Магистерский диплом на тему Сопряжение Евразийского Экономического Союза и Экономического Пояса Шелкового Пути: политический анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Общая характеристика обоих проектов 10
1.1 Общая обстановка ЕАЭС и ЭПШП 10
1.2 Сравнение между ЕАЭС и ЭПШП (их общее и отличие) 30
Глава 2. Сопряжение двух проектов: причины, факторы, инструменты 36
2.1 Причины и факторы, влияющие на сопряжение двух проектов (внутренние и внешние) 36
2.2 Инструменты и уровни сопряжения (инструменты могу быть политические, экономические, культурные и т.п., а уровни – межправительственный, региональный, общественная дипломатия и т.п.) 56
Глава 3 Тенденции и перспективы развития сопряжения 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Введение:
Актуальность темы исследования. Китай достиг огромных успехов в модернизации национального хозяйства и вышел как мировой лидер на международную арену. Китай стал также крупнейшей мировой торговой державой, опередив США по объёму торговли товарами.
Кроме того, с 2003 года КНР занимает второе место по импорту нефти, а с 2009 года — первое по потреблению энергоносителей. Статус крупнейшего мирового экспортёра Китай получил с 2010 году: 10,4% всего мирового экспорта приходилось на КНР, хотя в 1998 году эта доля была менее 2%, а еще два десятилетия назад практически равнялась нулю.
А заявил 7 сентября 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявил о создании экономической инициативы «Экономический Пояс Шелкового Пути». Эта инициатива является частью общей политики КНР по развитию региональной экономической кооперации в отношении своих стран-соседей и призвана создавать между государствами региона тесные отношения в экономической, политической и гуманитарной сферах
В рамках инициативы просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в сотрудничестве с КНР в рамках проекта.
Реальная стратегическая ценность ЭПШП для Китая заключается не в том, чтобы представлять собой новую модель международных отношений в Центральной Азии, а в качестве организационной концепции и мультипликатора влияния. Пересматривая свои центрально-азиатские двусторонние отношения как часть модели взаимодействия с ЭПШП, Пекин наложил концепцию стратегического уровня на иные несопоставимые модели взаимодействия. При этом администрация Си Цзиньпина для реализации инициативы объединила свои многочисленные усилия и усилия различных действующих лиц в Китае — как государственных, так и частных. Администрация Си Цзиньпина использовала и использует эту интеграцию для расширения своего влияния во всем регионе Центральной Азии, как через свои двусторонние отношения, так и через созданную в результате ЭПШП сеть государств Центральной Азии.
Мощное экономическое влияние Китая трансформируется во всё более заметное стратегическое присутствие. Позиции Москвы в регионе ослабевают, повышается конкуренция. Поэтому РФ заинтересована в развитии своей инициативы ЕАЭС. Задачи российской политики в странах ЕАЭС в первую очередь связаны с факторами значимости региона. Они также отражают те вызовы и требования, с которыми сталкивается РФ в реализации своей повестки.
Актуальность евразийских интеграционных исследований продиктована вниманием политиков и научных кругов к политике Российской Федерации в «ближнем зарубежье», характеризующейся как направленная на достижение регионального влияния Россией. Значение ЕАЭС вытекает из вопросов о том, что послужило причиной успеха Таможенного Союза там, где его предшественники потерпели неудачу, и почему только сейчас ЕАЭС может стать эффективным инструментом для восстановления и сохранения российского господства в регионе. Так, нынешний исторический момент может быть благоприятным для ЕАЭС, чтобы стать частью российского проекта по расширению влияния. Основной вопрос исследования касается того, насколько успешным является ЕАЭС как инструмент региональной политики России. В связи с тем, что Китай развернул в Центральной Азии инициативу ЭПШП, России и ЕАЭС приходится искать точки соприкосновения для возможности взаимодействия двух инициатив.
Актуальность темы заключается в том, что концепция нового Шелкового пути способна изменить расклад сил в Центральной Азии, а также поменять мировую экономику. Россия, изначально воспринимая китайский проект как соперничество за влияние в Центральной Азии, на современном этапе развития приняла решение о сотрудничестве с Китаем в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Это дало возможность сторонам договориться о сотрудничестве, а также начать диалог по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В связи с этим необходимо провести анализ российской и китайской концепций развития, а также изучить перспективы их сопряжения и влияние этого сопряжения на региональное развитие в Центральной Азии, а также рассмотреть проблемные моменты и выгоды для сторон.
Объектом исследования является российская концепция Евразийской экономической интеграции и китайская концепция «Экономический пояс Шелкового пути».
Предмет исследования – выявление взаимодействия между РФ и Китаем в рамках сопряжения Евразийского Экономического Союза и «Экономического пояса Шелкового пути».
Хронологические рамки. 1991 год. Что связано с новой конфигурацией международных отношений в Центральной Азии и Евразии после крушения биполярной системы. 2013 год. Что обусловлено выдвижением китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути». И 2015 год, в котором Россия и КНР начали сотрудничество по возможности сопряжения своих интеграционных проектов.
Географические рамки исследования представлены регионом Центральной Азии и непосредственно касаются двух государств – России и КНР.
Цель дипломной работы – анализ сопряжения Евразийского Экономического Союза и Экономического Пояса Шелкового Пути.
Для достижения поставленных целей в дипломной работе поставлены и следующие задачи:
дать общую характеристику проектов ЕАЭС и ЭПШП;
провести сравнение между ЕАЭС и ЭПШП;
рассмотреть сопряжение ЕАЭС и ЭПШП;
изучить причины и факторы влияющие на сопряжение двух проектов (внутренние и внешние);
проанализировать инструменты и уровни сопряжения;
рассмотреть тенденции и перспективы развития сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Методы исследования. При написании работы был использован метод сравнительного анализа, а также эмпирико-статистические и системные методы исследования, сравнительно-экономический анализ и эмпирический метод исследования.
Степень изученности темы — изучение процессов сопряжения китайского Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского Экономического союза (ЕАЭС) достаточно быстро активизируется на российском, китайском и центрально-азиатском экспертном пространстве. Ежегодно выходят десятки различных экспертно-аналитических материалов, написанные как нашими синологами, так и китайскими экспертами.
Заключение:
В работе проведен политический анализ сопряжения Евразийского Экономического Союза и Экономического пояса Шелкового пути.
В первой главе дана общая характеристика проектов ЕАЭС и ЭПШП, проведено сравнение между ЕАЭС и ЭПШП, рассмотрено сопряжение ЕАЭС и ЭПШП.
Итак, современная евразийская интеграция за последние несколько лет прошла ускоренный по историческим меркам путь формирования и развития. Интеграционные процессы планомерно привели государства участников к формированию Евразийского экономического союза, а это означает, что ЕАЭС удалось достичь важных интеграционных результатов, создающих преимущества для развития экономических и торговых отношений.
Что касается ЭПШП, то Китай подчеркивает, что его проект призван нести «мир и сотрудничество» в мир. Тем не менее, такие заявления могут вызывать сомнения, поскольку представление экономической инициативы Китая как мирной накладывается на растущую роль Китая в мире, что является вызовом США и даже потенциальным предвестником конфликта.
Во второй главе рассмотрено практическое строительство Экономического пояса Шелкового пути и сотрудничество Китая с Россией и странами Центральной Азии с учетом сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
В мае 2015 года Пекин и Москва опубликовали Совместную декларацию Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в деле объединения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Это указывало на четкое взаимное понимание необходимости углубления сотрудничества, с последующим созданием платформы для сотрудничества и составлением дорожной карты и тактических планов. Таким образом, обе инициативы перешла в область конкретных действий.
Феномен сопряжения ЕАЭС с китайским ЭПШП обусловлен рядом факторов. Так, Китай и Россия, безусловно, смотрят в одном направлении с одинаковым стремлением к Евразии. Обе державы ощущают присутствие Запада на противоположных сторонах евразийского континента — американские альянсы и присутствие в Восточной Азии для Китая; НАТО и нормативная сила Европейского Союза для России — как угрожающие факторы сдержать и, в конечном итоге, подорвать КНР и РФ.
В среднесрочной перспективе сопряжение китайского ЭПШП и российского ЕАЭС продолжится. Обе инициативы придерживаются концепций открытости, терпимости, сотрудничества и обоюдного выигрыша. По крайней мере, три принципа их взаимодействия одинаковы. Во-первых, все принимают принцип «обсуждать, строить и делиться вместе». Китай сказал об этом более четко, а Россия заявила, что посредством переговоров о стыковке между Евразийским экономическим союзом и другими странами, проекты будут координировать свои действия друг с другом на основе прозрачности и взаимного уважения интересов. Во-вторых, и ЭПШП, и ЕАЭС придерживаются принципа открытости и стремятся расширить круг общения и уменьшить конфронтацию. В-третьих, и ЭПШП, и ЕАЭС следуют правилам ВТО, что способствует созданию многосторонней торговой системы в регионе Евразия. Именно этот фактор является ключевым для развития сотрудничества и сопряжения ЭПШП и ЕАЭС.
Что касается инструментов и уровней сопряжения ЭПШП и ЕАЭС, то основой сопряжения являются инфраструктурные проекты. Сотрудничество между Китаем и Россией в рамках создания инфраструктуры в проектах ЭПШП и ЕАЭС будет большим благом для Евразии в целом. Это еще больше задействует потенциал регионального сотрудничества между странами и будет способствовать региональному экономическому росту. По мере совершенствования механизма местного сотрудничества между Китаем и Россией две страны охватывают практически все области и сектора сотрудничества. ЭПШП еще больше раскроет потенциал сотрудничества между двумя странами в области торговли, инвестиций, туризма, технологий и культуры, тем самым значительно стимулируя региональное экономическое развитие.
Китайско-российское сотрудничество на основе сопряжения проектов также послужит демонстрационной моделью для других государств и региональных участников проекта. Совместные усилия Пекина и Москвы по развитию российского Дальнего Востока уже сегодня привели к позитивным изменениям в регионе и уже играют определяющую роль в региональном сотрудничестве Китая и России. Вдохновленные этим, все больше стран и регионов начали активнее участвовать в работе ЭПШП.
В третьей главе рассмотреть тенденции и перспективы развития сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Как ясно показано выше, процесс развития как ЭПШП, так и ЕАЭС сталкивается с рядом проблем и вызовов. Процесс сопряжения этих инициатив идет медленными темпами. Важнейшим фактором реализации проектов ЭПШП являются инвестиции, и в этом отношении у России и Китая есть благоприятные предпосылки. Однако пока объем взаимных инвестиций все еще значительно ниже, чем объемы двусторонней торговли. В то же время инвестиции Китая в российскую экономику намного превышают инвестиции России в Китай.
Отметим, что процесс сопряжения в современных условиях стимулируется стремлением Китая найти новые рынки и надежных партнеров, а члены ЕАЭС ищут финансовые ресурсы и альтернативных партнеров из-за антироссийских санкций. Тем не менее, уже сейчас понятно, что Россия не может участвовать в сопряжении проектов ЭПШП и ЕАЭС на равных с Китаем. В связи с этим Китай пытается устанавливать свои правила, не всегда выгодные ЕАЭС. В связи с этим, дальнейшие меры по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП должны быть предприняты только в том случае, если КНР не начнет проводить более жесткую политику в регионе, поскольку опасения ЕАЭС в отношении растущей мощи Китая будут поддерживаться такой политикой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая характеристика обоих проектов
1.1 Общая обстановка ЕАЭС и ЭПШП
Проект Китая «Один пояс, один путь» состоит из двух компонентов:
Инициативы по морскому шелковому пути (МШП);
Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП)
О начале процессы реализация этих проектов было объявлено в 2013 году.
МШП — это геополитический проект, в котором участвует ряд участников (правительства, частные компании и китайские государственные предприятия) в различных географических масштабах (города, провинции, штаты и континенты).
ЭПШП — это инициатива по возрождению древнего Шелкового пути, связывающего Китай со странами Евразии, Среднего и Ближнего Востока.
Каждый компонент инициативы имеет потенциал для преобразования глобальной геополитической ситуации и ландшафта через строительство взаимосвязанных инфраструктурных проектов, включая порты, автомагистрали, железные дороги и трубопроводы. Такая жесткая инфраструктура требует дополнительного строительства мягкой инфраструктуры, такой как соглашения о свободной торговле и инвестициях и другие соглашения.
Проекты, которые обеспечивают связь между регионами, включая инфраструктуру, — это проекты, которые уже давно признана неотъемлемым элементом глобальных политических и экономических изменений, а также являются отражением новых политических и экономических реалий.
Китайская инициатива по морскому шелковому пути и проект по «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП)», известные под общим названием «Один пояс, одна путь» (ОПОП), являются современными проектами развития, влекущими за собой формирование обширной инфраструктуры. Проект вызвал бурную дискуссию о его потенциале трансформировать глобальный геополитический ландшафт. Проекты, привлекли значительное внимание аналитиков, китайских и других бизнесменов, потенциальных страны-участниц, таких как Индонезия, Пакистан и Шри-Ланка, внерегиональных и региональных великих держав, таких как США, Россия, Индия и Япония.
Многие начали размышлять над политическими и экономическими последствиями внедрения ЭПШП для экономики Китая, провинций и городов и многонациональных и транснациональных корпораций, геополитического порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральной Азии, Южной Азии, глобальной структуры власти и модели инвестиций, торговли и обмена на региональном и глобальном уровнях.
Охват ЭПШП и МШП в политических документах и средствах массовой информации неуклонно расширяется, хотя, по сути, существует мало академических подходов к этим инициативам. На сегодняшний день, помимо предоставления справочной информации, ученые КНР, со своей стороны, изучили банковские, валютные, финансовые и торговые вопросы, связанные со схемами Китая, изучили возможности сельскохозяйственного сотрудничества и попытались структурировать цели двух планов Китая , .
Помимо этого, они размышляли о проблемах, возможностях и политическом и экономическом значении ЭПШП, особенно в отношении Центральной Азии, а также Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и АСЕАН.
Зарубежные ученые проанализировали справочные материалы по инициативе ЭПШП, рассмотрели ее связь с внешнеполитической стратегией Китая, политико-экономическими институтами Азиатско-Тихоокеанского региона и стратегиями контроля над Синьцзяном, а также исследовали отношение проекта к ситуации в области энергетической безопасности Китая и морские линии связи , .
Кроме того, исследователи рассматривали значение проектов для двухсторонних китайских связей и их роль в треугольнике Китай-Россия-США и китайско-индийских взаимодействиях , .
Хотя эти исследования, безусловно, обогащает наше понимание ЭПШП, научное освещение этой инициативы до сих пор имеет некоторые ограничения. Во-первых, оно носит в основном описательный характер и избегает использования академических концепций из геополитики, анализа внешней политики и международных отношений. Фактически, многие анализы являются политическими рецептами, а не научными исследованиями.
Кроме того, в большинстве работ не проводится тщательный анализ политической экономии в рамках проекта, даже несмотря на то, что ясно, что политика и экономика будут тесно переплетены и будут оказывать политическое и экономическое воздействие на глобальные, региональные, субрегиональные, национальные и субнациональный уровень.
Действительно, Китай прямо заявил, что ЭПШП имеет политические цели. Наконец, анализ ЭПШП имеют ориентацию сверху вниз, даже несмотря на то, что такие субъекты, как государственные и частные компании, будут стремиться влиять на политику, проводимую в рамках ЭПШП и ее реализацию, а также влиять на то, что происходит на местах.
Для устранения этих недостатков и проведения анализа, который подчеркивает геополитическую природу проекта, есть смысл анализировать проект ЭПШП с точки зрения политических преимуществ, которые он способен дать Китаю.
Итак, в октябре 2013 года во время выступления в индонезийском парламенте, которое было частью его визита в различные страны Юго-Восточной Азии и участия в совещании экономических лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), президент Китая Си Цзиньпин предложил идею создания Морского Шелкового пути, хотя это был не первый случай, когда президент Си ссылался на морской шелковый путь .
Эта китайская инициатива относится к попытке возрождения древнего морскому Шелковому пути, который начинался в Фучжоу (город в провинции Фуцзянь, Китай), а затем шел в Юго-Восточную Азию через Южно-Китайское море, а затем через Малаккский пролив, Индийский океан и Средиземное море в Европу.
Хотя, по большому счету, основным конечным пунктом назначения МШП является Европа через Суэцкий канал и Средиземное море, следует отметить, что МШП также будет разветвляться в различные страны Восточной Африки, такие как Джибути, Кения, Мадагаскар, Мозамбик и Танзания. Основной задачей Морского шелкового пути является поддержка и содействие бурному росту торговли между Азией и Африкой» .
В настоящее время предусматривается, что МШП будет включать и соединяться с несколькими различными транспортными коридорами, такими как:
Китайско-Пакистанский экономический коридор;
Трансазиатская железная дорога Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций, которая соединяет Куньмин с Таиландом;
Китай-Бангкок-Лаос и Куньмин-Вьетнам-Камбоджа;
инициатива по развитию реки Меконг;
экономический коридор Китай-Индия-Бангладеш-Мьянма;
многосторонняя программа экономического сотрудничества в субрегионе Большого Меконга .
Кроме того, Китай подчеркивает, что МШП является «живой» изменчивый схемой, маршруты и инициативы могут добавляться по ходу развития .