая заключается в установлении контакта между пользователями, в обмене различной информацией и новостными заметками для достижения совместных целей (для сплочения и удержания социальных связей);

2) информационную функцию, которая тесно связана с предыдущей функцией. В данном случае особенности социальных сетей является то, что поток информации имеет двухстороннюю направленность;

3) социализирующую функцию, направленную на саморазвитие и рефлексию в системе «друзей» и «групп»;

4) самоактуализирующую функцию (функция самопрезентации);

5) идентификационную функцию, которая заключается в наполнении информацией индивидуального профиля пользователя;

6) функцию формирования идентичности, которая основана на сравнении себя с другими пользователями сети. Это основной механизм, позволяющие определенному человеку четко формулировать свои позиции в отношении других пользователей и групп;

7) развлекательную функцию, которая основана на широком распространении в социальных сетях мультимедийных файлов (музыки, фильмов и т.д.) и различных виджетов (мини-программ развлекательного характера)[14].

Что касается вопроса специфики функционирования социальных сетей в современных условиях, то необходимо отметить, что данный канал коммуникации, является альтернативой официальному сайту медиакомпании. При этом под социальной сетью мы предлагаем понимать совокупность людей или их групп, взаимодействие которых основано на сетевых технологиях, позволяющих пользователям свободно осуществлять все виды коммуникаций. Причем в отличие от сайта, группа в социальной сети предполагает более неформальное общение между журналистами и пользователями, кроме того приглашения в группу могут производить как ее создатели, так и ее участники[15].

Воздействие социальных сетей не всегда является благотворным, а некоторые исследо­ватели и вовсе опасаются, что повальное рас­пространение новых медиа может угрожать привычным нам средствам массовой инфор­мации. С бурным ростом социальных сетей и их влияния на публичную сферу значимость института СМИ как «четвертой власти» стала подвергаться сомнению и в российских, и в за­рубежных исследованиях[16].

Социальные сети уже давно перестали быть данью моде или обычным средством для общения – их популярность и широкое использование обеспечивают постоянное расширение функциональных возможностей и полезности. Последнее десятилетие именно социальные сети являются наиболее динамично развивающимся сегментом глобальной сети Интернет, разделяя пальму первенства популярности с поисковыми сайтами и сервисами электронной почты. И разворота тренда эксперты не прогнозируют[17].

Особенно чётко прослеживается тенденция ухода малого и среднего бизнеса в социальные сети. И если раньше первопричиной такого движения чаще всего становилось желание обуздать «сарафанное интернет-радио» и сформировать лояльное бренду сообщество, то сейчас социальные сети зачастую выступают ключевым каналом продаж услуг или товаров. Всё большее число предпринимателей отказывается от создания сайтов или поддержания их активности в пользу страничек на условном Facebook’е, не желая тратить финансовые и временные ресурсы на раскрутку и наполнение ресурса, оплату хостинга, услуг копирайтеров и много другого[18].

Параллельно этим процессам происходит формирование новой информационной парадигмы, в рамках которой продолжается развитие интернет-журналистики. И если контент из категории «новости одной строкой» вполне комфортно можно производить и потреблять в различных мессенджерах и мобильных приложениях, то качественные интернет-издания в отрыве от полноценных сайтов встречаются довольно редко. Страницы в социальных сетях и аккаунты в мессенджерах выступают вспомогательным инструментом продвижения самого ресурса, контент которых представляет из себя:

  1. Кросспостинг (автоматическое, полуавтоматическое или ручное дублирование публикаций с основного ресурса; по форме это «заголовок + ссылка на сайт + фото»).
  2. Уникальные фото-, видео- или текстовые материалы с привязкой к публикациям интернет-издания и дублированием ссылки.
  3. Уникальные материалы без привязки к основному ресурсу, но в фарватере редакционной политики[19].

Самым распространённым наполнением является первый вариант, кросспостинг, потому как не требует больших затрат времени и сил, однако генерирует ссылочную массу, что положительным образом сказывается на тематическом индексе цитирования и позиции оригинального материала в поисковых запросах[20].

Стоит отметить, что с помощью кросспостинга наполняют свои социальные сети самые читаемые новостные интернет-издания российского интернета – «Russia Today», «Life.ru», РБК, «Ведомости» и «Газета.Ру». Все эти средства массовой информации представлены в ведущих социальных сетях – Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Instagram и Одноклассники, однако мы сфокусируем внимание на бывшей соцсети Павла Дурова, в которой с начала 2017 года число просмотров публикации доступно любому зарегистрированному пользователю[21].

На основе полученных данных можно сделать однозначный вывод о зависимости популярности ресурса и развитости социальных сетей, однако не представляется возможным установить причинно-следственные связи такой корреляции. Одно можно сказать точно – работать с социальными сетями и развивать их жизненно необходимо в условиях ограниченного и всё более конкурентного медиапространства ввиду следующих преимуществ:

  1. Повышения удобства для аудитории. Далеко не всем пользователям хочется скроллить ленту сайта, подписываться на ежедневные рассылки или устанавливать отдельное мобильное приложение – куда проще увидеть интересный материал в ленте используемой социальной сети и перейти по ссылке.
  2. Повышения качества и количества обратной связи. Пользователи социальных сетей куда активнее оставляют комментарии под записями и делятся особо понравившимися на своих страничках (в сравнении с сайтом, где для комментирования необходимо пройти процедуру регистрации и последующей авторизации, что, согласно статистике, нивелирует желание оставить комментарий у 74% пользователей)
  3. Возможности настройки целевого и таргетированного трафика. В 2007 году, в эпоху бурной трансформации рынка рекламы в средствах массовой информации, в «Газете.Ру» использовалась следующая формула расчёта среднемесячного дохода – один уникальный пользователь должен приносить 1 доллар, который к настоящему момент обесценился до половины рубля. Рекламодатели и рекламный трафик перекочевали в социальные сети, где легко задать точные пользовательские данные и сегментировать аудиторию. В том же ВКонтакте почти 100% рекламных бюджетов тратится с чёткими KPI по эффективности.
  4. Продвижения в поисковых системах. Ссылки в социальных сетях и репосты записей с ними считаются естественными и совершенно безопасными (с точки зрения SEO) для сайта. Как и говорилось выше, это положительно влияет на ТИЦ. Поисковые системы стараются учитывать не только количественные показатели, но и качественные – например, количество действий пользователя[22].

Таким образом, различным интернет-изданиям (в том числе и ведущим) нельзя недооценивать значимость социальных сетей. Напротив, их надо использовать максимально широко и эффективно для увеличения трафика и лояльности аудитории. Мир не стоит на месте, цифровой мир развивается ещё быстрее – и в случае промедления и проявления «закостенелости» даже самый успешный и популярный ресурс может кануть в небытие.

 

[1] Оганезова Я.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Электронный ресурс] / Оганезова Я.А. – Режим доступа : /www.science.vsu.ru/dissertations/58/disser_Oganesova_YA.pdf

[2] Саппак В. Телевидение и мы [Электронный ресурс] / Саппак В.– Режим доступа: www//booksee.org/book/588174

[3] Телевизионная журналистика [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.oshibok-net.ru/storage/b/2016/05/27/text-dlya-tv.pdf

[4] Функции телевидения [Электронный ресурс].– Режим доступа http://life-prog.ru/1_6225_lektsiya-.html

[5] Шестеркина Л.П. специфика медиа текстов общественно значимого телепроекта в контексте культурно-просветительской функции телевидения [Электронный ресурс] /Шестеркина Л. –Режим доступа: www//cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-mediatekstov-obschestvenno-znachimogo-teleproekta-v-kontekste-kulturno-prosvetitelskoy-funktsii-televideniya

[6] Адамьянц Т.З. От виртуального экранного образа – к «картине мира» телезрителя // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Книга 1. М.: ИС РАН, 2019. С. 131–155.

[7] Ажгихина Н. Вперед, к основам! // Журналистика и медиарынок.  2019. № 11. С. 8–11

[8] Александрова Т. Быть немного Дон Кихотом // Журналистика и медиарынок. 2018. №5. С. 46–49.

[9] Аникина, М.Е. Теория и социология СМИ. [Текст] / Аникина М.Е. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова –2010. – 248с.

[10] Багиров Э.Г. Телевидение. XX век: Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 2019. 301 с

[11] Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2012. 316 с

[12] Беляев, И.К. Спектакль документов. Откровения телевидения [Текст] / И. К. Беляев// М.:ЗАО «Изд. дом Гелеос», -2005-352 с

[13] Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2018. 248 с

[14] Богданов В. Наш путь к чистой воде // Журналистика и медиарынок. 2018. № 5. С. 4–7.

[15] Лободенко Л. К., Баштанар И. М. Региональные интернет-СМИ в социальных сетях: трансформация медиаконтента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – 5. – С. 29-34.

[16] Немчинова Е. Ю. Интернет-технологии в журналистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2016. – №4. – С. 41-47.

[17] Салов А. И. Значение присутствия в социальных медиа для интернет-изданий // Проблемы науки. – 2018. – С. 62-64.

[18] Пескин А.Е., Труфанов В.Ф. Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы. Справочник. М.: Горячая линия-Телеком, 2019. 308 с

[19] Парабеллум А., Мрочковский Н., Калаев В. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса. СПб., 2018. 176 с.

[20] Мясникова, М.А. Телевидение как феномен культуры: учеб. пособие [Текст] /М. А. Мясникова// М-во образования и науки Рос. Федерации, – Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та– 2017. –140с

[21] Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество [Текст] / Моисеев, Н.Н/ М.-2001-с.134

[22] Маринко Г.И. Управленческий консалтинг. М.:  ИНФРА-М, 2018. 381 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы