Бухгалтерский учет, анализ и аудит Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Социальная отчетность, как новое явление в отечественной бухгалтерской отчетности и способ информирования общества о результатах экономической, экологической и социальной деятельности организации (на примере ПАО «АЭРОФЛОТ — РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ – ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Сущность, значение, цели и задачи социальной отечности организации 6
1.2 Тенденции развития социальной отчетности российских компаний  9
1.3 Нормативное регулирование, принципы и порядок формирования социальной отчетности организации 13
Выводы по I главе 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЁТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ ПАО «АЭРОФЛОТ – РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Исследование состава и порядка формирования социальной отчетности на предприятии 27
2.3 Проблемы формирования социальной отчетности на предприятии 37
Выводы по II главе 39
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «АЭРОФЛОТ – РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ» 41
3.1 Направления совершенствования формирования социальной отчетности на предприятии 41
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 55
Выводы по III главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловливается несколькими причинами, во-первых, многие эксперты отмечают снижение полезности финансовой информации. Это связано с тем, что традиционные финансовые показатели демонстрируют лишь текущее состояние дел хозяйствующих субъектов, не отображая при этом условия внешней среды, в отличие от нефинансовых показателей, отражающих социально-экономические процессы, в которые вовлечены организации. Во-вторых, для российской практики составления и представления социальной отчетности характерно отсутствие единой методологии. Предварительный анализ социальных отчетов показал, что организации абсолютно по-разному понимают и реализуют содержание отчетности, и то, что одной компанией понимается как социальный отчет (например, социальный отчет ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания»), в другой компании является элементами отчета в области устойчивого развития (например, ПАО «ГМК «Норильский никель»). Более того, социальная отчетность сейчас – это прерогатива крупных организаций, а информация о социальной деятельности среднего и мелкого бизнеса представлена разрозненно и скудно. В-третьих, нужно признать отсутствие популяризации социальной отчетности, малую информированность населения о подобной форме отчетности организаций и отсутствие обратной связи: компания – социальная деятельность – население. В настоящий момент социальная отчетность составляется лишь по усмотрению организации в достаточно произвольной форме и может отражать лишь часть основных социальных проблем с раскрытием отдельной тематики, зачастую без отображения динамики деятельности компании по раскрываемой проблеме.
В настоящее время остаются нерешенными проблемы формата и законодательных основ формирования показателей социальной отчетности. В связи с этим выработка терминологического аппарата, единого подхода к определению структуры социального отчета, минимального набора показателей, взаимосвязи между различными видами внутренних (управленческих) отчетов и социальной отчетностью являются важнейшими задачами учетно-экономических служб организации.
Изучению проблем составления социальной отчетности, вопросам ее структуры посвящены работы многих ученых, среди которых можно выделить Бондаренко С., Воробей В., Евтушенко В., Карагода В., Колот А., Проданчука М. и др.
Несмотря на то, что термин «социальная отчетность» в экономической литературе используется достаточно часто, единого мнения у ученых по поводу ее сущности нет. Также следует отметить, что ученые расходятся во мнении, что конкретно должно быть отражено в такой отчетности.
Цель исследования – предложить направления совершенствования методики составления и содержания социальной отчетности для более полного информирования общества о результатах экономической, экологической и социальной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, значение, цели и задачи социальной отчетности организации.
2. Исследовать тенденции развития социальной отчетности российских компаний.
3. Проанализировать нормативное регулирование, принципы и порядок формирования

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.
В настоящее время большую актуальность приобрели вопросы формирования компаниями социальной отчетности. Предприятия проявляют все больший интерес к их способности вести социально ответственную деятельность, поскольку она предполагает обеспечение социальной защиты населения, а также решение глобальных экологических проблем. В целях обоснования того, что зарождение социальной отчетности связано с социальной ответственностью, в данном параграфе мы исследовали эволюцию социальной ответственности в зарубежных странах и России.
Социальная отчетность — это публичное доказательство эффективного управления репутацией и ответственной конкуренции.
В социальной отчетности отражается информация о финансовых и нефинансовых результатах деятельности компаний. В этой связи, социальная отчетность с одной стороны должна соответствовать качественным характеристикам финансовой отчетности (которые определены международными стандартами), а с другой стороны соответствовать специфическим качественным характеристикам.
Раскрытие показателей финансового характера в социальной отчетности происходит одновременно с представлением нефинансовой информации, следовательно, возникает необходимость в определении ряда специфических качественных характеристик, которым должна соответствовать информация в социальной отчетности.
Преимущества, которые получают организации от реализации мероприятий в области социальной политики, состоят в следующем: развитие связей с заинтересованными сторонами (предотвращение возможных обвинений, претензий, общественных волнений и социальных конфликтов); уменьшение долгосрочных рисков – снижение стоимости заемного капитала, получение репутационных выгод, увеличение доверия к компании со стороны контрагентов; повышение эффективности деятельности компании; укрепление авторитета; улучшение качества управления бизнесом; снижение рисков конъюнктурных или стратегических ошибок; повышение конкурентоспособности среди других работодателей в отношении дефицитных квалифицированных трудовых ресурсов.
Исследование показало, что в настоящее время в России на государственном уровне предпринимаются значительные меры по развитию нормативной базы формирования социальной отчетности корпораций. В 2017 году была утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации, за воплощение которого отвечают, прежде всего, Минэкономразвития и Минфин России. Согласно данному факту, к 2021–2022 годам свыше тысячи компаний должны будут опубликовать социальную отчетность. Вместе с тем, хоть на законодательном уровне и создается база для дальнейшего развития отчетности, однако все еще существует множество нерешенных проблем, некоторые законопроекты находятся на стадии обсуждения, другие на стадии разработки.
ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» является крупнейшей российской авиакомпанией. Анализ показал, что в организации выручка от реализации за 2019 год возросла на 9,33% (за три года рост составил 23,53%), при этом себестоимость увеличилась на 8,66% (за три года рост составил 35,65%). За весь анализируемый период организация имела убыток от продаж, причем сумма убытка за 2018 год снизилась на 1817 тыс. руб. В организации пассажиропоток с каждым годом возрастает, при этом пассажирооборот увеличивается большими темпами (на 9,1% за 2019 год). Но вместе с тем, занятость пассажирских кресел за последние 2 года снижается. Положительным моментом является рост количество совершенных рейсов на 11,7% в 2018 году и на 8,4% в 2019 году.
ПАО «Аэрофлот» составляет социальную отчетность каждый год под названием «Годовой отчет». В данном отчете компания представляет информацию о своей деятельности в течение определенного года. Отчет предприятие публикует на своем сайте в двух форматах: электронном и интерактивном.
Исследуемый в работе годовой отчет ПАО «Аэрофлот» сформировал на основе данных управленческого учета и консолидированной финансовой отчетности компании за 2018 год, которая была составлена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Информация о деятельности в области устойчивого развития подготовлена в организации с использованием руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI.
Годовой отчет ПАО «Аэрофлот» имеет несколько глав и подразделов, и включает в себя 362 страницы информации.
ПАО «Аэрофлот» в своей социальной отчетности не отражает такие важные моменты, как: философию организации; организационную структуру; причины текучести кадров; суммы затрат на обучение персонала, подготовки и переподготовки кадров; данные финансовой устойчивости предприятия и ликвидности его баланса; причины и расходы на ремонт самолетов; случаи вынужденной посадки самолетов и их последствия.
В ходе исследования была определена необходимость развития и совершенствования системы нефинансовой отчетности, которая позволяет отражать вклад бизнеса в общественное развитие, делая этот вклад достоянием общества и способствовать тем самым повышению его доверия к бизнесу. В мире интегрированная отчётность развивается медленными темпами, но компании продолжают стратегически использовать нефинансовую информацию в своих годовых отчётах. Поэтому важно грамотно составлять социальную отчетность, раскрывая самые важные показатели, не дублируя их в разных разделах отчетности. Здесь необходимо отметить важность проведения обучения персонала, который занимается непосредственно составлением корпоративной социальной отчетности.
В ходе исследования был разработан Стандарт составления и представления социальной отчетности, адаптированный к российской практике бизнеса. В Стандарте указано, какие результаты деятельности должны раскрываться предприятиями. Стандарт учитывает наилучшие подходы к подготовке социальных отчетов, присущие российской практике бизнеса и направлен на удовлетворение разумных ожиданий стейкхолдеров.
Для грамотного составления социальной отчетности, ПАО «Аэрофлот» было предложено провести обучение соответствующих сотрудников и каждый год отправлять их на повышение квалификации кадров. Расходы на обучение составят 399,6 тыс. руб., при этом повысится производительность труда на 7,7%. Составленная социальная отчетность по разработанному стандарту позволит ПАО «Аэрофлот» привлечь новых бизнес-партнеров, что приведет к росту выручки на 0,9% или на 4867 млн. руб., а чистая прибыль увеличится на 48 млн. руб.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ – ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1 Сущность, значение, цели и задачи социальной отечности организации

Построение социально-ориентированной экономики не может происходить без учета, как общественных интересов, так и интересов заинтересованных сторон хозяйствующих субъектов. Все это подчеркивает необходимость формирования достоверной информации, которая способна в полной мере удовлетворить информационные потребности общества и может быть получена не только из финансовой отчетности, но и социальной.
Социальная отчетность позволяет демонстрировать результаты не только проводимых компанией благотворительных и спонсорских программ, но и любых других социально значимых сторон ее деятельности, которые способствуют улучшению взаимоотношений с потребителями, государственными органами, контрагентами, банками и другими заинтересованными сторонами.
Самусенко С.А. под социальной отчетностью понимают документально оформленную совокупность данных коммерческой организации, отражающих среду существования компании, принципы и методы сотрудничества с группами влияния, результаты деятельности компании в экономической, социальной, экологической сфере жизни общества1.
Прядкина Е.А. отмечает, что «социальная или нефинансовая отчетность – это отчеты компаний, включающие информацию не только о результатах финансово-экономической деятельности (прибыль, дивиденды, инвестиции, компенсации сотрудникам, репутация и т.д.), но и социальных (здравоохранение и безопасность, трудовые отношения, этика бизнеса, взаимоотношения с коренными народами и т.д.) и экологических (используемая энергия, выбросы углерода, использования земли и экосистем, техногенные аварии, соответствие или несоответствие экологическому законодательству и т.д.) показатели»2.
Калакуток Б.А. указывает, что «социальный отчет предприятия – это не просто свод количественных и качественных показателей его общественной деятельности, а сложная система информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы предприятия, но и любые другие социально значимые аспекты его деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самого предприятия, потребителей его продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или любых других связанных с ним групп общества»3.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы