Магистерский диплом на тему Социальная реабилитация детей-инвалидов: теория, технологии, практика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ 8
1.1 Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами 8
1.2 Этапы развития социальной работы с детьми – инвалидами в РФ 14
1.3 Зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ 21
2.1 Социально-правовой статус детей-инвалидов в Российской Федерации и за рубежом 21
2.2 Основные направления социально работы с детьми – инвалидами 27
2.3. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов 49
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА 65
3.1. Практическое использование современных технологий в учреждениях социальной реабилитации 65
3.2. Исследование социальной реабилитации индивидуального клиента на предмет качества социальной реабилитации 70
3.3. Рекомендации по улучшению качества социальной реабилитации детей-инвалидов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 100
Введение:
Актуальность темы исследования. Во все периоды исторического развития детская инвалидность являлась предметом пристального рассмотрения, однако, констатировались принципиально различные подходы к данному феномену и различные решения детской инвалидности как проблемы прежде всего социального характера. Начиная с последнего десятилетия XX века и по сегодняшний день во всем мире наметился мощный процесс гуманизации общественных отношений, что определило новые подходы в социальной реабилитации детей-инвалидов. Произошедшие изменения в политической, экономической, нравственной, религиозной, духовной жизни общества, новые достижения в науке и здравоохранении позволили обратить повышенное внимание к проблемам и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще совсем недавно эти дети были исключены из активной общественной жизни, часто их жизнь проходила в рамках системы закрытых специализированных учреждений или ограничивалась взаимодействием с членами своей семьи и небольшого количества социальных и медицинских специалистов. Такие условия не позволяли детям с ОВЗ в полной мере реализовать свое право на образование, проведение досуга, воспитание, ограничивали возможность получения разнообразных услуг в сфере обслуживания.
Современная социальная политика направлена на создание оптимальных условий для интеграции детей-инвалидов в жизнь общества и активное их участие в ней. Весомым является приоритет в предоставлении равных возможностей для обучения, социального обслуживания, получения всей необходимой информации и дальнейшего трудоустройства в соответствии с навыками и возможностями детей с ОВЗ.
В современном обществе идет процесс переосмысления привычных, ригидных установок и взглядов в отношении детей-инвалидов, расширяются возможности социальной реабилитации детей с ОВЗ и членов их семей в оптимальную социальную среду. На сегодняшний день важнейшим является преодоление закрытости, инертности, социальной пассивности детей-инвалидов и их семей. Необходимость социального проявления и открытости обществу во многом будет способствовать развитию способностей детей-инвалидов, удовлетворять их духовные потребности, что позволит укрепиться их уверенности в себе и их общественной значимости.
Актуальность работы социальных служб направлена в сторону выравнивания возможностей детей-инвалидов в их социальной активности. На этом пути большую помощь могут оказать родители и ближайшее окружение таких детей. Работа специалистов социальных служб направлена, также, на подключение родителей к процессу интеграции детей в социум, что способствует безболезненному и планомерному включению детей с ОВЗ в деятельность общества [8, с.98].
Во всем мире продолжает расти число детей-инвалидов. Причины этого явления различны: социально-бытовые проблемы молодых семей, нездоровье молодых родителей, наркомания, токсикомания, алкоголизм родителей. профессиональные вредности, плохая экологическая обстановка, неэффективная дородовая диагностика плода, неправильное ведение родов, неадекватность послеродовой реабилитации и т.д. Поэтому созданная система по реабилитации детей-инвалидов направлена на обеспечение условий, в которых такие дети смогут жить максимально полноценно с учетом их ограничений и возможностей. Необходимость социальной реабилитации детей-инвалидов имеет в себе экономическое, политическое, социальное и морально-этическое значение, т.к. решение этой задачи приводит к сокращению затрат общественного труда на обслуживание детей-инвалидов, к повышению производительности труда членов семей детей с ОВЗ.
В условиях интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ со здоровыми сокращаются затраты, необходимые для обеспечения специального обучения, в том числе дорогостоящего домашнего обучения. Включение детей-инвалидов в деятельность, которая соответствует их возрасту, снижает количество психосоматических заболеваний и различных по тяжести невротических реакций у них, что уменьшает затраты на их лечение. Адаптированные в социуме молодые люди в дальнейшем будут более успешны в решении вопроса своего трудоустройства [34, с.56].
Таким образом, проблема данного исследования определяется в интеграции детей-инвалидов в современное общественное пространство.
Степень изученности темы исследования. В представленной нами дипломной работе теоретическими основами являются труды следующих исследователей: Н.Ф. Басов [7], А.Р. Ахмеева [3], В.И. Курбатов [32], И.М. Бобла [9], Н.М. Платонова [53], К.В. Михеева, С.Н. Белясов [41] и другие.
Объект исследования: социальная реабилитация детей-инвалидов.
Предмет исследования: практика социальной реабилитации.
Цель исследования: на примере кейс-стади составить программу реабилитации.
Исходя из поставленной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:
— представить историю развития социальной работы с детьми-инвалидами;
— рассмотреть современную практику социальной работы с детьми-инвалидами;
— дать анализ применения современных технологий социальной реабилитации ребенка с инвалидностью.
Методы исследования: кейс-стади.
Методологическая основа исследования. В данном исследовании были использованы следующие общенаучные (теоретические) методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Практические методы исследования: сущностный метод, метод формализации, метод исторического обозрения, метод систематизации.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования ориентирована на совершенствование форм, технологий и методов социальной работы с детьми-инвалидами в современных специализированных и общеобразовательных учреждениях благодаря особенностям социальной работы с детьми-инвалидами.
Практическая значимость заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение ряда проблем, существующих сегодня в социальной работе с детьми-инвалидами на основании выявленных исторических и современных особенностей социальной работы. Это необходимо для повышения эффективности данной работы.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
Нами было выделено три историко-теоретических подхода к оказанию помощи детям-инвалидам, которые характерны для всего мирового сообщества, но со своими специфическими особенностями. Помощь детям-инвалидам осуществлялась по линии изоляция-гиперопека-интеграция, и это представляется возможным оценивать как эволюционный процесс во взаимодействии с детьми, которые имеют особые социальные потребности, а современный подход к оказанию помощи детям-инвалидам является наиболее гуманным с этической и практико-жизненной точки зрения. Этапы развития социальной работы с детьми-инвалидами, которые были выделены нами в процессе теоретического исследования, позволили обратить внимание на плавность процессов и на соответствующий постепенный переход к конструктивному характеру с учетом индивидуальных потребностей детей-инвалидов. Тенденции, по которым происходит российское оформление системы социальной работы с детьми-инвалидами и американской работы, являются схожими. Это позволяет говорить о том, что характер развития системы социальной работы с детьми-инвалидами представляется как общемировой, ориентирующийся на индивидуальные потребности детей с особенностями физического или умственного развития, на гуманизацию в сфере социальной работы с детьми-инвалидами.
Социально-правовой статус детей-инвалидов имеет преимущественный характер, поскольку такие дети всесторонне обезопашиваются от возможных посягательств на их личность. В целом, получив статус «ребенка-инвалида» дети приобретают различные льготы, которые служат моральной компенсацией за те неудобства и лишения, с которыми вынужден сосуществовать каждый ребенок-инвалид. Направления социальной работы с детьми-инвалидами в настоящее время достаточно обширны, поскольку они качаются всей социальной сферы ребенка и его семьи.
Интеграция ребенка-инвалида в общество требует комплекса мер, которые позволят более безболезненно и более просто войти в социальную действительность, максимально не испытывая каких-либо трудностей, это и есть основа всех направлений социальной работы с детьми-инвалидами. Что инновации в социальной работе с детьми-инвалидами сегодня представляют собой передовые технологические приемы, которые ориентированы на более гармоничный и современный процесс интеграции детей-инвалидов в современное общество и его информационно-коммуникативное пространство.
У детей-инвалидов сегодня существует большое количество социально-правовых гарантий, однако все они разрознены по документам и нормативно-правовым актам, что не делает их целостными. Кроме того, направления социальной работы сегодня достаточно широкие, что дает возможность работать в разных направлениях, в том числе и в инновационных, то есть новаторских. Инновации в социальной работе сегодня – это гарантия успешности социализации детей-инвалидов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ
1.1 Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами
Обучение и общая помощь детям с инвалидностью была актуальна во все времена. Первоначально детям-инвалидам оказывалась помощь при монастырях, в школах, в приютах, воспитательных домах. Дети с инвалидностью сегодня – это дети, у которых имеются физические или интеллектуальные нарушения и ограничения, мешающие вести активный образ жизни наравне с детьми, которые развиваются в норме.
Исследованием историографического аспекта взаимодействия с детьми-инвалидами достаточно активно занималась И.М. Бобла [9, с.178]. Так, из данных исследований, которые были проведены этим автором, следует то, что предпосылки социальной помощи детям-инвалидам были замечены еще в IX-XIII веках и представлялись как благотворительные меры. Но такая помощь имела узконаправленный характер, поскольку предназначалась для детей, оставшихся сиротами, в то время как дети с современным определением понятия инвалидности, а в то время просто глухонемые, незрячие, слабоумные и так далее воспитывались в семьях, часто существуя на подаяния.
Интересно обратить внимание на то, что во второй половине XX века системный характер помощи детям-инвалидам не был сформулирован до конца. В последние же годы общественные организации в значительно большей мере стали уделять внимание именно этому направлению, и из этого следует, что современное отношение к детской инвалидности ориентируется на гуманную помощь и социальную интеграцию. В частности, активно открываются специальные приюты, школы для детей-инвалидов, училища.
Но самым интересным является в современное время вопрос интеграции детей-инвалидов в общество детей, которые имеют нормативное физическое и умственное развитие.
Однако, следует все же уделить внимание историческому аспекту оказания помощи детям-инвалидам, поскольку это даст понимание общей картины и тенденций, которые сформировались на сегодняшний момент.
Как полагал исследователь А.Д. Григорьев, наиболее весомую роль в помощи к детям со слепотой и плохим слухом оказывало Мариинское попечительство (имени императрицы Марии Александровны). Данное попечительство осуществляло свою деятельность непосредственно на территории Российской империи, начиная с 1881 года. Одной из наиболее выдающихся заслуг представленного учреждения можно назвать факт того, что именно его силами были описаны дети-инвалиды (в современном понимании) со всей империи. В частности, переписывались слабовидящие и слепые.
По количеству таких детей стало ясно, что масштабы проблемы обуславливают внедрение целенаправленных методов работы с ними. В соответствии с этим появились первые школы, приюты и даже училища для слабовидящих и слепых детей. Кроме того, печатные материалы для слепых, по методике Брайля, также стали популярным средством целенаправленной работы с детьми-инвалидами. Профориентационное направление в тот исторический период развития общества и взаимодействия общества с детьми-инвалидами являлось непосредственно значимым. Поэтому ему в процессе образования отводилась одна из преимущественных ролей [69, с.55].
Интересен для нашего исследования белорусский опыт. На данной территории функционировало с достаточно устойчивым успехом определенное количество специальных учреждений, в которых обучались слабослышащие или полностью глухие дети.
Первым из учреждений такого типа следует упомянуть школу в Вильно, которая была открыта в 1823 году К. Маклаховцом.
И на данном этапе за рубежом уже имелся определенный опыт работы и в целом взаимодействия с такими детьми. К примеру, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты для детей с глухонемотой.
Но функционирование таких учреждений априори – это изоляция детей с патологией, это отсутствие их адаптации к взрослой самостоятельной жизни в условиях свободы. Кроме того, вид инвалидности, тип недуга не смешивались между собой: дети отсеивались строго по признаку инвалидности. Несмотря на вероятную актуальность такого решения в той современности, в настоящее время такие действия не кажутся оправданными. Исходя из этого следует сделать предположение о том, что изоляция в актуальный период – это требование общества в тех реалиях, которые являются совершенно отличными от реалий современного мира.
Интересно представить активную профильную деятельность в 1888 году частного Минского училища для детей с такими патологиями физиологического характера как глухонемота и заикание, которые проживали в еврейских семьях. Характерным направлением обучения в представленном учреждении являлось полиязыковое обучение, производимое на двух языках: на еврейском и непосредственно русском. В 1898 году Попечительство глухонемых финансово помогали семьям детей-инвалидов. Более того, они организовывали многочисленные приюты для тех семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации [87, с.27].
Соответственно, принятие подобных мер позволяло оказывать целенаправленную социальную и педагогическую поддержку не только непосредственно детям-инвалидам, но и семьям, в которых они воспитывались.
Необходимо акцентировать внимание на том, что методологический подход к социализации детей-инвалидов отсутствовал вплоть до 1917 года. Причины того складывались социальные: устройство власти и общества в целом. А именно, помощь ребенку с особенностями в развитии в имперский период времени сводилась непосредственно к изоляции детей в специализированных школах и училищах.
Далее следует выделить время, когда постепенно стало приходить осознание о том, то детям-инвалидам необходимо давать возможность качественно жить, адаптировано к реалиям жизни.