Магистерский диплом на тему Совершенствование системы государственного управления здравоохранением в регионе (на материалах Департамента здравоохранения города Москва).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования системы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 12
1.1 Организационно-правовые и социально-экономические основы развития системы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации……………………………………………………………………………..12
1.2 Характеристика системы современного управления здравоохранением: состояние, проблемы, приоритетные направления развития 25
1.3 Анализ зарубежного опыта государственного управления здравоохранением и возможности его использования в Российской Федерации 36
Глава 2 Основные направления совершенствования системы государственного управления здравоохранением в городе федерального значения Москва 48
2.1 Характеристика системы здравоохранения в городе Москва на современном этапе 48
2.2 Оценка эффективности реализации Национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение» и антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации и Правительства г. Москва в условиях распространения пандемии COVID-19 62
2.3 Разработка рекомендаций по реформированию системы здравоохранения в городе Москва 78
Заключение 89
Библиографический список………………………………………………………..…97
Приложения 108
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях развития Российской Федерации вопросы народосбережения, а, следовательно, вопросы доступности и качества системы здравоохранения, составляют основу обеспечения социального благополучия и национальной безопасности страны. Сохранение здоровья нации – одна из важнейших задач демократического государства, решение данной стратегической задачи возложено на систему здравоохранения, объединяющую экономические, социальные и медицинские институты, деятельность которых направлена на охрану и улучшение здоровья населения. Здравоохранение является важнейшим элементом социальной сферы, оказывающий определяющее влияние на качество жизни населения. Благодаря деятельности медицинских работников, специализированных учреждений, внедрения современных технологий и создания большого разнообразия качественных лекарственных средств улучшается жизнь людей, а во многих случаях увеличивается ее продолжительность. Именно инвестиции в вышеуказанную сферу признаются высокодоходными, а также объективно необходимыми для государства и общества.
Для обеспечения оказания доступной своевременной квалифицированной медицинской помощи населению создана система государственного управления здравоохранением, которая постоянно совершенствуется. Модернизация системы управления здравоохранением является приоритетным направлением реализации социальной политики государства.
Несмотря на меры государственной поддержки российского здравоохранения, принятые в последние годы, отрасль переживает системный кризис: сохраняется недостаточный уровень финансирования, неравномерность в оплате труда медицинского персонала в регионах Российской Федерации. Практически повсеместно отмечается низкое качество медицинских услуг. Имеются серьезные деформации в обеспечении больниц современным оборудованием и расходными материалами, а населения лекарствами, в применении современных стандартов оказания медицинской помощи.
Очевидно, при этом то, что доля государственных расходов на здравоохранение в размере 3-4% от ВВП является недостаточной для покрытия финансирования программы государственных гарантий, организации подготовки кадров, инвестирования в инфраструктуру и обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
Острая проблема, рост которой отмечается на современном этапе развития сферы здравоохранения, заключается в дефиците и неоптимальной структуре медицинских кадров, в снижении квалификации и
Заключение:
Диссертационное исследование по теме «Совершенствование системы государственного управления здравоохранением в регионе (на материалах Департамента здравоохранения города Москва)» направлено на проведение теоретического анализа системы государственного управления здравоохранением в субъектах РФ, сущности, принципов и результатов инновационной деятельности, изучению современных механизмов и технологий повышения ее эффективности городе Москва.
При проведении научно-исследовательской работы постановлены цель и задачи исследования, определен объект и предмет исследования выпускной квалификационной работы, которые последовательно были реализованы в ходе подготовки магистерской диссертации.
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ состояния и развития системы государственного управления здравоохранением позволил систематизировать теоретический и прикладной материал по данной проблеме, обобщить опыт работы субъектов системы здравоохранения города Москва, по повышению инновационной активности в регионе, организации инновационной активности.
В магистерской диссертации для достижения поставленной во введении цели и задач, систематизации полученной информации были использованы практические и теоретические методы научного исследования, такие как методы научного познания: системного анализа, статистических сравнений, моделирования, структурно — функциональный и др.
На основании данных материалов были исследованы теоретические аспекты формирования и развития системы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации и ее регионах, определены проблемы ее современного состояния, исследованы принципы, сущность, показатели и приоритетные направления развития государственного управления здравоохранением, изучена ее инфраструктура, разработаны механизмы повышения эффективности системы государственного управления здравоохранением.
По результатам исследования было установлено, что развитие здравоохранения в Москве не ограничивается лишь внедрением новейших технологий. Происходит глубокая перестройка и модернизация всего комплекса, создаются новая структура учреждений, их территориальная организация, вводятся новые формы повышения квалификации, повышается общий материально-технический уровень. Но большие ресурсы, которыми располагают руководители столичного здравоохранительного комплекса, порождают и более высокие требования к его работе.
Согласно проведенному анализу, в Москве в сравнении с другими городами страны уровень жизни выше, и — как следствие — несколько выше продолжительность жизни. Однако это не означает, что москвичи болеют меньше. И болезни у жителей столицы те же, что и у всех россиян.
Прежде всего, это болезни дыхательной системы. Наиболее часто москвичи болеют сезонными респираторными заболеваниями, что и понятно – в мегаполисе очень большая скученность, и поэтому эпидемии распространяются очень быстро.
Кроме инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, согласно Росстату, распространены болезни сердца и сосудов, а также онкологические заболевания.
Подводя итоги проведенного обзора передовых практик, мы выделили ряд приоритетных, на наш взгляд, направлений формирования единой кадровой политики в российском здравоохранении.
Во-первых, в рамках развития системы здравоохранения необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере здравоохранения в части формирования единой кадровой политики отрасли.
Во-вторых, при подготовке квалифицированных кадров необходимо развивать систему непрерывного медицинского образования врачей и формирования в рамках данной системы подготовки среднего медицинского персонала и фармацевтических работников.
В-третьих, применение на федеральном уровне успешного регионального опыта целесообразно, как показывает опыт Москвы, в части адаптации молодых специалистов, повышения престижа медицинских профессий и формирования единой кадровой политики.
В-четвертых, следует продолжать привлечение квалифицированных кадров в отдаленные регионы Российской Федерации.
Также были выделены следующие проблемы медицинского маркетинга в г. Москве: разрыв в уровне маркетинговой философии ведения бизнеса частных и государственных учреждений; частые случаи невнимания государственными медицинскими учреждениями к таким элементам маркетинг-микса, как процесс, материальная среда и персонал (особенно в отношении психологического качества услуг, их атмосферы); восприятие сознанием многих людей частных клиник как «VIP-клиник», недоступных и дорогих, а их коммуникационных мероприятий — как направленных на «обман» и «выкачивание денег».
Пути решения данных проблем на медицинском рынке Москвы могут быть следующие:
1) внедрение маркетинговой философии ведения бизнеса в государственный медицинский сектор, ориентация на потребности клиентов и совершенствование мотивации персонала;
2) разработка дополнительных элементов комплекса маркетинга медицинскими учреждениями: процесса (включая сами медицинские процедуры, запись на прием, онлайн консультации, ожидания и т. п.), материальной среды (качественная техника, помещения, акцент на атмосфере), персонала (сочетание высокого профессионального уровня с развитыми коммуникативными и личными качествами (в частности понимание психологических особенностей восприятия клиента));
3) увеличение «осязаемости» платных медицинских услуг: визуализация, создание веб-сайтов, в том числе с наличием информации о медицинском персонале;
4) повышение интерактивного взаимодействия с клиентами;
5) учет социальных и этических аспектов при создании и продвижении платных медицинских услуг, предоставление только правдивой информации, ориентация заведений государственного и частного уровней на удовлетворение потребностей клиентов различных социальных групп (в т. ч. по уровню дохода) с максимальной эффективностью.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что основными элементами механизма управления здравоохранением многих европейских и некоторых других зарубежных страны являются: 1) нормы-предписания, в которых находят свое отражение: содержание соответствующего права, обязательства государства и учреждений здравоохранения в этой сфере, основные гарантии реализации права, юридическая ответственность за его нарушение; 2) государственное управление и организация системы здравоохранения; 3) финансовое и институциональное обеспечение функционирования медицинских учреждений и других учреждений здравоохранения; 4) судебные и внесудебные процедуры защиты права лица на охрану здоровья.
При этом можно выделить следующие особенности данного механизма: 1) организационный элемент, как правило, основывается на принципах децентрализации, то есть бюджетное планирование, распределение ответственности и тому подобное осуществляются преимущественно на региональном уровне; 2) в сети учреждений здравоохранения в равной степени развиты все формы собственности; распространенной является практика предоставления государственной поддержки на развитие медицинских услуг в частном секторе; 3) финансирование системы здравоохранения осуществляется по пропорциональному принципу между государством, работодателями, социальными страховыми фондами; 4) имеющийся достаточно развитый механизм судебной и внесудебной защиты права на охрану здоровья; функционирования специальных органов, осуществляющих внесудебную защиту; 5) распространенное применение информационных технологий для управления сферой здравоохранения и развития медицинского сервиса для населения, то есть функционирование «е-здравоохранения».
Нормативное правовое регулирование организации государственной системы здравоохранения города Москвы не позволило обеспечить формирование экономически обоснованных нормативов финансовых затрат на предоставление паллиативной медицинской помощи на дому и в стационаре. Так, отсутствовали стандарты паллиативной медицинской помощи, устанавливающие состав медицинских услуг, применяемые лекарственные средства, виды лечебного питания.
Отсутствие системы учета нуждающихся в предоставлении паллиативной медицинской помощи не способствовало формированию обоснованных нормативов объема оказания указанного вида медицинской помощи и, соответственно, расходов бюджета города Москвы.
Результаты контроля показали необходимость разработки методики планирования расходов бюджета города Москвы на финансовое обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и обеспечить обособление соответствующих расходов бюджета в госпрограмме «Столичное здравоохранение»; в области активной политики занятости – принять меры по обеспечению прав граждан города Москвы на получение государственных услуг в сфере занятости в многофункциональных центрах, в электронной форме и рассмотреть вопрос оптимизации расходов на обеспечение деятельности подведомственных учреждений, рассмотреть возможность модернизации механизмов государственной поддержки на создание и сохранение рабочих мест, например, посредством субсидирования системы наставничества.
Централизованные поставки являлись основным источником снабжения стационарных учреждений здравоохранения лекарственными средствами, используемыми для лечения заболеваний и состояний по профилям «Онкология», «Гематология», «Неонатология», учреждений психоневрологического и наркологического профиля. При большом числе участников закупок лекарственных средств их права и обязанности не определялись; единые показатели обоснованности и достаточности в лекарственных средствах не устанавливались.
В данных условиях участники процесса лекарственного обеспечения не обладали полной информацией об объемах поставок по учреждениям здравоохранения, о наличии или отсутствии лекарственных препаратов, их достаточности для обеспечения лечебного процесса. В результате в отдельных стационарных учреждениях здравоохранения были сформированы значительные остатки лекарственных препаратов, в отдельных учреждениях отмечался дефицит, который составлял до 50,0 процента от заявленной потребности.
Контроль за соответствием номенклатуры, объемов и сроков поставки лекарственных препаратов в ходе их поставки не обеспечивался.
Главный недостаток работы — постоянный пересмотр целей и плановых показателей программы. За время существования программы в нее 10 раз вносили изменения, которые корректировали ее цели и задачи, финансы и необходимые результаты.
Еще одна проблема — непрозрачность денежных трат. В частности, одно из мероприятий программы предусматривает выделение грантов и субсидий медучреждениям, но результаты этих мероприятий не установлены.
Не обеспечена финансовая прозрачность проекта «О присвоении статуса «Московский врач»», который предусматривает оценку квалификации врачей.
В части основных рекомендаций повышения эффективности и совершенствования управления организацией и развитием здравоохранения г. Москвы можно выделить следующие стратегические и антикризисные механизмы управления системой здравоохранения, которые позволят обеспечить также и устранение ряда существующих в настоящее время недостатков:
1. Повышение финансовой прозрачности и усиление контроля за расходованием средств бюджетного финансирования здравоохранения на государственном и муниципальном уровне;
2. Развитие информатизации и компьютеризации медицинского обслуживания населения;
3. Повышение эффективности управления материальными ресурсами в свете ограниченности бюджетного финансирования на основе механизма государственно-частного партнерства.
Пандемия COVID-19 обнажила проблемы здравоохранения РФ и большинства развитых стран: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты; дезинтеграция управления между центром и регионами; неповоротливость систем финансирования медицинской помощи. Но российскому здравоохранению было несоизмеримо тяжелее, поскольку к моменту начала эпидемии оно и так находилась в критическом состоянии из-за бездарных реформ последних лет (пресловутая оптимизация), из-за длительного недофинансирования, из-за бесправного положения медицинских работников. При этом борьба с эпидемией легла дополнительным бременем как раз на их плечи, а также на всех рядовых работников здравоохранения. И абсолютное большинство из них выполнило и продолжает выполнять свой долг.
Главные предложения по реформированию здравоохранения РФ на 2020–2022 гг.:
1) увеличение оплаты труда и обеспечение безопасности медицинских работников;
2) увеличение государственного финансирования здравоохранения до 6% валового внутреннего продукта (ВВП);
3) переход на оплату медицинских организаций по смете и переформирование фондов обязательного медицинского страхования в финансовые отделы органов управления здравоохранением;
4) создание единой вертикали управления здравоохранением под руководством Минздрава России с подчинением ему службы санитарно-эпидемиологического надзора;
5) создание системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
6) обеспечение условий для системы непрерывного медицинского образования и повышения качества подготовки студентов в медицинских вузах и колледжах;
7) увеличение финансирования медицинской науки в 3 раза (с 0,04 до 0,12% ВВП);
8) обеспечение постоянной готовности системы здравоохранения к кризисным ситуациям.