Магистерский диплом на тему Совершенствование формирования и реализации программы импортозамещения в регионе (на материалах администрации Владимирской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы формирования и реализации программ импортозамещения в Российской Федерации 5
1.1. Теоретические аспекты развития импортозамещения в Российской Федерации 5
1.2. Правовое регулирование импортозамещения в Российской Федерации 11
1.3. Методические подходы к реализации существующих программ импортозамещения в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях 15
Глава 2. Исследование практических аспектов формирования и реализации программы импортозамещения на уровне региона (на материалах администрации Владимирской области) 31
2.1. Общая характеристика программных положений импортозамещения на территории Владимирской области 31
2.2. Анализ эффективности формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области 38
2.3. Проблемные аспекты формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области 48
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию формирования и реализации программы импортозамещения во Владимирской области 52
3.1. Направления совершенствования формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области 52
3.2. Оценка эффективности и результативности предложенных мероприятий 59
Заключение 69
Библиографический список 72
Введение:
Актуальность проводимого исследования обусловлена усилением конкурентной борьбы на национальных и мировых рынках. Активизация процесса глобализации привели к необходимости введения мер импортозамещения в целях обеспечения положительной динамики развития экономики Российской Федерации. Санкционные ограничения, введенные в 2015 году со стороны ряда зарубежных стран в отношении российских производителей, послужили стимулом расширения задач, стоящих перед политикой импортозамещения и включения, наряду с ней, запрещающих и ограничительных мер. Особое место среди задач политики импортозамещения занимает обеспечение продовольственной безопасности страны и обеспечение внутреннего товарного рынка отечественными продовольственными товарами. Часть полномочий по проведению политики импортозамещения возложена на исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
Разговоры об импортозамещение в нашей стране ведутся не первый год и, конечно, не потеряли своей актуальности, особенно в моменты кризисов. После введения Россией специальных экономических мер, ограничивающих ввоз в страну многих продовольственных товаров из ряда западных стран, появилась необходимость в импортозамещение. Оно предполагает частичную или полную замену импортных товаров отечественными.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения, что и подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение политики импортозамещения в России и Владимирской области, выявление основных проблем и перспектив ее реализации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— раскрыть теоретические аспекты развития импортозамещения в Российской Федерации;
— рассмотреть правовое регулирование импортозамещения в Российской Федерации;
— исследовать методические подходы к реализации существующих программ импортозамещения в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— дать общую характеристику программных положений импортозамещения на территории Владимирской области;
— осуществить анализ эффективности формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области;
— выявить проблемные аспекты формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области;
— определить направления совершенствования формирования и реализации программы импортозамещения на территории Владимирской области;
— осуществить оценку эффективности и результативности предложенных мероприятий.
Объект исследования – политика импортозамещения в России и Владимирской области.
Предмет исследования – проблемы и перспективы политики импортозамещения на территории Владимирской области.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Теоретической базой исследования выступает учебная и периодическая литература по данной теме, а также публикации в сети Интернет.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и Библиографический список.
Заключение:
Итак, Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал максимально использовать механизмы поддержки отечественных производителей, подчеркнув, что доступ к заказам должен быть равным для национальных компаний. Государство пытается стимулировать предприятия использовать продукцию отечественного производства. Минпромторг России сформировал перечни продукции для импортозамещения. Однако они носят рекомендательный характер. Этого недостаточно. Эти перечни необходимо перевести из разряда рекомендательных в базовые для государственных и муниципальных предприятий, компаний с государственным участием. Чтобы проектные институты по умолчанию использовали в своих проектах отечественные приборы и только при острой необходимости могли брать иностранные, подготовив специальное обоснование, которое согласовывалось бы с Минпромторгом. Тогда вложения государства будут давать значительный мультипликативный эффект.
Разумеется, речь не может идти о том, чтобы отказываться от иностранных технологий. В рамках импортозамещения важно участвовать в международной кооперации, постепенно увеличивая роль российских компаний, возрождая российский высокотехнологический комплекс. Дело в том, что многие составляющие производственного цикла сложного оборудования и компетенции в пореформенные годы в России потеряны.
О том, насколько эффективным инструментом импортозамещения является международная кооперация, свидетельствует китайский опыт, например в атомной промышленности. Оборудование для первых–вторых энергоблоков китайских атомных электростанций было на 100% российским, третьих–пятых — наполовину, шестых–восьмых — на 30%. Китайская атомная промышленность уже готова к тому, чтобы полностью справляться с технологическими задачами собственными силами. Работая с российскими предприятиями, они очень многому научились.
Российским предприятиям также нужно идти путем сотрудничества с международными корпорациями, повышать технический, технологический уровень, на базе которого можно активно двигаться вперед по программе импортозамещения. Опять-таки приведу пример нашего предприятия. «Тензор» участвует в международной кооперации с ведущими мировыми технологическими брендами — в частности, с американской корпорацией Honeywell International. Завод использует в качестве комплектующих для части своих приборов извещатели и датчики систем пожарной безопасности производства этой американской корпорации. Пока все они изготавливаются за рубежом. Но в ближайшие годы будут производиться на «Тензоре». Благодаря этому совершенствуются и наши собственные разработки датчиков и извещателей.
Государство должно стимулировать партнерство глобальных технологических корпораций с российскими компаниями — создание совместного производства, копродукции с постепенной передачей компетенций как в сфере производства, так и в сфере разработки. Возродить российский высокотехнологический комплекс за несколько лет, а не несколько десятилетий, возможно только через кооперацию с иностранными компаниями.
В целях оптимизации системы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей целесообразным будет проведение следующих мер:
— Изменение системы финансирования субъектов. Средства необходимо распределять в соответствии с экономическим развитием региона, большая часть средств должна направляться регионам, нуждающимся в поддержке агропромышленного сектора. Направлять средства непосредственно сельскохозяйственным производителям;
— Создание единого регламента предоставления господдержки;
— Изменение планирования бюджета с учетом достаточного расходования средств на развитие и поддержку агропромышленного комплекса;
— Разработка системы критериев оценки эффективной деятельности руководителей, в которой будет одним из ведущих показателей развитие агропромышленного комплекса региона;
— Привлечение консалтинговых услуг с целью оказания помощи сельскохозяйственным производителям в оформлении документов на получение субсидий и др.
Таким образом, принятие вышеперечисленных мер позволит оптимизировать процесс предоставления государственных услуг сельскохозяйственным производителям, а в результате создать благоприятный климат для развития сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Думается, что во Владимирской области необходимо также создать центр импортозамещения по производству климатического оборудования.
Напомним, областные власти уже работают над развитием пяти отраслевых центров импоротозамещения: в Муроме (производство отечественных компонентов транспортной инфраструктуры и путевой техники), в Коврове (высокоточное машиностроение, станкостроение и робототехника), в Гусь-Хрустальном (производство оборудования для нефтегазового комплекса), в Петушинском районе (фармацевтика и биотехнологии), а во Владимире на базе государственного университета будет работать инновационный научно-образовательный центр.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы формирования и реализации программ импортозамещения в Российской Федерации
1.1. Теоретические аспекты развития импортозамещения в Российской Федерации
Теоретическое попытки разработки принципов стратегии импортозамещения были реализованы в странах Латинской Америки, данная модель получила название «импортозамещающая индустриализация», которая стала основой теории, разработанной Г. Мюрдаля и Р. Пребиша. Она заключалась в расширении выпуска продукции промышленного сектора с целью замены импорта, в защите «молодых отраслей» путем вмешательства государства в экономику в целом. Суть данной модели сводилась к покупке государственными организациями контрольных пакетов в производстве энергоносителей, обрабатывающей промышленности, при предоставлении льгот данным предприятиям.
В современной экономической литературе реализация импортозамещающей стратегии зачастую описывают в контексте реализации политики догоняющего развития, которая реализуется государствами «третьего мира», которая основана на протекционистских мерах, а также, которая противоречит принципам рыночной экономики и рынка конкуренции, а, следовательно, которая может привести к стагнации и отсутствию стимулов для производства качественных товаров. Более того, очевидно, что в некоторых ситуациях только разработка и реализация стратегической политики, которая ориентирована на замещение импортных товаров конкурентоспособными по цене и качеству национальными товарами может обеспечить развитие национальных отраслей промышленности, особенно в таких сферах производства, как высокотехнологичная инновационная продукция.
А.Н. Макаров трактует термин «импортозамещение» с позиции потребностей региональной экономики: «…под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» .