Магистерский диплом на тему Совершенствование управления охраной окружающей среды в муниципальном образовании на примере республики Калмыкия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 6
1.1. Характеристика системы управления охраной окружающей среды: объекты, субъекты, цели, задачи и принципы 6
1.2. Нормативно-правовые основы управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 13
1.3. Организационные и финансовые механизмы управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 21
Глава 2. Анализ состояния и оценка эффективности управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия 27
2.1. Общая характеристика Республики Калмыкия 27
2.2. Система управления охраной окружающей среды в регионе 34
2.3. Оценка эффективности управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия 41
Глава 3. Пути совершенствования управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия 57
3.1. Возможные пути решения основных экологических проблем
региона 57
3.2. Оптимизация экологического контроля как важный фактор эффективного управления охраной окружающей среды 65
3.3. Стимулирование гражданских инициатив в сфере управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 72
Заключение 80
Список использованной литературы 84
Приложения 90
Введение:
На современном этапе развития цивилизации наиболее острыми общемировыми проблемами являются экологические проблемы, в частности загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, истощение природных ресурсов, исчезновение редких биологических видов и т.д.
Проблемы неблагоприятного состояния окружающей среды в различных регионах мира становятся сегодня основным источником угрозы безопасности жизни на всей планете. Их решению ежегодно посвящается множество исследований, как в глобальном масштабе, так и в региональных пределах.
С учетом значительной актуальности экологических проблем на всех уровнях управления (от международных организаций до отдельных муниципалитетов в разных странах) сегодня разрабатываются пути решения экологических проблем.
Тогда как внимание мировой общественности сосредоточено на наиболее крупных глобальных проблемах, региональные экологические проблемы зачастую остаются малоизученными, что приводит к затруднениям в их решении. Поэтому для Российской Федерации особенно важно исследовать не только основные глобальные экологические проблемы, но и вопросы охраны окружающей среды регионального масштаба.
В значительной мере возможности улучшения экологической обстановки в отдельном регионе связаны с оптимизацией управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне. Это и определяет актуальность темы данной работы: «Совершенствование управления охраной окружающей среды в муниципальном образовании на примере республики Калмыкия».
Целью исследования в данной работе является разработка путей оптимизации управления охраной окружающей среды в муниципальном образовании на примере республики Калмыкия.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
— охарактеризовать систему управления охраной окружающей среды: объекты, субъекты, цели, задачи и принципы;
— изучить нормативно-правовые основы управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне ;
— описать организационные и финансовые механизмы управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне;
— дать общую характеристику Республики Калмыкия ;
— описать систему управления охраной окружающей среды в регионе;
— оценить эффективности управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия;
— рассмотреть возможные пути решения основных экологических проблем региона;
— выделить пути оптимизации экологического контроля как важного фактора эффективного управления охраной окружающей среды;
— предложить пути стимулирования гражданских инициатив в сфере управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне .
Объектом данного исследования выступает система управления охраной окружающей среды.
Предмет исследования – совершенствование управления охраной окружающей среды в муниципальном образовании на примере республики Калмыкия.
Теоретическая база исследования состоит из нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Калмыкия, монографий, учебных пособий, научных статей из периодических журналов и сборников трудов научных конференций, а также Интернет-источников.
Проблемам охраны окружающей среды и управлению данными процессами посвящены научные труды многих ученых, которые стали теоретической основой для написания магистерской работы. В частности, этим вопросам посвящены научные работы С.А. Балашенко, М.А. Бучаковой, О.Д. Хайхадаевой, Е.А. Иванцовой, Н.Н. Заболотнева, Е.А. Зализняк и др.
Эмпирическая база исследования заключает в себя статистические данные о состоянии окружающей среды в Республике Калмыкия, отчеты об эффективности реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды». Отдельным источником информации при написании данного исследования стали результаты организованного анкетирования населения г. Элиста.
Методологической основой работы явился общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, в том числе: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный, а также методы статистического анализа – анализ динамики и структуры, табличные и графические приемы представления аналитических данных
Теоретическая значимость магистерской работы состоит в глубоком освещении проблем управления охраной окружающей среды и в возможности применения выявленных теоретических аспектов в практическом исследовании.
Практическая значимость магистерской работы состоит в возможности внедрения предложенных путей оптимизации управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия.
Структура данной магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам темы исследования. Во второй главе проведен анализ состояния и эффективности управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия. Третья глава обобщает предложения по оптимизации экологического управления в регионе.
Заключение:
В ходе данного исследования была охарактеризована система управления охраной окружающей среды в РФ. С этой целью рассмотрены ее основные элементы: объекты, субъекты, цели, задачи и принципы.
Объектами управления в сфере охраны окружающей среды выступают конкретные элементы этой среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосфера, растительный, животный мир.
Субъектами управления охраной окружающей среды выступают государственные органы общей компетенции, специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, а также органы местного самоуправления.
Главной целью деятельности системы управления охраной окружающей среды является создание социально-экономических и правовых предпосылок с целью обеспечения экологической безопасности. В системе управления охраной окружающей среды решаются чрезвычайно важные задачи: совершенствование нормативно-правовой базы; государственное регулирование; промышленная и научно-техническая политика; фундаментальная и прикладная наука, технологии и средства обеспечения экологической безопасности; повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности; экологическое образование и просвещение; развитие международного сотрудничества.
Одним из важных принципов управления в сфере охраны окружающей среды является взаимосвязанность в работе государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений граждан. Это свидетельствует о том, что местные органы самоуправления сегодня являются важным элементом системы управления охраной окружающей среды. В условиях децентрализации возможности муниципалитетов в сфере охраны окружающей среды значительно повышаются, но это требует эффективного управления с учетом территориальных особенностей экологического состояния окружающей среды в регионе.
Проведенное исследование на примере Республики Калмыкия показало, что данный регион имеет слаборазвитую структуру экономики, в которой основным источником формирования ВРП является сельское хозяйство. При этом с точки зрения охраны окружающей среды основными задачами управления на уровне региона является обеспечение системы водоснабжения, охраны лесов, сохранения сайгаков и других редких представителей животного мира, борьба с накоплением отходов и т.д.
Система управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия включает специальные и общие структуры, а также и предприятия, организации и общественные движения. Главным органом экологического управления в регионе выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Также важное место в системе управления охраной окружающей среды в регионе занимает Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия.
На сегодня основным планом управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия является Государственная программа Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды». Ее реализация предусмотрена в период 2019-2024 гг. за счет разных источников финансирования: федерального, республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.
Эффективность управления охраной окружающей среды в Республике Калмыкия была оценена с помощью различных подходов: экологического (в его основе лежат показатели состояния окружающей среды); экономического (в его основе лежат показатели затрат на природоохранную деятельность и полученный экономический эффект); управленческого (в его основе лежит оценка достижения поставленных целей, выполнения планов и задач).
Результаты исследования показали, что одной из острых экологических проблем региона, которая не была решена в последние годы, является рост загрязнения атмосферной среды. В целом же, другие показатели окружающей среды в регионе несколько улучшились.
На уровне региона плановые показатели зафиксированы в Государственной программе Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды». Их сравнение с достигнутыми в 2018 году результатами дали возможность сделать вывод о том, что экологическое управление в регионе является эффективным. Так, в 2018 году были достигнуты основные цели в сфере охраны окружающей среды в Республике Калмыкия, а также решены поставленные задачи в данном направлении.
Проведенное исследование показало, что основными экологическими проблемами в Республике Калмыкия остается проблема деградации земельных ресурсов, загрязненность атмосферы, проблема возникновения степных и лесных пожаров, проблема утилизации твердых коммунальных отходов, проблема водообеспечения. Решение указанных экологических проблемы в Республике Калмыкия требует дальнейшего внедрения запланированных мероприятий в рамках выполнения Государственной программы «Охрана окружающей среды». При этом их решение во многом связано с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных.
С целью оптимизации экологического контроля в Республике Калмыкия предложено внедрение системы инструментов: 1) нормативных (разработка нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию экологического контроля в регионе); организационных (оптимизация системы экологического контроля за счет более эффективной организации данного процесса); информационно-технологических (использование современных информационных технологий для получения данных о состоянии окружающей среды); психологических (использование социальной экологической рекламы с целью воздействия на сознание
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Характеристика системы управления охраной окружающей среды: объекты, субъекты, цели, задачи и принципы
Окружающая среда традиционно понимается как часть среды, которая находится в непосредственной близости от некоторой живой или неживой системы и оказывает на нее значительное воздействие. Понятие окружающей среды как объекта административно-правовой охраны определено в ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и включает «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» .
На протяжении многих десятилетий и даже столетий технический прогресс и жизнедеятельность человека наносит окружающей среде значительный вред. Особенно сильным стало негативное воздействие человечества на природу в конце ХХ и в начале ХХI веков. Поэтому охрана окружающей среды, как необходимого фактора для жизнедеятельности человека, стала одной из приоритетных задач управления на международном, государственном и муниципальном уровнях.
Для максимально полной характеристики системы управления охраной окружающей среды в РФ целесообразно рассмотреть ее основные элементы: объекты, субъекты, цели, задачи и принципы.
Как известно, любая самоуправляемая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем, которыми выступают объект управления и субъект управления. В частности, последний осуществляет сознательное воздействие на объект управления для достижения поставленной цели. В рамках такого воздействия управляющая подсистема упорядочивает управляемую подсистему. В свою очередь, объектом управления является все то, на что воздействует управляющая подсистема . В этом аспекте подчеркнем, что объектами управления в сфере охраны окружающей среды выступают конкретные элементы этой среды. Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды относятся компоненты природной среды, различные природные объекты, а также природные комплексы .
Данное определение позволяет выделить направления охраны окружающей среды (противодействие загрязнению, истощению и т.д.), но не содержит перечня объектов природоохранной деятельности. В научных источниках под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, то есть основные, укрупненные составляющие природной среды .
Субъектами управления охраной окружающей среды выступает система государственных органов, которая включает в себя как органы общей компетенции, так и специально уполномоченные органы в сфере охраны природной среды, а также подсистему органов местного самоуправления.
С точки зрения иерархии система государственного управления охраной окружающей среды выстроена с учетом принципа подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим. Такой принцип позволяет обеспечивать слаженную и эффективную деятельность в исследуемой сфере. В результате указанная иерархия позволяет координировать усилия, направленные на оптимизацию состояния окружающей среды, «сверху вниз», а также поддерживать постоянный контроль деятельности нижестоящих органов данной системы.
Рассмотрим, какие органы власти отнесены к разным уровням управления:
— государственные органы общей компетенции включают президента, федеральное собрание, правительство, а также представительные и исполнительные органы власти отдельных субъектов РФ;
— государственные органы специальной компетенции включают все те структуры, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере охраны природной среды .
На основании изучения нормативных документов РФ, а также учебной литературы, можно представить обобщенную структуру субъектов управления охраной окружающей среды в Российской Федерации. наглядно она представлена на рис. 1.
Задачи и цели управления охраной природной среды определены на нормативно-правовом уровне. Так, главной целью политики государства в сфере защиты окружающей среды является создание социально-экономических и правовых предпосылок с целью обеспечения экологически безопасной жизни населения . В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под экологической безопасностью понимается «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» .