Менеджмент в ЖКХ Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Совершенствование администрирования процессов и оптимизация договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве 6
1.1. Порядок администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве 6
1.2. Особенности регулирования договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве 24
2. Исследование порядка администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве на примере ООО «Управдом г. Советск» 38
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Управдом г. Советск» 38
2.2. Порядок регулирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве 45
3. Пути оптимизации порядка администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве 53
3.1. Проблемы в сфере администрирования договорных отношений в ЖКХ 53
3.2. Перспективы формирования целеориентированных договоров в ЖКХ 63
Заключение 73
Список использованных источников 76

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования связана, прежде всего, с тем, что проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства затрагивают почти каждого собственника жилого помещения.
Согласно данным социологических исследований реформы в сфере ЖКХ являются наиболее значимыми и экономически тяжелыми для насе-ления. Связано это с тем, что в соответствии с действующим Жилищным кодексом и законом о тарифах ЖКХ жильцы обязаны нести все затраты относительно содержания и ремонта жилья (капитального в том числе).
Повышению эффективности обслуживания и содержания жилых по-мещений и общего имущества в многоквартирных домам в условиях ре-формирования отрасли будет способствовать повышение уровня знаний собственников о своих правах и обязанностях, а также иметь представле-ние о порядка и принципах расчета стоимости за услуги.
Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая основа поставленной проблемы базируется на результатах исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управ-ления жилищно-коммунальным комплексом. Существенный вклад в иссле-дование вопросов развития жилищно-коммунального хозяйства, а также формирования эффективной инфраструктуры поддержки предпринима-тельства в сфере ЖКХ внесли работы: A.A. Аболина, С.А. Аристова, M.IIL Белоножко, P.C. Белоусова, B.C. Боголюбова, М.Д. Великанова, Г.Ю. Ветрова, JI.A. Косолапова, А.Н. Масловой, Д.Ю. Мельцова, В.В. Старо-войтова, JI.H. Чернышева и др.
В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.
Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управ-ления жилищно-коммунальным комплексом.
Цель настоящего исследования – разработать предложения по со-вершенствованию администрирования процессов и оптимизации договор-ных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
— изучить порядок администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
— выявить особенности регулирования договорных отношений в жи-лищно-коммунальном хозяйстве;
— дать общую характеристику деятельности ООО «Управдом г. Со-ветск»;
— исследовать порядок регулирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
— выявить проблемы в сфере администрирования договорных отно-шений в ЖКХ;
— определить перспективы формирования целеориентированных до-говоров в ЖКХ.
Объект – общественные отношения, возникающие при предоставле-нии жилищно-коммунальных услуг.
Предмет – система договорных отношений при предоставлении жи-лищно-коммунальных услуг.
В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.
Информационной базой проведенного исследования выступают: за-конодательные акты РФ, официальные материалы федеральных и регио-нальных органов Росстата, программы развития жилищно-коммунального комплекса Калининградской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Администрации г. Советск Ка-лининградской области и др.
Практическая значимость исследования, проведенного в работе, со-стоит в выводах и предложениях, сделанных по результатам анализа эф-фективности реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Советска.
По результатам проведенного исследования разработаны рекомен-дации по оптимизации порядка администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Цель и задачи определили структуру работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты проведенного исследования позволили сделать следую-щие основные выводы:
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 1990-х годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Без ре-шения этого вопроса невозможно рационально структурировать систему бюджетов всех уровней, придать жилищному строительству и реконструк-ции должные масштабы, обеспечить современное качество жилищно-коммунальных услуг, активизировать деятельность населения в этой сфе-ре.
В соответствии с «Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 28.04.97 г. N 485, одной из главных составляющих развития этой сферы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. Она направлена на развитие конкурентной среды в этой сфере, а также со-вершенствование механизмов государственного и муниципального регу-лирования субъектов естественных монополий. Правительство Российской Федерации определило в качестве важнейших направлений развития кон-куренции и демонополизации сферы жилищно-коммунального хозяйства на 1998-1999 годы:
— осуществление дифференцированного подхода в реализации меро-приятий по развитию конкуренции и демонополизации в подотраслях ЖКХ;
— завершение разграничения функций собственника, управляющей компании (заказчика) и поставщика жилищно-коммунальных услуг (под-рядчика);
— формирование договорных отношений в сфере предоставления жи-лищно-коммунальных услуг, как правило, на договорной основе;
— создание и ведение реестра субъектов естественных локальных мо-нополий;
— усиление контроля за ценообразованием на услуги предприятий монополистов;
— совершенствование методической и нормативно-правовой базы для осуществления антимонопольного регулирования, развития конкуренции и демонополизации в сфере жилищно-коммунальных услуг;
— осуществление мониторинга хода конкуренции и демонополизации и его влияние на уровень качества, надежность и экологическую безопас-ность при оказании потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Защита прав и законных интересов потребителей является стержнем реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления», Уставом Нижегород-ской области, большинство практических вопросов обеспечения устойчи-вого функционирования жилищной сферы находится в ведении органов местного самоуправления. Одновременно они являются собственниками основной части жилищного фонда и коммунальных объектов.
Итак, выбор и построение партнерских взаимоотношений с надеж-ными поставщиками является одной из важнейших функций администра-ции. От стабильной и качественной работы поставщиков и подрядчиков, в значительной степени, зависит качество обслуживания жилых комплексов в целом.
От успешной реализации рекомендаций ООО «УПРАВДОМ Г. СО-ВЕТСК» г. Советска можно ожидать улучшения следующих показателей;
— снижение количества жалоб населения на качество предоставляе-мых жилищно-коммунальных услуг;
— снижение количества аварий в системах инженерного обеспечения;
— снижение времени и сроков исполнения, устранения нарушений предоставляемых услуг эксплуатирующими или теплоэнерговодоснабжа-ющими организациями;
— снижение уровня неплатежей за жилищно-коммунальные услуги;
— снижение уровня вандализма, причинения ущерба имуществу дома;
— снижение доли муниципальных квартир, домов;
— снижение стоимости и затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг и энергосберегающие мероприятия;
— снижение объемов ветхого и аварийного жилищного фонда в об-щем объеме жилищного фонда г. Советска.
— снижение уровня износа основных фондов в ЖКК;
— модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
— увеличение доли капитально отремонтированных жилых помещений в общей площади жилищного фонда г. Советска;
— увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объ-еме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры
— увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса.
— повышения эффективности управления объектами жилищно-коммунального комплекса г. Советска;
— снижение бюджетных дотаций на ЖКХ города.
Таким образом, бюджет муниципалитета сможет сократить свои за-траты на жилищно-коммунальный комплекс и направить средства на ре-шение других социально важных проблем г. Советска.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты исследования администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве
1.1. Порядок администрирования процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве

Существующая в настоящее время система управления ЖКХ особо нуждается в реформировании, поскольку досталась в наследство от плановой экономики, которая отличалась жестко централизованной иерархической структурой, представленной в общих чертах на рисунке 1.1:
Согласно рисунку 1.1 сфера ЖКХ во время существования РСФСР подчинялась двум структурам одновременно: Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и местному самоуправлению. На уровне местного самоуправления реализовывался такой механизм за счет права Минжилкомхоза РСФСР самостоятельно выбирать и назначать руководителей каждой отрасли. Кроме того Минжилкомхоза РСФСР был ответственен за вопросы выделения денежных ресурсов и обеспечение отрасли материально-технической базой. В основу систему управления были положены государственные планы. Основной чертой отрасли ЖКХ того периода времени был факто полной зависимости всех предприятий сферы от государства. При этом финансирование могло покрыть лишь часть убытков предприятия. Такая система управления объясняется только принятой и функционирующей на тот момент общей системой экономики госдуарства.
Структура управления в сфере ЖКХ характеризуется тем, что во главе стоял центр, который регулировал все явления и процессы жилищных хозяйств. Несмотря на то, что хозяйства одновременно находились в ответственности локальных Советов, они были ограничены в самостоятельности. Некоторые предприятия сферы ЖКХ даже не являлись юридическими лицами, что влекло за собой невозможность принятия решений на местах. В такой ситуации абсолютное большинство вопросов в сфере ЖКХ решалось центром. Еще одной характеристикой сферы ЖКХ периода РСФСР является монопольность оказания услуг. Целью такого подхода было ограничение конкурентности даже в вопросах эксплуатации жилых помещений, а вовсе не технологические особенности как казалось по вопросам обеспечения населения теплом и водой. Также нужно отметить, что законодательство не ограничивало монополию коммунальных организаций.
Когда в перестройку командно-административная система перестала функционировать, ее место заняли рыночные отношения и свободная конкуренция, имущество коммунальных хозяйств и обязанность обеспечивать граждан услугами ЖКХ перешли к муниципальным властям. Муниципалитеты были вынуждены самостоятельно создавать систему управления ЖКХ на местах. Предприятия переживали банкротства, реформы, реорганизацию, а затем возникали новые комитеты, отделы и организации, регулирующие оказание жилищно-коммунальных услуг в регионах страны. Это привело к формированию собственной управленческой структуры в каждом отдельном муниципальном образовании.
Нынешняя структура ЖКХ также является не слишком эффективной. Во-первых, денежные потоки управляются нерационально, их движение плохо контролируется и недостаточно прозрачно для оптимизации процессов. Во-вторых, в области ремонта и техобслуживания жилого фонда слишком мала доля участия организаций среднего и малого бизнеса, а также гражданских объединений. В-третьих, линейно-функциональная система управления ЖКХ
имеет еще одно слабое место: как только рынок расширяется, а объем оказываемых услуг увеличивается, руководство на верхних ступенях иерархии оказывается перегружено задачами.
Рисунок 1.2 – Система управления ЖКХ города в настоящий момент

Одновременно с этим доля руководителей в структуре слишком высока. На каждую тысячу жителей в Российской Федерации приходится три сотрудника жилищно-коммунального хозяйства. Среди них на одного представителя высшего руководства в данной области приходится 8,4 сотрудника (из которых рабочих – 4,58 человека, специалистов – 3,06 человека и всех остальных – 0,76 человека). Показатель плановой трудоемкости одного сотрудника ЖКХ в месяц составляет 60 %.
Еще одной серьезной проблемой системы управления ЖКХ в России является повсеместное применение давно устаревших методов работы, которые не дают развиваться рыночной конкуренции в области жилищного хозяйства, а это, в свою очередь, мешает привлечению инвестиций, повышению качества оказываемых услуг и уменьшению их себестоимости.
Опыт других стран показывает, что поддержка рыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг приводит к их качественному улучшению. В Германии инвесторы были привлечены в эту область продажей акций, что вызвало появление десятков предприятий, вступивших в конкурентную борьбу с муниципалитетом. Голландия выработала свой механизм развития ЖКХ: там создаются ассоциации собственников жилья (примерно как ТСЖ в России), которые голосованием назначают правление. А выбранное руководство разрабатывает план, считает и расписывает бюджет примерно на десять лет, нанимает специалиста, ответственного за техническую пригодность дома в течение всего периода его эксплуатации ассоциацией.
На данный момент рынок коммунальных услуг в России сформирован вокруг государственных унитарных предприятий, общее число которых по всем регионам страны превышает 11 600 организаций. При этом интересы учредителей далеко не всегда удовлетворяются работой этих муниципальных предприятий, а сама организационно-правовая форма и законодательная база жилищно-коммунального хозяйствования часто усложняют деятельность МУП. Негативные последствия подобных явлений говорят в пользу того, что в системе управления ЖКХ в России форма управления хозяйственными обществами была бы предпочтительнее – они более управляемы, чем унитарные предприятия, лучше поддаются контролю и имеют ограничение по долговым обязательствам.
Реформирование имеющихся организаций требует научного подхода и системности процессов. Это может быть реализовано через создание холдинговой структуры управления ЖКХ. Это позволит одновременно интегрировать предприятия коммунальной сферы в рыночные отношения и сформировать единую политику для проведения реформ в жилищном комплексе.
Движение к рыночному механизму взаимодействия в системе управления ЖКХ требует обязательного проведения таких мероприятий, как (рисунок 1.3):

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы