Магистерский диплом на тему Совершенствование системы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению коррупции и ее причин 6
1.2. История борьбы с коррупцией в России 11
1.3. Российская коррупция как социокультурный феномен 17
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 22
2.1. Общеэкономические, социальные и политические условия всплеска коррупции в постсоветской России 22
2.2. Коррупционный рынок Москвы как отражение общефедеральных тенденций 27
2.3. Масштабы и примеры коррупционных проявлений в Москве и Московской области (по материалам СМИ и Интернета) 32
2.4. Состояние городских правоохранительных органов 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ 41
3.1. Совершенствование законодательства 41
3.2. Усиление правоохранительных органов 44
3.3. Развитие гражданского общества 54
3.4. Использование зарубежного опыта 58
3.5. Методы уголовного наказания за коррупцию в зарубежных странах (репрессивный подход). 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Введение:
Введение
Проблема коррупции — одна из самых актуальных тем, которая всегда волновала различные государства. Коррупция в условиях современного общества не только для России, но для зарубежных стран. Коррупция в самых разнообразных видах и формах представляет собой сложное явление: развивается с течением времени; носит конкретно-исторический характер; в большой степени зависимо от различных социальных условий; особенностей развития сознания нации; исторически сложившихся культурных традиций страны.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за получение взятки по ст. 290 УК РФ в 2015 году осуждено 1 702 чел., в 2016 – 1 354 чел., в 2017 – 2 072 чел. Средний размер взятки в 2017 году по выявленным правоохранительными органами преступлениям составил 2,1 млн руб. (без учета мелкого взяточничества), органами внутренних дел – 280,1 тыс. руб. За январь – октябрь 2018 г. увеличилось на 1,9 % (27 143) количество преступлений коррупционной направленности .
В настоящее время в Российской Федерации сложилась нормативная правовая база по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая и целостная правовая система, формирующая антикоррупционную политику государства и на долгосрочную, и на краткосрочную перспективы. На основе нормативного правового элемента антикоррупционной политики установлены ее структурно-организационные компоненты в виде должностных лиц, органов, организаций и взаимосвязей между ними.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации коррупция отнесена к числу основных угроз национальной безопасности. Масштабы распространения и пагубные последствия указывают на высокую общественную опасность этого негативного социального явления и необходимость поиска эффективной модели противодействия ему уголовно-правовыми средствами. Кроме этого, обращают внимание произошедшие в 2016 году в области противодействия коррупции изменения уголовного законодательства России, существенным образом повлиявшие на дифференциацию уголовной ответственности за взяточничество.
Общественная опасность и распространенность преступлений коррупционной направленности обусловливают появление дополнительных требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов, получающих высшее юридическое образование.
Целью данной работы является исследование направлений совершенствования системы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть теоретические подходы к изучению коррупции и ее причин;
— рассмотреть историю борьбы с коррупцией в России;
— рассмотреть коррупцию в России как социокультурный феномен;
— исследовать общеэкономические, социальные и политические условия всплеска коррупции в постсоветской России;
— охарактеризовать коррупционный рынок Москвы как отражение общефедеральных тенденций;
— проанализировать масштабы и примеры коррупционных проявлений в Москве и Московской области (по материалам СМИ и Интернета);
— исследовать состояние городских правоохранительных органов;
— сформулировать рекомендации по борьбе с коррупцией.
Объектом исследования являются органы государственной власти города Москвы.
Предмет исследования – система противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы.
Методы исследования: структурно-функциональный и системный подход к анализу общественно-политических явлений, факторный, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы.
Теоретическая основа работы. В настоящее время имеется значительное число работ по антикоррупционной проблематике, включая труды таких авторов как Барциц И.Н., Бошно С.В., Куракин А.В., Мамитова Н.В., Ноздрачев А.Ф., Охотский Е.В., Тихомиров В.А., Хабриева Т.Я. и др.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования антикоррупционной политики на примере органов государственной власти города Москвы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при совершенствовании системы противодействия коррупции в органах государственной власти.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Текст работы:
В результате приведенного исследования, сформулированы следующие выводы.
1. Как показывает анализ зарубежной практики противодействия коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления традиционно используемый в РФ приоритет уголовно-правовых мер воздействия не является эффективным. Более того, он не только не исключает коррупцию в органах публичной власти, но лишь повышает размеры взяток в целях материальной компенсации за серьёзные риски.
2. Условиями современной положительной практики противодействия коррупции являются:
– система мер, основанная на сильной политической воли руководства страны и готовности его населения стать частью национальной антикоррупционной политики;
– серьёзный социальный контроль за всеми элементами системы государственного управления, который связан с независимостью СМИ, свободой слова и совести для всех граждан, возможностью реального контроля государственных органов со стороны некоммерческих правозащитных организаций;
– независимая судебная власть;
– детальная регламентация процедур взаимодействия с органами государственной власти;
– применение регулярной ротации должностных лиц;
– использование косвенных признаков виновности в качестве основания для привлечения к ответственности.
Изучив зарубежный опыт, можно сделать вывод, что должна быть выработана единая и взаимосвязанная система противодействия коррупции, состоящая из нескольких элементов: независимые средства массовой информации; государственная поддержка некоммерческих организаций по борьбе с коррупцией; поощрение лиц, которые сообщили и выявили коррупционные преступления, а также их защита; создание специализированного и независимого органа, напрямую подчиненного главе государства; повышение заработной платы сотрудникам правоохранительных органов и чиновникам; изменение системы отчетности государственных служащих перед вышестоящим руководством; ликвидация избирательного уголовного преследования, особенно для высокопоставленных лиц; эффективный и независимый конкурсный отбор на замещение должностей государственной гражданской службы; эффективная обратная связь.
В форме практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов государственного управления г. Москвы по противодействию коррупции считаем необходимым:
1. Разработать регламент и увеличить количество совершаемых процедур, сопровождаемое упрощением процедур, уменьшением времени совершения конкретной процедуры. Это достигается благодаря использования информационных технологий. Использование информационных технологий позволит сделать деятельность органов государственного управления г. Москвы более прозрачной и оперативной.
2. Внести в программу «Умный город» направление по созданию блокчейн – платформы управления субъектами (цифровой сервис) единой для всех государственных органов всех субъектов России.
3. Обязательный отказ от традиционных бумажных документов с переходом на электронно-цифровые версии данных документов. В данном случае программное обеспечение, ключи электронной цифровой подписи должны передаваться конечному пользователю (субъекту хозяйствования) на безвозмездной основе. Благодаря этому данный переход приобретет массовый характер.
Стоит также отметить, что хотя существующие в российском обществе гражданские структуры в своем развитии еще не достигли стадии зрелости, они обладают достаточно существенным потенциалом в области противодействия коррупции.
В первую очередь, стоит отметить деятельность некоммерческих организаций, которые проводят исследования, связанные с изучением феномена коррупции. Примером подобных организации являются Владивостокский Центр по изучению организованной преступности и коррупции, Санкт‐Петербургский гуманитарно‐политологический центр «Стратегия», Российский общественно‐политический фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). Эти организации периодически проводят исследования и, публикуя полученные в них результаты, распространяют сведения о распространенности коррупционных действий в российском обществе. Также этими организациями распространяется для граждан полезная информация, носящая консультативный и просветительский характер, о том, как стоит действовать в случае попадания в коррупционную ситуацию.
Второй значимой инициативой и возможным вкладом в антикоррупционную политику со стороны гражданского общества могут стать различные объединения российских предпринимателей. Например, входящие в Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России» бизнесмены неоднократно обращались к Президенту России с просьбой начать борьбу с коррупцией. В свою очередь они обязывались «отказаться от решения бизнес‐проблем путем дачи взяток и применения других средств, стимулирующих коррупцию».
Еще одной разновидностью деятельности в сфере противодействия коррупционным действиям может послужить работа средств массовой информации. В случае, если в обществе имеются независимые от государственных структур СМИ, то благодаря этому социальному институту возможно «проводить журналистские расследования, раскрывающие коррупционные преступления должностных лиц, публиковать результаты различных исследований по этой проблеме, усиливать своей деятельностью общественную поддержку антикоррупционных реформ, а также просвещать граждан о способах решения проблем без коррупционных практик».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если в современной России удастся привлечь представителей гражданского общества к процессам управления государством, то это обстоятельство позволит достичь новых успехов в области противодействия коррупции в системе государственной службы. Наряду с другими мерами, направленными на устранение причин, деятельность институтов гражданского общества образует необходимую систему мероприятий по кардинальному изменению характера властных отношений.
Заключение:
Введение
Проблема коррупции — одна из самых актуальных тем, которая всегда волновала различные государства. Коррупция в условиях современного общества не только для России, но для зарубежных стран. Коррупция в самых разнообразных видах и формах представляет собой сложное явление: развивается с течением времени; носит конкретно-исторический характер; в большой степени зависимо от различных социальных условий; особенностей развития сознания нации; исторически сложившихся культурных традиций страны.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за получение взятки по ст. 290 УК РФ в 2015 году осуждено 1 702 чел., в 2016 – 1 354 чел., в 2017 – 2 072 чел. Средний размер взятки в 2017 году по выявленным правоохранительными органами преступлениям составил 2,1 млн руб. (без учета мелкого взяточничества), органами внутренних дел – 280,1 тыс. руб. За январь – октябрь 2018 г. увеличилось на 1,9 % (27 143) количество преступлений коррупционной направленности .
В настоящее время в Российской Федерации сложилась нормативная правовая база по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая и целостная правовая система, формирующая антикоррупционную политику государства и на долгосрочную, и на краткосрочную перспективы. На основе нормативного правового элемента антикоррупционной политики установлены ее структурно-организационные компоненты в виде должностных лиц, органов, организаций и взаимосвязей между ними.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации коррупция отнесена к числу основных угроз национальной безопасности. Масштабы распространения и пагубные последствия указывают на высокую общественную опасность этого негативного социального явления и необходимость поиска эффективной модели противодействия ему уголовно-правовыми средствами. Кроме этого, обращают внимание произошедшие в 2016 году в области противодействия коррупции изменения уголовного законодательства России, существенным образом повлиявшие на дифференциацию уголовной ответственности за взяточничество.
Общественная опасность и распространенность преступлений коррупционной направленности обусловливают появление дополнительных требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов, получающих высшее юридическое образование.
Целью данной работы является исследование направлений совершенствования системы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть теоретические подходы к изучению коррупции и ее причин;
— рассмотреть историю борьбы с коррупцией в России;
— рассмотреть коррупцию в России как социокультурный феномен;
— исследовать общеэкономические, социальные и политические условия всплеска коррупции в постсоветской России;
— охарактеризовать коррупционный рынок Москвы как отражение общефедеральных тенденций;
— проанализировать масштабы и примеры коррупционных проявлений в Москве и Московской области (по материалам СМИ и Интернета);
— исследовать состояние городских правоохранительных органов;
— сформулировать рекомендации по борьбе с коррупцией.
Объектом исследования являются органы государственной власти города Москвы.
Предмет исследования – система противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы.
Методы исследования: структурно-функциональный и системный подход к анализу общественно-политических явлений, факторный, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы.
Теоретическая основа работы. В настоящее время имеется значительное число работ по антикоррупционной проблематике, включая труды таких авторов как Барциц И.Н., Бошно С.В., Куракин А.В., Мамитова Н.В., Ноздрачев А.Ф., Охотский Е.В., Тихомиров В.А., Хабриева Т.Я. и др.
Научная новизна работы заключается в проведении комплексного исследования антикоррупционной политики на примере органов государственной власти города Москвы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при совершенствовании системы противодействия коррупции в органах государственной власти.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Список литературы:
. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Теоретические подходы к изучению коррупции и ее причин
Коррупция по своей древности не уступает человеческой цивилизации. Как отмечает М.С. Качелин, она является одной из самых старых форм общественно опасного человеческого деяния, а её появление неразрывно связано с образованием государства и возникновением группы лиц, профессионально выполняющих властные функции . Наличие феномена коррупции и её большая опасность (причём не только для отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом) в настоящее время признаны всеми организациями (и внутри всех государств, и на международном уровне).
Термин «коррупция» (лат. corruption – подкуп) раскрывается в качестве преступной деятельности, которая заключается в использовании полномочий должностных лиц для личного обогащения.
Сorrumpire в римском праве было определено как разрушение, подкуп и представляло собой незаконные действия чиновников. Данный термин означал сговоры нескольких участников, с целью ненадлежащего влияния на судебное разбирательство и нарушение обычного управления государственными делами.
Термин «коррупция» обозначает использование должностным лицом своей официального статуса, что сопровождается нарушением законодательства .
С.И. Ожеговым данный термин определяется как «взяточничество», «взяточничество чиновников и политических деятелей» . В.В. Лунеев считает коррупцию «социально-правовым или криминологическим явлением, охватывающим совокупность социально опасных деяний, как преступных, так и (по разным причинам) не преступных в нашей стране, а признанных преступными в мировой практике» .
В соответствии с мнением П.А. Чебоксарова, коррупция определяется в качестве совокупности негативных явлений, происходящих в обществе и государстве. Это в первую очередь проявляется в пренебрежении нравственностью и действиями государственных служащих в личных интересах, направленными против государственной власти, интересов государственной службы.
Г. Мюрдаль пишет: «…из-за плохих законов мы стали плохими людьми» . В этой связи некоторые эксперты считают, что действующие здесь законы не имеют ничего общего с коррупцией, что отражает вечное несовершенство человеческой природы. Другие называют основной причиной коррупции бюрократию жизни, увеличение числа чиновников, усиление роли государства и т.д.
Позиция международного сообщества при определении коррупции состоит в том, что это не конкретное преступление, а собирательное понятие, охватывающее правонарушения самого различного вида. В первую очередь – это ряд должностных преступлений, таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, незаконный протекционизм, служебный подлог и многое другое. Соответственно, в самом общем виде коррупция выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами государства по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что и в теории, и в нормативных актах на сегодняшний день отсутствует единое и общепризнанное определение коррупции. Это весьма существенно затрудняет установление её сущности, а значит и создание эффективной системы противодействия ей. Причина в том, что коррупция – комплексный межотраслевой институт, который исследуется и понимается представителями самых различных наук (юристы, управленцы, социологи, политологи, экономисты и т.д.) по-разному.
Прежде, чем перейти к анализу механизмов противодействия коррупции, следует обозначить причины возникновения данного явления (рис.1).
Рис. 1. Основные причины возникновения коррупции
Что касается экономического аспекта коррупции, то выделяются три вида экономики, каждый из которых участвует в формировании коррупции: нечитаемая экономика, незарегистрированная экономика, незаконная экономика. И здесь в основном применяется административное законодательство, определяющее права предприятия и гарантии его защиты.
Коррупция – это социально опасное незаконное явление, характеризующееся использованием должностными лицами личных или иных должностных интересов, а также связанных с ними официальных полномочий .
В этой связи основными областями борьбы с коррупцией являются: определение должностных лиц, способных совершать коррупционные правонарушения; определение сферы (областей), в которой такие деяния могут совершаться при исполнении своих обязанностей; определение цели такой деятельности: обогащение, получение материальных благ, предоставляемых при осуществлении определенных полномочий; определение круга лиц, заинтересованных в совершении таких деяний (сам чиновник, третья сторона, группа лиц); определение круга лиц, заинтересованных в совершении таких деяний .
Коррупция – это не просто механическая совокупность однородных правонарушений, но сложное системное, социальное и правовое явление. Коррупция не возникает в случае разовой деятельности должностных лиц; коррупция — это систематическое получение материальных и иных выгод от третьих лиц (группы лиц) в их пользу; оплачиваемые действия обязательно связаны с выполнением официальных функций .
В целом можно сделать вывод, что коррупция в России связана с неразвитой законодательной системой, слабой правовой культурой населения, несовершенной системой контроля.
Изучение подходов к пониманию сути коррупции, ее структуры может способствовать разработке эффективных мер по борьбе с коррупцией и, в конечном счете, укреплению верховенства права и дисциплины в государственном управлении.
Противодействие коррупции в России во многом связано с выработкой уголовной и антикоррупционной политики в области взаимодействия вла¬сти и общества. Уже более двух десятков лет ведущие ученые занимаются раз-работкой законодательства о противодействии коррупции.
Сущность коррупции (при широком подходе) можно определить как такое использование государственными (муниципальными) служащими и иными должностными лицами своего служебного положения, полномочий, статуса и авторитета в своих частных интересах, которое наносит ущерб значимым политическим, экономическим, социальным, морально-этическим и иным интересам и ценностям государства и общества и вовлекает в коррупционные отношения других людей (организации), формируя устойчивую систему коррупционных связей.
Негативными последствиями коррупции являются:
— в области экономических отношений: опережающий рост деловой коррупции, который препятствует росту ВВП; дисбаланс в экономике; снижение эффективности работы госаппарата; увеличение транзакционных издержек за счет появления множественных посредников при заключении договоров и сделок; увеличение сроков прохождения проектов на стадиях согласования, утверждения и реализации; замораживание эффективных инновационных проектов; злоупотребления при распределении ресурсов и инвестиций; нецелевое использование выделенных ресурсов и инвестиций; создание системы откатов; сокрытие доходов и уход от уплаты налогов; разорение частных предпринимателей, рейдерский захват бизнеса; снижение качества общественного сервиса; устройство на работу на руководящие должности некомпетентных родственников и знакомых, неспособных отвечать за работу;
— в области политических отношений: недоверие к политической и экономической деятельности государства на международном уровне; нецелевое использование международной помощи развивающимся странам; ущерб политической легитимности власти; доминирование чиновничества и политической элиты; сращивание финансовой, экономической и политической элиты; проникновение в исполнительные и властные структуры криминальных элементов, рост организованной преступности; нарушение законности и правопорядка;
— в области социальных отношений: нарушение конституционных прав граждан на труд, жилье, получение образования и медицинской помощи; нарушение социальной справедливости, что ведет к росту протестных настроений ввиду расслоения общества из-за огромного разрыва доходов населения; увеличение числа бедных, особенно среди женщин;
— в области образования и культурных отношений: нарушение моральных и нравственных норм; отток квалифицированных кадров заграницу; снижение уровня общего и специального образования; сокращение и уничтожение некоторых направлений среднего специального образования; снижение уровня представляемых культурных проектов доминирование кланов в культуре и искусстве.
В результате действия коррупционных сетей все возрастает доля валового национального продукта, который перераспределяется в пользу теневой экономики. Таким образом, коррупция в сегодняшней России имеет особую криминологическую остроту и политическую значимость.