Экономика Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Совершенствование контроля использования целевых средств государственных образовательных учреждений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1 Сущность целевого финансирования государственных образовательных учреждений 8
1.2 Государственный финансовый контроль в сфере образования 14
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Организационная структура органов финансового контроля 18
2.2 Состояние методического обеспечения финансового контроля 37
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЕ 45
3.1 Совершенствование правового и организационно-методического обеспечения финансового контроля 45
3.2 Организация комплексных контрольных мероприятий в образовательных учреждениях 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79

 

  

Введение:

 

Актуальность работы обусловлена тем, что проблема совершенствования контроля за использованием целевых средств государственными образовательными учреждениями стоит особенно остро в рамках повышения финансирования данных учреждений, а также в рамках борьбы с коррупцией в России.
При этом адаптация к новым условиям хозяйствования в государственных образовательных учреждениях требует исследования конкретных видов финансово-хозяйственных операций и разработки соответствующих им методик учета.
Степень разработанности проблемы. Вопросами осуществления финансового контроля в сфере образования ранее были посвящены ряд исследований авторов Горохорова Ю.В.,Хромова Е.Н., Чиркова Д.А., Матюшиной Е. В.. Но в настоящее время данный вопрос наиболее актуален. Разработка методологии сдерживается по ряду причин. Так, осуществляемые преобразования в экономике характеризуются, в частности, внедрением в экономические отношения принципов федерализма, разграничением компетенции Российской Федерации и ее субъектов как в хозяйственной, так и в бюджетной сферах., что повлияло на систему финансирования государственных образовательных учреждений.
Цель исследования рассмотреть направление повышение эффективности финансового контроля в образовании.
В рамках исследования данного вопроса необходимо поставить следующие задачи:
• определить сущность контроля за использование целевых средств;
• выявить специфику финансирования государственных образовательных учреждений;
• определить направления развития контроля над использованием целевых средств государственными учреждениями образования;
• определить направления реформирования законодательной базы в рамках контроля использования целевых средств государственными учреждениями образования.
Следовательно, целью работы будет являться определение ключевых направления развития контроля использования целевых средств государственными учреждениями образования.
Объектом исследования являются контроль над использованием бюджетных средств. Предмет исследования нормативно -правовые акты, регулирующие финансовый контроль в сфере образования.
Гипотеза исследования в меняющихся социально-экономических условиях система образования показала устойчивость, сохранила свой потенциал как определяющий фактор социально-экономического развития России. В то же время переход к рыночным отношениям в экономике негативно сказался на использовании бюджетных средств. В сфере образования значительно возрос объем нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
Причина во многом обусловлена несовершенством нормативно-правовой базы, системы финансирования образовательной деятельности и финансового контроля в переходный период. Являясь практически единственной реальной гарантией целевого и эффективного использования средств, финансовый контроль в таких условиях осуществляется без необходимой комплексной финансовой, правовой и методологической базы. В результате контроль не всегда достаточно эффективна и действенна.
Говоря о теоретической и методологической основах исследования, следует отметить, что теоретической базой выступает диалектическая логика и системный подход к исследованию системы контроля над использованием целевых средств государственными учреждениями образования на современном этапе.
Методологической основой для решения поставленных задач будут являться системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой анализы. Так в качестве методологических основ исследования во внимание принимается системный подход к объекту исследования и синергетический метод, обеспечивающий изучение компонентов систем во взаимодействии между собой.
Научная новизна диссертационной работы заключается в решении теоретических и практических задачах контроля над использованием целевых бюджетных средств на образование.
Основные результаты, составляющие научную новизну диссертации:
— уточнено понятие государственного финансового контроля, его цели и задачи;
— обоснованы направления и перспективы развития финансового контроля над использованием бюджетных средств на образование; разработаны предложения по уточнению отдельных положений федеральных законопроектов о государственном финансовом контроле и аудиторской деятельности в Российской Федерации в части целей;
— разработаны предложения по совершенствованию организационной системы финансового контроля в области образования;
— даны рекомендации по организации комплексного обследования образовательного учреждения;
— выработаны рекомендации по улучшению методики финансового контроля за использованием бюджетных средств на образование.
Практическая значимость: исследования практическое применение разработанных рекомендаций и рекомендаций по организации и осуществлению финансового контроля в сфере образования:
— создание организационной системы, обеспечивающей системный контроль за финансовой деятельностью образовательных учреждений;
— повышение качества и объективности проверок и инспекций, особенно при контроле над использованием средств на образование;
— проведение комплексных контрольных мероприятий в организациях и учебных заведениях:
— проверка финансовой деятельности образовательных учреждений, связанной с реализацией основных задач:
— внедрение в практику взаимодействия государственного финансового контроля с негосударственным контролем, привлечение независимых аудиторов к участию в контрольных мероприятиях и использование их материалов.
Все это поможет повысить эффективность финансового контроля в сфере образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и рекомендации исследования отражены в практических материалах, методических разработках и статьях автора. Эти работы могут быть использованы в учебных курсах экономических вузов и экономических факультетов, в практической деятельности органов управления.
Положение на защиту: автор самостоятельно подготовил следующие дополнения для включения понятия «состояние финансового контроля».
При дифференциации государственного финансового контроля в сфере финансовой деятельности необходимо учитывать финансовый контроль.
Для того, чтобы быть классифицированным по методам государственного финансового контроля, наряду с анализом финансового состояния, изменениями и проверками, необходимо продемонстрировать финансовые навыки для осуществления предварительного контроля (до проведения финансовых операций), который помогает предотвратить финансовые нарушения. Законность является одним из основополагающих принципов деятельности органов финансового контроля. Автор показал отсутствие закона в программном обеспечении финансового контроля. До сих пор не существует никаких правовых рамок для финансового контроля. Существуют отдельные правовые акты на различных уровнях государственного управления. В Конституции Российской Федерации не раскрывается вопрос финансового контроля. Бюджетный кодекс Российской Федерации: понятие финансового контроля не предусмотрено; конкретный перечень органов, осуществляющих финансовый контроль не предусмотрен, только Счетной палатой РФ специально указано. Поэтому существует объективная необходимость в разработке нормативно-правовой базы финансового контроля. Прежде всего, необходимо уточнить некоторые положения федеральных законопроектов «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» и «о аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает общие вопросы, определяет сущность контроля за использование целевых средств. Глава вторая включает в себя аналитическую часть работы, которая, в свою очередь, включает в себя анализ направлений развития контроля над использования целевых средств государственными учреждениями образования. В заключении подводится итог выполненного исследования, который включает в себя анализ ранее сделанных выводов.
Объем работы составляет 82 страниц. Текст работы включает 4 рисунка 2 таблицы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате исследования были сделаны выводы и даны рекомендации в теоретической и практической части мероприятий финансового контроля, в том числе по целевому и эффективному использованию бюджетных средств на образование.
В условиях социально-экономической трансформации страны, юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов, по сути, возникает объективная необходимость создания финансового контроля, адекватного темпам рыночных реформ и принципам Федерации, смены форм собственности, методов финансовой работы, активно развивающих рыночные отношения.
Исследование показывает, что существует несколько объяснений концепции финансового контроля, но ни одно из них не является полным. определение многообразия вопросов государственного и негосударственного финансового контроля. Только аккумулируя мнения ученых, можно создать уникальную концепцию этих типов финансового контроля.
На наш взгляд, для решения этой важной актуальной для российской экономики проблемы необходимо: научно обосновать понятийный аппарат в области финансового аудита: провести комплексное исследование теоретических основ финансового контроля и сформировать единое понимание финансового контроля для законодательного закрепления этого понятия. Он также устраняет несколько точек зрения в научной литературе и концепции государственного и негосударственного финансового контроля, внешнего и внутреннего финансового контроля, предварительного, текущего и последующего контроля.
Исследование позволяет сформулировать понятие государственного финансового контроля следующим образом.
Финансовый контроль является важным элементом централизованной и децентрализованной системы управления денежными средствами. Он предназначен для реализации государственной финансовой политики, создания условий для расширенного оздоровления, реализации государственных программ и мер по финансовой стабилизации. Государственный финансовый контроль направлен на проверку соблюдения требований законодательства, отслеживание стоимости пропорций распределения валового внутреннего продукта, обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга, денежного обращения, движения государственных резервов. При ее реализации должны быть гарантированы интересы и права государства и его институтов, а также всех других хозяйствующих субъектов (регионов и предприятий).
Это государственный бюджет, обеспечивающий финансовые активы предприятий и учреждений, выявление и мобилизацию финансовых резервов, внутреннее, правовое использование, целевое и эффективное использование и сохранение), налоговые и другие финансовые льготы.
Выявляет отклонения и нарушения, контролирует использование средств и активов и сопоставляет конкретные результаты с производительностью труда, рассматривает причины и ответственных лиц, в большинстве случаев организует принятие мер по исправлению ситуации, применению финансовых санкций и привлечению виновных должностных лиц.
Необходимо классифицировать государственный финансовый контроль по нескольким критериям, например: внешний и внутренний формат;
— Сфера услуг, финансово-бюджетная, налоговая, таможенная, валютная, кредитная, инвестиционная, контроль денежной массы, выпуск и использование ценных бумаг:
— субъекты контроля-парламентские и административные; республиканские и ведомственные;
— методы финансового анализа, финансовой экспертизы, аудита и ревизии.
Однако автор самостоятельно подготовил следующие дополнения для включения понятия «состояние финансового контроля».
Рекомендуется включить в эту формулировку позицию. финансовый контроль призван, в частности, способствовать реализации государственных программ и мероприятий, а также контролировать движение валютных резервов. Осуществлять государственный финансовый контроль с учетом экономических и финансовых интересов государства.
При дифференциации государственного финансового контроля в сфере финансовой деятельности необходимо учитывать таможенный (финансовый) контроль и контроль за выпуском и использованием ценных бумаг.
Для того, чтобы быть классифицированным по методам государственного финансового контроля, наряду с анализом финансового состояния, изменениями и проверками, необходимо продемонстрировать финансовые навыки для осуществления предварительного контроля (до проведения финансовых операций), который помогает предотвратить финансовые нарушения.
Законность является одним из основополагающих принципов деятельности органов финансового контроля. Однако автор докторской программы показал отсутствие закона в программном обеспечении финансового контроля. До сих пор не существует никаких правовых рамок для финансового контроля. Существуют отдельные правовые акты на различных уровнях государственного управления.
В Конституции Российской Федерации не раскрывается вопрос финансового контроля (1). Бюджетный кодекс Российской Федерации (3): понятие финансового контроля не предусмотрено; конкретный перечень органов, осуществляющих финансовый контроль не предусмотрен, только Счетной палатой РФ специально указано.
Поэтому существует объективная необходимость в разработке нормативно-правовой базы финансового контроля. Прежде всего, необходимо уточнить некоторые положения федеральных законопроектов «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации «и» об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Эти законы должны предусматривать определенную концепцию финансового контроля, цели, задачи и функции государственной финансово-независимой (аудиторской) системы управления, дифференциацию их деятельности, взаимодействие с общественным контролем, привлечение аудиторов к аудиту и их использование.
Исследования, проведенные автором диссертационной работы, показали, что ряд вопросов финансового контроля до сих пор остается менее и вне поля научных исследований. Поэтому в рамках изучения проблем часто выходит обязательный и необязательный элемент финансовой политики государства-по определению направлений и перспектив развития финансового контроля.
На наш взгляд, основные направления и перспективы развития финансового контроля в России будут представлены в дальнейшем.
Методология финансового контроля государства в органах образования должна осуществляться в тесном сотрудничестве с Российской академией образования и вузами. Это способствует научному развитию теории и практики, изученной в области образования и привлечению ученых академий и университетов к работе.
Это позволит исключить из практики управленческие решения, основанные на имеющейся в настоящее время бессистемной информации о реальном финансовом положении объектов управления. Хорошо организованная система обратной связи позволит определить и осуществлять корректировку контролируемой организации, активно влиять на нее в целях преодоления отклонений, устранения барьеров для оптимального функционирования организаций и учреждений образования, обеспечения их экономической и финансовой самостоятельности и академической свободы (автономии), определяемой действующими законодательными и нормативными актами.
По результатам исследования можно сделать вывод о возможности совершенствования методов финансового контроля в области образования.
По мнению автора, при осуществлении финансового контроля решающее значение имеет наличие и правильное применение законов и нормативных правовых актов по организации и финансированию образования, бухгалтерскому учету и отчетности, соблюдение гражданами права на образование. При необходимости проверки соответствия уставов (регламентов), контролируемых интересов, договоров с их учредителями, программной экономической и финансовой независимости в соответствии с действующими положениями законов и нормативных правовых актов.
Необходимо проверить расчет и анализ потребности организаций образования и учреждений в совокупных финансовых ресурсах, придавая важное значение выделению бюджетных средств (с учетом финансовых правил, инфляции и задолженности).
Следует обратить внимание на проверку состава и исполнения сметы расходов и доходов, полноты и своевременности финансовых ресурсов (бюджетных средств и внебюджетных источников), обоснованности распределения средств между получателями бюджета; фактического финансирования, в том числе деятельности государственных программ в сфере образования.
Финансовый контроль проверяет целевое, эффективное использование и сохранность финансовых ресурсов в системе образования. Особое внимание следует обратить на проверку денежных операций, обоснованности денежной компенсации, использования счетов-фактур, денежных суррогатов и иностранной валюты.
Контроль за расходованием средств на выплату заработной платы, заработной платы, компенсаций и других социальных выплат должен играть жизненно важную роль (наличие задолженности за нее и ее устранение).
Необходимо проверить затраты на укрепление материально-технической базы, капитальные затраты и использование государственного имущества.
Для проверки затрат необходимо дать правильную стоимость: на проведение научных исследований в образовательных учреждениях (с учетом их влияния и использования результатов, полученных в учебном процессе); на внедрение информации в области образования и внедрение новых информационных технологий; на выпуск учебной литературы обучающихся, на программное обеспечение этих знаний и пополнение библиотечных фондов.
Важную роль должны сыграть: правильность расчетов по платежным операциям (по всем счетам в российских банках и за рубежом, в рублях и иностранной валюте); выполнение обязательств перед бюджетом; установление и контроль применения налоговых и иных финансовых льгот.
Основным, а в некоторых случаях единственным источником информации для финансового контроля является бухгалтерский учет, бухгалтерская и статистическая отчетность. Необходимо учитывать основные задачи бухгалтерского учета, формировать полную и достоверную информацию о деятельности организаций и учреждений образования, их финансовом состоянии, обеспечивать внутренний и внешний пользователи бухгалтерской и статистической отчетности необходимой информацией.
При проведении финансового контроля особое внимание необходимо обратить на проверку состояния бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской и статистической отчетности.
При инспектировании организаций и учебных заведений необходимо понимать эффективность и результативность институционального и сельскохозяйственного управления.
Важное значение имеет методология планирования контрольных мероприятий, выбор объектов контроля и периодичность проведения проверок и инспекций. По мнению автора, при планировании и выборе объектов аудита необходимо учитывать эффективный метод проведения повторных проверок и проверок. В тех случаях, когда на практике зачастую выявлены многочисленные и крупные нарушения государственной финансовой дисциплины, рекомендуется проводить контрольные измерения на тех же объектах контроля. Необходимо поставить на научную основу планирование контрольных мероприятий, отбор контролируемых интересов, проведение внезапных проверок и проверок, определение сроков проведения большого контроля.
В сложном процессе проведения контрольных мероприятий в органах государственного финансового контроля может возникнуть необходимость проведения независимых аудиторов и использования их материалов.
Фактически, например, при создании проверяемой организацией хозяйствующих субъектов формы собственности и проведении причитающихся им взносов за счет бюджета.
Для расчетов, кредитования и других финансовых операций организации образования, проверяемых всеми видами коммерческих структур, в том числе коммерческих банков, может возникнуть самостоятельная необходимость контроля достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности и, в случае необходимости, определения.
Государство как государственный управляющий имуществом обязано обеспечить выполнение необходимых обществу работ и услуг (в том числе образования) максимально высоким качеством и, прежде всего, финансовыми рисками (прежде всего, финансовыми). От этого органы финансового надзора должны убедиться в том, что общественные организации (в том числе образование) могут организовать свою финансовую работу и обеспечивать назначение, эффективное использование и сохранность средств на всех этапах их расходования.
Независимый аудиторский контроль предназначен для определения достоверности бухгалтерских и отчетных данных и соответствия финансово-хозяйственной деятельности, созданной действующим законодательством Российской Федерации, а также для проверки вашей компенсации на основании документов и иных финансовых обязательств контролируемых лиц (в том числе ненужных инструкций).
Финансовый контроль в сфере образования должен осуществляться эффективно на всех этапах процесса. Государственный и негосударственный финансовый контроль должен быть направлен на своевременное и полное финансирование образовательных учреждений, проверку и содействие целевому, эффективному использованию и сохранению финансовых ресурсов для развития и реформирования образования.
Реализация конституционного права граждан на получение качественного образования.
Необходимо постоянно совершенствовать финансовый контроль. Затраты существенно заменяются за счет предотвращения, выявления и ликвидации блокирования и прямых потерь финансовых ресурсов. Это повысит уровень контроля в сфере образования, улучшит социальный статус, укрепит государственную дисциплину.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ НАД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Сущность целевого финансирования государственных образовательных учреждений

Целевое финансирование и целевые поступления в экономической литературе характеризуются как средства, полученные организацией для осуществления мероприятий целевого назначения, что приводит к необходимости организации их раздельного учета над использованием бюджетных средст.
Средства целевого финансирования могут поступать как ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, целевые взносы физических и юридических лиц, гуманитарная помощь.
Направлениям использования целевых поступлений могут быть:
— содержание детских учреждений,
— подготовка кадров, научно-исследовательские работы,
— изобретательство и другие цели.
Целевые средства должны использоваться только по назначению и в соответствии с установленными сметами.
Вышесказанное дает возможность определить, что целевое финансирование — это обеспечение организаций денежными средствами по определенным источникам на конкретные цели. Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгом соответствии с установленными сметами.
Запрещается использование целевых средств не по назначениям и направления других средств на другие потребности, финансирование которых должно осуществляться только за счет целевых источников.
Основными задачами организации учета и контроля целевого финансирования и целевых поступлений являются:
— обобщение информации о наличии и движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения;
— контроль за использованием целевых поступлений по соответствующим направлениям;
— своевременное документальное оформление операций целевого финансирования и целевых поступлений;
— обобщение информации об объемах целевого финансирования и целевых поступлений.
К основным вопросам по целевому финансированию и поступлениям, которые могут приводиться в учетной политике, относят следующие:
— основные источники и направления целевого финансирования и целевых поступлений;
— документооборот по целевому финансированию и целевым поступлениям;
— отчетность по использованию целевого финансирования и целевых поступлений;
-особенности использования целевого финансирования и целевых поступлений;
-процедуры текущего контроля за использованием целевого финансирования и целевых поступлений;
— структурные подразделения (отделы), которые используют средства целевого финансирования и целевых поступлений.
Средства целевого финансирования и целевых поступлений формируются за счет только внешних целевых поступлений. Ответственные лица несут ответственность при нецелевом использовании таких средств с последствиями, соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В таком случае средства должны быть возвращены тем, кто их вносил [7, С. 224–226].
Целевые поступления (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) не учитывают при определении налоговой базы по прибыли (п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ [2]). В Налоговом кодексе отображен список целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Одним из видов финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ [1] (далее – целевые субсидии).
Субъекты и муниципалитеты для своих подведомственных учреждений при разработке документов, как правило, руководствуются нормативной базой федерального уровня.
Цели предоставления субсидий следующие:
— стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях;
— компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа;
— компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения;
— государственная поддержка ведущих университетов РФ;
— предоставление грантов Правительства РФ;
— государственная поддержка молодых российских ученых;
— государственная поддержка ведущих научных школ РФ;
— проведение работ и осуществление иных мероприятий;
— организационно-техническое и информационное обеспечение конкурсного отбора и мониторинга осуществления получателями стипендии перспективных научных исследований и разработок;
— создание (оснащение действующих) учреждениями учебных (научных) лабораторий;
— капитальный ремонт;
— приобретение основных средств;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы