Магистерский диплом на тему Совершенствование стратегического управления развитием муниципального образования (на примере города Калуги)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Сущность стратегического управления развитием муниципального образования 7
1.2 Механизмы и инструменты стратегического управления развитием муниципального образования 16
1.3 Нормативно-правовая основа стратегического управления развитием муниципального образования 25
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ 32
2.1 Социально-экономическое развитие города Калуги 32
2.2 Реализация программы социально-экономического развития города Калуги 42
2.3 Оценка реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» на период до 2030 года 52
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 61
3.1 Разработка рекомендаций по стратегическому развитию жилищно-коммунального хозяйства 61
3.2 Совершенствование стратегического управления процессами повышения общественной безопасности 68
3.3 Разработка рекомендаций по стратегическому управлению процессами взаимодействия власти и бизнеса в целях социально-экономического развития города 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример структуры Инвестиционного портала города Москвы 94
Введение:
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме «Совершенствование стратегического управления развитием муниципального образования «Город Калуга»».
Актуальность исследования заключается в том, что, во-первых, стратегия является ключевым инструментом в системе социально-экономического развития территории, а во-вторых, на сегодняшний день муниципальное образование занимает важнейшее место в системе социально-экономического развития как региона, так и государства в целом и наделено важнейшими функциями.
Муниципальное образование наделено огромной ответственностью за социально-экономическое развитие муниципалитета, что явилось следствием разграничения полномочий между региональными и местными органами власти. Данный факт повышает актуальность совершенствования системы муниципального управления, благодаря которому общество достигнет необходимого баланса экономических и социальных целей.
В 2010-х годах XXI века начали свою реализацию на уровне муниципалитета всевозможные механизмы стратегического управления, однако до сих пор остаются востребованными технологии, которые будут преобразовывать имеющуюся систему муниципального образования.
Сейчас, в 2020 году, местное самоуправление наиболее остро нуждается в разработке новых подходов стратегического управления развитием муниципального образования, которые будут надлежащим образом учитывать государственные интересы в регионе, а также грамотно выражать особенности социально-экономической политики на местном уровне.
Объект: система стратегического управления развитием муниципального образования «Город Калуга». Предмет: управленческие отношения, возникающие в процессе совершенствования стратегического управления развитием муниципального образования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении основных направлений совершенствования стратегического управления развитием муниципального образования «Город Калуга». Поставленная цель предопределяет наличие ряда следующих задач:
— рассмотреть теоретические аспекты стратегического управления развитием муниципального образования;
— проанализировать и оценить систему стратегического управления развитием муниципального образования «Город Калуга»;
— выявить проблемы в сфере стратегического управления развитием муниципального образованием;
— разработать направления совершенствования стратегического управления развитием муниципального образования.
Среди ученых, внесших свой вклад в теоретические исследования стратегического управления, можно отметить труды И. Ансоффа , О.С. Виханского , М.Ю. Махотаевой , Е.А. Храброва и других авторов, которые посвятили свои научные труды вопросам разработки и реализации стратегии развития в современных условиях.
Отдельные вопросы стратегического управления развитием муниципального образования изложены в работах В.А. Грищук , Е.В. Ерохиной и других.
Кроме того, в процессе исследования были изучены научные труды А.Г. Гладышева , И.А. Рождественской , Н.В. Красюковой , С.Е. Прокофьева , О.В. Паниной
Вспоминая данных авторов, нельзя не сказать, что во многих работах исследования основываются на конкретных элементах, касающихся темы стратегического управления. Тем не менее, единый подход к изучению природы стратегического управления муниципальным образованием из трудов перечисленных ученых извлечь невозможно.
Теоретическая база исследования состоит из исследований российских и иностранных исследователей, которые в своих работах затрагивают государственное и муниципальное управление и стратегический менеджмент, а также теорию и практику социально-экономического развития территорий.
Эмпирическая база исследования вбирает в себя официальный сайт города Калуги, официальный Интернет-портал органов власти Калужской области, документы по социально-экономическому развитию муниципального образования и другие.
Методологической основой работы служит общенаучный метод диалектики, а также научные методы, такие как: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что все результаты, приобретенные в процессе написания данной выпускной квалификационной работы, в практике органов местного самоуправления могут послужить основой для:
— преобразования системы стратегического управления развитием территории;
— расширения перечня целей социально-экономического развития территории, а также задач и индикаторов;
— оптимизации организационной структуры управления;
— изменения и дополнения стратегических инициатив, благодаря которым цели муниципального управления будут достигнуты наилучшим образом.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Выпускная квалификационная работа выполнена по теме «Совершенствование стратегического управления развитием муниципального образования «Город Калуга»».
В заключение работы целесообразно сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, выполнены следующие задачи:
— раскрыта сущность стратегического управления развитием муниципального образования;
— рассмотрены механизмы и инструменты стратегического управления развитием муниципального образования;
— проведен анализ нормативно-правовой базы стратегического управления развитием муниципального образования;
— проведено исследование социально-экономического развития города Калуги;
— осуществлен мониторинг реализации программы социально-экономического развития города Калуги;
— дана оценка реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» на период до 2030 года;
— разработаны рекомендации по стратегическому развитию жилищно-коммунального хозяйства Калуги;
— предложены пути совершенствования стратегического управления процессами повышения общественной безопасности Калуги;
— найдены пути модернизации процессов взаимодействия власти и бизнеса в целях социально-экономического развития города.
Таким образом, муниципальное стратегическое управление представляет собой поиск целей и направления развития, которые приведут к повышению качества жизни граждан в муниципальных образованиях, прогнозирование будущего.
Во многих научных работах механизм реализации стратегического развития имеет сущность специального воздействия структур власти региона страны и муниципальных образований на все субъекты хозяйствования, которые находятся в пределах региона и за ними с целью реализации стратегических приоритетов развития территории.
Город Калуга расположен в европейской части России, в центральном федеральном округе, служит административным центром Калужской области и муниципального образования «Города Калуга», имеющего статус городского округа.
На 2019 год город Калуга имеет в своем расположении достаточно развитую инфраструктуру и крупный транспортный узел. Муниципальное образование также славится статусом исторического центра Российской Федерации, где на сегодняшний день сохранено множество памятников культурного наследия державы.
Стратегия социально-экономического развития МО «Город Калуга» на период до 2030 года содержит в себе следующие ключевые цели:
— развитие человеческого капитала;
— создание комфортной городской среды;
— инвестиционное и инновационное развитие экономики города;
— создание условий для развития туризма.
Основным механизмом реализации данной стратегии выступают муниципальные программы.
За сферой жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Город Калуга» осуществляет контроль Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
С некоторого времени управление жилищным фондом осуществляется 65 управляющими организациями, в том числе 38 частных организаций реализуют обслуживание жилищного фонда на основе договорных отношений с управляющими компаниями.
Начиная с даты принятия Жилищного кодекса РФ, управление городского хозяйства Калуги проводит встречи с председателями многоквартирных домов с целью разъяснения положений данного законодательного акта. Первые такие собрания начали проводиться в муниципальном образовании с апреля 2005 года, а голосования с целью принятия способа управления многоквартирным домом – с августа того же года.
С целью развития стратегического управления муниципальным образованием в части жилищно-коммунального хозяйства Калуги было предложено:
— информирование населения;
— популяризация бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
— совершенствование кадрового потенциала;
— всесторонняя поддержка деятельности товариществ собственников жилья и организация территориального общественного самоуправления для их развития путем предоставления консультационных услуг;
— обеспечение необходимых условий для развития у граждан Калуги навыков управления собственностью, а также для развития навыков культуры предоставления услуг у организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, для активного развития конкурентных отношений целесообразно обеспечить процесс создания организаций сферы малого бизнес в отрасли ЖКХ по следующим направлениям:
— малые предприятия узкой направленности;
— дифференциация многопрофильных муниципальных предприятий на специализированные для установления границ предоставляемых услуг.
В части обеспечения общественной безопасности также были предложены рекомендации, основные из которых:
— предоставление гражданам, проживающим на территории Калуги, приборов, необходимых с целью индивидуальной защиты от каких-либо опасностей в случае чрезвычайных происшествий мирного и военного времени;
— обеспечение хранения запасов продуктов и различных средств медицины с целью гражданской обороны;
— обеспечение состояния защитных сооружений гражданской обороны, пригодного для приема граждан в случае чрезвычайных ситуаций.
В качестве рекомендаций по развитию взаимодействия местной власти и бизнеса можно выделить следующие рекомендации:
— совершенствование законодательной базы на местном уровне и увеличение правоприменительной практики;
— разработка муниципальной концепции МЧП города Калуги;
— формирование подразделения по организации и управлению проектами МЧП;
— регулярное проведение информационной работы в рамках популяризации взаимодействия органов власти и бизнеса.
Таким образом, анализ социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» говорит о том, что органы местного самоуправления осуществляют активную деятельность для улучшения уровня жизни населения, однако имеют место некоторые «пробелы», устранить которые получится путем налаженного взаимодействия местной власти и общества, а также реализуя все предложенные в данной работе рекомендации.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность стратегического управления развитием муниципального образования
Дифференциация планирования на текущее и стратегическое является важнейшей особенностью теории управления XXI века.
В экономической литературе развитие муниципального образования исследуется в качестве процесса, имеющего связь с реализацией различных социальных и экономических целей, где особую роль играет экономическое развитие, которое, в свою очередь, выступает базой для улучшения уровня жизни населения. Каждый муниципалитет располагает внутренними ресурсами для развития, куда входят объекты, которые находятся в распоряжении местной администрации, и те объекты, которые не находятся в собственности муниципалитета, однако расположены на его территории.
Муниципальное стратегическое управление представляет собой поиск целей и направления развития, которые приведут к повышению качества жизни граждан в муниципальных образованиях, прогнозирование будущего. Стратегическое управление муниципальными образованиями, как правило, реализуется в несколько этапов:
— формирование целей и приоритетов;
— проведение анализа внешней и внутренней среды муниципального образования;
— прогнозирование и планирование стратегического развития;
— стратегический контроль.