Магистерский диплом на тему Совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования на основе проектного менеджмента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Состояние и особенности государственного регулирования сферы дошкольного образования на современном этапе 7
1.1. Развитие системы дошкольного образования в РФ, порядок и особенности деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования 7
1.2. Анализ состояния сферы дошкольного образования на современном этапе 29
1.3. Возможности использования проектного менеджмента для реализации Федеральных проектов 43
2. Обоснование применения проектного менеджмента в сфере дошкольного образования 58
2.1. Применение проектного менеджмента при государственном регулировании социальной сферы: реализация национальных проектов 58
2.2. Возможности и особенности применения проектного менеджмента в сфере дошкольного образования 67
2.3. Особенности Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» как одного из направлений развития дошкольного образования 95
3. Направления совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования на основе проектного менеджмента на примере Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» 98
3.1. Основные тенденции развития системы ДО в РФ 98
3.2. Разработка порядка создания проектного офиса для совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования на основе проектного менеджмента на примере Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» 103
Заключение 108
Список использованных источников 113
Введение:
Сегодня в государственном управлении проектный метод находит самое широкое применение. Он давно и успешно используется за рубежом, а теперь занял достойное место и в России. Для достижения амбициозных стратегических целей государственного масштаба в России принято 12 национальных и 67 федеральных проектов, в которых чётко определены конкретные цели, а также указаны сроки реализации, показатели и индика-торы их достижения, рассчитаны необходимые ресурсы и названы ответ-ственные за получение конечного результата.
Примерами успешного использования проектного менеджмента в государственной сфере на локальном уровне в наши дни является деятель-ность центров инновационного развития на территории Российской Феде-рации, а также применяемые практики реализации концепции «территорий опережающего развития», проекты, связанные с космическими, коммуни-кационными, электронными, топливно-энергетическими технологиями.
Особого внимания заслуживает деятельность проектного офиса Пра-вительства Москвы, обеспечивающего внедрение инновационных практик, направленных на повышение качества городской среды и эффективности хозяйства столицы, а также отвечающего за разработку и реализацию программ и проектов, содействующих развитию инновационного пред-принимательства.
Реализация национальных и федеральных проектов влечет за собой необходимость разработки, утверждения и реализации множества проек-тов на разных уровнях государственного и муниципального управления. При этом следует учитывать тот факт, что в субъектах Российской Федера-ции и особенно в муниципальных образованиях многие управленцы недо-статочно хорошо владеют проектными компетенциями, поэтому формиро-вать проектные команды необходимо из специалистов, прошедших соот-ветствующее обучение и подготовку. Важно также организовать эксперт-ное сопровождение проектной деятельности, поэтому в команде должны работать как руководители и специалисты органов государственной вла-сти и местного самоуправления, так и представители бизнеса, некоммерче-ских организаций, а также учреждений культуры, науки и образования.
Сказанное выше определили актуальность темы настоящего исследо-вания и позволило сформулировать цель – определить направления со-вершенствования деятельности федеральных органов исполнительной вла-сти в сфере дошкольного образования на основе проектного менеджмента на примере Федерального проекта «Содействие занятости женщин – со-здание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
Объект исследования – деятельность органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования.
Предмет исследования – отношения, возникающие при реализации проектного менеджмента для совершенствования деятельности органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть особенности развития системы дошкольного образо-вания в РФ, порядок и особенности деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования;
— провести анализ состояния сферы дошкольного образования на со-временном этапе;
— определить основные направления развития системы ДО в РФ;
— раскрыть возможности применение проектного менеджмента при государственном регулировании социальной сферы: реализация нацио-нальных проектов;
— исследовать возможности и особенности применения проектного менеджмента в сфере дошкольного образования;
— раскрыть особенности Федерального проекта «Содействие занято-сти женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» как одного из направлений развития дошкольного образования;
— определить возможности использования проектного менеджмента для реализации Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»;
— разработать порядок создания проектного офиса для совер-шенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования на основе проектного менеджмента на примере Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложениями.
Заключение:
В ходе исследования были рассмотрены особенности развития си-стемы дошкольного образования в РФ, порядок и особенности деятельно-сти федеральных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования. В результате можно сказать, что ключевые вызовы для до-школьного образования в условиях цифровой экономики вызваны перехо-дом от обучения первичным навыкам самообслуживания и начала позна-ния мира к развивающим навыкам XXI века: творчеству, коммуникабель-ности, независимости.
Объединение ресурсов государства, семей и бизнеса для инвестиро-вания в раннее развитие и развитие рассматривается во многих странах как стратегическое конкурентное преимущество в развитии человеческого капитала. Современные подходы к организации раннего развития обеспе-чивают переход на индивидуальные образовательные траектории как за-лог успеха для всех, независимо от состояния здоровья, социального по-ложения и материального благополучия.
Полученные в рамках исследования данные анализа состояния сферы дошкольного образования на современном этапе свидетельствуют об эф-фективности принимаемых мер по созданию дополнительных мест в обра-зовательных учреждениях для дошкольников с использованием традици-онных и альтернативных подходов. Эти меры способствуют обеспечению равных возможностей для каждого ребенка получить качественное до-школьное образование, удовлетворению потребительского спроса в кон-тексте совершенствования процессов управления в сфере дошкольного об-разования, ухода за детьми и их ухода.
Показатели охвата дошкольными организациями городских и сель-ских поселений Российской Федерации заметно различаются. Так, в 2018 году до 63,2% детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет были охвачены в го-родских поселениях, а в сельской местности — 42,2%, разница составляет 21 процентный пункт. В 11 регионах РФ он превышает 40 процентных пунк-тов. Такие глубокие различия создают угрозу неравенства в стартовых возможностях, и это неравенство может сохраняться в последующие годы учебы в школе и приводить к тому, что дети, не получающие качественно-го образования, отстают в учебе.
Особенно важно преодолеть различия между городскими и сельски-ми поселениями в охвате детей дошкольным образованием в последний перед школой год. Задача — 100% охват детей 5-6 лет ДО за счет организа-ции групп с ежегодными программами дошкольного обучения.
Для повышения прозрачности распределения мест в детских садах создана электронная часть, в сервисе есть не все семьи, что отчасти было объективной ситуацией (в малых городах и сельской местности), а отчасти отсутствием ясности в ее организации.
Электронная очередь не включена в реестр государственных услуг, что требует дополнительного правового регулирования прав и обязанно-стей всех участников оказания данной услуги. Пока не все родители хоро-шо осведомлены о своих правах в этой сфере. Отдельным направлением обеспечения доступа к образованию является регулирование инклюзивно-го образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Также в рамках настоящего исследования были определены следую-щие основные направления развития системы ДО в РФ:
необходимо развивать сетевое взаимодействие, особенно в дошколь-ный период обучения детей. В сельских муниципальных образованиях при отсутствии собственных ресурсов необходимо организовать систему мо-бильных учителей, которые будут готовить детей к школе, создавать он-лайн-университеты через региональные родительские клубы и развивать их как мобильные межмуниципальные сервисы;
в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо на муни-ципальном уровне поддержать развитие предприятий в сфере ДО, до ор-ганизации семейных садов, семейных групп с использованием своего жи-лищного фонда (квартир, домов), оказания индивидуального ухода и ухо-да за детьми;
необходимо разработать программы поддержки молодых мам, направленные на их возвращение к работе. Основная тенденция развития дошкольного образования направлена на разработку и поддержку инди-видуальных маршрутов развития ребенка и семьи, на преодоление про-блем в развитии, в том числе через мобилизация и поддержка родитель-ского участия.
Исследование возможности применение проектного менеджмента при государственном регулировании социальной сферы показало, что анализ лучших практик развития образования в муниципальных образованиях современной России важен для оценки эффективности процессов функцио-нирования соответствующих региональных и муниципальных образова-тельных систем и образовательных учреждений. Любая система развивает-ся с движением инициатив и механизмов не только по вектору «сверху вниз», но и «снизу вверх», поскольку только с учетом местных особенно-стей в такой большой стране, как Россия, федеральные стратегии могут развить система образования успешно.
Исследование возможности и особенности применения проектного менеджмента в сфере дошкольного образования показало, что преимуще-ства реализации проектного подхода в сфере государственного и муници-пального управления характеризуются рядом положительных моментов:
Во-первых, реализация проектного подхода в системе государствен-ного управления позволяет управлять результатами проекта.
Во-вторых, использование инструментов управления проектами по-могает повысить эффективность управления ресурсами: финансовыми, че-ловеческими и временными.
В-третьих, использование проектного управления в органах госу-дарственной власти способствует изменению консервативной бюрократи-ческой системы, что очень затрудняет разработку проектных технологий в этой сфере.
В-четвертых, проектный подход может быть использован как опти-мальный инструмент для реализации проектов государственно-частного партнерства, позволяющий привлекать инвестиции частного бизнеса для реализации государственных проектов и программ.
В ходе исследования был сделан вывод о недостаточном внимании к совершенствованию системы управления дошкольным образованием как государственных, так и муниципальных органов власти. Согласно Феде-ральному проекту «Содействие занятости женщин – создание условий до-школьного образования для детей в возрасте до трех лет» как одному из направлений развития дошкольного образования к концу 2024 года пла-нируется создать систему финансовой поддержки при рождении ребенка, условия для работы женщин с детьми до трех лет за счет отсутствия дефи-цита мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях, повысить качество жизни пожилых людей, мотивировать население к занятиям спор-том и сохранению здоровья.
Федеральный проект «Содействие занятости женщин» нацелен на то, чтобы на 100% удовлетворить потребности семей в дошкольном образо-вании для воспитанников в возрасте до 3 лет к концу 2021 года. Его реа-лизация ликвидирует нехватку мест в ДОУ. Нацпроект позволит женщи-нам пройти дополнительное профессиональное обучение, переподготовку, повысить квалификацию и подобрать оптимальный график работы, чтобы сохранить или минимально изменить материальное положение.
Общий бюджет федерального проекта на 6 лет составляет 164 млн рублей. В его рамках должны быть реализованы два мероприятия:
• организована профпереподготовка и повышение квалификации женщин, имеющих детей до 3 лет, за счет федерального бюджета;
• созданы новые места в ДОУ для детей от 1,5 до 3 лет и обеспе-чена полная доступность ухода, присмотра, воспитания и дошкольного образования.
В целях совершенствования деятельности федеральных органов ис-полнительной власти в сфере дошкольного образования при реализации Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», входящего в состав национального проекта «Демография» в рамках настоящего иссле-дования было предложено создать проектный офис на уровне региона. Для примера была рассмотрена Московская область как регион для внед-рения проектного офиса по реализации Федерального проекта «Содей-ствие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
Проектный офис по координации реализации Федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образо-вания для детей в возрасте до трех лет» образуется при Министерстве про-свещения Московской области и является отраслевым проектным офисом.
ОПО является постоянно действующим коллегиальным органом по формированию условий для оптимальной реализации региональных про-ектов и программ в рамках национального проекта «Демография». В рам-ках исследования были определены цель, задачи и функции ОПО.
Итак, внедрение проектного менеджмента на современном этапе яв-ляется ключевым направлением развития государственного и муниципаль-ного управления. Нацеленность на результат в условиях жестких ресурс-ных и временных ограничений, четкие цели и задачи, управление рисками и ограничениями — вот основные слагающие эффективности проектного менеджмента. Новые вызовы требуют развития компетентности государ-ственных служащих: гибкость мышления и готовность к изменениям, уме-ние взаимодействовать в рамках командной работы, персональная эффек-тивность и принятие решений в условиях риска и неопределенности.
Фрагмент текста работы:
1. Состояние и особенности государственного регулирования сферы дошкольного образования на современном этапе
1.1. Развитие системы дошкольного образования в РФ, порядок и особенности деятельности федеральных органов исполнительной вла-сти в сфере дошкольного образования
На протяжении многих десятилетий стратегической целью развития дошкольного образования было предоставление доступного и бесплатного места в муниципальной или государственной дошкольной образователь-ной организации всем семьям, которые хотят дать своим детям образова-ние такого уровня.
С момента создания ДО и на протяжении всего советского периода его задачей была организация присмотра и ухода за детьми. Постепенно внимание сместилось с обеспечения безопасности на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстети-ческих и личностных качеств, создание предпосылок для воспитательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья дошкольников . Эта тен-денция нашла отражение в программных документах, таких как опублико-ванный в 1989 г. «Концепция дошкольного образования» под редакцией В. Давыдова и В. Петровского. Тем не менее дошкольное образование долгое время оставалось вспомогательной системой.
Кардинальное изменение в понимании системы ДО произошло в 2012 году. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» она была признана первой ступенью общего образования. Соответственно, в нормативно-правовую базу ДО были внесены следующие существенные изменения :
— введено разделение по собственному образованию (реализация ос-новной образовательной программы в рамках ФГОС ДО) и по надзору и уходу за детьми, обучение которым осуществляет учредитель организа-ции, устанавливается плата, взимаемая с родителей (законных представи-телей ) (далее — головной совет), а также размер вознаграждения родитель-ского совета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ);
— разработана, принята и с 1 января 2014 г. введена в действие пер-вая в России система государственного налогообложения ДОО;
— финансовая поддержка на основе расчета нормативных затрат на реализацию основных образовательных программ ДО 1 января 2014 года была переведена на уровень субъектов Российской Федерации по аналогии со школьным образованием;
— доступ к бюджетному финансированию в виде субсидии по норма-тивной стоимости предоставляется негосударственным дошкольным и не-государственным общеобразовательным организациям, реализующим ос-новные образовательные программы в соответствии с Федеральным госу-дарственным образовательным стандартом для детей;