Магистерский диплом на тему Совершенствование стратегии развития организации на основе управления качеством
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 9
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1.Обзор подходов к разработке стратегии развития организации 13
1.2.Методические подходы совершенствования стратегии развития организации 21
1.3.Система управления качеством как элемент стратегии развития организации 25
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В РАЗВИТИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 33
2.2. Анализ системы управления качеством ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 45
2.3. Оценка проблем реализации стратегии развитии ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 51
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. Актуализация целей стратегического развития ОАО «Фармстандарт-Лексредства» в сфере управления качеством 55
3.2. Оценка рисков реализации стратегии развития системы управления качеством ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 58
3.3. Экономическое обоснование перспектив совершенствования стратегии ОАО «Фармстандарт-Лексредства» в сфере управления качеством. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Введение:
Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года ориентирована на внедрение инновационной модели. Инновационная модель предполагает разработку и реализацию принципиально новых управленческих решений, обеспечивающих рост эффективности деятельности и комплексное развитие предприятия. Ожидаемым результатом перехода на инновационную модель является полное и качественное удовлетворение потребности в лекарственных препаратах, в том числе, за счет реализации программ импортозамещения, проведения технической модернизации производства, соответствия установленным требованиям и стандартам качества выпускаемой продукции.
Актуальность исследования проблемы совершенствования стратегии развития фармацевтического предприятия заключается в необходимости поддерживать устойчивость предприятия в условиях высокой нестабильности.
Подтверждением значимости стратегического управления является наличие Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации. На смену действующей до 2020 года Стратегии, Минпромторг РФ разработал программу «Фарма 2030». В отличие от Стратегии 2020 года, ориентированной на обеспечение национальной лекарственной безопасности и импортозамещение, Стратегия «Фарма 2030» предполагает выход отечественных производителей на мировой фармацевтический рынок. Для реализации обновленной Стратегии производителям лекарственных средств необходимо соответствовать установленным требованиям к организации производства и качеству продукции. Поэтому дальнейшее развитие фармацевтических предприятий связано с управлением качеством.
Проблема стратегического управления определяется противоречием между краткосрочными и долгосрочными целями, а также приоритетами развития. Большинство предприятий ориентировано на достижение финансовых показателей и обеспечение устойчивости в краткосрочном периоде. Такой подход не предполагает системного обновления материальной базы, инвестиций в совершенствование производства и организации деятельности. Долгосрочные цели требуют дополнительных ресурсов, причем, не только финансовых, но и организационных (трудовых, интеллектуальных), а также оценки и управления рисками, влияющими на качество работы.
Цель работы – разработать и обосновать предложения по совершенствованию стратегии развития фармацевтического предприятия на основе управления качеством. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести обзор подходов к разработке стратегии развития организации;
2) рассмотреть методические подходы совершенствования стратегии развития организации;
3) охарактеризовать систему управления качеством как элемент стратегии развития организации;
4) дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Фармстандарт-Лексредства»;
5) проанализировать систему управления качеством в ОАО «Фармстандарт-Лексредства»;
6) оценить проблемы реализации стратегии развития ОАО «Фармстандарт-Лексредства»;
7) актуализировать цели стратегического развития ОАО «Фармстандарт-Лексредства» в сфере управления качеством;
8) провести оценку рисков реализации стратегии развития системы управления качеством ОАО «Фармстандарт-Лексредства»;
9) дать экономическое обоснование перспектив совершенствования стратегии ОАО «Фармстандарт-Лексредства» в сфере управления качеством.
Объектом исследования является система стратегического управления предприятием фармацевтической промышленности ОАО «Фармстандарт-Лексредства» г. Курск.
Предмет исследования – элементы стратегии развития, системы управления качеством фармацевтического предприятия, факторы внешней и внутренней среды, влияющие на изменение стратегии развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что стратегия развития фармацевтического предприятия недостаточно конкретизирована, в том числе, в сфере управления качеством, существует как формальный документ и не включает оценку рисков, связанных с реализацией стратегии.
Эмпирическая база исследования включает внутренние документы рассматриваемого предприятия: годовая отчетность, положения о системе управления качеством, стратегия развития.
Теоретическая база исследования сформирована научными работами, посвященными анализу стратегического управления в фармацевтических предприятиях и разработке предложений по совершенствованию стратегии развития. Проанализированы примеры стратегий фармацевтических предприятий, разработанных такими авторами, как: Е.В. Кузнецова, В.Л. Волочай (стратегия уфимского филиала «Иммунопрепарат»), А.В. Фотеева, Н.В. Ростова (стратегия «Пермфармация») и других.
Методическая основа работы сформирована приемами системного анализа. В работе использованы эмпирические и теоретические методы. Эмпирические методы включают методы финансового анализа, анализа системы управления качеством рассматриваемого предприятия. Теоретические методы включают методы анализа литературы: описание, систематизация, обобщение.
Научная новизна исследования заключается в актуализации стратегии развития предприятия изменяющимся требованиям к организации системы управления качеством в фарминдустрии.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации подходов и методов разработки стратегии развития на основе системы управления качеством и с учетом особенностей деятельности фармацевтического предприятия.
Заключение:
Проведенная работа была нацелена на формулирование и обоснование предложений по совершенствованию стратегии развития фармацевтического предприятия на основе управления качеством. В ходе работы были решены поставленные задачи и получены следующие выводы.
Обзор подходов к разработке стратегии развития организации выявил основные школы стратегического управления, такие, как: «Школа дизайна», «Школа планирования», «Школа позиционирования», «Школа предпринимательства», «Когнитивная школа» и другие. Содержательно данные школы отличаются используемой методологией разработки стратегией и акцентами в изучении процесса разработки стратегии. В течение истории формирования школ стратегического управления происходила трансформация от классического подхода, основанного на определении долгосрочных целей и планирования их достижения, современному восприятию стратегии как способу обеспечения устойчивости в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Рассмотрение методических подходов показало, что для совершенствования стратегии развития организации применяется комплекс аналитических, оценочных, прогнозных и управленческих методов. В зависимости от целей, стоящих перед разработчиками стратегии, и текущей ситуации в организации, используются методы разработки новой стратегии или методы управления изменениями, вызванными обновлением стратегии.
Основу стратегии развития может создать система управления качеством, так как она связана с формированием и укреплением конкурентоспособности. Система управления качеством включает комплекс мероприятий, направленных на поддержание требуемого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, а также стабильности функционирования предприятия.
Разработка предложений по совершенствованию стратегии развития была осуществлена на базе фармацевтического предприятия ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Предприятие входит в группу компаний «Фармстандарт», реализует общую для них стратегию развития, использует систему управления качеством. Анализ финансовых показателей подтвердил устойчивость предприятия, но выявил наличие факторов риска, связанных со снижением чистой прибыли и рентабельности, ограничением финансовых ресурсов.
На предприятии внедрена система управления качеством. Выпускаемая продукция соответствует требованиям стандарта GMP, а организация деятельности – стандарта ИСО 9001-2015. На предприятии периодически проводятся внешние и внутренние аудиты, обеспечивающие контроль соблюдения установленных требований к качеству работы и готовой продукции.
Анализ ОАО «Фармстандарт-Лексредства» выявил ряд проблем реализации стратегии развития. Такими проблемами являются: преобладание краткосрочных производственных и коммерческих планов, отсутствие взаимосвязи общей стратегии развития и системы управления качеством, нечеткое понимание общих организационных целей представителями производственных, финансовых, коммерческих подразделений.
С целью устранения выявленных ограничений были актуализированы цели стратегического развития в сфере управления качеством. Для каждого стратегического направления установлена цель по обеспечению качества. Основными целями стратегии развития должны стать 100% соблюдение установленных стандартов и требований к организации производства и качеству выпускаемой продукции путем регулярных контрольных мероприятий.
Проведенный анализ рисков реализации стратегии показал, что основными причинами снижения качества работы и выпускаемой продукции являются сбои производственных процессов, недостаток финансовых ресурсов и организационные риски, обусловленные неоптимальным распределением зон ответственности и человеческим фактором. Для устранения обозначенных рисков было предложено ввести многоступенчатый контроль качества, включающий входной контроль сырья, контроль соблюдения технологии производства, контроль качества готовой продукции, сбор и анализ обратной связи от потребителей и покупателей продукции.
С целью минимизации негативного влияния финансового риска предлагается изменить источник финансирования системы управления качеством. Для этого рекомендуется формировать фонд финансирования системы управления качеством из чистой прибыли. Рекомендованная доля чистой прибыли, направляемая на функционирование системы управления качеством, составляет 1%.
Было рассчитано, что перераспределение затрат на обеспечение системы управления качеством при сохранении остальных финансовых показателей на уровне до внедрения предложений, обеспечит рост чистой прибыли на 9,76%. При этом управленческие расходы снизятся на 3,54%.
Также была разработана рекомендованная структура расходов фонда финансирования системы управления качеством. В данной структуре запланированы расходы на проведение внутренних и внешних контрольных мероприятий (30%), компенсацию расходов, связанных со снижением качества продукции (30%), обучение персонала принципам управления качеством (20%).
Дополнительным ожидаемым результатом внедрения предложений станет повышение прозрачности системы управления качеством, в том числе, за счет четкого закрепления обязанностей и зон ответственности по управлению рисками. Все это позволит реализовывать выбранные стратегические направления и укреплять конкурентное преимущество, основанное на обеспечении качества выпускаемой продукции.
Таким образом, совершенствование системы управления качеством способствует реализации стратегии развития, а также повышению финансовых показателей и результатов работы фармацевтического предприятия.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Обзор подходов к разработке стратегии развития организации
Интерес к изучению стратегии организации сформировался в середине XX века как реакция на необходимость повышения эффективности деятельности организации, и обеспечивать долгосрочное устойчивое развитие. Уже в 20-30 гг. XX века практики управления решали такие актуальные задачи, как устранение пересечения функций и зон ответственности, преодоление внутренних противоречий между элементами организационной структуры, долгосрочное планирование. Накопленный опыт решения управленческих задач стал фундаментом для создания научно обоснованных теоретических концепций стратегического управления [12, с.74].
А.А. Томпсон определяет стратегию как «план управления фирмой, направленный на укрепление её позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей». Реализация выбранной стратегии обеспечивает развитие организации, так как способствует росту эффективности использования организационных ресурсов и связей [50, с. 11].
Стратегия как основа конкурентоспособности рассматривается М. Портером. В качестве обоснования необходимости стратегического управления М. Портер называет как внешние, так и внутренние причины. К внешним причинам относится стремление укрепить позиции организации на конкурентном рынке. Внутренняя причина связана с необходимостью согласовывать деятельность подразделений организации в движении к единой цели [35, с. 23].
В отечественной литературе понятие стратегии определяется в рамках организационно-целевого подхода. Например, О. С. Виханский считает, что стратегическое управление использует человеческий потенциал, организационные ресурсы и взаимодействия для формирования конкурентных преимуществ, долгосрочной работы и достижения целей [14, с. 12].
Р.А. Фатхутдинов определяет стратегию как генеральный курс по достижению целей. Применение методов стратегического управления обеспечивает повышение эффективности управления, так как связывает краткосрочные и долгосрочные цели [52, с. 7].
В ходе изучения литературы по теме исследования было выявлено ряд теоретических подходов или школ стратегического управления, подразделяемых на основе двух критериев. Первым критерием классификации школ стратегического управления является сравнение методологических принципов: подходов к анализу ситуации, разработке и принятию управленческих решений. Второй критерий классификации основан на хронологии и рассматривает концепции стратегического управления по мере их появления [9, с. 86].
Одним из первых теоретических подходов к пониманию сущности стратегии и процессу ее разработки был подход К. Эндрюса, названный «Школа дизайна». Суть данного подхода в разработке уникальной стратегии организации, основанной на сопоставлении ее сильных и слабых сторон с внешними возможностями и угрозами. Приверженцы данной школы считали, что все организации имеют свойственный только им набор характеристик, поэтому и стратегии должны быть принципиально различны. Разработка и реализация таких стратегий будет укреплять конкурентоспособность организации. Ограничением практического использования данного подхода является разграничение между разработчиками стратегии и теми, кто будет ее реализовывать. Зачастую, разработанная стратегия представляла собой идеальную конструкцию, достижение которой было затруднено внутриорганизационными противоречиями и недостатком ресурсов [32, с. 76].
Следующий теоретический подход или школа стратегического управления освещена в работе И. Ансоффа «Корпоративная стратегия». И.Ансофф считал, что процесс разработки стратегии включает реализацию таких функций, как планирование, проектирование и программирование. Данный подход получил название «Школа планирования». Отличительной чертой «Школы планирования» является формализация методов разработки корпоративной стратегии. Методология «Школы планирования» предполагала последовательное прохождение этапов разработки, таких, как анализ текущей ситуации, определение направлений развития и проектирование действий по достижению целей организации [29, с. 126].
Исследователи считают, что именно формализация процесса разработки стратегии ограничила практическое использование данного подхода и снизила его эффективность. Стремление получить точный, научно обоснованный результат привело к тому, что стратегия во многих случаях оказывалась нежизнеспособной, не готовой к реализации в условиях постоянных изменений [29].
Иной подход к разработке стратегии развития реализован в рамках «Школы позиционирования», основателем которой является М. Портер. Портер рассматривал стратегию как возможность преодолеть конкурентное давление рынка и увеличить ценность предложения компании. В данном подходе широко использовались матричные методы разработки, позволяющие проанализировать, как изменится положение компании в тех или иных условиях внешней среды. Существенным отличием рассматриваемого подхода является стремление адаптировать стратегию организации к внешним изменениям. При этом внутренним ресурсам и взаимодействиям организации уделялось недостаточно внимания, развитие воспринималось как ответная реакция на изменение рынка [32].
Следующий теоретический подход связан с именами Й.Шумпетера, К.Найта и определяется как «Школа предпринимательства». Авторы данного подхода считают, что стратегия представляет собой результат долгосрочного видения собственников организации. Если в предыдущих теоретических подходах стратегия строилась на результатах тщательного анализа, то в данном подходе основу стратегии развития составляет интуиция разработчика. Такая стратегия характеризуется проактивностью и направлена на опережение рынка [9, с. 90].