Магистерский диплом на тему Социокультурная среда мегаполиса Санкт-Петербурга как источник духовно-нравственного развития личности старшего дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Социокультурная
среда мегаполиса как объект педагогического исследования
1.3 Духовно — нравственное развитие личности старшего
дошкольника в контексте культуры мегаполиса
Введение:
Актуальность
темы исследования. Актуальность проблемы исследования
определяется изменяющимися социальными реалиями современного образования.
Задачи модернизации дошкольного образования, необходимость его соответствия,
как потребностям личности, так и запросам общества требуют постоянного нового
осмысления процесса развития духовно-нравственного воспитания. В тоже время,
обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов в
дошкольном образовании связано с реализацией социокультурного подхода.
В
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определяется как формирование
личности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» как основной методологии ФГОС, особое внимание уделяется формированию
ценностно-смысловой компетенции личности, усвоению базовых национальных ценностей. Содержание
духовно-нравственного развития и воспитания находится в контексте этнических,
культурных, семейных ценностей, социальных традиций и рассматривается как
основа социокультурного развития личности.
Исходя
из данной позиции, задача теоретико-методологического осмысления педагогической
теории и практики в создании и использовании традиций социокультурной среды
мегаполиса в развитии духовно- нравственного воспитания старшего дошкольника
становится особо актуальным.
Сегодня
мегаполис представляет собой достаточно сложную социокультурную среду в своей инфраструктуре,
ценностям и разнообразным сферам взаимодействия. Современный
город рассматривается учеными как воздействие и взаимодействие определенных
факторов в социокультурной ситуации. В контексте городских коммуникаций
характеристика личности старшего дошкольника также может рассматриваться на
уровне социализации, как субъект социальных отношений. При этом процесс
социализации, адаптации, коррекции, реабилитации личности происходит в
многообразной социокультурной среде мегаполиса [25, с.43].
Воспитательное
значение мегаполиса изучено в многочисленных педагогических исследованиях.
Современные ученые связывают его с ценностным содержанием социокультурных
традиций (Потаповская О.М.)
В условиях современного
мегаполиса Санкт-Петербург выделяются современные концептуальные подходы к
воспитанию, такие как Программа воспитания(Петербургская концепция),
«Педагогика успеха», «Воспитание человека-созидателя» и др. Концепция
воспитания в системе образования Санкт – Петербурга «Воспитание Петербуржца 21
века», основанная на характеристиках уникального социокультурного пространства
Санкт-Петербурга. Понятие «социокультура» понимается как взаимосвязь различных культурно —
исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей.
Современный мегаполис трактуется как уникальный проект и творческая лаборатория
в рамках педагогического экспериментирования.
В
то же время, опыт использования воспитательного потенциала социокультурной среды мегаполиса как
источника духовно-нравственного развития личности старшего дошкольника в контексте современных исследований остается недостаточно
обобщенным [27, с.76].
В
социокультурной среде мегаполиса Санкт-Петербурга как источника
духовно-нравственного развития личности старшего дошкольника наблюдается процесс подчинения традиционных
социальных культур закономерностям и противоречиям общества, что часто приводит
к нарушению норм нравственности и потери духовности. Проблему исследования мы
связываем с осмыслением педагогического потенциала социокультурной среды
мегаполиса Санкт-Петербург как источника духовно-нравственного развития личности
старшего дошкольника и определением
педагогических условий и средств его реализации субъектами образования в
современном мегаполисе.
Учеными
научных школ дошкольного детства отмечаются изменения в современной детской субкультуре: исчезают
коллективные детские игры, межличностное общение и социальная коммуникация
происходит на уровне виртуального общения. Дети дошкольного возраста испытывают
трудности в общении со сверстниками и социальном миром.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что в центре
внимания исследователей находятся вопросы духовного и нравственного воспитания
детей дошкольного возраста в
общеобразовательной среде дошкольного учреждения, а проблемы организации
данного процесса в контексте социокультурной среды мегаполиса остаются
малоизученными.
В связи с
этим, можно выделить основное противоречие между необходимостью
научно-педагогического сообщества, потребностью педагогической практики и
недостаточностью теоретических и практических изысканий исследуемой проблемы [30, с.87].
Данные
сравнительных исследований в области дошкольного образования показывают, что
проблема противоречива по своему понятийному аппарату, методологии и методам
исследования. В настоящее время актуализировалась научная потребность в
педагогических обобщениях, которые отражают всеобщее и частное в процессе развития духовно-нравственной личности
посредством педагогического воздействия социокультурной среды мегаполиса
Санкт-Петербург.
Поиск
способов разрешения выявленной проблемы и противоречий обусловил выбор темы
данного исследования —
Социокультурная среда мегаполиса Санкт-Петербург как источник
духовно-нравственного развития личности старшего дошкольника.
Заключение:
В
исследовании были поставлены задачи,
решение которых позволило нам раскрыть сущность и содержание понятия
«духовно-нравственное развитие старшего дошкольника»; выявлены основные
затруднения педагогов дошкольных учреждений в организации модели
духовно-нравственного воспитания; разработана социокультурная модель процесса
духовно-нравственного воспитания; выявлены, теоретически и экспериментально
обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность духовно-нравственного
воспитания старших дошкольников в учреждениях
дошкольного образования.
В первой главе дано понятие педагогического потенциала
социокультурной среды, выявлены ее основные характеристики воспроизведения
ценностей и смыслов в культурно — образовательных учреждениях, предложена
структура и характеристики социокультурной среды современного мегаполиса.
Как показывает анализ
городского пространства, современных программ старший дошкольник в мегаполисе
включен в огромное количество социокультурных связей и событий. В последние
десятилетия в условиях постоянного роста мегаполиса, процесса становления
городского пространства как фактора трансформации личности старшего
дошкольника социокультурные
характеристики являются основой в возможной трансформации старшего дошкольника.
Вторая
глава раскрывает особенности социокультурной среды
мегаполиса Санкт — Петербург как основы создания модели духовно-нравственного
развития личности старшего дошкольника, сущность, структуру и содержание
социокультурной модели духовно-нравственного
развития личности старшего дошкольника в условиях мегаполиса в
интеграции современных программ дошкольного образования в их современной
социокультурной традиции.
Проведенная
теоретическая и практическая работа по изучению предмета нашего исследования
позволила прийти к следующим выводам:
1.
Основным элементом педагогического потенциала в развитии духовно-нравственного
развития старшего дошкольника является социокультурная среда мегаполиса. Среда
современного мегаполиса является ресурсом, структурирующим социокультурную
сферу возможностей духовно-нравственного развития субъектов образования.
Проведенное
исследование подтверждает положения выдвинутой гипотезы: развитие у
дошкольников культурно-ценностного отношения к городу как социокультурному
пространству может успешно решаться при соблюдении следующих условий:
• осознания
педагогами социокультурной среды как духовно-нравственной ценности;
• наполнения
содержания дошкольного образования нравственными, культурно-познавательными, эстетическими,
гуманистическими ценностями искусства, архитектуры современного города;
•
разнообразия форм организации познавательной деятельности в пространстве
города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т.д.
Контрольный
этап эксперимента показал динамику в развитии у детей старшего дошкольного
возраста ценностного отношения к родному городу. Произошли качественные
изменения в поведении и деятельности испытуемых: дошкольники стремились искать
новую информацию о городе, проявляли постоянный и устойчивый к познанию
ценностей города и мира; Проведенная нами экспериментальная работа показала
значимость внедрения результатов исследования в практику работы дошкольных
образовательных учреждений и обозначила перспективы дальнейшей работы:
разработка содержания программы по ознакомлению детей младшего дошкольного
возраста с родным городом, поиск педагогических средств и форм работы с
родителями в направлении развития у дошкольников духовно- нравственных качеств
личности.
Материалы
контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы.
Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили
правильность выдвинутой гипотезы и правомерность основных положений.
Результаты
проведенного исследования свидетельствуют о том, что эффективное развитие
духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в социокультурной среде
Санкт-Петербурга осуществляется при соблюдении комплекса педагогических
условий.
Ознакомление
детей с историко-культурными функциями города; реализация поэтапной
педагогической модели в среде Санкт-Петербурга и творческое отражение в
разнообразных видах детской деятельности; конструирование детской
социокультурной среды, стимулирующей интерес дошкольников к Санкт-Петербургу;
эмоционально-познавательное отношение
старших дошкольников к социокультурной среде мегаполиса. Данные педагогические
условия доказали правомерность нашей гипотезы и подтвердили эффективность
рассмотренной модели в интеграции программ культурологического содержания
современного мегаполиса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА КАК ФАКТОРА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
1.1
Социокультурная среда мегаполиса как объект педагогического исследования
В данной главе нам
необходимо рассмотреть понятие «мегаполис» как социокультурное явление, как
обьект социокультурологического исследования, как феномен урбанизации.
Город как мегаполис
представляет собой социально-пространственную форму существования общества, его
социально организованную среду жизни как определенную социальную общность. Мы
понимаем город как такую социальную общность и совокупность проживающих в ней
людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие группы
взаимодействия, принадлежим к определенным социальным организациям и институтам
[3,с.54].
Как известно, городское
пространство является ведущей организационной формой поселений. Познание,
изучение города позволяет проследить его развитие, сущность и закономерности
функционирования культуры как системы. Изменения в структуре городской среды,
такие как Социальные, культурные
изменения находят свое отражение в городе в виде нематериальных
составляющих – его геокультурный образ. В то же время город и его жители
являются активной движущей силой, которая и инициирует, мотивирует данные
изменения. Город фокусирует пересечения субъективных и объективных структур
жизнедеятельности человека. Город выступает репрезентацией человеческого бытия.
Человек пытается понять пространство, среду проживания в своем социокультурном
развити.
Город – многообразная
социальная и культурная среда, фактор социализации и инкультурации человека,
развития интеллектуальных, ментальных, духовных способностей.
Социально-территориальная общность города определяет его социокультурную
ситуацию с особенностями, определенными городской средой, социальным миром,
включающим в себя духовные условия развития и деятельности людей, вовлеченных в
общественные процессы [50,с.54].
Социокультурная среда во
многом определяет основные потребности городского населения. Например,
социальные потребности в плане общения и культурные в сфере образования,
духовного развития. Для раскрытия сущности социокультурной среды города, ученые
анализируют ее составляющие: пространственно-архитектурная, рекреационные
объекты, культурная политика, системы культуры и образования.
В этой связи нам
представляется актуальным проанализировать основные исследовательские позиции,
позволяющие определить специфику городского пространства в социокультурном
контексте [11,с.74].
Культурно-образовательное
пространство города подробно анализируется исследователем Р.Ю.Порозовым. Им
рассмотрены теоретические и методологические проблемы функционирования города
как сегмента культурного пространства, а также предложена методика анализа
проекций культурного пространства города, описан культурный и образовательный
потенциал современного мегаполиса.
Вслед за Р.Ю. Порозовым,
мы рассматриваем город как культурно-образовательное пространство, основная
функция которого – воздействие на человека. Нас, прежде всего, интересует город
в его социокультурной интерпретации, несущий новые смыслы, ценности,
нравственные убеждения, социокультурный опыт. Следует заметить, что
культурно-образовательный потенциал городского пространства не учитываетсяв
большинством исследователей данной темы [7,с.64].
Социокультурное
пространство, среда мегаполиса, их
влияние на мировоззрения, ценности и образ жизни рассматривается исследователем
Захаровой В.И. как несущих культурно — образовательный потенциал и
обусловливающих социализацию и инкультурацию человека.
Анализируя
культурно-образовательного потенциал современной городской среды в контексте
социализации, инкультурации личности, автор в данной трактовке предполагает
проанализировать социокультурную традицию в изучении городского пространства
как теоретико-методологический аспект, исследовать особенности городской
пространственности как социокультурный аспект, а также выявить его
культурно-образовательные факторы как культурно — антропологический аспект [23,с.76].
В работе выявляется
актуальный вопрос о влиянии мегаполиса и
его социокультурного пространства на мировоззрение и ценности личности. Для
объяснения феномена социокультурного пространства города автором анализируются
основные подходы к его изучению (средовой, социологический, антропологический,
семиотический, ландшафтный).
Представляется важным
изучение пространства, в котором осуществляется социальное и культурное
взаимодействие индивидов мегаполиса. Городское пространство трактуется как
социокультурный комплекс, исследуемый представителями различных научных
направлений. Городское пространство понимается как сообщество людей, социальных
общностей в их взаимодействии и отношении к
социальному окружению [23,с.54].
Российский и американский
социолог П.А.Сорокин, анализируя социальное пространство, писал, что
взаимодействие индивидов в рамках такого
пространства основано на триаде значение – ценность – норма, что образует социокультурный мир, надстраиваемый
над миром физической реальности.